В какой стране самый доступный бензин? и это не россия
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

В какой стране самый доступный бензин? и это не россия

Абсурд страны-бензоколонки: Европа зальет Россию бензином по 28 рублей

Пустит ли правительство Мишустина в страну дешевое топливо?

На российских заправках может появиться бензин из Европы. О качестве говорить не станем, но в ценовом отношении — он куда привлекательнее отечественного. Настолько, что можно отдельные от других марок колонки устанавливать — «Из Европы». И не надо будет рассказывать про присадки и прочие чудодейственные свойства, которыми якобы насыщены премиальные марки российского бензина. Все эти преимущества померкнут на фоне цены зарубежного топлива.

О такой перспективе сообщило агентство Reuters, подкрепив свой прогноз расчетами: евротопливо стало настолько дешевле отечественного, что с учетом ввозной пошлины в 5%, текущего курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ будет стоить 37 тыс. руб. за тонну.

Но это не все. Если в среднем вес одного литра бензина А-95 составляет 0,750 кг, то цена литра бензина, легально привезенного из Европы, будет стоить около 28 рублей.

Просто фантастика какая-то!

Однако, расчеты вполне реальные — так уж легли ценовые фишки: на мировом рынке топлива стоимость бензина резко снизилась, а на российском — происходит все наоборот.

Европа, обездвиженная пандемией, снижает цены на топливо, а в России, где по той же причине резко снизился трафик автопоездок, цены потихоньку — в пределах инфляции, как успокаивает Федеральная антимонопольная служба — но все же лезут вверх, а кроме того, владельцы автозаправок предупредили о грядущем повышении цен. И не в пределах инфляции.

Это всех весьма обескуражило. В нашей стране, конечно, давно стал дурной традицией такой парадокс, когда населению остается только каждый раз вопрошать: «А почему когда в мире нефть в цене падает, то у нас бензин продолжает дорожать?». Но это в обычных условиях, когда до серьезных протестов не доходит. Однако в период финансово-экономического кризиса и пандемии власти решили не испытывать народное терпение: 25 марта Генпрокуратура РФ дала поручение ФАС дать правовую оценку обоснованности увеличения цен на бензин и дизельное топливо и пригрозила нарушителям антимонопольного законодательства прокурорскими проверками.

То есть, в нашей нефтедобывающей и бензинопроизводящей стране о снижении цен на топливо нет смысла и помышлять: прокурорам и так приходится изрядно вспотеть, чтобы хотя бы загнать рост цен на топливо в инфляционные рамки. Это теперь вроде как рамки ценового приличия.

Но относительно дешевое импортное топливо может разрушить эту идиллию королей российских бензоколонок. Как предупреждает газета «Коммерсантъ», еще более опасным для российского рынка станет возможный импорт из Белоруссии, после того как тамошние НПЗ будут загружены российской беспошлинной нефтью. В российских нефтекомпаниях и в Минэнерго это пока предпочитают никак не комментировать.

А какие тут могут быть комментарии, если и так понятно, что бензин из Европы в нашу страну просто не пустят. Это же обрушит всю систему, которая вот уже многие годы устраивает и российское правительство, и нефтедобывающие компании, и нефтепереработчиков, и владельцев АЗС.

Но от недорогого европейского бензина можно отбиться заградительными мерами, вплоть до эмбарго. И обосновать, как, например, расширение ответных российских санкций, скажем, на продление европейских санкций.

Но вот с братской Белоруссией такого не замутить. Президент Александр Лукашенко сразу и про Союзное государство, и про партнерство по ЕАЭС вспомнит, про обязательства обеспечивать свободное передвижение товаров в рамках этих союзов. И придется позволить россиянам покупать белорусский бензин, произведенный из российской же нефти.

Хотя, например, Казахстан в такой ситуации не смутили ни братские узы, ни партнерство по ЕАЭС. 31 марта власти Казахстана ввели временный запрет на ввоз в республику бензинов, дизельного и авиационного топлива из России. Республиканское Минэнерго объясняет эти меры снижением потребления нефтепродуктов на своем внутреннем рынке из-за вспышки коронавируса и ростом запасов топлива на нефтебазах республики.

В общем, ситуация складывается парадоксальная. Эксперты в один голос объясняют ее тем, что в нашей стране действует демпферный механизм, который позволяет нефтяным компаниям получать компенсацию из бюджета, в случае, если продажи бензина на внешнем рынке выгоднее продаж на внутреннем. Этот механизм сглаживает влияние колебаний цены на нефть на стоимость топлива на отечественном рынке: при высоких ценах на нефть бюджет компенсирует нефтяникам потери от продажи топлива внутри страны по сравнению с экспортом, а при низких ценах наоборот, больше отчислений от доходов нефтянников поступает в бюджет.

Это, как уже сообщала «СП» не мешает продавцам топлива еще и утверждать, что цены на бензин в стране занижены, мол, регулятор в лице государства развернуться как следует не дает, сдерживает.

«Если бы у нас не было подобной регулировки, установился бы экспортный паритет и цена за литр бензина была бы выше. Регуляторы постоянно мониторят ситуацию, оказывают воздействие на рынок, и цена из-за этого у нас занижена, несмотря на то, что налоговая нагрузка высокая», —заявил в комментариях Nation News руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

В общем, богатые тоже плачут. Хотя обычный гражданин, конечно же, скажет: ну куда же вам еще цены выше, при таких-то «протечках» — сделанный из российской нефти за рубежом бензин более конкурентен и рвется на отечественные автозаправки. Но, понятное дело, сюда недорогое топливо официально не пустят. Разве что, как в 90-е, канистрами его завозить.

Топ-10 стран с самым дешевым бензином в мире

Самый дешевый бензин в мире продается в Венесуэле, где стоимость литра топлива значительно дешевле бутилированной воды. Об этом позволяет говорить исследование экспертов, которые охватили более 60 стран, показав среднюю цену за литр 95-го бензина в 2019 году.

В рейтинг вошли топ-10 стран с самым дешевым бензином в мире. Стоимость нефтяного продукта указана в долларах США.

10. Индонезия | Цена 1 литра 0,73 $

Индонезия открывает десятку стран с самым дешевым бензином в мире. Стоимость литра горючего составляет в государстве 0,73 долларов. Основу экономики Индонезии составляют добыча и переработка нефти и газа, что и сыграло определенную роль в установке цен на топливо.

9. Россия | Цена 1 литра 0,72 $

Россия, как показывает статистика, продает не самый дорогой бензин в мире. Стоимость за литр АИ 95-го в среднем составляет 0,72 долларов. В России, в отличие от большинства европейских стран динамика бензиновых цен традиционно идет вразрез с динамикой цены нефти. За год стоимость топлива увеличилась почти на 5% что, впрочем, не помешало государству занять второе место среди стран Европы по ценам на бензин.

Как следует из результатов рейтинга, по состоянию на начало 2019 года вместе с другими государствами Таможенного союза, топливо в России остается самым дешевым в европейской части света. Но, учитывая доходы населения, бензин в России наименее доступный в Европе. По уровню доступности горючего Россия стоит на 33 месте. Литр топлива обходится в 2,35% среднего дохода в день, который, по данным агентства, составляет 1386 рублей. В год россиянин в среднем тратит на бензин 2,41% своей зарплаты, это один из самых высоких показателей в мире.

8. Пакистан | Цена 1 литра 0,71 $

Пакистан — одна из самых дешевых стран с низкими ценами на бензин. Цена за литр топлива в стране составляет 0,71 долларов. Пакистан считается одной из самых бедных государств мира в 2018-2019 году. Экономика Пакистана держится на экспорте нефти и газа, чем и объясняется относительно невысокая стоимость топлива.

7. ОАЭ | Цена 1 литра 0,59 $

В ОАЭ продается очень дешевый бензин со стоимостью за литр в 0,59 долларов. Судя по общей информации себестоимость добычи нефти стоит около 2-5 долларов за один баррель. И при этом нужно отметить, что это хорошая «темная» нефть марки Бренд, а не «светлая или легкая» нефть марки WTI. Учитывая такую себестоимость и качество добываемого «черного золота», само собой можно продавать ее по низким ценам и перерабатывать ее в бензин выгодно. Кроме этого, государство занимает 7-е место по величине запасов нефти в мире. 17-е место в мире ОАЭ занимает по запасам природного газа.

Читать еще:  Что делать, если отказали тормоза?

Благодаря экономической политики Правительства Объединенных Арабских Эмиратов в стране очень низкие цены на бензин.

6. Саудовская Аравия | Цена 1 литра 0,56 $

Саудовская Аравия имеет самый дешевый бензин, как среди арабских стран, так и в мире. В среднем цена на литр топлива здесь составляет 0,56 американских долларов. Это государство является крупнейшим экспортером нефти в мире. Бюджет Саудовской Аравии — это 70 процентов от доходов с продажи нефти. Благодаря этому власти государства могут не облагать большими налогами производителей бензина и дизельного топлива.

В условиях постоянного роста цен на рынке король Саудовской Аравии регулярно снижает стоимость бензина внутри страны, помогая жителям значительно экономить.

5. Малайзия | Цена 1 литра 0,50 $

Малайзия входит в десятку государств с самыми низкими ценами на топливо. Стоимость литра бензина не превышает 0,50 долларов за литр. Маленькие цены на горючее объясняется собственными немаленькими запасами нефти.

4. Нигерия | Цена 1 литра 0,40 $

Нигерия имеет самый дешевый бензин в мире. За литр топлива местный житель тратит порядка 0,40 американских долларов. Это объясняется тем, что 75% государственной выручки Нигерии обеспечиваются нефтью и используются для субсидирования крайне дешевого бензина.

3. Кувейт | Цена 1 литра 0,35 $

Кувейт — страна, где продается один из самых дешевых бензинов в мире. Стоимость литра топлива здесь составляет в среднем 0,35 долларов. Кувейт считается одним из богатейших маленьких государств мира с огромными запасами нефти. Он занимает 5-е место по величине запасов нефти в глобальном масштабе. На долю всех доходов Кувейта 95 процентов — это продажа нефти. Арабское государство занимает 11 строчку в мире как самая богатая страна.

2. Иран | Цена 1 литра 0,29 $

В Иране продается один из самых дешевых бензинов в мире. Как известно, нефти в Иране много, потому уже в восемь лет здесь садятся на скутеры, а в магазин ездят только на машинах. Одним словом, крайне автомобилизированная страна. За дизельное топливо местным приходится платить мизерные суммы 0,29 долларов за литр. Заправки тут встречаются нечасто, а ДТ можно найти далеко не на каждой АЗС, колонки с ним вынесены за территорию. «Тяжелым топливом» заправляются только грузовики и автобусы, легковушки работают исключительно на бензине.

1. Венесуэла | Цена 1 литра 0,01 $

Венесуэла поставляет на рынок самый дешевый бензин в мире со средней стоимостью 0,01 долларов США за литр. На протяжении 17 лет цены на бензин в стране не поднимались, в то время как у многих странах они выросли в 4-5 раз. Правительство данной страны искусственно поддерживает такую низкую стоимость бензина. Даже при неких конфликтных ситуациях, все решается в пользу граждан, которые считают, что если в стране добывается нефть в большом количестве, то и цены на бензин должны быть дешевыми. На заправке водители порой дают больше чаевых, чем платят за полный бак. Каждый житель в Венесуэле имеет свою машину и ездит на ней ежедневно.

Что влияет на стоимость топлива?

Стоимость топлива зависит от целого ряда факторов. Многие страны не имеют собственных месторождений нефти и должны закупать ее на рынке. На цену бензина также влияют финансовые кризисы, повышение налогов, а также наличие или отсутствие собственных предприятий по переработки нефтяной продукции.

В каких-то странах низкие цены на топливо сложились исторически, и в случае их повышения неизбежны массовые акции протеста среди населения. В Иране, например, даже вводили ограничения на продажу топлива из-за того, что люди скупали бензин внутри страны по дешевке и увозили его за границу, чтобы дороже продать.

Многое зависит также и от внутренней политики государства. Например, Норвегия тоже является экспортером нефти и нефтепродуктов, однако цены на бензин внутри страны самые высокие в Европе — $2,60 за литр. Дороговизна топлива в этом государстве связана с высоким уровнем жизни граждан.

ЗА БАРАНКОЙ

Популярные статьи

Цены на бензин: Реальная стоимость для Россиян

Во сколько нам обходится покупка бензина и дизельного топлива.

Как вы думаете по мировым меркам, какова стоимость бензина и дизельного топлива в России? Большинство, наверное, ответят, что в глобальном масштабе, наше топливо одно из самых дешевых. Отчасти это так. Но почему же тогда чуть ли не каждый второй владелец транспортного средства, ощущает, что в нашей стране стоимость топлива очень завышена. Все дело в том, что в нашей стране стоимость 1 литра бензина не адекватна среднедушевому доходу населения.

*Данные globalpetrolprices.com

Например, все мы знаем, что стоимость топлива в странах Европы очень большая. Это связано с особенностей налогового обложения на сырье из нефти в странах Евросоюза и особенностей взимания транспортного налога, который, как правило, в Евросоюзе включен в стоимость одного литра топлива. Именно поэтому стоимость топлива на территории Европы завышена. Но завышена для кого? Для тех, кто проживает в странах Евросоюза. Но как ни странно никто из жителей Европы, как правило, не жалуется на стоимость топлива на АЗС. Все дело в том, что уровень доходов населения Европы сопоставим со стоимостью топлива на заправках. Чего не скажешь о нашей стране.

Доступность и стоимость топлива для жителей Европы

К примеру, средняя стоимость 1 литра топлива в Германии* в настоящий момент составляет 96 рублей за 1 литр. Для нас, конечно, это невероятная цена. Для того чтобы выяснить насколько стоимость топлива, дорогая для жителей Германии нужно понять соответствует ли цена 1 литра топлива уровню их доходов.

Согласно обширному исследованию Bloomberg можно увидеть, чтожители Германии тратят в год на топливо всего 1,04% своего заработка.

Даже в Норвегии, где стоимость топлива в среднем составляет 113 рублей за 1 литр, жители страны тратят на топливо в год всего 0,59% от своих доходов.

В Норвегии средний дневной доход жителей страны составляет 12 482 руб*. Соответственно, беря во внимания стоимость 1 литра бензина в Норвегии, получаем, чтодля покупки 1 литра топлива житель Норвегии потратит всего 0,9% от своего дневного заработка*.

Правда, в Германии жители тратят больше своих доходов на топливо. Например, среднедневной доход жителей Германии составляет 7 501 руб (как видите средние доходы населения в Германии меньше чем в Норвегии). Соответственно согласно аналитике Bloomberg, в среднем житель Германии для покупки 1 литра бензина тратит 1,28% от своего среднего дневного дохода*.

В среднем та же история касается всех крупных стран Европы. То есть жителям Евросоюза топливо более менее доступное, исходя из их среднедневных и ежегодных доходов.

Доступность и стоимость бензина в США

А как же дело обстоит в США? Там доступность топлива для жителей еще лучше, чем в странах Европы.

Так среднедневной доход жителей Америки составляет около 9 984 рублей (156 долларов)*. Согласно исследованию агентства Bloomberg, для того чтобы купить галлон топлива в среднем каждому жителю обойдется это в 1,64% от их дневного заработка*.

Для того чтобы более детально раскрыть картину доступности топлива для жителей США, необходимо перевести 1 галлон в литры и узнать, сколько же стоит в среднем литр бензина на АЗС Северной Америки.

1 галлон = 4,55 литров

Средняя стоимость 1 галлона бензина в США: 2,57$ (примерно 164,48 руб)*

Соответственно 1 литр топлива в США: стоит 0,56$ (примерно 36,15 руб)*

Кто-то скажет, что и в России такая же средняя стоимость 1 литра бензина. Да, это так. Но уровень доходов населения США в несколько раз превышает заработки населения нашей страны . Соответственно из-за большого среднедневного дохода каждого жителя США, владельцы автомобилей для приобретения 1 галлона бензина тратят всего 1,64% от своего дневного дохода. Если перевести эти данные на 1 литр бензина, то получим, что в среднем жители США для приобретения 1 литра топлива тратят всего 0,36% от своего среднедневного заработка*.

А как обстоят дела в России?

Согласно данным Bloomberg, в нашей стране средняя стоимость одного литра бензина составляет 37,29 рублей*.

Среднедневной доход каждого жителя России составляет примерно 1 386 рублей*. Соответственно, для того чтобы жителю России купить 1 литр бензина потребуется потратить около 2,35% от своего дневного заработка.

В итоге можно сделать заключение, что для жителей США бензин в 6 раз доступней, чем для жителей России.

Читать еще:  6 способов защитить лакокрасочное покрытие автомобиля

Для жителей Норвегии бензин в 2,6 раз доступней, чем для жителей нашей страны*.

Для жителей Германии бензин в 1,83 раза доступней, чем для жителей России*.

Сколько же должен стоить один литр бензина в России, чтобы он стал доступней как во многих развитых странах?

Чтобы в России топливо стало доступнее для жителей точно на таком же уровне как в США, необходимо чтобы 1 литр топлива стоил примерно 5 рублей. Если сравнивать доступность топлива в России со странами Европы, то 1 литр топлива в России должен стоить чуть больше 20 рублей . Что естественно в нынешних экономических условиях нереально.

Значит выход один, постепенно увеличивать среднедневные доходы населения.

В каких странах топливо для жителей, менее доступнее, чем в России?

Но недоступность бензина и дизельного топлива наблюдается не только в нашей стране. В мире есть немало стран, где люди тратят на топливо гораздо больше денежных средств от своего дневного дохода.

К примеру, давайте возьмем Румынию, где согласно статистике среднедневной доход населения составляет 1 639 рублей. 1 литр бензина в Румынии по состоянию на июль 2016 года стоит около 80 рублей.

Соответственно для покупки 1 литра бензина житель Румынии должен отдать около 4,83% от своего дневного дохода*.

Удивительно, но даже Нефтяное государство Иран также не может обеспечить своим жителям доступный бензин. Так согласно аналитике Bloomberg стоимость 1 литра бензина в этой стране составляет 25,84 руб. Как видите стоимость топлива в стране достаточно дешевая. Но это если сравнивать стоимость с нашим ценами на АЗС. Но в Иране среднедневной доход населения составляет всего 859 рублей. Соответственно для приобретения 1 литра бензина в Иране жителю страны необходимо потратить около 2,74% от своего дневного заработка*.

Еще одна страна на карте мира, которая не может похвастаться доступностью топлива это Бразилия, где стоимость 1 литра бензина составляет 70,33 руб. Среднедневной доход населения Бразилии составляет 1 333 рублей. В итоге для покупки 1 литра бензина жителю Бразилии приходится тратить около 4,33% от своего ежедневного дохода*.

Где самый доступный для жителей бензин в мире?

Вы, наверное, подумали, что в США самое доступное в мире топливо. Отчасти это так. Но эта страна не рекордсмен по доступности бензина и дизельного топлива для жителей.

На самом деле самый доступный бензин в Венесуэле, где стоимость 1 литра топлива составляет всего 0,39 рублей ( 39 копеек. ). При среднедневном доходе населения Венесуэлы в 1 057 рублей, получаем что для покупки одного литра бензина житель этой страны в среднем потратит всего 0,25% от своего дневного заработка*.

* Внимание! Данные Bloomberg доступны онлайн. Каждый день аналитика по доступности топлива в разных странах мира меняется в зависимости от средних цен на топливо и данных по среднедневным заработкам населения в той или иной стране. Поэтому для более точной аналитики советуем вам руководствоваться данными на официальной странице Bloomberg .

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Топ-10 стран с самым дешевым бензином в мире

Самый дешевый бензин в мире продается в Венесуэле, где стоимость литра топлива значительно дешевле бутилированной воды. Об этом позволяет говорить исследование экспертов, которые охватили более 60 стран, показав среднюю цену за литр 95-го бензина в 2019 году.

В рейтинг вошли топ-10 стран с самым дешевым бензином в мире. Стоимость нефтяного продукта указана в долларах США.

10. Индонезия | Цена 1 литра 0,73 $

Индонезия открывает десятку стран с самым дешевым бензином в мире. Стоимость литра горючего составляет в государстве 0,73 долларов. Основу экономики Индонезии составляют добыча и переработка нефти и газа, что и сыграло определенную роль в установке цен на топливо.

9. Россия | Цена 1 литра 0,72 $

Россия, как показывает статистика, продает не самый дорогой бензин в мире. Стоимость за литр АИ 95-го в среднем составляет 0,72 долларов. В России, в отличие от большинства европейских стран динамика бензиновых цен традиционно идет вразрез с динамикой цены нефти. За год стоимость топлива увеличилась почти на 5% что, впрочем, не помешало государству занять второе место среди стран Европы по ценам на бензин.

Как следует из результатов рейтинга, по состоянию на начало 2019 года вместе с другими государствами Таможенного союза, топливо в России остается самым дешевым в европейской части света. Но, учитывая доходы населения, бензин в России наименее доступный в Европе. По уровню доступности горючего Россия стоит на 33 месте. Литр топлива обходится в 2,35% среднего дохода в день, который, по данным агентства, составляет 1386 рублей. В год россиянин в среднем тратит на бензин 2,41% своей зарплаты, это один из самых высоких показателей в мире.

8. Пакистан | Цена 1 литра 0,71 $

Пакистан — одна из самых дешевых стран с низкими ценами на бензин. Цена за литр топлива в стране составляет 0,71 долларов. Пакистан считается одной из самых бедных государств мира в 2018-2019 году. Экономика Пакистана держится на экспорте нефти и газа, чем и объясняется относительно невысокая стоимость топлива.

7. ОАЭ | Цена 1 литра 0,59 $

В ОАЭ продается очень дешевый бензин со стоимостью за литр в 0,59 долларов. Судя по общей информации себестоимость добычи нефти стоит около 2-5 долларов за один баррель. И при этом нужно отметить, что это хорошая «темная» нефть марки Бренд, а не «светлая или легкая» нефть марки WTI. Учитывая такую себестоимость и качество добываемого «черного золота», само собой можно продавать ее по низким ценам и перерабатывать ее в бензин выгодно. Кроме этого, государство занимает 7-е место по величине запасов нефти в мире. 17-е место в мире ОАЭ занимает по запасам природного газа.

Благодаря экономической политики Правительства Объединенных Арабских Эмиратов в стране очень низкие цены на бензин.

6. Саудовская Аравия | Цена 1 литра 0,56 $

Саудовская Аравия имеет самый дешевый бензин, как среди арабских стран, так и в мире. В среднем цена на литр топлива здесь составляет 0,56 американских долларов. Это государство является крупнейшим экспортером нефти в мире. Бюджет Саудовской Аравии — это 70 процентов от доходов с продажи нефти. Благодаря этому власти государства могут не облагать большими налогами производителей бензина и дизельного топлива.

В условиях постоянного роста цен на рынке король Саудовской Аравии регулярно снижает стоимость бензина внутри страны, помогая жителям значительно экономить.

5. Малайзия | Цена 1 литра 0,50 $

Малайзия входит в десятку государств с самыми низкими ценами на топливо. Стоимость литра бензина не превышает 0,50 долларов за литр. Маленькие цены на горючее объясняется собственными немаленькими запасами нефти.

4. Нигерия | Цена 1 литра 0,40 $

Нигерия имеет самый дешевый бензин в мире. За литр топлива местный житель тратит порядка 0,40 американских долларов. Это объясняется тем, что 75% государственной выручки Нигерии обеспечиваются нефтью и используются для субсидирования крайне дешевого бензина.

3. Кувейт | Цена 1 литра 0,35 $

Кувейт — страна, где продается один из самых дешевых бензинов в мире. Стоимость литра топлива здесь составляет в среднем 0,35 долларов. Кувейт считается одним из богатейших маленьких государств мира с огромными запасами нефти. Он занимает 5-е место по величине запасов нефти в глобальном масштабе. На долю всех доходов Кувейта 95 процентов — это продажа нефти. Арабское государство занимает 11 строчку в мире как самая богатая страна.

2. Иран | Цена 1 литра 0,29 $

В Иране продается один из самых дешевых бензинов в мире. Как известно, нефти в Иране много, потому уже в восемь лет здесь садятся на скутеры, а в магазин ездят только на машинах. Одним словом, крайне автомобилизированная страна. За дизельное топливо местным приходится платить мизерные суммы 0,29 долларов за литр. Заправки тут встречаются нечасто, а ДТ можно найти далеко не на каждой АЗС, колонки с ним вынесены за территорию. «Тяжелым топливом» заправляются только грузовики и автобусы, легковушки работают исключительно на бензине.

1. Венесуэла | Цена 1 литра 0,01 $

Венесуэла поставляет на рынок самый дешевый бензин в мире со средней стоимостью 0,01 долларов США за литр. На протяжении 17 лет цены на бензин в стране не поднимались, в то время как у многих странах они выросли в 4-5 раз. Правительство данной страны искусственно поддерживает такую низкую стоимость бензина. Даже при неких конфликтных ситуациях, все решается в пользу граждан, которые считают, что если в стране добывается нефть в большом количестве, то и цены на бензин должны быть дешевыми. На заправке водители порой дают больше чаевых, чем платят за полный бак. Каждый житель в Венесуэле имеет свою машину и ездит на ней ежедневно.

Читать еще:  Как долго аккумуляторы могут храниться без подзарядки?

Что влияет на стоимость топлива?

Стоимость топлива зависит от целого ряда факторов. Многие страны не имеют собственных месторождений нефти и должны закупать ее на рынке. На цену бензина также влияют финансовые кризисы, повышение налогов, а также наличие или отсутствие собственных предприятий по переработки нефтяной продукции.

В каких-то странах низкие цены на топливо сложились исторически, и в случае их повышения неизбежны массовые акции протеста среди населения. В Иране, например, даже вводили ограничения на продажу топлива из-за того, что люди скупали бензин внутри страны по дешевке и увозили его за границу, чтобы дороже продать.

Многое зависит также и от внутренней политики государства. Например, Норвегия тоже является экспортером нефти и нефтепродуктов, однако цены на бензин внутри страны самые высокие в Европе — $2,60 за литр. Дороговизна топлива в этом государстве связана с высоким уровнем жизни граждан.

России нужен дешёвый бензин!

Казалось бы, довольно странный вопрос мы вынесли в заголовок. Однако после того, как наш комментарий по негативному прогнозу бензиновых цен вызвал поистине небывалый интерес читателей, не задаваться им просто нельзя.

Начнём с того, что для России, особенно для её многочисленных окраин и анклавов, стабильное транспортное сообщение с метрополией – это вопрос жизни и смерти. О стратегических соображениях не будем даже распространяться. Поэтому в целом ряде случаев нам просто необходимо не просто иметь в наличии дешёвое топливо и не просто иметь много топлива, а иметь его столько, чтобы хватило на любые непредвиденные случаи и обстоятельства.

Есть ещё одно соображение, которое можно отнести к разряду стратегических. Россия по-прежнему остаётся самым перспективным потенциальным направлением для глобального транзитного маршрута «Восток — Запад», как бы там ни продвигал Китай свой проект «Шёлковый путь». Если транзит длиной в несколько тысяч километров подкрепляется ещё и дешёвым топливом, то многие его преимущества явно будут восприниматься совсем иначе. Точнее, с куда большим энтузиазмом.

Не забудем и о том, что относительно дешёвый бензин закладывается в стоимость практически любого товара, как произведённого у нас в стране, так и перевезённого по ней. И поэтому, относительно дешёвое топливо – это одно из немногих конкурентных преимуществ, которым реально располагает российский бизнес. Помимо него, преимуществом, хотя и весьма сомнительным, остаётся также и дешевизна рабочей силы, высококвалифицированной в том числе.

Есть и ещё в определённом смысле малозначительный фактор в пользу дешёвого бензина. Власть, удерживая относительно низкие цены на бензин, тем самым может стимулировать более глубокую переработку углеводородного сырья – в пластик, лаки и краски, полимерные материалы и т.д. Увы, если бы это было действительно так, осталось бы только порадоваться за нашу глубокую нефтепереработку. В реальности никаких стимулов и никакой прямой связи тут пока не просматривается.

Но вернёмся к собственно топливу. На старте реформ Россия имела в своём распоряжении чуть ли не самое дешёвое топливо среди всех стран со сколько-нибудь развитой индустрией. После дефолта 1998 г. бензин внутри страны вообще резко подешевел в долларовом выражении, но быстро стал дорожать в рублёвом. Процесс возвращения к ценам уровня лета всё того же 98 года удалось растянуть чуть ли не до следующего большого кризиса, случившегося на рубеже 2008-2009 годов.

Характерно, что наш внутренний рынок всегда спасала вовсе не конкуренция между нефтяными гигантами, в чём нас постоянно пытаются убедить их представители. Это лишь попытка в очередной раз оправдать раздел самого прибыльного сектора экономики, который был провёрнут в середине 90-х под шумок масштабной чубайсовской приватизации. Спасала же рынок колоссальная мощность ещё советских нефтеперерабатывающих заводов наряду с ограниченными возможностями экспорта нефти и нефтепродуктов за рубеж.

В принципе, именно огромные объёмы производимого в стране бензина выручают нас и сейчас. Тем не менее, регулярные бензиновые кризисы случались в России и в те же лихие 90-е, и в жирные нулевые, и под санкциями, и без всяких санкций. И всё же за последнее время ситуация с топливом стала хотя бы немного более приемлемой. После того как рубль четыре года назад в очередной раз упал по курсу к евро и доллару, литр бензина на российских АЗС даже слегка подешевел.

Но только в долларовом выражении. Если летом 2014 года за литр 95-го надо было отдать 30,5 рубля, то есть почти 0,75 доллара, то к осени рублёвая цена подросла до 35,2 руб, что при вздорожавшем долларе составляло всего от 45 до 50 центов. После этого скачки доллара, как впрочем, и евро, такими сильными уже не были, а вот цены на бензин продолжали подтягиваться вслед за валютами. Как при растущей цене нефти, так и при падающей.

Впрочем, весной нынешнего года удержать такую относительно благоприятную конъюнктуру не удалось даже ценой титанических усилий в борьбе с королями бензоколонок. Тогда, напомним, цены на АЗС в долларовом исчислении едва не вернулись к уровням как раз 2014 года. При цене 95-го бензина почти в 50 рублей за литр, отметка в 0,75 доллара была совсем рядом, но дотянуться до неё не дали – Антимонопольная служба в дуэте с Минэнерго.

Зато сейчас за счёт медленного, но достаточно уверенного восстановления национальной валюты, бензин, если, опять же, считать по доллару, тоже растёт в цене, и тоже, пусть медленно, но вполне себе уверенно. И вряд ли стоит сомневаться, что и после того, как рубль опять пойдёт вниз, с бензином ничего подобного не случится.

Завершая наш небольшой обзор, отметим, что вообще-то сами по себе сентенции наших регуляторов топливного рынка о том, что в России едва ли не самый дешёвый бензин в мире, не имеют под собой никаких оснований. Самый дешёвый бензин (и это факт общеизвестный) на сегодня в Венесуэле. Там он стоит всего-навсего 0,01 доллара за литр, что по сравнению с российскими 0,6 доллара, согласитесь, действительно, очень дёшево. Но чем это оборачивается, тоже неплохо известно.

О коррупции в тех кругах, которые занимаются в этой стране бензиновыми субсидиями, лучше умолчим. Острейший дефицит топлива на венесуэльских АЗС, особенно в глубинке, повальная спекуляция, крутые разборки между разного рода «особыми» покупателями, наконец, просто разбазаривание слишком дешёвого топлива – всё это давно стало в Венесуэле нормой. Но, судя по последним событиям, всё это, очевидно, очень скоро останется в прошлом.

Помимо Венесуэлы, бензин дешевле, чем в России, причём существенно, ещё в нескольких странах. Разумеется, в нефтедобывающих – например, в Саудовской Аравии, Эмиратах, Иране, Кувейте, Малайзии и Нигерии. Но главное даже не это. Дело в том, что бензиновые цены обязательно надо сопоставлять с уровнем доходов в стране. А с этим у нас дело обстоит сами знаете как. Так вот, по данным исследования, проведённого в этом году компанией British Petroleum, если россиянину за литр бензина приходится отдавать почти 1/40 часть дневного заработка, то, к примеру, у американца на литр «дорогого» бензина уходит меньше, чем полпроцента его заработка, то есть меньше 1/200 части.

Нам россиянам, приходится мириться и с тем, что так же мало платят за бензин большинство европейцев, и даже японцы и китайцы. Действительно, больше русских за бензин приходится платить жителям всего девяти стран из 61, обследованной экспертами компании BP. Оказаться в их числе не повезло, например, мексиканцам, канадцам и грекам.

Остаётся порадоваться тому, что такая сомнительная дешевизна российского бензина вообще-то мало отражается на разного рода бизнес-составляющих, о которых говорилось в начале нашего обзора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector