От того, как вы держите руль, зависит вероятность аварии
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

От того, как вы держите руль, зависит вероятность аварии

Скорость автомобиля и безопасность

Эта первая статья из небольшой серии посвященной положительному и отрицательному влиянию скорости на нашу жизнь. Все статьи для сжатия материала будут представлены в виде тезисов.

Но сначала о самом наболевшем – о безопасности. Как известно в России в год гибнет в ДТП 1 человек из 6 000. Разберемся, как скорость влияет на количество ДТП и вероятность смертельного исхода. Основной упор будет сделан на взаимодействие пешехода и автомобиля, как наиболее сильно конкурирующих объектов дорожного движения.

Скорость и вероятность ДТП

Рассмотрим тормозной путь автомобиля. Длину тормозного пути можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути после нажатия на тормоз.

Среднее время реакции составляет 1 секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за 1 секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.

Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%. То есть тормозной путь автомобиля с 60 км/ч на сыром асфальте будет равен тормозному пути на 70 км/ч на сухом асфальте.

При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции в пересчете на дистанцию займет 22 метра. Дополнительно на сухом асфальте водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки.

Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.

Но если ребенок выбежит на дорогу за 15 метров перед автомобилем, он, скорее всего, получит смертельные травмы, даже если автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч.

Рассчитать длину тормозного пути и время торможения, а также скорость во время торможения на определенном расстоянии после начала торможения при различных условиях (начальная скорость, время реакции, тип покрытия) можно на этом немецком сайте.

Скорость и частота ДТП

Проектные и функциональные характеристики дорог сильно влияют на зависимость между скоростью и частотой аварий. Влияет, например, наличие и вид пересечений, присутствие пешеходов и велосипедистов.

В более сложных ситуациях риски аварий и влияния скорости больше.

Скоростные магистрали, например, это простые случаи с меньшими рисками аварий. Городские дороги, наоборот, более комплексные с более высокими рисками ДТП.

Основными жертвами ДТП в городских условиях являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Основные факторы, способствующие этому – разница в скорости и в весе.

В южной Австралии проводили сравнение между рисками из-за превышения скорости с рисками из-за содержания алкоголя в крови. Было принято, что при 60 км/ч и 0 промилле относительные риски равны единице.

С 70 км/ч относительные риски начинают резко расти. Это превышение всего на 10 км/ч и соответствует 0.8 промилле алкоголя в крови при 60 км/ч.

Влияние неоднородности скорости на ДТП

Неоднородность скорости в транспортном потоке приводит к увеличению количества обгонов и, как следствие, более высокому уровню рисков. Высокий разброс скоростей тесно связан с авариями со смертельным исходом на всех дорогах – городских и загородных.

Чаще всего снижение скорости приводит к снижению неоднородности скоростей в потоке.

Частота аварий вырастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.

Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.

Влияние скорости на тяжесть ДТП

Даже если превышение скорости не является основной причиной аварии, от скорости в момент столкновения сильно зависит тяжесть последствий ДТП. Приблизительная зависимость количества тяжелых аварий и аварий со смертельным исходом от изменения скорости движения представлена на графике.

Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% – к уменьшению этих видов аварий на, соответственно, 19%, 27% и 34%.

Ситуация сильно зависит от типа дороги и допустимой скорости на этих дорогах. На графике ниже представлен прирост ДТП при изменении скорости движения на 1 км/ч для различных скоростей движения.

Наиболее серьезное влияние на тяжесть аварии при изменении скорости, как видно из таблицы, приходится на дороги с низкими допустимыми скоростями. Это городские дороги.

Тяжесть последствий сильно зависит от участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты имеют большой риск получения серьезных травм, так как они не защищены. У них нет металлического каркаса, ремней и подушек безопасности.

Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

Водитель и пассажиры автомобиля при этом практически не страдают.

Влияние скорости на область обзора

При увеличении скорости движения область обзора существенно уменьшается. Таким образом, высокая скорость в городских условиях не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он не видит окружающую обстановку.

На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.

Выводы

Высокая скорость является причиной трети всех ДТП. Кроме того, высокая скорость отягчает последствия ДТП, произошедших по другим причинам.

Влияние скорости на несчастные случаи особо серьезно в городах, где имеет место взаимодействие нескольких групп участников дорожного движения: автомобили, пешеходы, велосипедисты.

Существует порог скорости автомобиля, выше которого организм пешехода физически не может выжить. При столкновении на скорости 45 км/ч выживает только 50 % пешеходов.

Для снижения травматизма на дорогах необходимо принять меры для соблюдения обоснованного скоростного режима, а также свести к минимуму разброс скорости в потоке.

10 плюсов от того, что вы попали в аварию

Трудно представить человека, который хочет попасть в ДТП. Как правило, аварий боятся. Это понятно, ведь даже первая может стать последней. Однако серьезные ДТП случаются гораздо реже незначительных. Последние же очень полезны, хотя бы потому, что способны многому научить. В том числе тому, как больше не попадать в аварии.

Скрежет левого переднего крыла, глухой удар в задний бампер, повисшее на тросиках регулировки зеркало — все это наверняка не улучшит настроение, а кого-то гарантированно напугает. Особенно при виде вмятин и царапин на любимой машине. Эмоции усилятся и после разговора с другим участником аварии. Через пару минут придет осознание, что каким-то планам на сегодня не суждено сбыться. Траты, необходимые на ремонт, могут внести коррективы и в график на месяц. Однако, как у любой ситуации, у аварии — хоть это утверждение и кажется издевкой — есть свои плюсы. Из ДТП можно извлечь пользу, если благодаря случившемуся усвоить несколько уроков.

1. ПДД действительно полезны. Почти всегда

Авария напоминает простые истины: заранее включай поворотник и перестраивайся, тормози плавно, держи дистанцию. Об этом многие по мере накопления водительского стажа почему-то забывают. Но, как ни крути, а на ПДД худо-бедно держится движение на всех дорогах мира. И напоминать об этом себе самому гораздо безопаснее, чем при «помощи» других участников движения. При любых раскладах на дороге полезнее всего держаться от «соседей» на разумном расстоянии. Несоблюдение ПДД является основной причиной аварий, среди которых лидируют столкновения из-за отсутствия безопасной дистанции между автомобилями.

2. Правило «дай дорогу дураку» не просто работает — оно главное

Можно быть очень ответственным водителем: соблюдать скоростной режим, пропускать пешеходов на зебре и сворачивать с нужной полосы. Но все равно попасть в аварию. Потому что кто-то, игнорируя ПДД, ездит по своим правилам. Если вы заметили неподалеку «шашечника» или лихача на второстепенной дороге, который перед въездом на главную и не думает притормаживать, пропустите его. Это будет не по правилам! Зато вы разъедетесь без последствий. Можно, конечно, проверить истинность утверждения на себе. Однако если поверить — это гарантированно сэкономит время и деньги.

3. Другой участник аварии заслуживает уважения

«Да куда ж тебя несет?» — нередко это последнее, что успевает крикнуть перед ударом возмущенный поведением соседа по полосе водитель. После осознания случившегося хочется пойти посмотреть в глаза этому подлецу и не только посмотреть. Но за рулем может оказаться кто угодно. И у аварии может быть миллион причин. А что, если другому участнику аварии нужна помощь? Иногда полезнее и конструктивнее видеть в нем такого же человека и вести себя соответственно. Самодисциплина на дороге многое решает.

Читать еще:  Водитель зря не послушал своего ангела-хранителя в образе собаки

4. Многие аварии прогнозируемы

Хотя ДТП часто оказываются неожиданностью для водителей, предугадать их можно, проявив наблюдательность и осторожность. По машине и манере езды внимательному водителю легко определить того, кто включит поворотник и тут же резко перестроится, понять, попытается ли едущий впереди проскочить на мигающий зеленый или ударит по тормозам. Кроме поведения водителей аварии часто случаются «благодаря» месту. К особо коварным участкам относятся: второй ряд при условии, что первый занят припаркованными машинами, «воронки», многополосные перекрестки, второстепенные дороги с въездом на оживленную главную, сложные развязки, эстакады и тоннели с наземной полосой рядом.

5. Маршрут надо прокладывать заранее — даже если вы едете домой

Пробки, аварии, затеи градостроителей и дорожных служб диктуют маршрут. И в таких условиях пользование навигатором не удел слабаков и гостей мегаполисов, а способ поберечь нервы. Если же вы только примерно представляете, как добраться в нужное место, то кроме навигатора пригодятся онлайн-карты с панорамами. Увидеть своими глазами перекресток или развязку иногда лучше заранее — чтобы не сдавать задним ходом из тоннеля или не пересекать перпендикулярно три полосы. Подобные действия с высокой вероятностью спровоцируют ДТП.

6. Реальная авария может «вылечить» от страха попасть в воображаемую

Страх заставляет фантазию работать на полную. Многие люди, по мнению когнитивно-бихевиоральных терапевтов, боятся чего-либо с подачи собственного богатого воображения. В ряде случаев подобный страх не выдерживает проверку реальностью и растворяется. Боязнь попасть в ДТП — из их числа. Правда, авария может дать и обратный эффект. Если после нее вы стали по любым причинам откладывать самостоятельные поездки за рулем, объезжаете место аварии, а садясь в салон, чувствуете себя хуже (задыхаетесь, испытываете учащенное дыхание и сердцебиение), значит ДТП лишь усугубило страх и на него придется обратить пристальное внимание.

7. Авария помогает избавиться от «симптома Шумахера»

Если одни водители-новички через полгода поездок все еще борются с желанием зажмуриться в опасной ситуации, то другие становятся заложниками взлетевшей до небес самооценки и ощущения всемогущества за рулем. И это ловушка. За шесть месяцев самостоятельного вождения некоторые необходимые водителю навыки хоть и освоены, но не доведены до автоматизма. Излишняя же уверенность снижает бдительность, а иногда становится причиной бессмысленной бравады — и ситуация выходит из-под контроля водителя. ДТП, как правило, отрезвляет такого ездока.

8. Решать серьезные проблемы надо сидя на диване, а не за рулем

Ссоры в семье, неурядицы на работе не только портят настроение, но и стремятся полностью завладеть мыслями участников. Как правило, выяснение отношений продолжается, даже когда уже все разошлись, — в голове. Несмотря на то, что разборка происходит в воображении, она способна вызывать вполне реальные эмоции: гнев, раздражение, обиду. В результате водитель либо погружается в ситуацию, из-за чего отсутствует на дороге и едет на автопилоте, либо стремится дать выход негативным переживаниям, ведя себя агрессивно. В каждом случае вероятность попасть в аварию возрастает.

9. Телефон за рулем — табу

Пробки — это ужасно скучно, другое дело оживленная переписка с друзьями или красивые картинки в соцсетях. Из инстаграммного мира водителей часто возвращает в реальность скрежет металла: люди не способны одновременно смотреть на экран телефона и на дорогу. Попасть из-за лайка к фотографии в аварию в пробке досадно, а на большой скорости — крайне опасно. Когда водитель смотрит не на дорогу, а на экран или даже просто ищет глазами звонящий телефон, он лишает мозг возможности координировать движения рук, а значит корректировать траекторию движения.

10. Не выспался — все равно что напился

Исследователи из Фонда обеспечения безопасности дорожного движения (AAA Foundation for Traffic Safety) обнаружили, что водители, спящие в течение суток меньше семи часов, имеют больше шансов попасть в аварию, чем те, кто высыпает норму. Так, у водителей, «не добирающих» один-два часа сна, риск стать участниками ДТП повышен в два раза по сравнению с теми, кто спит, сколько положено, а у водителей, отдыхающих в сутки всего 4–5 часов, такой риск увеличен в четыре раза. В то же время, по данным австралийских ученых, водитель, не спавший 20 часов подряд, находится в состоянии, сравнимом с состоянием водителя, в крови которого содержится 0,1% алкоголя (

1 промилле). И хотя тестеры ничего не покажут, риск попасть в аварию будет высоким.

Половина читателей, которые добрались до этого абзаца, наверняка думают: да мы все это и так знаем. Конечно, вы знаете. Но точно ли применяете на дороге? Когда сегодня поедете домой после работы, посчитайте к примеру, сколько раз вы посмотрите в телефон.

4КОЛЕСА

Популярные статьи

Советы водителям на случай экстренных ситуаций во время движения автомобиля

Что делать если загорелся автомобиль или произошла другая экстренная ситуация на дороге

Большинство водителей к сожалению, могут быстро начать паниковать при возникновении экстренной ситуации на дороге, что в итоге может привести к ДТП. Многие думают, что чем больше опыт вождения, тем водитель, более подготовленный к опасным ситуациям, которые могут возникнуть во время движения. Но по статистики оказывается, что большое количество опытных людей, столкнувшись с экстренной ситуацией на дороге, запаниковали и совершая ошибки в итоге попадают в ДТП.

Есть много страшных и опасных вещей которые могут произойти, когда вы находитесь за рулем. Но зная, как реагировать на экстренные ситуации вы возможно либо полностью избежите аварии, или максимально минимизируете последствия дорожного происшествия. Вот что вы должны делать при самых распространенных ситуациях на дороге во время движения автомобиля.

Автомобиль глохнет во время движения

Если ваш автомобиль неожиданно заглох во время движения, сразу включите аварийную сигнализацию (“аварийку”), чтобы предупредить о проблемах автомобили позади вас. Помните, что несмотря на то что двигатель заглох автомобиль будет по-прежнему катиться по дороге. Ваша задача снизить скорость и полностью остановиться на обочине или в крайней правой полосе движения. Помните, что после того как двигатель заглох в вашей машине полностью отключится усилитель рулевого управления. Так что несмотря на то что управление автомобилем не исчезнет, рулевое колесо будет тяжело вращаться. Так что сразу рассчитывайте, что если машина заглохла на ходу, то вам нужно будет прилагать больше усилий для управления автомобилем.

Если вы заглохли на шоссе, где нет обочины, то остановитесь в крайней правой полосе и не выходите из машины. Пристегнись, включите аварийку и вызовете помощь. Внимание! Ни в коем случае не пытайтесь вести ремонтные работы находясь в крайней правой полосе движения. Это очень опасно.

Неожиданно спустило колесо во время движения

Если во время движения ваш автомобиль неожиданно начинает тянуть в сторону, то есть большая вероятность что одна из шин повреждена и давление в колесе упало до критического уровня. В этот момент многие начинают паниковать. Особенно если колесо не просто спустило, а лопнуло. Ни в коем случае не нажимайте резко педаль тормоза. Это ошибка. Вам необходимо для начала убрать ногу с педали газа. Также крепко удерживайте рулевое колесо обеими руками и направьте машину в сторону обочины или удерживайте руль так чтобы машина ехала прямо до того момента пока не снизиться скорость для безопасного перестроения в правую полосу или на обочину. Если вы собираетесь самостоятельно установить запасное колесо, убедитесь, что вы это можете сделать в безопасном месте. Помните, что если место вашей вынужденной остановки не безопасно, и у вас нет финансовой возможности вызвать дорожную помощь, то придется вам продолжить движение на спущенном колесе (на медленной скорости).

Да, это конечно полностью испортит шину и возможно повредит диск вашего колеса, но ваша личная безопасность стоит этих лишних трат.

Аквапланирование автомобиля (глиссирование)

На мокрой дороге, особенно когда протектор ваших шин изношен, между дорогой и резиной образуется тонкая водяная пленка (протектор изношенной резины не успевает отводить лишнюю воду). По сути при образовании такой пленки шина не едет по дороге, а плывет, поскольку не отталкивает воду в сторону. Если машина начнет аквапланировать, то она начнет уклоняться от курса движения. В этом случае нельзя нажимать тормоз и резко дергать рулевое колесо, поскольку это может привести к заносу автомобиля. Вместо этого уберите ногу с педали газа и держите руль прямо пока не почувствуете, что вы вернули контроль над машиной.

Опасность на обочине (песок, гравий и т.п.)

Многие аварии происходят из-за неправильных действий водителей при выезде на грунтовую обочину с асфальта. Многие новички водители могут съехать неожиданно на обочину и услышать шум гравия об днище автомобиля. Это может вызвать панику водителя. В итоге многие водители совершают ошибку резко пытаясь вернуться на дорогу с асфальтовым покрытием. Но это часто приводит к тому что машина может улететь в кювет. Помните, что, если вы выехали на обочину даже только несколькими колесами ни в коем случае не поворачивайте резко руль, поскольку машина может потерять сцепление и потерять управление, что приведет к серьезному ДТП. Поэтому если вы выехали на обочину, для того чтобы вернуться на нормальную дорогу снизьте скорость, нажав педаль тормоза и убрав ногу с педали газа. Далее плавно и безопасно вернитесь в правую полосу автодороги.

Читать еще:  Схема блока предохранителей ваз 2109 карбюратор

Пропали тормоза во время движения! Что делать?

Представьте, что во время движения вы как всегда для того чтобы снизить скорость или остановиться нажимаете педаль тормоза, но она уходит в пол и машина не замедляется. Это признак полного отказа тормозной системы. Ваша задача не паниковать, а принять экстренные меры по остановке машины. Для этого перейдите как можно быстрее на пониженную передачу (если ваша машина оснащена механической коробкой передач, переключите коробку на пониженную скорость). Таким образом вы будете осуществлять торможение двигателем. Это обязательно замедлит машину. Если ваша машина оборудована автоматической коробкой передач, то переключите коробку в нейтральное положение. Также при любой трансмиссии вы должны как можно быстрее поднять ручной стояночный тормоз автомобиля (ручник). Если все ваши действия бесполезны вы должны направить автомобиль в то место на дороге, где он получит как можно меньше повреждений. Например, вместо дерева автомобиль лучше направить в забор. Также ваша задача направить автомобиль в такое место где нет рядом пешеходов и других транспортных средств.

Проблема с педалью газа

Если во время движения вы, убрав ногу с педали газа заметили, что машина не начала замедляться и продолжает разгоняться то скорее всего напольный коврик в автомобиле заблокировал ход педали газа. Ни в коем случае не пытайтесь на ходу поправить коврик чтобы разблокировать педаль газа. Вы напрасно потеряете время. В этом случае есть только один выход, поставить коробку передач в нейтральное положение и затем нажать педаль тормоза. Это должно помочь. Но если ваши действия не помогают, то выключите зажигание. Если ваш автомобиль оснащен системой запуска двигателя с кнопки (Старт/стоп) то для того чтобы выключить зажигание во время движения вам придется удерживать кнопку Start/stop несколько секунд.

Помните, что, выключив зажигание на ходу ваше рулевое управление станет тяжелым, так как отключится усилитель руля, а тормоза станут жёсткими и вам будет необходимо больше физических усилий необходимых для управления автомобилем.

На дорогу неожиданно выбежало животное

Мы все любим животных. Но тем не менее люди в любом случае имеют главный приоритет. Представьте, что во время движения на автомобиле перед вами неожиданно выбегает животное. Что вы будете делать? Вы будете пытаться резко остановиться? Или попробуйте совершить резкий маневр пытаясь объехать животное? Советуем каждому водителю заранее подумать над ответами на эти вопросы. Ведь на дороге у вас не будет времени на это. Помните, что в некоторых случаях при попытке избежать столкновения с животным вы можете поставить под угрозу свою безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Мы не можем вам рассказать точный совет как вам поступить в случае если на дорогу выбежало животное. Ваши действия должны зависеть от ситуации. Но чтобы для вас не стали полной неожиданностью подобные случае вам необходимо обращать внимание на дорожные знаки, указывающие на опасность появления на дороге животных. Помните, что подобные знаки установлены на дороге не просто так. Так что если есть предупреждение, то вы обязаны снизить скорость. Также если вы едете за городом будьте внимательны. Особенно в сельской местности в ночное время. Обращайте внимание на обочину дороге где возможно вы увидите в ночное время отражение в глазах животного света ваших фар. Кроме того, в тех районах где наблюдается много диких животных ожидайте что на дорогу выбежит лось, олень, кабан и другие дикие животные. Поэтому в таких местах двигайтесь на медленной скорости.

Неожиданно на перекресток выехал автомобиль. Что делать?

Представьте себе типичную ситуацию на Российских дорогах. Вы въезжаете на перекресток строго по правилам дорожного движения и прямо перед вами неожиданно выезжает автомобиль. В этом случае вы резко нажимаете педаль тормоза для того чтобы избежать столкновения. Но в большинстве случаев вам не хватит времени полностью остановить автомобиль. В таком случае ваша задача минимизировать последствия аварии, направив свой автомобиль в заднюю часть выехавшего в нарушение ПДД транспортного средства. Таким образом вы смягчите удар (задняя часть любого автомбиля легче, поскольку в передняя часть перегружена двигателем, коробкой передач и приводами, и рулевым управлением). Также удар в заднюю часть автомобиля возможно снизит риски для водителя и пассажиров выехавшего на перекресток транспортного средства.

Что делать если произошло ДТП

Мы не раз на страницах нашего интернет издания публиковали различные советы и рекомендации о том, как нужно вести себя в случае ДТП.

Кратко повторим, что вы должны предпринять сразу после аварии. Во-первых, сразу после аварии необходимо выяснить если пострадавшие в ДТП. Если есть пострадавшие вы обязаны оказать первую помощь участникам аварии и вызвать скорую помощь, позвонив по телефону 112. Далее воспользуйтесь нашей инструкцией-алгоритмом действия в случае ДТП.

Автомобиль начал скатываться на парковке

Если вы, припарковав автомобиль вышли из автомобиля, но забыли поставить его на ручной стояночный тормоз, а также если машина оснащена МКПП не поставили коробку на передачу, то существует риск скатывания транспортного средства в ваше отсутствие. Но если это произошло на ваших глазах, то вы должны попытаться остановить автомобиль. К сожалению, существует не много вариантов для этого. Помните, что главное это ваша безопасность. Возможно вы будете пытаться остановить автомобиль руками. Это возможно если машина начала скатываться на медленной скорости на практически ровной поверхности. Но если транспортное средство скатываясь начала набирать скорость, вы не должны пытаться как каскадер что-либо предпринимать. Вы рискуете попасть под колеса движущегося автомобиля.

Никогда не стойте перед движущимся автомобилем, пытаясь его остановить. Помните, что вы не супермен и автомобиль не испугается вас и не объедет вас. Транспортное средство очень тяжелое и оно легко может вас повредить.

Если автомобиль загорелся

Вы боитесь, что автомобиль может взорваться на дороге? На самом деле в жизни это бывает довольно редко в отличии от Голливудских блокбастеров. Но к сожалению возгорание транспортного средства встречается на дорогах достаточно часто. Поэтому каждый водитель обязан знать и быть готовым к возгоранию машины.

Если ваш автомобиль загорелся, то вы должны как можно быстрее остановиться и выйти из машины. Ни в коем случае не открывайте капот и не пытайтесь вернуться обратно в салон чтобы спасти какие-либо вещи. Ваша задача достать из багажника огнетушитель и как можно быстрее погасить огонь. Если у вас ничего не получается, то не подходите к автомобилю отойдя на безопасное расстояние и дождитесь пожарников.

Помните, что не стоит рисковать своей жизнью ради безуспешной попытки потушить транспортное средство или ради спасения каких-то личных вещей или документов. На первый план вы должны ставить свою безопасность и безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Занимательная физика. Что происходит с машинами и водителями при столкновении, и правда ли, что внедорожник “безопаснее” легковушки?

Не секрет, что с безопасностью автомобиля связано множество мифов. В форумах, ЖЖ и офлайновых дискуссиях полно советов на тему того, какой автомобиль безопаснее и как лучше себя вести в аварийной ситуации. Большинство этих советов если не бесполезны, то малоосмысленны – человек советует покупать “пятизвездочный” автомобиль по EuroNCAP, а почему, как, собственно, и что эти звезды значат – объяснить не может. В частности, практически никто не понимает, как “звезды” соотносятся с вероятностью серьезно пострадать в аварии конкретного типа и при конкретной скорости. Понятно, что чем больше звезд – тем лучше, но насколько это “лучше” и где проходит безопасный предел? Пользователь LiveJournal 0serg посчитал, как, на чем и куда безопаснее врезаться, и разбил в пух и прах теорию EuroNCAP-овских “звезд”.

Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Петя на скорости 100 км/ч, удар – ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось. Это – грубейшая ошибка. Реальная “эффективная скорость удара” для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Пети – т.е. около 80 км/ч. И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.

“На пальцах” происходящее можно пояснить таким образом: да, при ударе энергия двух автомобилей суммируется – но и поглощают ее тоже два автомобиля, поэтому на каждый автомобиль приходится лишь половина суммарной энергии удара. Корректный расчет происходящего при ударе доступен даже школьнику, хотя и требует определенной смекалки и воображения. Представим себе, что автомобили в момент удара скользят по ровному шоссе без сопротивления (учитывая, что удар происходит за очень короткое время и действующие на машины силы удара гораздо выше сил трения со стороны асфальта – даже при интенсивном торможении это допущение можно считать вполне справедливым). В этом случае движение при ударе будет полностью описываться одной-единственной силой – силой сопротивления сминаемых корпусов металла. Эта сила, по 3-му закону Ньютона, для обеих машин одинакова, но направлена в противоположные стороны.

Читать еще:  Электросхема уаз буханка карбюратор 402 двигатель

Мысленно поставим между машинами тонкий, невесомый лист бумаги. Обе силы сопротивления (первой машины и второй) будут действовать “через” этот лист, но поскольку эти силы равны и противонаправленны, то они полностью компенсируют друг друга. А стало быть, на протяжении всего удара наш лист будет двигаться с нулевым ускорением – или, другими словами, с постоянной скоростью. В инерциальной системе координат, связанной с этим листом, обе машины как бы “врезаются” с разных сторон в этот неподвижный лист бумаги – до тех пор, пока не остановятся либо (одновременно) не отлетят от него. Вспоминаете методику EuroNCAP где машины врезаются в неподвижный барьер? Удар о наш гипотетический “лист бумаги” в нашей специальной системе координат будет равносилен удару о массивный бетонный блок на той же скорости.

Как посчитать скорость листа бумаги? Это довольно просто – достаточно вспомнить механику соударений из школьной программы. В какой-то момент оба автомобиля “останавливаются” относительно системы координат листа бумаги (это происходит в то мгновение, когда автомобили начинают разлетаться в разные стороны), что позволяет нам записать закон сохранения импульса. Считая массу одного автомобиля m1 и скорость v1, а другого – m2 и скорость v2, получаем скорость листа бумаги v по формуле

(m1+m2)*v = m1*v1 – m2*v2

v = m1/(m1+m2)*v1 – m2/(m1+m2)*v2

Для столкновения в “попутном” направлении скорость второй машины следует считать со знаком “минус”.
Относительные скорости машин относительно бумаги (т.е. “эквивалентная скорость удара о бетонный блок”) соответственно равны

u1 = (v1-v) = m2/(m1+m2) * (v1+v2)

u2 = (v+v2) = m1/(m1+m2) * (v1+v2)

Таким образом, “эквивалентная скорость” лобового удара действительно пропорциональна сумме скоростей автомобилей – однако берется она с неким “поправочным коэффициентом”, учитывающим соотношение масс автомобилей. Для автомобилей равной массы он равен 0,5, т.е. суммарную скорость нужно поделить пополам – что и дает нам упомянутое в начале заметки типичное для подобных аварий “среднее арифметическое”. В случае столкновения машин разной массы картина будет существенно иной – “тяжелая” машина пострадает меньше, чем “легкая”, причем если различия в массе достаточно велики – разница будет колоссальной. Это типичная ситуация для аварий класса “влетела легковушка в груженый грузовик” – последствия такого удара для легковушки близки к последствиям удара на полноценной “суммарной” скорости, в то время как “грузовик” отделывается небольшими повреждениями, т.к. для него “эквивалентная скорость удара” оказывается равной десятой, а то и двадцатой доле суммарной скорости.

Итак, мы научились считать “эквивалентную скорость удара” по очень простой формуле: нужно сложить скорости (для удара в попутном направлении – вычесть), а затем определить, какую долю массы составляет ЧУЖАЯ машина от суммарной массы ваших машин и умножить этот коэффициент на посчитанную скорость. Прикидочные значения коэффициента:

Машины примерно одинаковой весовой категории: 0.5

Малолитражка vs легковушка: малолитражка 0.6, легковушка 0.4

Малолитражка vs джип: малолитражка 0.75, джип 0.25

Легковушка vs джип: легковушка 0.65, джип 0.35

Легковушка vs грузовик: легковушка >0.9, грузовик 0.8, грузовик

10 правил для водителя, если авария неизбежна или только что произошла

Автомобили все активнее применяются в качестве повседневного средства передвижения, поэтому количество аварийных ситуаций с каждым днем все растет. Для избегания столкновения поможет отменная реакция. Не стоит совершать ошибки, за которые придется платить собственной жизнью, и знать что делать если авария неизбежна или уже произошла.

Частые причины

С самого обучения водителям прививают уверенность в том, что опыт, внимательность и осторожность уменьшают вероятность аварийной ситуации. Опытный и здравомыслящий водитель всегда выбирает оптимальную скорость для движения. С опытом также приходят знания того, как двигаются автомобили в потоке, что помогает предвидеть ход нежелательных событий.

В большинстве случаев аварии происходят по причине безответственного поведения водителя. Водитель, который игнорирует правила движения, превышает допустимую скорость и управляет транспортным средством, находясь в алкогольном опьянении, имеет большой шанс попасть в аварию.

Малой, но все же ощутимой частью для создания аварийных ситуаций служит плохое состояние дорог и неисправности автомобиля. Чаще всего неисправными бывают тормоза, на втором месте рулевое управление, а третье место занимают шины и колеса. Так что тщательно проверять состояние автомобиля обязательно нужно перед каждой поездкой.

Как оспорить штраф, узнайте в другой статье.

Такие простые истины, если судить по количеству аварий и летальных исходов, просто игнорируются. Даже просто пристегнутый ремень безопасности и наличие подголовника у сиденья снижают вероятность смерти от удара о другой автомобиль на скорости, также ремень безопасности надежно удержит водителя на месте после опрокидывания машины. Даже столкновение на маленькой скорости сулит получением травм и это если мишень была не подвижна, а в случае столкновения с другим автомобилем на скорости 20 км/ч травмы сопоставимы с теми, что человек получает при падении с 4 этажа.

Советы, если авария неизбежна или уже состоялась

И все же что делать, если авария неизбежна? Водители с большим опытом дают полезные советы для таких случаев:

  1. Пока машина движется, нужно оставаться в ней. Так появляется больше шансов выжить и избежать травм. Покидать автомобиль стоит только при полной его остановке, а также перед выходом стоит оценить ситуацию вокруг, возможно, что другой автомобиль не закончил движение и может навредить вам.
  2. Не стоит давать эмоциям контроль над разумом, если вы можете держать руль и трезво оценить ситуацию, то еще не все потеряно. Паника вынуждает водителя делать необдуманные телодвижения, которые могут привести к ухудшению ситуации.
  3. Все свои усилия стоит приложить для избегания встречного удара. Даже если придется уйти в канаву или врезаться в дерево, все намного лучше, чем прямое столкновение на скорости в движущийся навстречу объект.
  4. Если водитель понимает, что столкновение все равно произойдет, нужно сделать его безопаснее. Для этого необходимо перевести характер столкновения из лобового в скользящее. Таким способом можно избежать многих травм.
  5. При лобовом столкновении нужно защитить голову и постараться не переместиться вперед в случае столкновения. Голову нужно опустить между рук все тело напрячь и упираться ногами и руками. Руками стоит упираться в руль.
  6. Для безопасности пассажиров им стоит сделать то же самое что и водитель. Если же в салоне есть ребенок, то нужно прикрыть его собой, завалившись с ним на бок. Самое опасное место для пассажира – это переднее сиденье. Детям запрещено сидеть на нем без специального кресла.
  7. После удара стоит внимательно осмотреть машину. А именно обратить внимание, не горит ли она и не вытекает ли бензин. Только после этого нужно осторожно выбираться.
  8. Чаще всего при аварии двери заклинивают, так что если дверь не поддается напору не стоит пытаться ее открыть. Нужно постараться выбраться через окно, если оно открывается или разбить стекло подручными средствами.
  9. При попадании автомобиля в реку, озеро и любой другой водоем, машина не тонет мгновенно. При таком случае стоит выбираться сразу же через окно. Двери открывать слишком опасно, вода быстро заполнит салон и потопит вас быстрее. Что делать в ситуации когда автомобиль всё же оказался на дне, мы опишем ниже.

Также рекомендуется почитать статью о том, как открыть новую категорию вождения.

Что делать если машина утонула, а вы внутри?

Десятое правило мы опишем подробнее. Если все же машина оказалась на дне, а двери и окна закрыты, то воздуха в салоне хватает на пару минут. Их не стоит тратить на панику, лучше включить фары и осмотреть обстановку. Провентилировать легкие, что поможет насытить кровь кислородом.

Стоит снять всю лишнюю одежду и взять документы. Только после того как все действия выполнены стоит выбираться сделав предварительно глубокий вдох. Очень важно в этом случае примерно представить путь, ведущий на поверхность. Лучше выбираться из затопленного автомобиля через окно, его легче открыть, нежели дверь. После того как удастся выбраться, нужно резко оттолкнуться от крыши автомобиля и стремительно плыть вверх.

Обязан ли водитель открывать багажник, читайте тут.

Если дверь и окно не поддаются напору, то стоит разбить лобовое стекло. Если резко открыть дверь и пытаться выбраться наружу, то ничего не выйдет, так как потоки воды собьют вас с ног и затопят. Правильной тактикой будет подождать, когда салон заполниться примерно наполовину водой, при этом нужно крепко держаться за что-нибудь и делать глубокие вдохи.

После того как удастся выбраться из машины в наличии будет примерно 40 секунд для того чтобы выбраться на поверхность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector