Штраф за езду по встречной полосе
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Штраф за езду по встречной полосе

Какой штраф в 2020 году за выезд на встречную полосу

За выезд на встречную полосу предусмотрен штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Об особенностях, связанных с ездой по встречной полосе, с привлечением к ответственности в 2020 году, вы узнаете из данной статьи.

Какая ответственность за выезд на полосу встречного движения

Ответственность за выезд на встречную полосу – довольно серьезная. Это – штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.

Дорожные ситуации, при которых выезд на встречку является нарушением ПДД, подробно рассмотрены в следующем разделе >>> .

Разновидностями нарушения с выездом на встречную являются также:

  • выезд на трамвайные пути встречного направления и
  • движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

За такие нарушения в 2020 году также положен штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.

При повторном нарушении (езде по встречной полосе) штраф уже не накладывается, а водитель лишается прав на один год. Но если повторный выезд на встречку зафиксирован автоматическими камерами фиксации нарушений, то лишения прав не будет, а будет штраф в размере 5000 рублей.

Как следует из вышесказанного, повторное нарушение, связанное с выездом на встречную полосу, отягчает административную ответственность: срок лишения прав увеличивается до года.

Поясним, что означает повторное нарушение. Правонарушение считается совершенным повторно, если оно происходит в течение одного года со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания за предыдущее однородное нарушение.

Полезно иметь в виду, что при фиксации нарушения (в том числе выезда на встречную) камерами фиксации штраф накладывается на собственника автомобиля вне зависимости от того, кто находился за рулем в момент совершения правонарушения.

Важно знать, что есть такое нарушение, как выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия. Это – тоже выезд на встречку, но за него положен штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

В каких случаях происходит выезд на встречную полосу

Напомним, что выезд на встречку является одним из самых грубых нарушений ПДД, так как представляет исключительную опасность для жизни и здоровья других участников дорожного движения.

Рассмотрим в связи с этим случаи, которые однозначно трактуются, как выезд на полосу встречного движения, и поэтому являются нарушением ПДД. К таким случаям относятся:

  1. выезд для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы;
  2. выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых является реверсивной, то есть используется для движения в обоих направлениях;
  3. обгон с выездом на встречную:
    — на регулируемых перекрестках;
    — на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
    — на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
    — на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
    — на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
    — в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью;
  4. объезд с выездом на полосу встречного движения стоящих перед железнодорожным переездом транспортных средств;
  5. выезд на трамвайные пути встречного направления;
  6. поворот, при котором при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство оказалось на стороне встречного движения;
  7. несоблюдение водителем требований дорожного знака «Круговое движение», повлекшее движение по дороге с круговым движением в направлении, прямо противоположном направлению, указанному стрелками;
  8. обгон транспортного средства (за исключением обгона тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски), в том числе двигавшегося со скоростью менее 30 км/ч, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, в зоне действия знака «Обгон запрещен», и (или) при наличии сплошной линии разметки;
  9. начало левого поворота до прерывистой линии разметки с пересечением сплошной линии разметки с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения;
  10. движение по полосе для маршрутных транспортных средств навстречу общему потоку;
  11. движение по дороге с двусторонним движением, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

Как привлекают к ответственности и штрафу за езду по встречке

При нарушении, связанном с выездом на встречную, сотрудник ГИБДД составляет протокол, и водитель привлекается к административной ответственности.

В случае согласия с сотрудником ГИБДД по оценке ситуации водитель должен выполнять его указания.

Бывают случаи, когда сотрудники ГИБДД путают маневр разворота или поворота (при котором выезд на полосу встречного движения, сопряжен исключительно с разворотом или поворотом) с выездом на встречную полосу. Это обстоятельство надо обязательно иметь в виду, так как за эти нарушения предусмотрен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей, а не 5000 рублей или лишение прав. В связи с этим в случае остановки сотрудником ГИБДД за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, следует убедиться, что это нарушение действительно совершено и может трактоваться именно, как выезд на встречку.

Если нарушение зафиксировано автоматической камерой (а чаще всего так и бывает), то вынесенное постановление в распечатанном виде направляется собственнику автомобиля почтой. Собственник автомобиля может быть не согласен с постановлением (например, не он управлял автомобилем в тот момент). В этом случае он может обжаловать его в течение 10 суток с даты его получения. При этом обязанность по доказыванию возлагается на собственника автомобиля. Он сам должен доказать тот факт, что в момент фиксации нарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту был угнан и т.п.

Как и ранее, в 2020 году при уплате штрафа за езду по встречной полосе не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое. Но такое уменьшение возможно не для всех нарушений. Штраф не может быть уменьшен, если выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления совершен повторно либо движение происходило во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Лишение прав за выезд на встречную полосу

Выезд на встречную полосу движения (“встречку”)

Выезд на встречную полосу запрещен если на дороге имеется сплошная линия или стоит знак “Обгон запрещен”. Также выезд на встречную полосу запрещен на железнодорожных переездах и на пешеходных переходах. В остальных случаях выезд на встречку разрешен. Однако стоит учесть, что если на пути имеется некое препятствие, то его необходимо объезжать по обочине и, лишь за отсутствием данной возможности, препятствие разрешено объезжать по встречке.

Соответственно, если на вашем пути нет знаков и сплошной, то выезжать на встречку будет разрешено. Однако необходимо сразу учесть, что занесенная снегом или плохо видимая сплошная линия разметки от наказания не спасет. Оспорить этот факт можно только при правильном предоставлении доказательств.

Выезд на встречную полосу движения происходит при следующих обстоятельствах:

  • Обгон в конце подъема, на опасном повороте и на других участках с ограниченной видимостью;
  • Нарушение знака “Обгон запрещен” или пересечение сплошной линии разметки;
  • Обгон на регулируемых перекрестках и обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • Обгон на пешеходном переходе ;
  • Обгон на железнодорожном перекрестке и ближе чем за 100 метров перед ним ;
  • Поворот налево с выездом на встречную полосу движения;
  • Объезд препятствия и иные обстоятельства, которые сотрудники ГИБДД квалифицируют как выезд на полосу встречного движения.

Рассмотрим каждый случай отдельно:

Обгон на участках с ограниченной видимостью

Отметим сразу, что участки дороги с ограниченной видимостью обязательно должны сопровождаться запрещающими знаками или сплошной линией. Однако если таковы отсутствует, то сотрудники ГИБДД не имеются законного права оформлять на водителя протокол за выезд на встречную полосу. Для убедительности своей невиновности, необходимо потребовать сотрудников ДПС вместе проехать до участка где был совершен обгон и убедиться в своей невиновности.

Нарушение знака “Обгон запрещен” или пересечение сплошной линии разметки

Данный случай в основном происходит по завершению обгона. Т.е. водитель выехал на встречку там где это разрешено, а вот вернулся в свою полосу уже с нарушением правил. Однако если разбираться с данной ситуацией, то выясняется, что обгоняемое транспортное средство по сути является препятствием, а значит при правильном подходе к делу, случившееся можно переквалифицировать на иную статью КоАП РФ. В таких случаях лучше сразу обратиться к автоюристам и возложить всю необходимую по этому делу работу на плечи опытных специалистов.

Обгон на перекрестках

Выезд на встречную полосу запрещен при обгоне на регулируемых перекрестках и обгон на нерегулиремых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Т.е. перед обгоном на перекрестке необходимо убедиться, что светофоры отсутствуют и Вы двигаетесь по главной дороге. В других случаях на перекрестке выезжать на встречку категорически запрещено. Однако если Вы совершили обгон на перекрестке, двигаясь по второстепенной дороге, то доказать свою невиновность можно будет только путем опровержения предоставленных сотрудниками ГИБДД доказательств. При этом необходимо провести подробный анализ всех документов и найти в них как можно больше ошибок, недочётов и фактов несоответствия действительности.

Обгон на пешеходных переходах

Выезд на встречную полосу на пешеходном переходе считается наиболее тяжким правонарушением, чем остальные. С 2014 года законодатель ужастил нарушения, связанные с непредоставлением преимущества пешеходам, с дорожно-транспортными происшествиями с участием пешеходов, со стоянкой или парковкой на пешеходных переходах, а также с выездом на встречную полосу на пешеходных переходах. Таким образом за обгон на пешеходном переходе полностью избежать наказания не получится, однако если правильно подойти к делу и прибегнуть к нетрадиционным методам (привлечение свидетелей, обрисовка избежания аварийной ситуации или препятствия и др.), то можно переквалифицировать данное деяние на ч. 3 ст. 12.15 КоАР РФ и обойтись штрафом.

Поворот налево с выездом на встречную полосу движения

Часто водители сталкиваются с тем, что поворачивая налево, они либо полностью либо частично оказываются на полосе встречного движения. При этом стоящие или рядом едущие сотрудники ДПС никогда не упустят момент, чтобы составить в отношении водителя административный протокол. Как правило, схема, которую они составляют, не соответствует действительности. Даже если водитель “срезал” поворот и одним колесом задел сплошную линию разметки, то в схеме сотрудников ДПС будет отображено, что данный водитель полностью заехал на встречную полосу движения и при этом еще проследовал по ней несколько метров. Как правило, в данных случаях очень часто помогают видеорегистраторы. Но если у водителя отсутствует видеорегистратор, то тогда необходимо обратиться к автоюристам, которые точно подскажут выход из данной ситуации.

Читать еще:  Нужно ли уступать дорогу, если сзади мигают дальним светом фар?

Объезд препятствия и иные обстоятельства

Объезд препятствия должен осуществляться по обочине. Однако если такой возможности нет, то разрешен объезд препятствия по встречке. Иногда водители сталкиваются с проблемой, когда совершили объезд препятствия с выездом на встречную полосу движения, а сотрудники ДПС при составлении протокола не указали в документах о том, что препятствие вообще было. Таким образом инспекторы ДПС подводят водителя к более строгому наказанию. Также нередки случаи когда водитель двигаясь в своей полосе опередил автобус, который осуществлял посадку и высадку пассажиров. При этом автобусная остановка находилась в специальном кармане, что позволяет маршрутным автобусам не занимать всю полосу. Однако инспекторы ДПС стараются привлечь водителя к наказанию, уверяя его в том, что он совершил выезд на встречную полосу движения. В таких случаях автоюрист легко может оправдать водителя, что поможет избежать любого наказания.

Выезд на встречную полосу (“встречку”) штраф в 2016-2017 году или лишение прав

За выезд на встречную полосу водителям грозит либо лишение прав от 4 до 6 месяцев либо штраф 5000 рублей. Если инспекторы ДПС оформили административный протокол и выдали Вам повестку в группу разбора ОБ ГИБДД, то вероятнее всего, что на группе разбора Вам выпишут штраф в размере 5000 рублей. В течение 20 дней можно будет оплатить только половину данного штрафа.
Однако если инспектор ДПС оформил административный протокол и указал Вам, что дело будет рассматриваться в суде, то скорее всего Вам грозит лишение водительских прав за выезд на встречную полосу. Это связано с тем, что прерогатива судей по делам данной категории направлена на более строгое наказание. В данном случае наилучшим вариантом будет, если Вы обратитесь к автоюристам, которые в свою очередь вытянут дело на штраф либо добьются полного прекращения дела.

Что делать если Вас лишили прав за выезд на встречную полосу

Как правило без участия защитника рассмотрение дела, связанного с выездом на встречную полосу заканчивается одним судебным заседанием. Практически каждый обратившийся к нам клиент говорит о том, что на суде его даже не слушали, а в некоторых случаях и вовсе не запрещали что-либо говорить в свое оправдание. Однако при участии автоюриста на судебном заседании все происходит наоборот. Поэтому если Вы хотите вернуть свои права, то необходимо обратиться за помощью автоюриста.

В свою очередь автоюрист подаст апелляционную жалобу на постановление, что позволит пересмотреть дело заново в вышестоящем суде. А если срок подачи был пропущен, то автоюрист восстановит его путем предоставления необходимых ходатайств и других документов. Вы же в свою очередь сможете дальше пользоваться своими водительскими правами.

На судебном заседании наши автоюристы предоставят все необходимые доказательства, которые позволят избежать лишения прав за встречку именно в Вашем случае. Для большей уверенности положительного исхода дела мы предоставляем наших свидетелей, которые дают показания в Вашу пользу, а в исключительных случаях прибегаем к нетрадиционным способам, позволяющим в рамках закона выиграть дело.

Наши автоюристы помогают автолюбителям в Москве, в Московской области и в других регионах.

Также наши автоюристы помогут вернуть права за выезд на встречную полосу на любой стадии дела.

+7 (495) 203-90-97

Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД

Последнее обновление: 26.03.2020
4 комментария

Материал данной статьи является кратким пояснением (комментарием) к пункту 9.1 (1) раздела ПДД «Расположение ТС на проезжей части», который дополнил Правила с 12 июля 2017 года.

9.1 (1): «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Выезд на полосу встречного движения

Данный пункт (9.1 (1)) вносит ясность в некоторые спорные ситуации по движению автомобиля левее сплошной линии разметки, поскольку конкретизирует условия, при которых выезд на полосу встречного запрещается. Таковыми условиями являются:

  • Наличие сплошной (двойной сплошной) линии разметки между встречными транспортными потоками;
  • Наличие разделительной полосы (либо полоса выделена конструктивно, либо обозначена сплошной линией разметки 1.2);
  • Наличие трамвайных путей, расположенных посередине дороги на проезжей части между встречными транспортными потоками.

Если на дороге имеются перечисленные выше элементы дорожной инфраструктуры, перемещение автомобиля левее них будет расценено как выезд на полосу встречного движения в запрещенном для этого случае. В случае движения по трамвайным путям следует помнить, что выезд на встречные трамвайные пути запрещается (пункт 9.6).

С выездом на встречную полосу связаны многие маневры. Некоторые из них Правилами допускаются, и они отдельно прописаны в ПДД, т.е. не запрещены. Это, прежде всего, обгон, и случаи, когда есть необходимость выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

При выполнении указанных маневров в соответствии с ПДД, состава нарушения нет, и это естественно. Но если те же самые маневры (выезд на встречную полосу) проводятся в условиях, оговоренных в пункте 9.1 (1) (через сплошную линию разметки, движение левее сплошной линии, разделяющей встречные направления), то они попадают под запрет.

Есть еще такой вынужденный маневр, как объезд препятствия через встречную полосу. В этой ситуации следует «взвесить» все возможные варианты объезда. Объезд препятствия по встречной полосе не будет считаться нарушением только в случае, когда другого пути для объезда, кроме как через «встречку», у водителя нет. В противном случае могут привлечь по ст.12.15 ч.3 – штраф до 1500р.

В пункте 9.2 есть такие строки: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. …». Т.е. прописан прямой запрет для выезда на встречную полосу на указанных дорогах.

Когда проезжая часть имеет четыре и более полосы для двухстороннего движения, то между встречными потоками наносится разметка 1.3 (двойная сплошная линия). Вместо разметки 1.3 может быть организована разделительная полоса, выполненная, в свою очередь, или конструктивно (бордюр, столбики), или в виде сплошной линии разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.

Когда дорожную разметку на полотне дороги хорошо видно, то все понятно – есть сплошная «осевая» линия, которую пересекать запрещается. Но если разметка стерлась со временем (она не различима), то перед глазами водителя просто широкая дорога. В таком случае выезд далее середины этой широкой дороги равносилен движению по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Следует обратить внимание, что под составом нарушения за встречную полосу понимается именно выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В случае движения автомобиля на широкой дороге далее середины проезжей части (при отсутствии разметки) нарушение сплошной «осевой» линии отсутствует, а факт выезда на встречную полосу, как говорится, «налицо», и он вполне может попасть под штраф.

Разворот через разделительную полосу

Известно, что разделительная полоса делит площадь перекрестка на два пересечения проезжих частей. Долгое время было много разных споров по правомерности разворота по короткой и длинной дуге через разделительную полосу из одного пересечения в другое. Этому вопросу посвящена серия из трех статей Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой.

Какой вариант разворота считать правильным, по длинной дуге или по короткой? Поскольку в «общих» случаях на это вопрос ответить затруднительно, для этого требуется конкретика по каждому месту события или перекрестку, тут приходит на помощь пункт 9.1 (1), в котором прописаны условия, при которых выезд на участок со встречным движением запрещается.

Таким образом, если на участке в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная (двойная сплошная) линия разметки, то линия разворота должна пройти ЗА этой разметкой – только по длинной дуге.

Точно так (по большому радиусу) следует развернуться, если вместо линий разметки по этому участку проходят трамвайные пути.

Если же разметки на проезжей части нет (отсутствует), то ничто не запрещает развернуться через разделительную полосу по малому радиусу, как на обычном перекрестке. Но, опять же, всегда нужно смотреть, как организован проезд на конкретном перекрестке. Вполне возможно, что поворот налево может быть запрещен одним из знаков группы 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Штраф за выезд на встречную полосу

За выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение ПДД предусмотрены санкции в виде штрафа в 5000 рублей или лишения права управления на срок до полугода (ст. 12.15 ч.4). Это наказание за выезд на встречную полосу в первый раз.

За повторный выезд на встречную полосу последуют санкции уже по ст. 12.15 ч.5 – лишение прав на 1 год. В случае автоматической фиксации (камера) – штраф 5000 рублей.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 26.03.2020

Как регулируется выезд на встречную полосу в статьях ПДД

Проезд по встречной полосе не всегда заканчивается для водителя лишением прав управлять машиной. При определенных обстоятельствах такие маневры не считаются правонарушением совсем или классифицируются как отступление от норм другой статьи ПДД. Понимание этих нюансов убережет граждан от необходимости возвращать водительское удостоверение или платить огромный штраф за выезд на встречную.

Проезд по встречной полосе в ПДД РФ

Выезд на полосу, занимаемую встречным транспортом (в том числе не всем корпусом машины и даже одним колесом), езда против направления движения — опасные маневры, зачастую заканчивающиеся столкновением. Поэтому наказание водителям, которые против правил выехали на встречную полосу, в 2019 г. суровое: вплоть до лишения прав управлять машиной и необходимости заново пересдавать теорию ПДД при возврате водительского документа.

Дорожные полосы обычно разделены разметкой:

  • 1.1 — сплошная белая или оранжевая, отделяющая полосы для попутного или встречного автотрафика;
  • 1.3 — двойная сплошная, отделяет потоки машин обоих направлений на широкой улице, имеющей 4 и более полосы;
  • 1.11 — двойная линия, состоящая из сплошной и прерывистой, со стороны которой можно выполнять маневрирование.
Читать еще:  В россии планируют внести запрет на тонировку задних стекол

Пересекать эти линии (кроме 1.11 со стороны прерывистой) запрещено.

Если на дорожном полотне нет разметки, водитель сам рассчитывает число полос, исходя из ширины полотна, размеров авто и необходимого свободного пространства между ними. Если разметка не прочерчена, считается, что полос четное количество или одна.

Выезд на встречную полосу регулируется дорожными знаками, в частности, 3.20 «Обгон запрещен» (этот маневр по умолчанию предполагает кратковременное движение по встречной с возвращением в свой ряд). Если ни знаков, ни разметки нет, правилами обгон на этом участке разрешен, автомобилист может совершить его, руководствуясь статьями 11.1, 11.2, 11.4 ПДД.

Фактический выезд на встречную полосу, пересечение отделяющих разные потоки линий не всегда расцениваются как правонарушение вообще или в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в частности. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально, исходя из всех обстоятельств дела.

В каких случаях выезд на встречку не карается лишением прав

Езда по полосе обратного движения допускается при маневрах на 2-полосной дороге, на которой нет ограничителей (то есть полотно делится водителем, исходя из логики). При обгоне нужно удостовериться, что на участке он разрешен ст. 11.4 ПДД, а также что противоположная сторона свободна и у автомобилиста будет время для возвращения в свой ряд.

Если на 3-полосной дороге внутренняя выделена разметкой и предназначена для езды в обоих направлениях, обгонять, поворачивать или разворачиваться можно только по ней. Правильно выполненный маневр не будет считаться правонарушением.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-25-49

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

При развороте, повороте или обгоне там, где это дозволено правилами, знаками и разметкой, водитель обязан приступить к маневру и завершить его на прерывистой линии, иначе это будет расценено как отступление от ПДД и административное нарушение.

На 2-полосной дороге, где поставлен запрещающий знак 3.20, можно съехать на встречку для обгона тихоходного транспорта (который обозначен специальной наклейкой или это предполагается по его технической спецификации), мопедов, мотоциклов без колясок, конных повозок. Перед маневром необходимо убедиться, что соблюдены условия п. 11.4 ПДД РФ.

Эта ситуация спорная, так как знак 3.20 не запрещает обгон тихоходов и в любом случае он будет доминировать над разметкой. Но если опираться на официальные разъяснения МВД от марта 2019 г., обгон по встречке даже в этом случае — гарантированное лишение прав.

Не будет расцениваться как нарушение по п. 4 статьи 12.15 КоАП РФ проезд по встречке для объезда препятствий (недвижимых, блокирующих объектов: аварии, обвала, ремонтных работах и т. д.), если это нельзя сделать с правой стороны. В таких случаях сотрудники ГИБДД часто своими силами организуют движение, регулируя разъезд автомобилей. Если, в нарушение правил ПДД, водитель обогнул препятствие слева, а не справа, где было свободно, это считается административным правонарушением по п. 3 ст. 12.15 КоАП (штраф 1–1,5 тыс. руб.).

Если водитель пересек линии, разделяющие полосы противоположного направления, для разворота или поворота налево, это будет считаться правонарушением, однако не по п. 4 ст. 12.15, а по п. 2 ст. 12.16 (в 2019 г. карается штрафом 1–1,5 тыс. руб.).

Когда проезд по встречке грозит лишением

Нельзя пересекать (даже одним колесом) запрещающую разметку 1.1 и 1.2.1 (непрерывные одинарные линии) и двойную сплошную, когда это не разрешено дорожными знаками. Речь идет не только об обгоне, но и неправильном развороте или повороте, если водитель при маневре не «вписывается» в прерывистую линию.

П. 9.2 ПДД строго запрещает выезжать на встречку на улице с четырьмя и более полосами даже при преодолении препятствия. Поворачивать и разворачиваться можно в специально установленных для этого местах, где нет запрещающих указателей; в случае блокирующего объекта — объезжать его справа или следовать указаниям регулировщика. Иначе водителя могут привлечь по п. 3 ст. 12.15 (в 2019 г. наказывается штрафом 1–1,5 тыс. руб.) или п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (вплоть до лишения прав управлять авто), если гражданин посчитал за препятствие пробку или припаркованный по всем правилам транспорт.

Запрещена также езда по крайней левой полосе на дороге, размеченной на 3 ряда. Обгонять, поворачивать или разворачиваться можно по внутренней, которая служит для автотрафика в обе стороны.

Обгон даже при отсутствии запрещающих знаков или разметки запрещен (п. 11.4 ПДД РФ):

  • на перекрестках без светофоров и регулировщиков при езде по второстепенной улице;
  • на регулируемых перекрестках;
  • за 100 м до железнодорожного переезда и на нем;
  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях, на мостах, эстакадах и т. д.;
  • на опасных участках дороги и там, где видимость ограничена другими объектами, в том числе строениями, деревьями или машинами.

Неверно выполненный поворот или разворот с кратковременным проездом по полосе обратного направления будет признано нарушением по п. 4 ст. 12.15 КоАП. Такое случается, например, если водитель проехал по встречке на кольце или на перекрестке с двумя пересечениями дорог, начал или завершил маневр на сплошной линии.

Езда по однополосной дороге против ее направления также запрещены (п. 3 ст. 12.16 КоАП РФ). Санкции за это правонарушение в 2019 г. такие же, как при движении по встречной полосе.

Санкции за проезд по полосе встречного движения в 2019 г.

Въезд на встречную полосу (в том числе трамвайные пути) вопреки ПДД, запрещающим знакам и(или) разметке признается нарушением по п. 3 или 4 ст. 12.15, кроме того, в отдельных случаях, по п.п. 1,2 ст. 12.16 КоАП РФ. По закону, если в действиях водителя содержится состав двух правонарушений, наказание ему вменяется максимальное из предусмотренных этими статьями.

В 2019 г. наказание за проезд по полосе обратного движения против правил, знаков или разметки (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ):

  • штраф 5 тыс. руб.; или
  • лишение прав управлять машиной от 4-х месяцев до полугода.

Вторичный выезд на полосу встречного автотрафика карается изъятием удостоверения на 1 год. В обоих случаях собственнику автомобиля назначается только штраф 5 тыс. руб., если нарушение зафиксировано автоматической камерой.

Если автомобилиста, нарушившего ПДД, остановил сотрудник госинспекции, наказание накладывается на его усмотрение. Он вправе:

  • сразу же вынести постановление об административном нарушении и взыскании штрафа без протокола, если водитель — собственник авто и признает свою вину;
  • оформить протокол и вынести постановление, если водитель управляет машиной по доверенности или договору. Наказание (штраф) придется оспаривать у вышестоящих должностных лиц госинспекции;
  • составить протокол и передать материалы в суд. В 2019 г. только арбитры могут лишать права управлять машиной.

Выезд на встречную полосу для преодоления неустранимого препятствия (если водитель имел возможность объехать его справа) классифицируется как нарушение правил объезда (п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ). Это влечет штраф 1–1,5 тыс. руб.

Для уплаты штрафа у водителя есть 2 месяца после того, как постановление получит юридическую силу (через 10 дней после вынесения). Опоздание будет означать новое административное правонарушение и караться пени, арестом или обязательными работами.

В соответствии с п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, в 2019 г. сэкономить и заплатить только 50 % штрафа водителю, которому вменили незаконный проезд по встречке (п. 4 ст. 12.15), не получится.

Особенности выезда на трамвайные линии

Трамвайные пути — это часть дорожного полотна. П. 9.6 ПДД допускает движение по рельсам попутного направления в некоторых случаях:

  • машина не мешает движению трамваев;
  • пути располагаются слева от полос и находятся на одном уровне с ними, не отделяются запрещающей линией или ограждениями;
  • если остальные полосы заняты.

Поворот налево и разворот выполняются с попутных трамвайных путей, если на перекрестке нет знаков, регулирующих движение только из полос (5.15.1–2) или разметки. Автомобилист должен убедиться, что он не мешает проехать трамваю, заезжает на пути, пропускает поток, затем продолжает двигаться под прямым углом на встречные рельсы для маневра.

Заезд и движение по встречным трамвайным рельсам (как и по рядам, предназначенным для общественного транспорта) приравниваются к езде по встречке и карается штрафом и лишением права управлять авто. Обратные пути можно только пересекать, выполняя маневр по правилам, установленным ПДД, в местах, который служат специально для этого.

Если все полосы попутного движения блокированы препятствием, которое нельзя обогнуть справа, водитель может объехать его по трамвайный путям противоположного направления, при этом соблюдая правила встречного разъезда (пропустить движущийся навстречу транспорт, проследить, что маневр не создаст аварийного положения. На спуске дорогу уступает тот, кто едет вниз). Часто при наличии таких серьезных препятствий (масштабных ремонтных работ или аварий) сотрудники ГИБДД своими силами регулируют проезд по встречной полосе.

Как оспаривать вынесенное наказание в 2019 г.

Нормы КоАП и ПДД, касающиеся проезда по встречной полосе, во многом пересекаются с другими разделами правил и права. Поэтому часто вынесенные решения кажутся водителям спорными, они готовы добиваться справедливости в суде. Срок для обжалования постановления во второй инстанции — 10 дней.

Например, иногда госинспекторы наказывают граждан по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за отступление от правил обгона там, где он разрешен (нет запрещающих линий, знака «Обгон запрещен» и т. д.), то есть фактически за нарушение ст. 11.1 ПДД РФ. Эта статья гласит: перед совершением такого маневра водитель обязан убедиться, что нет помех, он успеет въехать в свой ряд. Иначе это будет расценено как административное правонарушение, но не выезд на встречную, а несоблюдение правил обгона. Первое — это лишение или штраф 5 тыс. руб. (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), второе — штраф 1,5 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ). Рекомендуется тщательно следить за тем, что госинспектор пишет в протоколе и нарушение какого правила он вменяет водителю.

Очень много спорных случаев касается разницы между обгоном (своевольным выездом на встречку) и объездом (вынужденным выездом) против ПДД и ограничителей. И то, и то считается правонарушением, однако, первое карается большим штрафом или лишением, второе — только штрафом 1–1,5 тыс. руб.

При рассмотрении дела и вынесении постановления смягчающим фактором будет выступать крайняя необходимость, например, попытка избежать столкновения на резко сужающейся дороге. Однако, наличие таких обстоятельств нужно подтвердить доказательствами. Если водителя остановил сотрудник ГИБДД и утверждает, что он незаконно двигался по встречке, даже может это доказать (есть фото или видео), необходимо присмотреться к погоде, расположению знаков и разметке.

Так, шанс отстоять свое удостоверение повышается, если:

  • дорожные знаки выставлены не по ГОСТ, например, они скрыты в кустах, затерты или закрашены, повернуты обратной стороной к движущимся авто;
  • линии вытерты или неясны, нанесены не по ГОСТ. Например, если между штрихованной линией 1.5, позволяющей маневрировать, и сплошной нет предупреждающей разметки 1.6;
  • плохая погода, снег, туман не дают возможность ясно различать знаки и разметку и т. д.
Читать еще:  Тест-драйв рендж ровер

Каждое из этих обстоятельств необходимо фиксировать в протоколе, на фото- или видеокамеру, с помощью свидетельских показаний — любым способом, который позволит смягчить или отменить наказание.

Практика 2019 г. показывает, что больше всего отмененных постановлений о наказании за то, что водитель выехал на полосу противоположного движения, приходится уже на третью инстанцию — Президиум регионального суда или ВС РФ. Местные арбитры зачастую быстро и без борьбы соглашаются с доводами госинспекторов. Выезд на встречную полосу сопряжен с огромной опасностью на трассе, поэтому всегда лучше не допускать нарушений, чем потом оспаривать наказание в нескольких инстанциях.

Последствия выезда на встречную полосу

Выезд машины за пределы своей полосы с дальнейшим движением по встречке создает опасную ситуацию на дороге. Даже при отсутствии ограничительной разметки и запрещающих знаков рекомендуется как можно реже прибегать к этому маневру. Выезд на встречку на участке, где это запрещено правилами дорожного движения, грозит водителю денежным взысканием или лишением прав на срок до года. Размер штрафа за несанкционированную езду по встречной полосе зависит от особенностей ситуации, поведения нарушителя, его репутации.

Что является выездом на встречную полосу по правилам ПДД

Движение по дорожному полотну бывает односторонним, когда все машины идут в одном направлении, или двусторонним – ТС едут параллельно, но в противоположные стороны. При втором варианте транспортные средства, уходя влево из своего потока, совершают выезд на полосу встречного движения. В своде ПДД четко прописано, в каких ситуациях такие маневры допустимы, когда они запрещены и что грозит водителям, нарушающим установки. Планируя покинуть пределы своей, особенно ограниченной законом зоны, важно помнить, что такое действие может закончиться не только штрафом или лишением ВУ за выезд на встречку, но человеческими жертвами.

При развороте или повороте

Любые маневры, подразумевающие заход на полосу встречного движения нужно выполнять строго в тех местах, где это не запрещено разметкой или дорожными знаками. Только в такой ситуации водителю ничто не грозит. Даже непродолжительное нахождение машины на пути движения транспорта может привести к ДТП. По этой причине выезд на встречку при совершении поворота налево или разворота с нарушением разметки должен как минимум осуществляться перпендикулярно. Тогда наказание ограничится штрафом в размере 1-1,5 тыс. рублей.

В ситуации, когда за поворотом или разворотом последовало хотя бы непродолжительное движение ТС по встречной полосе, наказание будет более суровым. Оно предусматривает штраф 5 тыс. рублей или ограничение права вождения ТС на 4-6 месяцев. Такие же последствия могут быть при выполнении маневра по скошенной, а не перпендикулярной траектории (на усмотрение инспектора). Разворот через двойную сплошную или одинарную непрерывную разметку караются одинаково. В первом случае никакие более строгие санкции не предусмотрены.

Объезд препятствия

Под препятствием подразумевается любой неподвижный объект на проезжей части, который мешает следованию ТС по своей полосе. Исключением являются заторы, неправильно припаркованные машины, просто остановившиеся по каким-то причинам автомобили. Если езда по встречной вызвана необходимостью объехать препятствие, избежав столкновения с ним или создания более опасной ситуации, штраф ГИБДД составит 1-1,5 тыс. рублей. В случае, когда движение регулируется дополнительно расставленными знаками или инспектором ГАИ, водителю вообще не назначается наказание.

За движение по встречной полосе, спровоцированное желанием водителя объехать пробку, ему положен штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение прав до полугода.

На перекрестке

Перекресток предназначен для выполнения разворотов, поворотов и перехода на другие дороги, но практика показывает, что многие водители нарушают правила его использования. В частности, при повороте налево на перекрестке необходимо достичь места, где разметка позволяет выполнить маневр. В противном случае он будет расцениваться как пересечение сплошной. Также нужно дождаться момента, когда такое действие не создаст ни для кого помех. Выезд ТС на встречную полосу на перекрестке разрешен только в случае, если машина идет по главной дороге и соблюдает особенности разметки.

Категорически запрещено выполнять маневр на нерегулируемом перекрестке во время езды по второстепенной дороге. В такой ситуации водителю будет назначен штраф за езду по встречной полосе в размере 5 тыс. рублей. Также возможно наложение ограничения на управление ТС на срок до 6 месяцев.

Обгон

Обгон по встречке с пересечением сплошной линии или вопреки запрещающим знакам является одним из самых серьезных правонарушений. Во время выполнения такого маневра транспортное средство на продолжительный период оказывается на полосе встречного движения, становясь источником опасности. Законом карается не только прямое нарушение ПДД, в ряде спорных ситуаций водитель также может понести серьезное наказание. В частности, незаконным считается начало маневра или его завершение с пересечением непрерывной линии разметки. В зависимости от особенностей совершения обгона по полосе встречного движения нарушителю может быть назначен штраф от 500 до 5000 рублей или ограничение действия ВУ на 4-6 месяцев.

Исключением являются ситуации, когда водитель выполнял действие по правилам и все четко рассчитал, но разметка была нанесена с нарушениями. Также смягчающим считается обстоятельство, если машина не успела вернуться на свою полосу из-за наличия на ней помехи.

Заезд

Последствия попадания транспортного средства на полосу встречного движения грозят быть настолько катастрофичными, что даже за выезд на встречку одним колесом наказанием может стать штраф 5 тыс. рублей или лишение прав на полгода. В отдельных случаях, если водителю с помощью видеоматериалов удается доказать, что он лишь задел разметку, а части авто не выходили на встречную полосу, взыскание смягчают. В частности, за проезд по сплошной может быть выписан штраф от 500 рублей и выше.

Одностороннее движение

Следование по дороге с односторонним движением в сторону, противоположную ходу потока машин, расценивается как прямой выезд на встречную. Карается такой маневр самым строгим образом – 5 тыс. рублей штрафа или лишение прав на срок до 6 месяцев.

Реверсивное движение

В населенных пунктах с очень плотным трафиком активно используются реверсивные полосы. Они регулируются специальными знаками и светофорами, которые позволяют по желанию менять направление движения потока. В результате можно добиться разгрузки определенной линии, на которой образовалась пробка, за счет запасной полосы. При использовании таких участков дороги водители должны проявлять повышенное внимание, чтобы не случайно не допустить езду по встречной полосе. В противном случае их действия рискуют подпасть под несоблюдение ряда статей КоАП РФ.

Игнорирование сигнала светофора, в результате чего водитель выехал на встречную полосу, обойдется штрафом в 1 тыс. рублей.

Неправильный съезд с такой полосы чреват взысканием в 500 рублей. Выезд ТС на встречную полосу движения при выключенном светофоре карается штрафом в 5 тыс. рублей.

Встречные трамвайные пути

Законодательство предусматривает максимальный штраф за выезд ТС на полосу встречного движения, если при этом машина вышла на трамвайную встречку. Это квалифицируется так же, как и обгон с пересечением сплошной разметки. Последствия маневра – штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Такое же взыскание предусмотрено, если водитель проехал в таком направлении даже несколько сантиметров и повернул налево со встречной полосы. Граждане, не желающие терять и нескольких минут, нередко идут на такие маневры, создавая опасные ситуации на дорожном полотне.

Выезд на встречку без нарушения

Существуют ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения не считается нарушением и не влечет административной ответственности. Водитель должен не только знать о своих правах, но и помнить, что в случае нестандартной или спорной ситуации он сам обязан позаботиться о сборе доказательств правильности своих действий. В качестве таковых рассматриваются фотографии, видеозаписи, показания свидетелей.

Ситуации, в которых проезд транспортного средства по встречной полосе не считается нарушением:

  • отсутствие запрещающих знаков – если нет ограничения в виде сплошной разметки или дорожного знака «обгон запрещен», выезд на встречку возможен. Главное, осуществлять его с повышенной осторожностью и в рамках ПДД;
  • несоответствие разметки и знаков – случается, что линии на дорожном полотне и знаки друг другу противоречат, путая участников движения. По закону, в таких ситуациях надо выполнять маневры в соответствии со знаками, они считаются приоритетом. А вот при их игнорировании придется понести административное наказание;
  • присутствие регулировщика – на таких участках нужно выполнять указания инспектора и временными указателями, если такие есть, пренебрегая разметкой и знаками;
  • узкая дорога – если на дорожном полотне нет разметки, то она может быть двух- или четырехполосной. В последнем случае без разделительных линий обходятся редко, поэтому чаще всего вопросы по возможности выезда на встречку возникают на двухполосных полотнах. В такой ситуации отсутствие сплошной линии позволяет свободно выезжать на встречку, если это не мешает идущему по ней транспорту;
  • дорога в три полосы – если на полотне с помощью прерывающихся линий выделены три полосы, то водители обеих крайних полос имеют право по мере необходимости выезжать на среднюю, например, для совершения обгона;
  • объезд препятствия – по возможности препятствие рекомендуется объезжать справа, если позволяет ширина дороги или есть обочина. В противном случае неподвижный объект можно обогнуть слева, выйдя на полосу встречного движения. При этом важно убедиться, что такие действия не повлекут негативных последствий.

Если нет уверенности правомерности действий, лучше не выезжать на встречную полосу. Главное, не повторять их в такой ситуации за другими водителями, которые могут сознательно идти на нарушение.

Какой штраф за выезд на встречную полосу

Размер штрафа за выезд транспортного средства на встречную полосу зависит от типа нарушения, его последствий, особенностей ситуации. Он может составлять от 500 рублей до 5 тыс. рублей. Обойтись устным предупреждением за подобный маневр удается крайне редко.

Нередко важную роль в установлении окончательной суммы играет отношение инспектора к ситуации. По этой причине не рекомендуется грубить сотруднику ГИБДД, лучше спокойно указать на смягчающие обстоятельства, по возможности подтвердить их доказательствами или показаниями свидетелей.

Важный момент! За пересечение сплошной с выездом на полосу встречного движения водителю может грозить только штраф, если маневр был зафиксирован камерой. Решение о временной приостановке действия ВУ суд может принимать лишь в случае составления протокола инспектором ГИБДД. Эта же инстанция устанавливает срок лишения прав.

Повторное нарушение

В случае повторного выезда машины на полосу встречного движения взыскание автоматически приобретает вид приостановки действия ВУ на 1 год. Согласно правилам, прописанным в КоАП РФ, противоправное деяние такого типа считается повторным, если было совершено в течение года после окончания срока предыдущего наказания. Чтобы избежать лишения прав за выезд на встречку, можно попытаться договориться с инспектором, составляющим протокол. В этом помогут только доказательства присутствия смягчающих обстоятельств, уговорам злостных нарушителей сотрудники ГИБДД поддаются редко.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector