Как снизить риск дтп
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Как снизить риск дтп

10 советов, которые помогут снизить риск ДТП зимой

Не удивительно, что в декабре гидрометеоцентры российских городов и регионов наперебой извещают о вероятности неблагоприятных погодных условий и ухудшения дорожной ситуации. В свою очередь, ГИБДД просит водителей быть предельно внимательными, соблюдать необходимую дистанцию во время движения, избегать опасного маневрирования, резкого торможения и строго выполнять предписания дорожных знаков. А лучше – и вовсе передвигаться на общественном транспорте.

Как следствие, именно зимой статистика ДТП резко возрастает – в крупных городах за сутки происходят сотни аварий. При этом шансы “вырулить” из сложной ситуации на дороге зависят не только от мастерства и опыта водителя или характеристик транспортного средства, но и от его технического состояния. К сожалению, автовладельцы, если брать в целом, в последнее время демонстрируют недостаточно ответственное отношение к состоянию своих машин, отмечают специалисты. Причина проста: в экономически сложный период люди стремятся тратить как можно меньше. Однако экономия на полноценном обслуживании машины очень опасна – и особенно в холодное время года.

О том, как автолюбителю минимизировать риск дорожно-транспортных происшествий зимой, “РГ” рассказали эксперты оператора техпомощи “Русский АвтоМотоКлуб”. По их мнению, первоочередное внимание следует уделить подготовке ходовой и тормозной систем, а также трансмиссии, что позволит снизить вероятность заноса на дороге или вылета на обочину. Зимой, напоминают специалисты, особенно важна точная реакция автомобиля на управление рулем. И если при движении по прямой водитель ощущает, что машина отклоняется в сторону, – это явный сигнал о необходимости провести ее проверку на станции техобслуживания (СТО).

1. В зависимости от манеры вождения, условий, в которых транспортное средство эксплуатируется, и его модели, ресурс тормозных дисков составляет от 60 до 90 тысяч километров. Для тормозных колодок показатель еще меньше – 20-30 тысяч. В идеале еще перед началом холодов стоит поменять отработанные колодки и диски на новые, особенно когда явно ощутимы признаки износа: плохая реакция машины на нажатие педали тормоза, скрип или скрежет колодок при торможении. На машинах с пробегом более 100 тысяч километров меняют еще и суппорты.

2. Еще одной причиной слабой реакции авто на педаль тормоза может быть недостаток или низкое качество тормозной жидкости. Если машина отъездила на одном ее заливе 30-40 тысяч километров или два года, “тормозуху” необходимо заменить. Кстати, во время диагностики на СТО часто выявляется ее утечка. В этом случае устраняется причина разгерметизации, затем доливается жидкость и прокачивается тормозная система.

3. Проверка состояния ходовой на яме или подъемнике зимой – просто обязательна. Проверяются углы установки колес, жесткость пружин, состояние рессор, стоек и амортизаторов. При наличии малейших неисправностей проводится замена элемента, а для дополнительной уверенности на дороге делается и балансировка колес.

4. О возможных проблемах в трансмиссии свидетельствуют появление запаха гари из коробки, заклинивание ручки переключения передач при нажатии сцепления, шум, проскальзывание передач или вялая реакция передач на переключение. Причин множество, но любой из этих признаков – повод обратиться к специалисту, чтобы не попасть в ДТП на дороге. Что касается трансмиссионного масла, то менять его нужно каждые 50-60 тысяч километров пробега, а затем периодически проверять его уровень.

5. Состояние амортизаторов автомобиля проверяют на вибростенде – это достаточно точный метод выявления скрытых дефектов, хотя многие из них могут проявлять себя только “на ходу”.

6. Руль и колеса не должны иметь очевидных люфтов. Выявить их наличие можно на подъемнике или “поддомкрачивая” по очереди передние колеса. Если при движении руками колеса в направлении по горизонтали выявляется люфт – причина в неисправности рулевого управления. При движении по вертикали – элементов подвески.

7. Многие автовладельцы стараются сэкономить на компьютерной диагностике. Между тем в преддверии (или уже по факту) наступления холодов этот метод может в буквальном смысле облегчить жизнь – вовремя обнаруженные проблемы не только уберегут от непредвиденных расходов на ремонт, но и предотвратят ДТП. Эксперты напоминают, что лучше выполнить комплексную диагностику – в таком случае вероятности упущений из виду малейших нарушений минимальна.

8. Современные автопроизводители уделяют огромное внимание повышению безопасности машин. В конструкцию новых машин входят несколько полезных электронных систем – в частности, антиблокировочная (ABS), антипробуксовочная (ASC), курсовой устойчивости (ESP) и распределения тормозных усилий (EBD). Все они очень помогают зимой. Например, ASC специально разработана для улучшения управляемости машиной на скользких подъемах и спусках, а EBD снижает вероятность заноса при торможении на заснеженной или обледенелой трассе. Конечно, полагаться исключительно на электронных помощников не стоит, но если на приборной панели загорается и не гаснет индикатор одной из систем, – значит необходимо обратиться в сервис для прохождения диагностики и устранения данной неисправности. Возможно, она появилась из-за некорректной работы датчиков, плохого контакта, а может, вышел из строя блок управления.

9. А еще зимой, безусловно, должна безупречно работать система отопления и вентиляции воздуха. Запотевающие и замерзающие изнутри окна – один из факторов, которые нередко приводит к ДТП в холодное время года.

10. Что можно и нужно сделать самому? Помимо обычных процедур – периодической проверки уровня масла, омывающей жидкости и давления в шинах – есть вещи, которые зимой нужно делать ради собственной безопасности всякий раз перед выездом. Например, полную очистку лобового, заднего и передних боковых стекол ото льда – с тем, чтобы не снижалась видимость во время движения. При этом необходимо убедиться в работоспособности щеток “дворников” – не примерзли ли они к стеклу и не налип ли на них снег. Это может оказаться жизненно важным – скажем, когда из-под колес впереди идущей машины неожиданно вылетит размокший на дороге грязный снег. А от некоторых сюрпризов можно застраховаться самому – заблаговременно убрать снег с крыши своего автомобиля, чтобы в какой-то момент при резком торможении он не скатился с нее прямо на лобовое стекло.

И кстати, не будем забывать о выборе правильной резины. Впрочем, об этом, как подробно писала “РГ”, стоит позаботиться заранее – когда зима лишь вступает в свои права.

Эксперты уверены: есть лишь один разумный способ экономии на зимнем обслуживании – совместить его с прохождением очередного регламентного ТО в дилерском центре или на СТО. Конечно, внезапно возникающие неисправности не входят в регламент ТО, и оплачивать их приходится отдельно. Но если вовремя и в полном объеме выполнять все рекомендации производителя и следовать советам специалистов, неприятные сюрпризы можно практически исключить. А значит, в любую капризную зимнюю погоду автовладелец будет чувствовать себя на дороге уверенно и безопасно.

Как избежать ДТП

Дорожно-транспортного происшествия возможно избежать.

Все мы знаем, что автомобильные аварии происходят каждый день. По статистике в нашей стране ДТП фиксируются каждые 5 секунд. Автомобильные аварии по своему характеру делятся по следующим категориям: на тяжелые, средней тяжести и легкие. Не смотря на не совсем радужную статистику ДТП (аварий) в нашей стране, большее их число относится к легким авариям, в которых страдают только автомобили. Но тем не менее, процент тяжелых аварий в том числе и со смертельным исходом по сравнению с другими странами мира, в нашей стране остается очень большим.

По результатам проведенных многочисленных исследований было фактически установлено, что большинство произошедших аварий можно было бы избежать, если бы водители выполняли со своей стороны простые правила безопасности и строго соблюдали бы правила дорожного движения.

Вы друзья попадали когда-нибудь в аварию на машине? Да? Наверняка большинство наших читателей (автомобилистов) ответят на этот вопрос положительно. Часто водители попадают в аварию не по своей собственной вине. От этого, как все понимают, не застрахован никто. Большое число аварий напрямую связано с нашей беспечностью, с неправильным поведением и рассуждением при движении по дороге, когда возникают различные неожиданные и непредвиденные ситуации.

Также часто причина самого ДТП кроется в неправильном осознании водителем ситуации на дороге, который излишне самоуверенно и с нарушением правил дорожного движения управляет своим автомобилем ошибочно полагая, что всегда сможет избежать ситуации попасть в дорожно-транспортное происшествие. Часто наши действия на дороге являются неосознанными и не предсказуемыми пока мы приобретаем определенные навыки вождения автомобиля и не имеем еще достаточного опыта управления.

Мир вокруг нас друзья поменялся практически всего за каких-то десять лет. Появились современные автомобили, современные технологии, дороги стали гораздо безопаснее, чем раньше, но все-же риск попасть неожиданно в ДТП в наши дни увеличился, он стал гораздо больше. Это напрямую связано с увеличением количества автотранспорта на наших дорогах (особенно это заметно в крупных городах) и с другими определенными факторами, которые окружают нас повсюду в этом современном мире.

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с самыми простыми но неплохими советами, чтобы уменьшить для себя в дальнейшем риск попадания в аварию. Любой из водителей в мыслях с ужасом осознает, что попасть для него в аварию это самое ужасное и неприятное, что может случиться на дороге. Наши советы друзья легко выполнимы. Главное здесь соблюдать ПДД и самодисциплину.

1) Перед запуском двигателя проверьте исправность основных систем автомобиля.

Перед тем как запустить двигатель и отправиться в путь, проверьте исправность всех поворотников, габаритных огней и стоп-сигналов на машине. Также не забудьте проверить состояние авторезины. Таким образом Вы удостоверитесь для себя, что ваш автомобиль не имеет ни каких проблем для дальнейшей его эксплуатации.

Читать еще:  Специалисты поделились способами, благодаря которым можно охладить автомобиль

2) Будьте внимательны на дороге.

Многие из нас автомобилистов приобретя небольшой опыт вождения машины начинают сразу думать, что они великие автогонщики и напроч утрачивают чувство опасности и остороженности, становятся попросту излишне самоуверенными. К большому сожалению большинство таких водителей как правило и становятся частыми участниками ДТП. Подумайте друзья лучше о том, что на дороге находитесь не только вы один, там тоже есть водители-новички или автомобилисты, которые не слишком-то внимательны из-за своей самоуверенности или по неопытности, они из-за вашего неожиданного маневра могут не справиться с управлением машины и могут повредить свой а также и Ваш автомобиль.

Во время движения по дороге используйте друзья переферийное зрение, а именно, когда Вы смотрите вроде бы в одну точку, а видите в этот самый момент большинство объектов по сторонам. Если во время движения Вы чувствуете сонливость, когда смотрите в одну нацеленную точку, то старайтесь в такие моменты очаще переводить свой взгляд по сторонам, не теряя естественно в этот момент из виду саму дорогу. Обращайте свое внимание на автомобили, которые движутся рядом с Вами. Не забудьте смотреть в зеркало заднего вида оценивая тем самым скорость автомашин идущих позади вас. Это поможет Вам не только не уснуть за рулем но и в случае какой-либо опасности, которая может исходить от другого автомобиля, поможет вам быстро предпринять необходимые действия, чтобы избежать столкновения с машиной.

3) Прежде чем перестраиваться в другой ряд убедитесь, что соседняя полоса свободна.

В большинстве автомобилей существуют так называемые слепые пятна (зоны, которые не просматриваются через боковые зеркала заднего вида. Частая причина аварий – это перестроение на машине в другую полосу, где движется другой автомобиль. Прежде чем перестроиться в соседнюю полосу убедитесь, что по этой самой полосе почти рядом с вами или не так далеко не движется другой автомобиль. Так как боковые зеркала автомашины не дают сто процентной гарантии, что автодорога с боку пуста, то поверните ненадолго голову в нужную вам сторону и удостоверьтесь, что Вам ничего не мешает для перестроения.

Также запомните, при парковке или при движение во дворах надо быть предельно внимательным и осторожным, не полагаться на зеркала заднего вида. На парковке из-за любой другой автомашины может неожиданно выбежать человек, который находясь для Вас в слепой зоне может оказаться под колесами вашего автомобиля.

4) Будьте очень осторожны, когда рядом с Вами в другой полосе движется автомобиль.

Если достаточно долгое время с вами рядом параллельно едет другой автомобиль, то постарайтесь не терять его из виду и будьте очень осторожны. Водитель этого автомобиля может не увидеть Вас из-за слепых зон и в случае неожиданного перестроения может повредить ваш автомобиль.

5) Проезд перекрестка.

Подъезжая на любой дорожный перекресток, будьте пожалуйста предельно бдительны. Даже если Вы и едете на зеленый сигнал светофора, то прежде чем пересекать проезжую часть убедитесь для себя, что с других направлений перекрестка никто на вас не движется. Помните пожалуйста, что на дороге не все водители являются законопослушными и могут проезжать перекресток даже на красный свет. Также случается и это не редкость, что неисправен сам светофор, который может сбить с толку любого из водителей.

6) Будьте осторожны при приближении автомобиля со спецсигналом.

Если во время движения на машине Вы услышите звуковой спецсигнал, то будьте в этот момент очень внимательны и готовьтесь уступить дорогу спец.автомашине согласно правилам дорожного движения. Также помните друзья, что эта автомашина со спецсигналом может сбить с толку водителя-новичка, который без какого-либо предупреждения может резко перестроится в Вашу полосу, уступая тем самым дорогу проходящей мимо его спецмашине. В том числе необходимо помнить, что проезжая на зеленый сигнал светофора и слыша звуковой спецсигал спец.автомобиля надо быть готовым к тому, что на Вашем пути может неожиданно появиться автомобиль со спецсигналом, который имеет право ехать на красный сигнал светофора.

7) Не забывайте включать поворотники при перестроении.

Если Вы хотите перестроиться на машине в другой ряд, то прежде чем совершить этот маневр не забудьте пожалуйста включить сигнал поворотника, сделать сначала небольшую паузу до трех щелчков поворотника для своего убедения, что соседняя полоса в данный момент свободная, и только тогда перестроиться. Если Вы видите, что при перестроении в другую полосу движения вам ничто и никто не мешает, все-равно в этот момент старайтесь быть предельно внимательным, ведь неопытный водитель может не рассчитать скорость своей машины и не успеет просто затормозить, тем самым сможет запросто повредить ваш автомобиль.

8) Соблюдайте ПДД.

Большинство ДТП (дорожно транспортных проишествий) происходит по причине несоблюдения водителями правил дорожного движения. Помните пожалуйста друзья, что превышение установленной скорости и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения являются самыми частыми причинами серьезных аварий.

9) Соблюдайте дистанцию.

Когда Вы нажимаете на педаль тормоза, то ваш автомобиль останавливается не сразу. Для его остановки и даже на сухом асфальте все-равно потребуется несколько секунд. Как правило, для того чтобы предпринять экстренные меры и затормозить, чтобы избежать ненужной аварии, Вам необходимо принять нужное решение за какие-то доли секунды. И в том случае, если Вы не соблюдаете при движении на машине нужную дистанцию, то вам может и не хватить время для самого торможения, что непременно приведет вас к аварии, в которой виновником наверняка будете признаны Вы, и все из-за несоблюдения дистанции.

Помните друзья, чем выше скорость машины, тем больше понадобится времени для полной ее остановки. Поэтому запомните, чем выше скорость Вашего автомобиля, тем больше должна быть дистанция до впереди идущего автомобиля.

10) Выбирайте оптимальный маршрут.

Если Вы уважаемый автомобилист не имеете достаточного опыта вождения и являетесь пока водителем-новичком, то мы советуем Вам выбирать для себя оптимальный маршрут движения, тем самым вы будете избегать больших пробок на дороге и опасных участков дороги. Также не забудьте соблюдать скоростной режим движения. Если Вы почувствовали, что скорость вашего автомобиля для Вас слишком высокая, то снизьте эту скорость до соответствующей вашей безопасности, а именно до той, на которой Вы будете чувствовать себя уверенно и комфортно.

11) Не отвлекайтесь на дороге.

Не смотря на то, что на законодательном уровне разговаривать за рулем по мобильному телефону категорически запрещено, большое число автомобилистов на наших дорогах все-равно по-прежнему нарушают этот закон. Наверняка друзья Вы ни раз видели очень странное поведение на дороге какого-нибудь автомобиля и были в недоумении,-“почему этот водитель так странно управляет своей автомашиной”, но стоило вам обогнать эту машину Вы тут-же видите, что водитель автомобиля просто разговаривает по мобильному телефону. Вам ничего это не напоминает? Правильно, именно так управляет автомобилем водитель, когда находится в состоянии алкогольного опьянения. Вот так и этот сотовый телефон практически полностью притупляет внимание водителя на дороге и снижает его реакцию.

Также дорогие друзья постарайтесь во время движения на машине не употреблять никакую пищу и напитки, так как это очень сильно отвлекает от дорожной ситуации и может привести Вас к аварии, в которой будете виноваты вы.

12) Не провоцируйте других водителей к агрессивному вождению.

Двигаясь на автомобиле по своей полосе старайтесь уступить дорогу тому автомобилю, который движется вслед за вами с большей скоростью. Помните пожалуйста, что не уступая дорогу быстро движущему автомобилю Вы сами провоцируете другого водителя не только на агрессивное вождение, но и на необдуманные действия, что может послужить причиной аварии. И на последок:

– Всегда пользуйтесь ремнями безопасности.

– Не злоупотребляйте звуковым сигналом. Это может спровоцировать других водителей.

– Не слушайте громкую музыку при движении на большой скорости. Музыка отвлекает водителя от дороги и снижает реакцию.

– Если Вы сильно устали, то снизьте скорость или вообще остановитесь.

Повод для обгона. Как снизить риск ДТП при опасном маневре

В 2017 г. в таких ДТП погибли почти 5 тыс. человек. А выезд на полосу встречного движения вошел в пятерку нарушений, чаще всего сопутствующих дорожно-транспортным происшествиям. При этом, по данным статистики, обгон с пассажирами в салоне совершают 52% водителей, с ребенком в машине — 25%.

Такие данные были озвучены в ходе комплекса мероприятий, прошедших в рамках всероссийской социальной кампании «Повод для обгона» 30 мая в Ижевске.

Старт кампании, которая проводится Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром «Движение без опасности» при поддержке Министерства образования и науки и Министерства транспорта РФ, был дан в октябре 2017 г. Инициатива уже реализуется в ряде субъектов страны, в том числе в Белгородской, Брянской, Ульяновской, Иркутской и Тюменской областях, Республике Коми, Приволжском федеральном округе, Приморском крае и Подмосковье. Не осталась в стороне и Удмуртия.

Цель кампании, как заявлено официально, — снижение количества ДТП и жертв среди участников дорожного движения, осуществляющих обгон (водителей и пассажиров всех возрастов, включая детей), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Эксперты, обсуждавшие в Ижевске актуальные вопросы безопасности дорожного движения в регионе, отметили, что неоправданный риск при обгоне представляет собой серьезную проблему для российского общества. К примеру, в 2017 г. в Удмуртии произошло 265 ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, в которых погибли 77 человек и 488 получили травмы.

В связи с этим в рамках кампании проводится масштабный комплекс рекламно-просветительских мероприятий для самой разной аудитории. В том числе — для воспитанников детских садов, школьников, студентов, учащихся автошкол, начинающих и опытных водителей, людей пенсионного возраста. Особое внимание уделяется также обучению водителей транспортных компаний.

Читать еще:  Как из-за ошибок эксплуатации, не потерять б/у автомобиль?

К примеру, в 2017 г. в Удмуртии начал работу центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». Сегодня в России успешно функционируют 20 таких центров, а в ближайшие два месяца планируется открыть еще 15 подобных учреждений.

По словам президента Экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, с начала кампании наблюдается положительная динамика в статистике аварийности. «Уже в январе 2018 г. снижение количества ДТП по причине выезда на полосу встречного движения на дорогах России составило 29% по сравнению с декабрем 2017 года, — сказала она. — А за период с января по апрель 2018 г. подобных дорожно-транспортных происшествий стало меньше на 19,8%, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в ходе опроса каждый четвертый россиянин заявил, что информационная кампания „Повод для обгона“ заставила его более внимательно относиться к проблеме выезда на встречную полосу».

«В каждом из регионов РФ, где проводилась кампания „Повод для обгона“, экспертным центром „Движение без опасности“ были задействованы школы, детские сады, ВУЗы и ССУЗы, автошколы, транспортные компании, железнодорожные и автовокзалы, регистрационные отделы ГИБДД, автозаправочные станции, пенсионные фонды, поликлиники и торгово-развлекательные центры, — отметила Наталья Агре. — По сравнению с данными исследования, которое было проведено до старта кампании, значимо уменьшилось количество россиян, считающих, что обгон — необходимость, которая дает значительный выигрыш по времени (53% в первой волне против 36% во второй волне). Также снизилась доля граждан, которые считают, что умеют совершать безопасный обгон (с 78% до 71%)».

Однако снижение аварийности зависит не только от поведения участников дорожного движения, но и от внешних условий, в том числе состояния покрытия дорог и элементов организации движения. С учетом этого в мае 2018 г. в Ижевске впервые в России было установлено экспериментальное быстровозводимое композитное ограждение, разделяющее встречные автомобильные потоки.

Пилотный проект в Ижевске и на автомобильной трассе федерального значения М-7 «Волга» уже вызвал положительные отклики специалистов. По словам экспертов, эти ограждения на дороге лучше заметны, они экономичнее. Около 300 погонных метров данного ограждения представляют собой легкосборную конструкцию, способную эффективно решить проблему обустройства тех участков дороги, где отсутствует возможность установки тросового или металлического барьерного ограждения.

Как пояснил «АиФ» начальник ГИБДД РФ, генерал-майор полиции Михаил Черников, такие ограждения лучше указывают водителям направление движения. «Там, где они установлены, у водителя точно не возникнет желания выехать на встречную полосу. Мы рассчитываем, что эти ограждения помогут снизить аварийность во время обгона как минимум в два раза. Такой же эффект прежде показали и тросовые ограждения. Только они гораздо дороже и требуют определённых условий для установки», — сказал он.

«Эксперимент в Ижевске только начался, — добавил Черников. — Через год мы сможем оценить эффективность этих конструкций».

Кроме того, как полагает Госавтоинспекция МВД России, перспективные разработки по информированию водителей о разделении встречных потоков транспорта, такие, как быстровозводимые дорожные ограждения, изготовленные из композитных материалов, являются эффективным способом профилактики ДТП.

«Преимуществом подобных изделий является их низкая себестоимость, компактность, простота и оперативность в установке, распознаваемость в процессе эксплуатации, а также длительный срок службы, — подчеркнул генеральный директор компании-разработчика „АИР Магистраль“ Кирилл Санаев. — Отсутствие же технических сложностей при монтаже композитных конструкций позволяет специалистам более мобильно, чем сейчас, реагировать на возникающие угрозы безопасности дорожного движения».

«Можно однозначно сказать, что использовать такое ограждение гораздо проще, чем тросовое, в том случае, например, когда возникает необходимость устранить повреждения, — отметил начальник Управления благоустройства и транспорта администрации Ижевска Артем Богданов. — Там необходимо полностью ослаблять трос, менять столбики. Это достаточно затратное мероприятие. Пластиковое ограждение гораздо удобнее: оно более яркое, в двух цветах, его не надо красить. К тому же оно более информативно и достаточно дешево».

«Это техническое решение призвано помочь водителям правильно оценивать дорожную обстановку — резюмировал дискуссию по поводу дорожной новации начальник Управления надзорной деятельности Главного управления ГИБДД МВД России Олег Панарин. — Ижевск в этом смысле стал новатором. Сегодня в России около 50 тыс. км федеральных дорог, 500 тыс. км региональных дорог и более 1,5 млн км муниципальных. Всего по стране насчитывается 3 тыс. мест концентрации ДТП. В половине из них ситуацию могло бы изменить применение такого ограждения. В любом регионе можно поставить его в качестве эксперимента хотя бы на участке 500 м и посмотреть, перестанет ли он быть аварийным».

«Принимать решение об установке таких ограждений будут сами владельцы дорог, — уточнил Панарин. — Мы надеемся, что это ноу-хау позволит относительно незатратными способами решить проблему выезда на встречную полосу».

Эксперты усомнились в достижении цели России по снижению смертности в ДТП

Ни одной стране в мировой истории не удавалось сократить смертность от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в 3,5 раза за семь лет, как того требует нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сроки, установленные в майском указе президента до 2024 года, слишком сжаты с точки зрения международного опыта и существующего уровня смертности, предупредили научные сотрудники Института демографии НИУ ВШЭ Анастасия Пьянкова и Тимур Фаттахов в статье «Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России: подходы к оценке, тенденции и перспективы», опубликованной в научном журнале «Демографическое обозрение».

Целевой показатель — снижение смертности в результате ДТП к 2024 году в 3,5 раза от уровня 2017-го до четырех человек на 100 тыс. населения — был установлен «Стратегией безопасности дорожного движения», одобренной правительством в январе 2018 года (*.pdf). В мае прошлого года президент Владимир Путин закрепил аналогичную цель в майском указе, и она также нашла отражение в соответствующем нацпроекте (*.pdf). Если взять средний вариант прогноза Росстата по численности населения до 2030 года, то абсолютное число погибших в ДТП должно снизиться на 68% к 2024 году.

Международный опыт показывает, что достигнуть таких низких показателей смертности от ДТП в столь сжатые сроки (семь лет) еще никому не удавалось, пишут демографы ВШЭ. «В мировой истории не было прецедентов», — подчеркивают они. Для того чтобы достичь уровня смертности четыре погибших на 100 тыс. человек, Японии потребовалось 39 лет, Великобритании — 35, Норвегии — 33, Финляндии — 27 лет.

Чем ниже уровень дорожно-транспортной смертности, тем больше времени требуется для его дальнейшего снижения, поскольку прежние меры по безопасности дорожного движения в новых условиях уже не приводят к столь интенсивному снижению, отмечают Пьянкова и Фаттахов. «Для его обеспечения требуются новые меры и инструменты, предполагающие более сложные и инфраструктурные, градостроительные решения и, что самое главное, изменение поведения людей», — говорится в статье экспертов ВШЭ.

Что показывает официальная статистика

Смертность на российских дорогах за период с 2014 по 2017 год существенно снизилась (с 18,8 до 13 погибших на 100 тыс. человек). Но такие темпы сокращения числа погибших на дорогах не уникальное явление, в некоторых странах оно происходило быстрее: в Японии за два года, а в Нидерландах за три года, указывают эксперты ВШЭ. Добиться сокращения смертности от ДТП в России помогло ужесточение законодательства для водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, отмечают они.

Несмотря на значительное сокращение показателя (в 2018 году снижение смертности продолжилось), отрыв России от стран ЕС остается существенным, отмечают авторы статьи. По данным за 2017 год риск гибели в ДТП в Швеции ниже, чем в России, в 5 раз, в Германии — в 3,4 раза, в Великобритании — в 4,6 раза.

Многократное отставание России обусловлено низкой дисциплиной водителей, сказывается низкое качество дорог, а также недостатки организации движения, говорится в правительственной «Стратегии безопасности дорожного движения».

Причинами высокой смертности на дорогах в России являются недостатки образования водителей и пешеходов, вождение в нетрезвом виде, использование телефонов за рулем, а также изъяны в правовом преследовании нарушителей, объяснял ранее спецпосланник генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт. В ответ на это глава Госавтоинспекции Михаил Черников, в свою очередь, отметил, что Россию «очень тяжело сравнивать с теми странами, которые имеют меньшую площадь и протяженность автодорог». По его словам, такие проблемы, как разговоры по телефону во время вождения и отвлечение на соцсети, существуют во всех европейских странах.

Как власти намерены добиться снижения смертности на дорогах

Согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», правительство планирует:

  • к концу 2020 года подготовить поправки в законодательство, усиливающие ответственность за наиболее опасные правонарушения в области дорожного движения;
  • закупать ежегодно не менее 1,25 тыс. технических средств для контроля за безопасностью транспортных средств (всего 7,5 тыс. единиц к 2024 году);
  • каждый год приобретать не менее 1,6 млн «экспресс-тестов» для проверки водителей на состояние опьянения (всего 9,4 млн к 2024 году);
  • поставлять ежегодно 2085 приборов контроля за безопасностью автодорог в профильные подразделения;
  • внедрить на 65 участках автодорог интеллектуальные системы, ориентированные на применение энергосберегающих технологий освещения;
  • проводить тренинги в родильных домах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Общий бюджет нацпроекта до 2024 года составляет 4,8 трлн руб., из них на федеральный проект «Безопасность дорожного движения» планируется выделить 55,9 млрд руб.

Что эксперты рекомендуют сделать для снижения смертности

Для того чтобы добиться снижения смертности в результате ДТП к 2024 году до четырех погибших на 100 тыс. населения, политика правительства должна быть более продуманной и сконцентрированной на проблемных областях, пояснил РБК один из авторов статьи — Тимур Фаттахов. «Та политика, которая сейчас описана (в нацпроекте. — РБК), достаточно размытая, болевые точки не расставлены», — отметил он. По его мнению, достижение целевых показателей нужно рассматривать с учетом регионального неравенства и различий между городами и сельской местностью, отметил он.

Читать еще:  3 наиболее распространенные ошибки, которые медленно убивают ваш автомобиль

Дело в том, что в России уже есть регионы, где целевой уровень дорожно-транспортной смертности практически достигнут. Это Москва и Санкт-Петербург, где в 2018 году число погибших от ДТП граждан составило 3,7 и 4,3 на 100 тыс. населения соответственно. Но есть и такие регионы, где снижение показателя смертности от ДТП до запланированного значения, учитывая его существующий уровень в этих регионах (более 20 погибших в ДТП на 100 тыс. человек), является трудновыполнимой задачей. Например, в Республике Калмыкия в 2018 году был зафиксирован один из самых высоких показателей смертности в стране — 30,1 погибшего на 100 тыс. населения, в Тыве — 28,6, в Ленинградской области — 24,1, в Забайкальском крае — 22,8.

Чем крупнее города, тем ниже уровень смертности, указывают авторы статьи. Это верно как для большинства европейских стран, так и для России. В городах с численностью населения свыше 1 млн человек число погибших от ДТП в 2017 году составило 4,4 погибшего на 100 тыс. населения. В городах с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. — уже 7,1, а в сельских поселениях — 6,8.

По словам Фаттахова, нужно концентрироваться на снижении смертности среди водителей и пассажиров в возрасте от 15 до 44 лет и пешеходов старше 60 лет. Именно эти категории участников дорожного движения являются основными группами риска. «Если среди пешеходов снижение смертности кажется устойчивым трендом без видимых признаков стабилизации, то для водителей и пассажиров говорить об устойчивости снижения смертности можно пока с осторожностью», — отмечают демографы.

Стратегия безопасности: что не так в 94 пунктах ГИБДД?

В России утвердили «Стратегию безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы». Мы проанализировали проект документа, который должен помочь за шесть лет снизить количество погибших в ДТП в три с половиной раза.

Согласно «Стратегии безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы», количество погибших в авариях к отчетной дате должно составлять не более четырех человек на 100 000 жителей. Иными словами, сократить смертность нужно радикально, в 3,5 раза за шесть лет! Сама стратегия представляет собой лишь рамочный документ, в котором прописаны общие направления. Профильные ведомства должны представить конкретные шаги по ее реализации. Первой это сделала ГИБДД.

В обширной таблице прописано больше 130 пунктов и подпунктов. Около трети из них носят чисто организационный характер вроде разработки и правки нормативных актов, проведения собраний, кампаний и мониторингов, прописывания рекомендаций. Но конкретики хватает.

Много внимания уделено вовлечению образовательных учреждений и объектов здравоохранения в обучение ПДД и начальным навыкам вождения. Причем упоминается работа не только с детьми и подростками, но и с родителями. Результат эти усилия дадут через годы, но зато при грамотной реализации мы получим поколение людей, с малых лет осознающих степень опасности дороги. Сейчас же для некоторых мамаш в порядке вещей перейти улицу с коляской вне перехода, не глядя по сторонам. Кому придется отвечать в случае аварии за недальновидность таких родителей, думаем, пояснять не надо.

Так что инициатива однозначно полезная и требующая самой активной реализации — и не для галочки в ведомости, а на совесть. Потребуется значительное финансирование, ведь автоинспекция заложила и весьма затратные меры: развитие детско-юношеских автошкол и секций, оснащение автогородками, проведение соревнований. Отдельно прописаны меры по популяризации использования светоотражателей. Они могут стать обязательными для детской одежды и рюкзаков, а водить группы детей предлагают только в светоотражающих жилетах. Интересной выглядит инициатива организовать пункты проката детских бустеров и автокресел. Чем больше родителей получат возможность их использовать (а вещи эти для многих семей недешевые), тем лучше.

Не забыли в ГИБДД о велосипедистах, а также катающихся на самокатах, гироскутерах и другом подобном транспорте. Для них станут делать больше выделенных полос и дорожек, проработают вопросы безопасности, включая обязанность носить защитную экипировку. Всё ж «логично»: сначала эти категории активно приглашают на дороги общего пользования ездить среди автомобилей, а потом начинают задумываться над безопасностью. Дополнительная сложность в том, что пропаганду для них организовать сложно. С детьми и родителями можно коммуницировать через школы и поликлиники, автомобилистов «мотивировать» рассылкой штрафов. А двухколесных и бесправных — никак.

В части повышения уровня безопасности дорог прописаны очевидные и давно назревшие меры. Среди них — физическое разделение встречных потоков, необходимость транспортного планирования при строительстве новых районов, оперативное информирование водителей о ЧП и затруднениях впереди, переработка требований к размещению объектов придорожного сервиса и торговли, разработка типовых решений для аварийно-опасных участков и улиц около общественных объектов. Сейчас большинство этих проблем решается неоперативно, точечно, без анализа причин аварийности. Если будет реализован системный и комплексный подход, дороги действительно станут безопаснее.

О необходимости ужесточить контроль за техническим состоянием коммерческого транспорта, его водителей и эксплуатирующих организаций мы слышим не первый год. Воз и ныне там! А те меры, что принимаются, выглядят странно. Например, с 1 июля при перевозке детей на школьном автобусе должен работать желтый проблесковый маячок. Давайте вспомним, сколько категорий транспорта уже наделены правом его ношения: дорожная и строительная техника, грузовики, перевозящие опасные и крупногабаритные грузы, эвакуаторы, «дорожный патруль» ЦОДД в Москве. Водители видят оранжевые мигалки настолько часто, что перестали уделять им внимание. Так что, в реализацию очередных красиво описанных идей не верится.

Однозначно поддерживаем пункт о «проработке вопроса о правовом статусе организаций, оказывающих диспетчерские услуги при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси и сервисами каршеринга, включая установление ответственности за нарушения норм и правил в области дорожного движения». Они дают водителям допуск за руль, но не несут за них никакой ответственности. Понизить рейтинг или отлучить от заказов — это несоразмерное наказание за риск жизни и здоровью окружающих, который они могут нести. Сейчас результат борьбы за легализацию такси только один — государство получило свою выгоду в виде налогов. Для клиентов же рисков стало ненамного меньше: за рулем преимущественно сидят не спящие сутками мигранты, имеющие смутное представление о ПДД.

Приветствуем и усиление общественного контроля за нарушителями правил. Но — только саму идею. По факту все рискует превратиться в фарс с наказанием всех подряд. С установкой первой камеры фиксации нарушений на российских дорогах перестала действовать презумпция невиновности. Получивший несправедливое «письмо счастья» должен сам доказать, что не виноват. А ГИБДД предлагает массово допустить к системе наказаний всех жителей страны без проверки на степень адекватности и знаний ПДД. В сочетании с «упрощением механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности» получим значительно выросшие риски схлопотать штраф для законопослушных водителей. Например, у нас не прописана разница между газоном и обочиной. На первом парковаться нельзя, на второй — можно. Думаете, инспектор в кабинете станет разбираться, где именно стоит машина на фотографии? Хотя государству сплошная польза: поступления от штрафов регионы успели очень сильно полюбить.

Предсказуемым было упоминание развитие системы видеофиксации нарушений. К ней в ГИБДД хотят добавить контроль с помощью бортовых модулей ЭРА-ГЛОНАСС и внедрение алкозамков. Говорится в документе и об очередных мерах по ограничению и перевоспитанию попавшихся пьяными за рулем. Как показывает опыт последних лет с ужесточением ответственности — не поможет.

Наконец, есть в плане раздел, посвященный оказанию первой помощи. Выделим в нем две инициативы — «развитие системы информирования о местах расположения экстренных оперативных служб и способах связи с ними» и «распространение информационных и методических материалов для взрослой и детской аудиторий, информирующих о правилах оказания первой помощи». Этих знаний действительно не хватает, а они могут спасти не одну жизнь. Использование санитарной авиации значится в статусе «проработка вопроса». Значит, никаких реальных шагов сделано не будет. Хотя бы по причине дороговизны этого направления. Зато в автомобильную аптечку предлагается добавить термоодеяло для укрывания и переноса пострадавшего. Учитывая российский климат и скорость прибытия медиков, нелишний аксессуар.

Вот только как бы все описанные меры не вздумали реализовать «альтернативным» способом. В плане мероприятий есть пункты про совершенствование системы учета показателей аварийности и расчета экономического ущерба от ДТП, а также «установление и обеспечение целевого показателя больничной летальности пострадавших». Иначе говоря, не важно, что там будет на самом деле, важно — как посчитают.

В комментариях, конечно, мгновенно появятся обвинения в том, что ЗР сгущает краски, а автор в особо циничной форме не любит родину. Хочу вернуть всех желающих высказаться в 2015 год, когда премьер Дмитрий Медведев утвердил план по борьбе с аварийностью, дабы самим понять, что из него было реализовано за истекшие три года. Так, прописанные в документе залог за задержанный автомобиль, повышающие коэффициенты ОСАГО для злостных нарушителей и наказание за опасное вождение так и не появились. Некоторые пункты с чуть измененной формулировкой перекочевали в новый план ГИБДД — с новой надеждой на осуществление. Так с чего бы новому перечню вдруг оказаться реализованным?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector