Почему автомобили сжигают больше бензина, чем изначально заявляла компания-производитель
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Почему автомобили сжигают больше бензина, чем изначально заявляла компания-производитель

Власти предложили запретить продажу на АЗС нескольких видов топлива

Суррогаты вне закона

Минпромторг подготовил проект изменений в правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением правительства еще в 1998 году, «для предотвращения противоправных действий и случаев реализации фальсифицированного топлива на автозаправочных станциях». У РБК есть копия проекта, его подлинность подтвердил федеральный чиновник.

Речь идет о запрете продавать на заправках (АЗС) любые виды жидкого топлива, кроме сертифицированного автомобильного бензина и дизеля, соответствующих заявленным характеристикам (класса «Евро-5»), следует из документа. ​Изменения разработаны в рамках борьбы за соответствие качества топлива заявляемым классам и для защиты прав потребителей, объяснил РБК Илья Джус, представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего ТЭК. По его словам, этот вопрос особенно актуален в сегменте независимых АЗС (в отличие от крупных нефтяных холдингов у их владельцев нет лицензий на месторождения и нефтеперерабатывающих заводов).

Часто на АЗС под видом жидкого автомобильного топлива реализуется суррогат или судовое маловязкое топливо, не предназначенное для автомобилей, указано в пояснительной записке к документу. По данным исследования агентства «Петромаркет», подготовленного в январе 2019 года, на российском рынке в 2017 году продавалось не менее 0,9 млн т низкокачественных заменителей автобензина (почти 3% от суммарного спроса на бензин) и 8,9 млн т низкокачественных заменителей дизтоплива (почти 25% от суммарного спроса на дизель). Потери государства и бизнеса от оборота суррогатных видов топлива в 2017 году составили 69,7 млрд и 16,4 млрд руб. соответственно, то есть в общей сложности более 85 млрд руб. При оценке учитывались не только заправки, но также крупнооптовый и мелкооптовый сегменты.

Высокий спрос на суррогатное дизельное топливо поддерживается благодаря тому, что в России около половины парка автотранспорта и около 70% сельхозтехники соответствует стандарту «Евро-2» и имеет возраст старше десяти лет, говорится в исследовании. Такая техника не нуждается в дизельном топливе высших экологических классов, разрешенном к обращению на внутреннем рынке.

Общественные обсуждения предложения Минпромторга на портале regulation.gov.ru завершатся в конце марта, затем его должен подписать премьер Дмитрий Медведев, говорится в документе. Изменения вступят в силу в июле 2019 года, сообщается в пояснениях. За контроль исполнения новых правил будет отвечать Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Выполнение требований будет контролироваться в рамках плановых и внеплановых проверок, сообщил РБК представитель ведомства. По его оценкам, доля фальсифицированного моторного топлива, в том числе суррогата, на рынке составляет около 9%. «Указанное топливо продается на АЗС, потребителями являются как обычные граждане (в погоне за дешевым топливом), так и транспортные компании», — добавил он.

Позже пресс-служба Минпромторга подтвердила РБК подготовку таких изменений.

В июле 2018 года Росстандарт предложил ввести за недолив топлива и нарушение стандартов его качества на автозаправочных станциях наказание в виде оборотных штрафов. При первом выявленном нарушении с АЗС возьмут штраф в размере 1% от годового оборота компании, а при повторном сумма увеличится до 3% от оборота. «Нефтетрейдеры всегда ищут и находят возможность сэкономить или на качестве нефтепродуктов, которые реализуют, или на количестве топлива, которое они продают потребителю. Мы должны одновременно одинаковым образом контролировать и привлекать к ответственности по единой методологии», — сказал тогда руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

Сейчас продавать судовое и печное топливо на АЗС не запрещено, и этим занимаются многие независимые заправки, сказал РБК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Мы были инициаторами предложения запретить открытую продажу судового, печного топлива и дистиллята газового конденсата на заправках, поскольку ими нельзя заправлять автомобиль. Это поможет избежать недобросовестной конкуренции», — сказал он РБК.

Судовое топливо и другие заменители дизеля продаются на некоторых заправках в Сибири и других регионах, добавил источник в одной из крупных нефтяных компаний. Такую продукцию производят так называемые самовары: небольшие заводы в России и Казахстане. Крупным нефтяникам, производящим горючее класса «Евро-5», такой запрет поможет увеличить продажи качественного топлива и легче конкурировать с независимыми заправками, добавил собеседник РБК.

«Введение подобного запрета является эффективной мерой в борьбе с распространением контрафактного и некачественного топлива, будет способствовать сокращению числа недобросовестных продавцов топлива и росту объемов потребления качественного топлива», — заявил РБК представитель ЛУКОЙЛа. По его словам, это также позволит исключить из розничной продажи виды нефтепродуктов, которые используются как заменители дизтоплива, нанося вред «как самим транспортным средствам, так и экологии и бюджету страны». «Роснефть» также «полностью поддерживает» проект изменений Минпромторга, добавил ее представитель.

Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова сказали, что на их заправках продаются только сертифицированные виды топлива — дизеля и бензина. Представитель «Сургутнефтегаза» пока не ответил на запрос РБК.

Как запрет повлияет на цены

Средняя стоимость дизельного топлива на столичных заправках, согласно данным Московской топливной ассоциации на 18 марта, составила около 47 руб. за литр. По словам Евгения Аркуши, судовое маловязкое и печное топливо стоит гораздо дешевле. Запрет на продажу этих или других заменителей дизеля, по его мнению, не повлияет на цены на качественное дизтопливо и бензин на АЗС.

«Мошенники, продавшие суррогат, с рынка не исчезнут, с ними надо бороться другими способами, например методом применения оборотных штрафов для нарушающих закон заправок. А судовое или печное топливо потребители по-прежнему смогут заказать оптом с доставкой на дом или купить в местах организованной бункеровки судов», — добавил Аркуша.​

Совладелица сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина рассказала РБК, что ее компания не торговала и не торгует судовым топливом и другими заменителями дизеля. «Мы считаем, что принятие поправок уравняет конкурентные возможности продавцов топлива, поскольку сейчас разница в цене сертифицированного дизельного топлива и его заменителей остается существенной. Поэтому ряд автомобилистов выбирали заменители», — сказала она. Добросовестные предприниматели выиграют от введения новых правил, считает Савкина: «После введения запрета на тех заправках, где торговали фальсификатом и заменителями дизеля, цены на топливо вырастут до рыночных значений (разница в ценах составляла 20% и более по сравнению с ценами на качественный дизель). На тех, где торговали сертифицированным бензином и дизелем, — останутся без изменений».

В ноябре 2018 года после резкого роста цен правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин до конца года. Согласно этим договоренностям, с 1 января 2019 года владельцы АЗС могли поднять цены на топливо, но не более чем на 1,7%, а до конца марта рост не должен превысить инфляцию. «Ситуация на рынке топлива стабильная, цены стабильные, запасы есть», — заявил РБК на прошлой неделе замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Пиво сдержит рост цен

ЛУКОЙЛ поддерживает возврат продажи слабоалкогольных напитков на АЗС, заявил глава компании Вагит Алекперов 19 марта: «Я глубоко убежден, что возврат слабоалкогольных напитков на АЗС даст возможность нам систематизировать продажу этих алкогольных напитков через заправочные станции. Потому что, как правило, вокруг каждого автозаправочного комплекса располагаются автомобили, которые продают так называемый некачественный алкоголь». По его словам, это повысит маржинальность розничного рынка. В конце прошлого года на совещании у Козака также отмечалось, что продажа слабоалкогольных напитков позволит сдержать рост цен на бензин.

Абсурд страны-бензоколонки: Европа зальет Россию бензином по 28 рублей

Пустит ли правительство Мишустина в страну дешевое топливо?

На российских заправках может появиться бензин из Европы. О качестве говорить не станем, но в ценовом отношении — он куда привлекательнее отечественного. Настолько, что можно отдельные от других марок колонки устанавливать — «Из Европы». И не надо будет рассказывать про присадки и прочие чудодейственные свойства, которыми якобы насыщены премиальные марки российского бензина. Все эти преимущества померкнут на фоне цены зарубежного топлива.

О такой перспективе сообщило агентство Reuters, подкрепив свой прогноз расчетами: евротопливо стало настолько дешевле отечественного, что с учетом ввозной пошлины в 5%, текущего курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ будет стоить 37 тыс. руб. за тонну.

Но это не все. Если в среднем вес одного литра бензина А-95 составляет 0,750 кг, то цена литра бензина, легально привезенного из Европы, будет стоить около 28 рублей.

Просто фантастика какая-то!

Однако, расчеты вполне реальные — так уж легли ценовые фишки: на мировом рынке топлива стоимость бензина резко снизилась, а на российском — происходит все наоборот.

Европа, обездвиженная пандемией, снижает цены на топливо, а в России, где по той же причине резко снизился трафик автопоездок, цены потихоньку — в пределах инфляции, как успокаивает Федеральная антимонопольная служба — но все же лезут вверх, а кроме того, владельцы автозаправок предупредили о грядущем повышении цен. И не в пределах инфляции.

Это всех весьма обескуражило. В нашей стране, конечно, давно стал дурной традицией такой парадокс, когда населению остается только каждый раз вопрошать: «А почему когда в мире нефть в цене падает, то у нас бензин продолжает дорожать?». Но это в обычных условиях, когда до серьезных протестов не доходит. Однако в период финансово-экономического кризиса и пандемии власти решили не испытывать народное терпение: 25 марта Генпрокуратура РФ дала поручение ФАС дать правовую оценку обоснованности увеличения цен на бензин и дизельное топливо и пригрозила нарушителям антимонопольного законодательства прокурорскими проверками.

То есть, в нашей нефтедобывающей и бензинопроизводящей стране о снижении цен на топливо нет смысла и помышлять: прокурорам и так приходится изрядно вспотеть, чтобы хотя бы загнать рост цен на топливо в инфляционные рамки. Это теперь вроде как рамки ценового приличия.

Но относительно дешевое импортное топливо может разрушить эту идиллию королей российских бензоколонок. Как предупреждает газета «Коммерсантъ», еще более опасным для российского рынка станет возможный импорт из Белоруссии, после того как тамошние НПЗ будут загружены российской беспошлинной нефтью. В российских нефтекомпаниях и в Минэнерго это пока предпочитают никак не комментировать.

А какие тут могут быть комментарии, если и так понятно, что бензин из Европы в нашу страну просто не пустят. Это же обрушит всю систему, которая вот уже многие годы устраивает и российское правительство, и нефтедобывающие компании, и нефтепереработчиков, и владельцев АЗС.

Читать еще:  Какие медикаменты опасно употреблять перед вождением авто?

Но от недорогого европейского бензина можно отбиться заградительными мерами, вплоть до эмбарго. И обосновать, как, например, расширение ответных российских санкций, скажем, на продление европейских санкций.

Но вот с братской Белоруссией такого не замутить. Президент Александр Лукашенко сразу и про Союзное государство, и про партнерство по ЕАЭС вспомнит, про обязательства обеспечивать свободное передвижение товаров в рамках этих союзов. И придется позволить россиянам покупать белорусский бензин, произведенный из российской же нефти.

Хотя, например, Казахстан в такой ситуации не смутили ни братские узы, ни партнерство по ЕАЭС. 31 марта власти Казахстана ввели временный запрет на ввоз в республику бензинов, дизельного и авиационного топлива из России. Республиканское Минэнерго объясняет эти меры снижением потребления нефтепродуктов на своем внутреннем рынке из-за вспышки коронавируса и ростом запасов топлива на нефтебазах республики.

В общем, ситуация складывается парадоксальная. Эксперты в один голос объясняют ее тем, что в нашей стране действует демпферный механизм, который позволяет нефтяным компаниям получать компенсацию из бюджета, в случае, если продажи бензина на внешнем рынке выгоднее продаж на внутреннем. Этот механизм сглаживает влияние колебаний цены на нефть на стоимость топлива на отечественном рынке: при высоких ценах на нефть бюджет компенсирует нефтяникам потери от продажи топлива внутри страны по сравнению с экспортом, а при низких ценах наоборот, больше отчислений от доходов нефтянников поступает в бюджет.

Это, как уже сообщала «СП» не мешает продавцам топлива еще и утверждать, что цены на бензин в стране занижены, мол, регулятор в лице государства развернуться как следует не дает, сдерживает.

«Если бы у нас не было подобной регулировки, установился бы экспортный паритет и цена за литр бензина была бы выше. Регуляторы постоянно мониторят ситуацию, оказывают воздействие на рынок, и цена из-за этого у нас занижена, несмотря на то, что налоговая нагрузка высокая», —заявил в комментариях Nation News руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

В общем, богатые тоже плачут. Хотя обычный гражданин, конечно же, скажет: ну куда же вам еще цены выше, при таких-то «протечках» — сделанный из российской нефти за рубежом бензин более конкурентен и рвется на отечественные автозаправки. Но, понятное дело, сюда недорогое топливо официально не пустят. Разве что, как в 90-е, канистрами его завозить.

2040 – нефть, электромобили и кое-что еще

Ряд европейских стран, в том числе Великобритания, Франция и Германия, собираются запретить продажу автомобилей с бензиновыми двигателями уже к 2030 году. И даже если допустить, что сроки будут сдвинуты, то в любом случае к 2040 году на европейских дорогах практически не останется автомобилей с ДВС.

В США, хоть правительство и не назначает определенных сроков, всеобщая электромобилизация наступит едва ли не раньше, чем в Европе, т.к. этот сектор автопроизводства и соответствующая инфраструктура там развиты существенно лучше (спасибо Илону Маску), чем в Европе. Индия и Китай также пытаются не отставать. В Индии, как и в Европе, введен запрет на продажу бензиновых авто с 2030 года. В Китае выпуск электромобилей растет бурными темпами. В связи с чем возникает вопрос, что же будет с Родиной и с нами, и с нефтью – нашей матушкой-кормилицей.

Прежде всего, решения правительств о запрете обусловлены желанием снизить выхлопы СО2 в соответствии с требованиями Киотского протокола. Но причина роста выпуска электромобилей не только в запретах. Электромобиль значительно дешевле в эксплуатации и долговечнее, поэтому его покупка просто выгодна, невзирая на высокую цену.

Вот простой подсчет. Возьмем для примера самый массовый на сегодняшний день электромобиль – Теслу. Модель 3 с аккумулятором емкостью 60 квт/ч пройдет 354 км на одной зарядке, с аккумулятором на 85 квт/ч – соответственно 499 км. Соответствующие цифры для модели Х: 70 квт/ч – 417 км, 100 квт/- 542 км. Для модели S: 60 квт/- 375 км, 75 квт/ч – 417 км, 90 квт/ч – 473 км, 100 квт/ч – 613 км. В среднем получается (с небольшим разбросом), что на одном квт/ч можно проехать 5,8 км. Для авто с ДВС берем очень среднюю цифру расхода бензина в городском цикле в 10 литров на 100 км. Итого: 1 квт/ч равен по пробегу автомобиля 0,58 литра бензина. В России 1 квт/ч стоит сегодня 5,38 рубля, литр бензина – 45 рублей. Нетрудно подсчитать, что пробег километра для электромобиля стоит в 4,85 раз дешевле, чем для авто с ДВС.

Примерно такие же цифры получаются для Европы и США. Найти расценки на электричество и бензин в сети довольно трудно, но вот что удалось выяснить после некоторых поисков. Цена за литр бензина/1 квт/ч (в долларах, в том числе для Европы): Франция – 1,74/0,1, Германия – 1,64/0,19, Великобритания – 1,58/0,15, США – 0,83/0,1. Получается, что во Франции пробег для электромобиля дешевле пробега для бензинового авто в 9,4 раза, в Германии – в 4,95 раз, в США – в 4,8 раза, в Великобритании – в 6 раз. И если средний европеец проезжает в год 25 тысяч километров (а, скорее всего, больше, т.к. я, например, проезжаю 35 тысяч в год, практически не вылезая из города), тратя на бензин примерно 4000 евро, то эксплуатация электромобиля позволит ему сэкономить примерно 3200 евро в год. За пять лет это составит внушительную сумму в 16 тысяч евро, что полностью компенсирует, к примеру, для Теслы более высокую изначальную цену покупки (на сегодняшний день; в дальнейшем, понятно, цены на электромобили снизятся). Дальше пойдет чистый выигрыш, т.к. ресурс эксплуатации для той же Теслы, заявленный Маском и подтвержденный уже экспериментально – 1 миллион миль. То есть автомобиль можно эксплуатировать лет пятьдесят, или пока не надоест. Кроме того, электромобиль намного надежнее, не требует частого ТО и соответствующих расходов. В общем, можно считать, что первый аргумент противников электромобилей, что они, дескать, дороги, разбит наголову.

Разобью и второй аргумент скептиков – что переход мирового автопарка на электрическую тягу потребует увеличения мировой электрогенерации в разы. При этом, как правило, электро-скептики считают суммарную мощность всех автомобилей мира и соотносят ее с мощностью всех электростанций. Но это полная чушь – считать надо по суммарному пробегу.

На сегодняшний день в мире добывается 100 миллионов баррелей нефти в сутки. Баррель – это 159 литров. По разным оценкам, из одного барреля получается 75-102 литра бензина и 30-40 литров дизельного топлива. Еще много чего получается (список я дам ниже), и, поскольку по выходу бензина и дизтоплива существует большой разброс (видимо, из-за очень различного качества нефти), я попросту вычел из общего литража остальные получаемые ингредиенты и получил суммарную цифру бензина и дизтоплива из одного барреля в 109 литров. Для простоты приравниваем 1 литр дизтоплива к 1 литру бензина и не учитываем других потребителей дизтоплива – морские суда и тепловозы. Потребляют они немало, но статистики потребления по ним я не нашел, поэтому считаем, что весь бензин и все дизтопливо сжигают автомобили. Итого 100000000 х 365 х 109 = 3 978 500 000 000 литров бензина в год, что замещается выработкой электроэнергии (делим на 0,58) 6 859 482 758 620 квт/ч в год, или – округленно – 6 860 000 Гвт/ч в год. Мировое же производство электроэнергии составило (данные на 2016 год) 24 816 400 Гвт/ч. То есть, чтобы заместить весь автопарк мира с ДВС на сегодняшний день, потребуется нарастить производство электроэнергии на 27,6%. Всего-то! С учетом того, что переход на электромобили затянется лет на двадцать, потребуется наращивать производство электроэнергии примерно на один процент в год, что вполне можно сделать, развивая солнечную и ветроэнергетику.

Однако, что же будет с нефтью? Помимо бензина и дизтоплива, из одного барреля нефти получают 20 литров авиатоплива, 7-11 литров попутного газа, 6-7 литра мазута, 4,5 литра сжиженного газа, 8-10 литров нефтяного кокса, 5 литров сырья для производства асфальта, 4 литра сырья для производства пластмасс, 0,7 литра смазочных материалов. Всего получается в среднем 59 литров различных ингредиентов, помимо топлива для автомобилей. Наверное, надобность в этих материалах сохранится и к 2040 году, тогда получается, что нефти для функционирования мировой экономики потребуется примерно в три раза меньше, если исходить из сегодняшней добычи – то 30 миллионов баррелей в сутки. Во сколько раз упадет цена? С учетом того, что себестоимость добычи нефти меньше всего у стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Кувейта и ОАЭ) и составляет около 10 долларов за баррель, то эти страны будут иметь прибыль от продажи нефти даже по цене чуть выше 10 долларов, скажем, по 12-13 долларов за баррель. Вместе они добывают примерно 22 миллиона баррелей в сутки и сохранят свой объем добычи, хотя и придется продавать нефть по смешной по нынешним меркам цене. За остальной кусок пирога в размере 8-9 миллионов баррелей в сутки будет драка. Здесь неплохие позиции у России, у которой на ряде месторождений себестоимость добычи также не выше 10$. Впрочем, такие же месторождения имеются у Казахстана, Ливии, Алжира, Мексики, Венесуэлы и Нигерии, которые тоже захотят втиснуть свои баррели в эти 8-9 миллионов спроса на нефть, не покрываемых добычей стран Персидского залива. В лучшем случае России достанется кусок в размере 3-4 миллиона баррелей по цене 12-13 долларов против нынешних 10 миллионов по цене 70 долларов. Доходы от продажи упадут, как мы видим, в 14 раз, что позволит хоть как-то держаться на плаву некоторым – далеко не всем – нефтекомпаниям. Бюджет России, соответственно, от продажи нефти не получит ничего. Последствия, с учетом того, что нынешняя власть ничего не делает для развития секторов экономики, не связанных с ТЭК, будут катастрофическими.

Наверняка спросят: а куда же девать бензин, если он станет никому не нужен? Да все просто – нефтехимия способна делать нужные материалы из любых соединений С-Н. К примеру, сейчас пластмассу в том числе из газа делают. Так что бензин путем несложных химических реакций будут переделывать в тот же мазут, кокс и авиатопливо. Придется перестраивать технологические процессы на всех НПЗ, но технологи, я уверен, справятся.

Читать еще:  Ремонт главного цилиндра сцепления ваз 2107

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

В чём плюсы и минусы биоэтанола

О том, что для двигателей автомобилей можно использовать растительное топливо, известно ещё со времён первых самоходных тележек. Но лишь в последние годы эта идея вновь стала актуальна. Виной тому неуклонно повышающиеся цены на нефть.

В последнее время в мировой прессе всё чаще публикуются сообщения об опасности и даже вредности массового перевода автомобилей на биоэтанол. Одно авторитетное мнение очень скоро оспаривается другим, не менее авторитетным. Критика настолько жёсткая, что поневоле вызывает недоумение. Как такое может быть: ведущие страны принимают энергетические стратегии, которые, если верить скептикам, совершенно бездумны и являются кратчайшим путём к масштабным экологическим и экономическим катастрофам? Где правда? Попробуем разобраться.

Противники сжигания этанола в двигателях внутреннего сгорания приводят убедительные доводы. Они не опровергают факта, что при использовании этилового спирта выхлоп автомобилей становится намного чище. Это действительно так. Главная же беда — в самом производстве этого вида топлива, когда в атмосферу выбрасываются огромные количества углекислого газа. А значит, вся экологическая эффективность использования спиртосодержащих смесей сводится на нет. И бравые лозунги о борьбе с глобальным потеплением, об изменении климата не только теряют свою актуальность, но даже смешны.

Вообще говоря, этиловый спирт можно получать из любых растений, лишь бы там в достаточном количестве содержались сахар и крахмал. Картофель, ячмень, пшеница, свёкла — всё подходит. Но лучший вариант — сахарный тростник. Можно также перерабатывать различные отходы, например древесные опилки, но пока что это экономически невыгодно. А потенциально рентабельные методы находятся в стадии разработки.

Правы они? И да и нет. Производство этанола действительно насыщает атмосферу парниковыми газами (ещё они называются GHG — от greenhouse gas) в количествах, сопоставимых с выбросами бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Но у всякой монеты есть и обратная сторона. Дело в том, что в процессе производства и сжигания 1 литра этанола из растительного сырья в атмосферу попадает ровно столько же CO2, сколько до этого было поглощено теми же самыми растениями в результате реакции фотосинтеза. По сути производство этилового спирта есть не что иное, как «фотосинтез наоборот», с той лишь разницей, что в одном случае требуется солнечный свет, а в другом — выделяется тепло.

Когда биоэтанол получит глобальное распространение, а всё к этому и идёт, то «с банкой чистого спирта» можно будет не только ходить в гости, но и помогать тем несчастным на дороге, у которых совсем опустел бак. Если вас смущает цвет, то помните, что в отличие от пищевого топливный спирт не подвергается чересчур уж тщательной обработке.

Получается, биоэтанол абсолютно нейтрален в качестве источника парниковых газов. Значит — лучше от него не станет, но и хуже не будет, в отличие от продуктов переработки нефти. Есть у этилового спирта и ещё одно преимущество: положительный энергетический баланс. В зависимости от вида сырья последний может колебаться от 1,24 до 8. То есть при сжигании этанола выделяется в несколько раз больше энергии, чем затрачивается при его производстве. В этом смысле «скандальное топливо» на порядок превосходит бензин или солярку. Только вообразите себе расходы на разведку, добычу, транспортировку, переработку нефти, и вы поймёте, что топливный баланс нефтяных продуктов значительно меньше единицы.

Сам процесс заправки этанолом не содержит в себе ничего особенного — всё ровно так же, как и в случае с бензином. Однако сеть таких заправок сегодня ещё только развивается. Например, в США точек, где продают E85, сегодня насчитывается примерно полторы тысячи.

Но и без недостатков у C2H5OH не обходится. При сгорании 1 литра этилового спирта выделяется на 34% меньше энергии, чем при сгорании того же объёма бензина. Выходит, что если заправлять автомобиль топливом с содержанием этанола (к примеру, широко пропагандируемой смесью с бензином E85), то расход топлива неизбежно возрастёт вплоть до этих самых 34% — всё будет зависеть от концентрации спирта в каждом конкретном случае. Но с этой печальной картиной столкнутся лишь владельцы машин с двигателями, изначально рассчитанными на традиционный бензин и лишь затем адаптированными под новомодное топливо.

Из примерно тысячи европейских этанольных заправок почти 800 находятся в Швеции. Эта страна планирует лет через 20 вообще отказаться от нефти. Скандинавы уповают на гибриды, потребляющие этанол. На этой фотографии люди из Scania представляют новейший городской автобус.

Нельзя забывать, что октановое число этанола равно 105. Это означает, что его можно сжигать в двигателях с куда большей степенью сжатия. Так что, в принципе, двигатели, рассчитанные исключительно на новый источник энергии, должны быть уж никак не хуже нынешних бензиновых или дизельных собратьев. И в плане экономичности, и в плане мощностных характеристик. А уж про экологию и говорить не приходится! Примерно на 80% уменьшаются выбросы углеродных соединений, а конкретно CO2 снижаются на 30%. Но заливать в такие машины бензин категорически нельзя — детонация мигом убьёт технологичный мотор.

Вот так выглядит стандартный завод по производству биоэтанола. Отличие от классических спиртовых заводов только в масштабах производства и количестве ректификационных колонн. Получают «зелёное» топливо, что называется, не отходя от кассы, прямо в поле. Это связано с тем, что транспортировка сырья серьёзно увеличивает себестоимость.

В этом смысле весьма пессимистично выглядят перспективы так называемых многотопливных (чаще всего битопливных) автомобилей. Они могут называться Flex Fuel, Flexifuel, BioFlex, и как угодно ещё — всё зависит от фантазии фирм-производителей. Про такие разработки мы писали уже не раз и не два. Причём если некоторые носят статус концептов, то другие — вполне себе серийные машинки. Но у всех этих автомобилей есть один противный недостаток — этанол там сжигается неэффективно, ведь степень сжатия нельзя изменить, просто нажав кнопку на панели.

Не секрет, что наиболее дешёвым способом транспортировки жидких топлив является закачка их в трубопровод. Но в случае с этанолом появляется проблема. Он гигроскопичен, то есть впитывает из атмосферы воду и, следовательно, обладает повышенной коррозионной агрессивностью. Поэтому пока что топливный спирт перевозят автотранспортом или по железной дороге.

Получается забавная ситуация: на бензине Flexifuel-машина едет хорошо, а на E85 (если кто забыл, это коктейль из 85% этанола и 15% бензина), , плохо, а , «жрёт» ощутимо больше. Да, биоэтанол дешевле бензина, но не намного. Зря вы думаете, что с этим топливом сэкономите сколько-нибудь значимую сумму. Может даже случиться и так, что будут одни убытки. Смотря как ездить — на одной лишь «зелёной» ориентации недалеко окажешься. Поэтому не удивляйтесь, что внедрение, казалось бы, перспективной идеи сопровождается законодательным регулированием, например в США и Бразилии.

Не стоит думать, что при заправке биоэтанолом машина наотрез отказывается ехать, подобно водородным аналогам. По сравнению с бензином E85 действительно обладает меньшей энергетической ценностью, но для её сгорания требуется меньше кислорода, поэтому в цилиндры можно впрыскивать большие количества топлива. В итоге мощность падает, но не настолько, чтобы водители приходили в ярость.

Стоит тормознуть и поговорить подробнее, ибо в этих странах внедрение биоэтанола зашло очень далеко. Бразильцы очень не любят топливные кризисы c 1973 года. И всячески стараются их предотвратить. Так, с в стране функционирует масштабная биотопливная кампания. Не стоит поэтому удивляться, что 4,5% площади Бразилии заняты плантациями сахарного тростника, а большинство местных автомобилей можно с чистой совестью причислить к заядлым алкоголикам. За год миллион бразильских рабочих производит двадцать с лишним миллиардов (!) литров этанола.

В Бразилии существует целая отрасль по выращиванию сахарного тростника, со своими традициями и правилами. При производстве широко используется дешёвый ручной труд, что приносит сумасшедшие доходы местным «сахарным королям». Иностранцы спят и видят, как бы принять участие в этанольном буме, но местные бизнесмены наотрез отказываются продавать свои предприятия. А если и соглашаются, то заламывают поистине космические цены. Стоит заметить, что правительство их полностью поддерживает.

Назвать экономику этой страны зависимой от нефти никак нельзя. Выращивая и перерабатывая сахарный тростник, Бразилия полностью обеспечивает себя топливом и электричеством. Всё это безусловно радует, но даже в бочке спирта нашлось место вездесущему дёгтю. Ради новых плантаций бразильцы вырубают леса Амазонки. Можно назвать это странной и недальновидной политикой, а если сказать прямо — то это настоящий идиотизм. Как жить без «лёгких планеты»?

Сахарный тростник в Бразилии выращивают тысячи частных хозяйств. И это порождает некоторые проблемы. Ведь из тростника и сахар делают. Поэтому когда в годах резко выросли цены на сахар, производство этанола сократилось до такой степени, что людям стало элементарно нечем заправлять свои машины. Сейчас правительство регулирует ситуацию и даже вложило в 2007 году 25 миллионов долларов в развитие новых технологий. В США же эта сумма равняется $385 миллионам.

Похожая ситуация складывается и в США. Президент Буш выдвинул программу «20 за 10», которая должна помочь к 2017 году снизить потребление бензина на 20%. За счёт чего? Разумеется, за счёт этанола. К озвученному сроку власти намерены увеличить его производство до 30 с лишним миллиардов литров. За последние годы инвестиции только в исследования перевалили за 12 миллиардов долларов. И это только начало.

В Америке производят этанола хоть и много, но чуть меньше, чем в Бразилии. Правда, делают его не из тростника (он в Штатах расти не хочет), а из кукурузы. Такой вариант менее эффективен, а стало быть, себестоимость американского эталона выше бразильского. Тем не менее программу активно продвигают власти многих штатов, и губернатор «кукурузного» Иллинойса, кандидат в президенты Барак Обама (Barack Obama), — не исключение. Принимаются новые требования к бензиновому топливу, которое должно содержать 10% этанола (такая пропорция безопасна для традиционных двигателей).

Чтобы машину можно было заправлять топливом, содержащим более 10% этанола, необходимы некоторые переделки. «Мозг» мотора должен научиться определять концентрацию спирта и подбирать соответствующие режимы работы. Поскольку спирт содержит воду, модернизации требует и топливная магистраль. Кроме того, если автомобиль эксплуатируется в холодных условиях, надо подогревать топливо перед запуском.

Читать еще:  Распространяются ли полномочия сотрудников гаи на заправки и тц?

Достигнут ли американцы своих целей? Каково будущее всей этой затеи с биоэтанолом? Пока что всё туманно. Ясно одно — рассчитывать на тотальный переход к спиртовым двигателям нереально. Если предположить стопроцентную эффективность процесса переработки, то для того, чтобы только США перевести с нефти на этанол, нужно 75% сельскохозяйственных земель нашей планеты засеять соответствующими культурами. Грубо говоря, если даже всю Луну засадить тростником, этого окажется недостаточно.

Массовое культивирование культур для производства этанола неизбежно окажет значительное влияние на сельское хозяйство. Фермеры не дураки — раз спрос на кукурузу растёт, они будут её сеять везде, где смогут. А кто при этом подумает о миллионах голодающих жителей Земли? Поэтому многие исследователи и негодуют, утверждая, что «выращивать» биотопливо в то время, когда людям есть нечего, — низкое, подлое и вообще аморальное занятие.

Этанольный вопрос неизбежно связан с большой политикой. На фотографии справа вы видите, как президент США Джордж Буш и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva ) радуются окончанию очередного раунда трудных переговоров. Поэтому не удивляйтесь, если в будущем мы столкнёмся самыми разными пиар-кампаниями, прямо противоречащими друг другу.

Впрочем, к любой критике надо относиться со здоровой долей скептицизма. Сами по себе биотопливные программы вполне разумны и при грамотной реализации способны принести ощутимую пользу. Стоит только иметь в виду, что повсеместное внедрение этанола окажет ощутимое влияние на мировую экономику. И, разумеется, найдутся те, чьи интересы пострадают. Пример: так называемый саммит «табачных королей» 1988 года, где боссы крупнейших компаний обсуждали, как бы нейтрализовать политику ВОЗ по борьбе с курением. И есть ли гарантия, что подобные действия не предпринимают сейчас все те, кто почувствовал угрозу нефтяному бизнесу? , как ни крути, а внедрение биотоплива — это вопрос не столько научный и экономический. Здесь вступает в дело большая политика.

Почему автомобили сжигают больше бензина, чем изначально заявляла компания-производитель

Произошедший 9 марта обвал на рынках привел к тому, что цена на нефть Brent падала ниже уровня $32 баррель, цена нефти марки WTI — ниже $30. Это произошло из-за новостей о том, что сделка ОПЕК+, ограничивающая добычу нефти, перестанет действовать с 1 апреля. Россия не согласилась с предложением Саудовской Аравии ограничить добычу на дополнительные 1,5 млн барр. в сутки. Сейчас цены на нефть отскочили до $36 за баррель, но, как заявил глава Минэнерго Александр Новак, восстановление котировок нефти займет несколько месяцев.

Тем временем президент США Дональд Трамп в своем Twitter отметил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей, поскольку цены на бензин должны снизиться. Российские автомобилисты также понадеялись, что увидят более низкие цены на АЗС и до последнего старались не заправляться. Но зря: ведущие эксперты и аналитики отрасли объяснили, почему топливо в России будет дорожать при любом раскладе.

Снижение цен на бензин в России из-за падения цен на нефть невозможно, поскольку розничные цены на дизельное топливо и бензин практически не привязаны к стоимости нефти, объяснил аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов в беседе с Autonews.ru. По его оценке, доля стоимости сырья в цене на топливо в России составляет не более 7%.

«Если мы посмотрим на структуру стоимости одного литра АИ-95 в рознице, то обнаружим, что 3/4 стоимости (порядка 72%) формируют заложенные в нее государственный акциз, НДС и расходы на уплату НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), — рассуждает Антонов. — Вычитаем так же расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на переработку, транспортировку, логистику, прибыль трейдеров и операторов АЗС. В итоге выходит, что стоимость сырья, в зависимости от текущих котировок, с 2019 года не превышает 7%».

Эксперт предполагает, что текущее падение нефти на мировом рынке теоретически могло бы привести к снижению цен на бензин в пределах 2%. Однако сомневается, что это произойдет. Антонов считает нефтепереработку в России проблемной отраслью, «которая до 2019 года существует за счет многомиллиардных субсидий, а начиная с 2019 года — за счет демпфирующих надбавок».

«Текущие цены на нефть сдерживаются новым механизмом компенсаций со стороны государства и неформальными договоренностями с ним. В итоге участники рынка корректируют оптовые и розничные цены так, чтобы это оказывало минимальное давление на темпы инфляции, — говорит Антонов. — Стоит ли объяснять, что возможность получить дополнительную прибыль в условиях подешевевшей нефти вряд ли будет ими упущена. Но ни о каких сверхприбылях речь не идет. Ведь сама по себе нефть не оказывает существенного влияния на себестоимость литра топлива в опте или тем более рознице».

Эксперт уточняет, что, проходя по цепочке от скважины до пистолета в топливном баке, топливо дорожает не из-за скачущих котировок на мировом рынке, а из-за роста расходов всех участников этой цепочки. «Эти расходы, надо полагать, вырастут в связи с очередным мощнейшим витком девальвации рубля, смягчающей последствия 30-процентного обвала для добывающих компаний», — прогнозирует аналитик.

Текущая ситуация на сырьевом и валютном рынках может сохраниться в течение несколько недель или даже месяцев. Тогда бензин и дизель в рознице не только не подешевеют, но и вырастут в цене на 2–4% еще до начала мая. «Это возможно, если к тому времени Москва и Эр-Рияд не придут к согласию», — говорит Антонов.

По его мнению, государство будет прикладывать все силы, чтобы сдерживать цены на топливо. Наиболее активно это будет происходить в случае с дизелем, поскольку неблагоприятная ситуация на рынке совпала по времени с началом сельскохозяйственного сезона.

«Аграрии рискуют оказаться в очень сложной ситуации, которая уже во второй половине года может вылиться в существенный скачок инфляции: дополнительные расходы на солярку заложат в стоимость сезонных овощей и фруктов уже летом, а осенью поднимут цены на зерновые, масличные и прочие культуры», — уточнил эксперт.

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов назвал типичной ситуацию, в которой в нефтедобывающих странах и странах-экспортерах цена на бензин не падает вслед за нефтью. Дело в том, что внутренние цены на бензин субсидирует государство. Так происходит и в России.

«Цены на топливо, которые мы сейчас видим на заправочных станциях, субсидируются. Из-за такой схемы получается, что рентабельность у игроков невысокая, — объясняет Баженов Autonews.ru. — Рынок зажат в регуляторные тиски. С одной стороны, мы имеем высокие акцизы, которые давят на нефтепереработку. С ними помогают справляться только различные демпферы и субсидирование. С другой стороны, есть розница, которая не может работать по принципу свободного ценообразования — цены на топливо поставлены в прямую зависимость от инфляции. С 2009 года в отрасли действует правило «инфляция минус», согласно которому цены на бензин и топливо должны расти на 1-2 процентных пункта ниже инфляции. Поэтому нет смысла ждать каких-то понижений. Принцип свободного ценообразования у нас не работает. Цена будет расти всегда, потому что она регулируется».

По данным Росстата, стоимость литра бензина в среднем по России с 24 февраля по 1 марта 2020 года выросла на 2 коп. и составила 44,92 руб. Литр бензина АИ-92 подорожал на 3 коп., до 42,51 руб. Цена за литр бензина АИ-95 выросла на 1 коп. до 45,92 руб. Цена литра дизельного топлива осталась на уровне 48,14 руб.

Баженов также не исключил, что цены на бензин и дизельное топливо могут вырасти уже в ближайшее время. «Если инфляция разгонится, то и цена на бензин будет выше прогноза. Так, если в результате обвала рубля прогнозируемая Центробанком инфляция в 4% вырастет условно до 6-7%, то и цены на бензин скорректируются и подрастут на 5-6%».

Эксперт считает, что с точки зрения потребителя свободное ценообразование более выгодно.

«Мы живем в ситуации, когда цены всегда растут, мы можем только предполагать, насколько они скорректируются в очередной раз, — рассуждает Баженов. — А если в тех же США цена выросла на 10%, но у водителей есть понимание, что завтра из-за корректировок цен на нефть бензин подешевеет уже на 15%, такие скачки воспринимаются более спокойно».

Сравнивая ситуацию с 2016 годом, когда цены на нефть обрушились с 50$ до $30 за баррель, что привело к дефициту бюджета и в дальнейшем к росту акцизов, эксперт заявил, что сейчас для повторения такого сценария предпосылок нет.

«Акциз — это внутренний налог, сейчас ситуация такова, что всю налоговую нагрузку государство старается перенести на внутренний рынок, экспортные пошлины отменяются, а НДПИ нефтедобывающие компании платят вне зависимости от того, куда уйдет поставка: за рубеж или на внутренние рынки. Планов по изменению Налогового кодекса у правительства нет», — пояснил Баженов.

Нефтяники были готовы к обвалу стоимости сырья, убежден ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков.

«На внеплановом совещании министров экономического блока у премьер-министра Михаила Мишустина, которое состоялось 9 марта, где обсуждали меры по стабилизации состояния российской экономики и ситуации, связанной с развалом альянса ОПЕК, министр Александр Новак рассказал, что сценарий выхода из соглашения по сокращению объемов добычи нефти прорабатывался заранее. Поэтому текущая ситуация на рынке находился в пределах прогноза, — полагает аналитик. — Другими словами, российские нефтяные компании наперед знали точку отсечения, то есть были уверены, что предельный уровень сокращения добычи уже достигнут и дальнейшая политика сокращения добычи принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому они знали, что цены на нефть обрушатся».

Эксперт уверен, что все нефтяники захеджировали свои риски. Поэтому прогнозирует, что ситуация на рынке стабилизируется, цены на нефть вернутся ближе к прежним значениям, а курс рубля стабилизируется на отметке 75 рублей за доллар США. Автомобилистам же, по его словам, резких изменений цен на бензин ждать не стоит.

«Тонна АИ-92 во вторник на бирже подешевела на 2140 рублей – до 44237 рублей, тонна бензина премиум-95 подешевела на 2361 рубль, до 45 664 рублей. Цены попрыгают и успокоятся. Бензин у нас не подешевеет, но и не будет дорожать быстрее темпов инфляции. В прошлом году инфляция была на уровне 3%, в этом, возможно, прогноз скорректируют до 5-6%, значит, в этих пределах и подорожает топливо», — прогнозирует Костюков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector