Как сохранить спокойствие за рулем
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Как сохранить спокойствие за рулем

Как сохранить спокойствие за рулем

Спокойствие за рулем – одной из ценнейших состояний, и научиться легко входить в него нужно обязательно. Водитель нервный, водитель испуганный, водитель психующий – гарантия возникновения напряженной ситуации на дороге. Для того чтобы не портить настроение другим участникам порожнего движения, облегчить вождение себе и снизить вероятность попадания в аварию – сохраняйте ровное расположение духа, будучи за рулем, и пусть это станет вашей привычкой.

Но прежде чем начать говорить о способах сохранения спокойствия необходимо рассмотреть те эмоциональные состояния, в которых чаще всего пребывают водители вместо спокойствия. Ведь, если понять причины их возникновения – бороться с ними сразу станет легче. Да и врага надо знать в лицо.

Враг № 1: Я спешу, мне нужно больше всех.
Давайте откровенно: лихачество на дороге – добровольный риск аварии. Независимо от того, какие у вас в данный момент оправдания и причины, если ваша манера вождения выходит за рамки разумной, пусть даже всего чуть-чуть, именно вы будете виноваты, в случае чего, в травмах и смертях. Итак, какая там сейчас у вас причина, заставляющая сильно спешить, – она стоит человеческой смерти? Вы готовы рисковать не только своей, но и чужими жизнями ради этого? Важная встреча, риск быть уволенным, свидание, да даже если вы везете жену в роддом и у нее уже схватки – остановите панику и подумайте трезво, вот это вот, что так беспокоит вас сейчас, – сопоставимо с вопросом человеческих жизней? А если бы сейчас рядом с вами, на переднем пассажирском сидении сидел автоинструктор – он оценил бы ваши маневры?

Враг № 2: Я сегодня такой нервный, такой злой, дай-ка психану немножко на дороге!
Здесь что-то комментировать очень сложно. Если вы заметили подобную проблему у себя и не можете ее контролировать – вероятно, самым разумным решением будет спрятать водительские права на некоторое время в стол или обратиться за профессиональной помощью психологов. Если вы замечаете эту проблему у других водителей (а вы ее замечаете, ведь так?) – то увы, тут, повлиять на ситуацию вы никак не можете. Однако важным является оставаться эмоционально невосприимчивым к такому поведению других участников движения – иначе заразитесь раньше, чем сами заметите. Если уж очень сильно хочется воспитывать незнакомых людей, «наказать хама», «прививать культуру вождения» да и вообще нет сил терпеть плохое поведение других участников движения – попробуйте установить видеорегистратор. Отрывки записи с самыми яркими моментами можно использовать по своему усмотрению: потешаться над ними вместе со своими друзьями, выложить на youtube или даже отправить в ГАИ.
Между прочим, позиция «а вот он меня подрезал, надо его наказать!» – является подпунктом этого раздела. Иными словами, нервное или агрессивное вождение как ответ на такое же поведение со стороны другого водителя – это те же яйца, только в профиль. И тараканы в голове «наказывальщика» точно такие же, как и у простого агрессивного хама – разница исключительно в том, что второй не задается целью найти для себя повод.

Враг № 3: Не боись, проскочу! Или инструктор по вождению предупреждал!
Что-то статья слишком серьезная получается, поэтому в этом пункте только два анекдота.
1. На лесоповал в гуще тайги привезли бензопилу. Рабочие заинтересованно обступили невиданный ранее инструмент, рассматривают, обсуждают. Решили опробовать. Подложили под пилу сучок. Вжжжжжик! – сказала пила. Ууууу – сказали рабочие. Подложили ветку. Вжжжжжик! – сказала пила. Ууууу – сказали рабочие. Подложили бревно. Вжжжжжик! – сказала пила. Ууууу – сказали рабочие. Подложили рельс. Вж. хххрррр-р-р. – сказала пила. Ааааа! – обрадовались рабочие.
2. Столкнулись на перекрестке запорожец и КамАЗ, приехали ГАИ-шники, составляют протокол, сначала опрашивают водителя запорожца:
– Что произошло?
– Да вот, понимаете, я за рулем всего два месяца, опыта не хватает, подумал – проскочу.
Спрашивают водителя КамАЗа:
– А вы как давно за рулем?
– А я – два десятка лет, у меня фиг проскочишь.
В общем, к чему это я? Пока вы думаете, что проскочите, где-то там впереди кто-то уже приготовил рельсу специально для вас.

Враг № 4: Ой, как страшно, где здесь нужная педаль, ой, мамочки, я все абсолютно забыл, ничего не помню, и зачем я только все это затеял?!
Это – паника новичка. Страх, являющийся естественной реакцией психики человека на незнакомую, динамично меняющуюся ситуацию, может спровоцировать панику, которая, в свою очередь, помешает водителю сориентироваться в ситуации и принимать адекватные решения. И, хотя в данном списке паника расположилась на четвертом месте, на самом деле ее следовало бы вспомнить самой первой, хотя бы потому, что мы с вами находимся на сайте автоинструктора. Периодически возникающая в первые несколько недель, а то и месяцев самостоятельного вождения паника – одна из самых распространенных проблем, за помощью в решении которых обращаются к частным инструкторам вождения. Поэтому именно на этом пункте остановимся подробнее. Итак, как не пропустить панику даже на порог салона автомобиля.

1. Самое главное правило: у вас есть тормоз. У вас ВСЕГДА есть тормоз. Помните об этом постоянно, и не позволяйте своему сознанию забывать об имеющейся возможности – возможности в любой момент остановить движение. Также важно уметь тормозить вовремя. Для того чтобы научиться чувствовать возможности тормоза своей машины будет необходимо потренироваться. Делать это нужно на пустой дороге. Определите для себя какой-либо ориентир (дерево, дорожный знак, но лучше всего использовать треугольник-светоотражатель, вынутый из собственного багажника и расположенный на обочине), отъезжайте подальше, а затем, двигаясь по дороге, пытайтесь затормозить как можно резче, а главное – ДО того, как машина поравняется с ориентиром. Делать это нужно многократно, на разной скорости, при разной погоде и т.д.

2. Контролируйте свои эмоции и свои решения. Первое означает – пока вы за рулем, вы должны оставаться в спокойном, ровном расположении духа независимо от того, что там происходит во внешнем мире: позвонила злая жена, вас подрезали, на заднем сидении дерутся дети или на обочине сидит няшная собачка. Второе – что вы едете туда, куда вам надо и так, как вам надо. И конечно же – не нарушая при этом правила. Тот факт, что двадцать машин перед вами совершили запрещенный поворот, или что вам сигналят из джипа сзади вас – никак не должны вас волновать.

3. Исключите отвлекающие факторы: выключите телефон, прямо и спокойно попросите пассажиров не отвлекать вас, не курите, не ешьте и не пейте на ходу, будьте одеты в удобную одежду и обувь, не включайте радио, поднимите стекла. Если у вас плохое зрение – позаботьтесь и о линзах, и об очках в бардачке «на всякий случай».

4. Садитесь за руль в ровном расположении духа. Если вы ощущаете, что день не задался с самого утра, что вы сейчас в состоянии стресса, что все ваши мысли заняты чем-то одним, и это – не вождение, если. в общем, пока не наездите приличный стаж, лучше отказывать от управления машиной в те моменты, когда ваша нервная система не в самом лучшем состоянии. Но даже если в жизни все хорошо – не брезгуйте достаточным ночным сном, чашкой кофе, чая или воды сутра, упражнениями на концентрацию и дыхательной гимнастикой.

5. Ничего не бойтесь и никому не позволяйте пошатнуть ваше чувство уверенности!

Улыбаемся и машем! И еще 9 приемов, которые сберегут вам настроение

Моргнул дальним светом, не дал втиснуться на свою полосу без поворотника, обгудел обочечника, наорал внутренне на очередного «шумахера», треснул ребром ладони по рулю… Еще немного, и сами станете таким же, кому моргали, бибикали и кричали. Вам оно надо?

Признаться, я сам иногда сильно нервничаю за рулем — в первую очередь, из-за неадекватности других водителей. И они, видно, чудят не от большого спокойствия. Меж тем есть несколько простых приемов успокоить свои нервы. Напомню их себе и вам.

Прием 1. ДДД

Правило «Дай дорогу дураку» — проверенное и эффективное. Конечно, другой водитель может быть не прав и он мог умышленно не соблюдать ПДД… И так хочется настоять на своем, доказать собственную правоту. Но стоит ли это нервотрепки? И кто гарантирует, что за весь путь вам встретится только один дурак? Так и будете «бодаться» со всеми? Да пусть себе едут, куда им надо. В добрый путь!

Читать еще:  Тест-драйв нового прадик 2018 года

Прием 2. Спокойная музыка

Музыка здорово влияет на наше настроение, а автомобиль — место, где никто не мешает слушать то, что нравится. Главное — правильно выбрать жанр. Тяжелый рок или техно будоражат, попса раздражает. Чтобы успокоиться, лучше выбрать легкий джаз, лаунж или эмбиент. И включать не слишком громко: музыка должна быть фоновой, не утомлять слух и не занимать все внимание.

Прием 3. Аудиокниги

Неплохо работают и аудиокниги, создающие аудиовизуальные образы: у мозга появляется дополнительная работа, внешние факторы раздражают намного меньше. Но чтобы сохранять концентрацию, необходимую для вождения, нужно выбрать что-нибудь полегче — с юмором. Впрочем, кто-то сочтет легкой книгой и «Теорию поля» Ландау и Лифшица, если она есть на аудионосителях. Нет? Так есть Пол Парсонс, «Научные теории за 30 секунд». Рекомендую.

Прием 4. Самовнушение

«Я спокоен, мне нравится не спешить и пропускать торопыг» — достаточно несколько раз повторить про себя или вслух (если в машине больше никого нет) такую мантру, чтобы успокоиться. Я не смогу объяснить, как это действует, но это работает — особенно если стараться говорить убедительно. По Бехтереву, самовнушающую фразу нужно повторить трижды. Напомню, что академик Владимир Бехтерев — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России. Авторитетный, в общем, человек.

Прием 5. Позитивное настроение

Если мантры кажутся вам скучными или глупыми, постарайтесь просто думать о хорошем: своих достижениях, семье, детях, друзьях, понравившемся фильме, любимой музыке… Вспоминайте прошлый отпуск или представляйте будущий. И возвращайтесь к позитивным мыслям как можно чаще.

Прием 6. Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика — основа основ для йоги, восточных единоборств, многих видов спорта. И первый совет, который обычно дают человеку в состоянии стресса, — «подыши, успокойся». А как? Очень просто: выпрямить спину и дышать глубоко, с равными промежутками, стараясь почувствовать, как поднимается-опускается диафрагма. Можно считать «раз-два-три», а можно и без счета, просто по ощущениям.

Прием 7. Наблюдение и предсказание

Многие ситуации, которые вызывают стресс на дороге, можно предвидеть. Перестройтесь заранее в соседний ряд, увидев сзади «мигалку» скорой помощи. Поставьте ногу на тормоз, если к пешеходному переходу приближается велосипедист. Вы еще далеко от «зебры», но он может «забыть» спешиться — придется экстренно тормозить. В вашем направлении дорога свободна, а на встречке вереница грузовиков — будьте готовы к тому, что из-за одного из них выскочит торопыга.

В США есть система Smith Safety Driving, по которой учат профессиональных водителей. Один из принципов системы — видеть дорогу как минимум на 15 секунд движения. Видеть — желательно в буквальном смысле. А в переносном — знать, что будет. Впрочем, 15 секунд при современном трафике — это чересчур оптимистично. Пусть будет хотя бы 10.

Прием 8. Безопасная дистанция и боковой интервал

На эту тему я недавно написал отдельный материал. Если сжать его до абзаца, то боковой интервал должен быть максимальным, а дистанция до впередиидущей машины — равной двум секундам движения на сухой дороге. Если дорога влажная, дистанция должна быть не меньше четырех секунд, на заснеженной, обледеневшей дороге может и восьми секунд оказаться мало. Что значит дистанция в секундах? Замечаете, где находится машина впереди, отсчитываете две секунды. Если оказываетесь на ее месте за это время — дистанция нормальная. Если не доезжаете — дистанцию можно сократить. Пролетаете — дистанцию необходимо увеличить.

Прием 9. «Мертвые» зоны

Подставщики, расплодившиеся в доосаговское время на дорогах мегаполисов, научили наших водителей перестраиваться, одновременно поворачивая голову, чтобы убедиться в отсутствии помех в «мертвой» зоне. Сейчас на многих автомобилях ту же функцию выполняют электронные системы. Но доверять им на 100% не стоит: лучше страховаться. Заодно и шею разомнете — голова будет лучше работать.

Прием 10. Пофигизм

Вы, конечно, знаете этот старый анекдот:

— Вот ты не пьешь, не куришь. Как же ты расслабляешься?

— А я не напрягаюсь!

Как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. А в этой — только правда. Здоровый пофигизм очень помогает в жизни. Надо будет как-нибудь попробовать.

Культура вождения: как научиться контролировать эмоции за рулем

Как же стать добрее на дорогах и научиться успокаиваться даже в стрессовых ситуациях?

О причинах «дорожной агрессии», культуре вождения и о том, как водителям стать добрее и терпимее — мы поговорили с психологом, руководителем психологического центра «СоДействие», Анной Хныкиной.

Миличь Майя, АиФ.ru: Мы часто слышим о случаях применения силы, бит и даже оружия при выяснении отношений между водителями. На Ваш взгляд, в чем причина агрессивного поведения водителей на дорогах?

Анна Хныкина: Я лично, по счастью, не сталкивалась с применением бит и оружия на дороге, но агрессивность на дрогах и в «пробках» действительно, бывает, зашкаливает и знаю, что некоторые люди возят с собой «на всякий пожарный» что-то устрашающее. Причина в том, что люди готовятся к отражению нападения по большей части. Многие берут с собой биты и оружие в дальние поездки, когда есть вероятность опасности на ночных и пустынных дорогах, а потом не убирают из салона, то ли по забывчивости, то ли всё-таки это чувство защищённости очень греет. Но в любом случае это защита от страха.

— По мнению многих, вся проблема в отсутствии «культуры вождения». Что именно стоит подразумевать под этим — соблюдение правил дорожного движения или, все-таки, что-то большее?

— Я убеждена, что под «культурой вождения» помимо чёткого и безукоризненного следования правилам дорожного движения подразумевается в основном сдерживание раздражения, а не реверансы на перекрёстках. Но умение контролировать свои эмоции — это целое искусство, которому нужно учиться.

— На Ваш взгляд, сколько должно пройти времени, чтобы «культура вождения» появилась на российских дорогах?

— Думаю, уже многие заметили, что в Европе спокойные водители, а в странах «банановых республик» ездят так, как будто катаются на аттракционах. И дело тут в самих людях. Должно быть воспитано новое поколение людей, у которого выражение «если нельзя, но очень хочется, то — можно» будет означать шутку про глупого человека, а не правило на все случаи.

Культура вождения появится тогда, когда в нашем обществе фигуры власти перестанут злоупотреблять данностью, когда русский человек будет знать, что система работает на него, а не против. Тогда мы все станем работать на систему, перестанем рассчитывать только на себя и начнём по правилам играть.

Но лучше не ждать и не сваливать всё на «не такой» социум, а начать прямо сегодня хотя бы не раздражаться и сдерживать свою агрессию сознательно.

Никаких личных счетов

— Что отвечать на хамство, чтобы смягчить конфликт? Как можно обезоружить человека, который хамит или кричит?

— Вот все секреты и кроются в том, чтобы просто не отвечать на хамство. Вообще. Не отвечать, даже если очень хочется ответить.

В командном спорте есть такое правило — не контактировать глазами с командой противника.

Занимаемся своей стратегией и тактикой, и реагируем только на то, что происходит, но в эмоциональный контакт не входим. Как только мы вошли в эмоциональный контакт, мы уже не занимаемся игрой, а личными счетами.

Так и здесь. На дороге у каждого свой путь до пункта назначения и одновременно есть задача не мешать другим участникам движения, не создавать опасных ситуаций. Поэтому самое главное — не поддаваться на провокации, следовать по своему пути, соблюдая правила, отвечать за свои действия.

Если вы хотели всех обмануть и объехать пробку, ехали по обочине, а потом решили встроиться в общее движение на дороге — то уж не обижайтесь, что вас не пропускают. Включите поворотник для начала и ждите вежливого водителя.

Руль — это игра жёстко по правилам. Сел за руль, пристегнулся — всё! — правила начались. Потому-то и считается, что вождение — это мужское дело, что тут не допустимы никакие мягкости, обходы пути и так далее. Исключения составляют водители-мастера, прошедшие курсы экстремального вождения, которые знают как себя вести в критически опасных ситуациях.

— В каком состоянии точно не стоит садиться за руль?

— Нельзя ни в коем случае садиться за руль в нетрезвом состоянии — это просто прописная истина. Но и не стоит вести машину в состоянии аффекта, испытывая злость, раздражение, обиду. Очень опасно оказаться на дороге, в потоке движения, когда вас трясёт или вы «не знаете, куда ехать», и вообще, «зачем вам жить». В таком состоянии человек непредсказуем и опасен.

Читать еще:  Средство для очистки карбюратора

Добрый водитель

— Как стать добрее на дорогах?

— По статистике, гораздо безопаснее летать на самолётах, чем ездить за рулем автомобиля, но случаев обращения к психологу со страхом полётов — тысячи, а вот людей, которые бы пришли и сказали: «Я боюсь ездить на автотранспорте» — я вообще не встречала, не слышала и не сталкивалась. Дорога опасна сама по себе и чувствам, как злым, так и добрым, здесь в принципе не место. По этой причине придуманы правила и всё, что требуется от водителя — стать на время вождения частью автомобиля, «железякой», и строго соблюдать правила, отключив все эмоции. Правила дорожного движения придуманы именно для безопасности и именно их соблюдение должно быть главным во время управления машиной, а не негативным эмоции или плохое настроение водителя.

— Как же самому стать добрым водителем?

— Добрый водитель — спокойный и уверенный. Соблюдать правила движения и не переходить на личности и самоуправство, другими словами, как говорят обычно психологи: соблюдать границы. Это опять же применимо только к тем, у кого они внутренне есть. У кого нет — прорабатывать, наращивать, воспитывать себя. Научиться не переступать черту — можно.

И ещё одно правило, известное многим выражение: «Кто понял жизнь, тот не спешит». Я бы его перефразировала так: «За рулём можно спешить только в одно место».

Подумайте об этом завтра

— Есть люди слишком эмоциональные, которые быстро «взрываются». Какие есть приемы самоуспокоения, которые можно взять на вооружение, чтобы не злиться лишний раз?

— Помните, что пока вы за рулем, думать нужно только о дороге и соблюдении правил. Даже если вас что-то беспокоит, все равно сосредоточьтесь на происходящем. Представьте, что вы известная героиня романа «Унесенные ветром» Скарлет О’Хара и скажите себе «Я подумаю об этом завтра». К волнующим неприятным мыслям можно вернуться не «завтра», конечно, но точно только тогда, когда доедете и выйдете из машины.

Хорошо работает приятная успокаивающая негромкая музыка, но это совет подходит только для опытных водителей, потому что новичков слишком умиротворяющая музыка может вогнать в сон.

Если тревожные мысли не идут из головы, вы злитесь и так и тянет сорваться на ком-нибудь, остановитесь. Можно выйти из машины, попить прохладной воды, но сделать не глоток, а выпить не меньше стакана — это приведет в чувства. Можно использовать дыхательную технику — дышите медленно, осознанно, наблюдая за дыханием. Старайтесь сделать дыхание глубоким и каждый вдох и выдох — максимально длинными.

Также можно просто позвонить кому-нибудь, если есть такая возможность. Нужно, чтобы с вами поговорили спокойным, ласковым голосом, можно проговорить волнующую проблему, выплеснуть эмоции, и потом уже продолжать путь.

Вообще, так называемое бытовое раздражение — проблема широкая, и если вы за собой замечаете, что вас часто захлестывают эмоции, что вам постоянно хочется сорваться, что вы вечно «на взводе», то это повод задуматься — о том, что же вас так беспокоит, что идет не так, в чем суть проблемы. Ведь вряд ли проблема в том, что вас некрасиво «подрезали» или не уступили дорогу. Раздражительность не должна быть нормой, как правило это проблема незащищённости, неуверенности в себе, а также неизрасходованного энергетического потенциала.

Советы для «чайников»

— Многие новички сильно нервничают за рулем и из-за этого совершают ошибки. Как им успокоиться за рулем?

— Все вышеперечисленные способы подойдут и для новичков. Но к ним ещё я бы советовала им следующее:

— Признать свою слабость и неопытность как водителя. Помните, что «Молодость — не порок, с годами проходит», и рано или поздно свою неуверенность и страх вы будете вспоминать с улыбкой.

— Исходя из этого убеждения, помимо соблюдения правил дорожного движения. Не надо лихачить, стараться выглядеть лучше и опытнее. Лучше возьмите за правило — не мешать.

Не занимайте левый ряд, ездите на комфортно, на низкой для вас скорости и не переживайте, что вы — «чайник».

— Используйте правило — «Не уверен — не обгоняй». Это касается всех манёвров, в том числе и перестроения. Нет ничего страшного в том, что если вы потратите больше времени и лучше убедитесь в том, что «точно можно». Лучше выглядеть идиотом, чем попасть в аварию.

— Не забывайте про «мёртвую зону» и регулярно перед тем, как начать движение — вспоминайте все советы своего инструктора по вождению. Прокручивайте в голове и даже проговаривайте. Так они быстрее войдут в привычку.

— Следите за музыкой, которая играет в машине. Громкая, энергичная и танцевальная — точно не для начинающих водителей. Лучше выбрать любимые мелодии, но не усыпляющее.

— Сегодня отмечается всемирный день добра. Назовите универсальные правила «доброго водителя».

— Во-первых, первое правило — это только спокойствие. В любой ситуации, чтобы не случилось, старайтесь быть спокойным — это поможет лучше соображать даже в экстренной ситуации, когда решения нужно принимать быстро.

Второе — «не уверен — не маневрируй», ведь именно частые маневрирования становятся причиной ДТП. Также хорошо народное правило 3Д: Дай Дорогу Дураку. Не стоит никого ничему учить, просто следите за собой и своим поведением. Нельзя никуда спешить, еще раз напомню, что «спешить за рулём можно только в одно место».

Также важно помнить, что дорога — это просто дорога, это не война, не соревнование, не поединок, не место, где можно кому-то что-то доказать. И помните, что всех участников движения дома ждут дети, родители и любимые люди.

И всем читателям я хочу пожелать счастливого пути!

Борьба со своими и чужими эмоциями за рулём

Спокойствие и терпение за рулём – важные составляющие безаварийной езды. Конечно, у каждого свой темперамент и навязать чуждую модель поведения проблематично. Но то, что может сойти с рук в неавтомобильной жизни, становится крайне опасным на дорогах. Когда человек затевает ссору с соседом во дворе, он примерно знает, на что идёт. Максимум, будет разбита губа или сломан нос (к счастью, применение оружия в Москве ещё не стало повсеместным), а если повезёт, грубость вообще останется безнаказанной. Подобное поведение на автомобильных трассах вызывает последствия, которые трудно просчитать заранее. Раздражаясь по поводу неповоротливости «чайников», агрессивно подпирая их сзади или, обогнав, подрезая в назидание своей машиной, лихач не только выходит из рабочего состояния, но и оказывается в зависимости от неумелых (да ещё и испуганных) действий тех, кому он хотел нагрубить. А это чревато авариями, подчас серьёзными. Не следует забывать, с чего мы сами начинали водительский путь, какие ошибки до пускали в процессе становления мастерства. Тогда будет не таким уж сложным уступить дорогу девушке, недавно научившейся водить, или пенсионеру, только что откопавшему из сугроба своего железного коня к дачному сезону. Терпимость к окружающим и умение сохранять спокойствие за рулём, независимо от настроения и фактора нехватки времени, значительно повышают вероятность благополучного завершения поездки.

Водители, ездящие по Москве, стоит им немного замешкаться при старте со светофора или повороте на оживлённое шоссе, мгновенно слышат нетерпеливое гудение многочисленных «профессионалов руля», считающих, что никто не вправе отнимать у них и несколько секунд. Никогда не надо поддаваться чужому нетерпению. Необходимо делать только то, что диктуют окружающая обстановка и наши водительские навыки. Выйдя из равновесного состояния и выехав наперерез несущемуся фузовику, можно лишиться не только автомобиля, но и жизни. А всё, что способен сделать очередной дорожный хам, не имеющий такта немного подождать, это позже обогнать и подрезать. Что не смертельно, хотя и требует от нас быстрой реакции.

Нередко описанные выше лихачи или шофёры оснащённых проблесковыми маячками машин, используя звуковые и световые сигналы с требованием уступить дорогу, начинают агрессивно поджимать сзади мчащиеся в левом ряду шоссе автомобили. Самые нервные представители водительского цеха при виде в зеркале заднего вида «приклеившегося» внедорожника или микроавтобуса инстинктивно виляют вправо, даже не успев туда посмотреть, чем провоцируют довольно серьёзные происшествия. Как же быть, видя чьё-то намерение немедленно оказаться на нашем месте в потоке? Если мы имеем дело с обычными автолюбителями, не обременёнными излишним воспитанием, следует поступать прежде всего в соответствии с окружающими реалиями, не забывая о своих собственных планах. Потому что незапланированное перестроение на соседнюю (более медленную) полосу и последующий возврат обратно, безусловно, отнимут определённое время. Но не стоит и «упираться» без видимых причин. Иначе просто напряжённая ситуация перерастёт во взрывоопасную.

Читать еще:  Топ-5 самых продаваемых автомобилей в мире

Немного другие обстоятельства складываются, когда «на хвост садится» полицейский экипаж или «скорая помощь» с включённой звуковой и световой сигнализацией. Правила обязывают освободить им путь без лишних проволочек. К сожалению, иные водители специальных транспортных средств совершенно не церемонятся с попавшимися «под руку» машинами, на большой скорости пристраиваясь к ним сзади вплотную или подрезая, обогнав по встречной полосе. Между тем, чтобы без проблем для себя и окружающих уступить дорогу, любому автолюбителю необходимо время (а не мгновения). Увидев приближающийся автомобиль с работающей «мигалкой», прежде всего, включаем правые указатели поворота и немного пере двигаемся в соответствующую сторону, обозначая своё стремление к осуществлению предписания. Так появится возможность оценить обстановку на соседней полосе (в том числе, через зеркала заднего вида) с целью безопасно туда переехать. Мы должны быть уверены, что не станем препятствием для какого-нибудь опережающего справа лихача. Если в соседнем ряду машин много, они довольно быстро «расступятся» (окружающие водители прекрасно слышат звук сирены) и можно будет аккуратно занять там место. Когда спецавтомобиль возникает сзади неожиданно, также не имеет смысла впадать в панику, тараня машины в соседних рядах. Время освобождения дороги не регламентировано, поэтому, невзирая на психологическое воздействие извне, нужно без лишней спешки выполнить цепочку вышеуказанных действий. Ведь доподлинно не известно, тяжёлого больного транспортируют в больницу или врачи «скорой» просто торопятся в ближайшую закусочную. Зато является бесспорным. что непросчитанное перестроение может привести к серьёзной аварии с реальными человеческими жертвами.

Некоторые водители с обострённым чувством справедливости взяли за правило при наличии у себя приоритета непременно его отстаивать. Это они, двигаясь в левом ряду многополосного шоссе со скоростью шестьдесят километров 8 час. не пропускают вперёд гудящий и ругающийся поток потенциально более быстрых машин с их опаздывающими по делам владельцами. Это перед ними, ползущими в пробке на правой полосе главной дороги и неотрывно смотрящими прямо перед собой, никогда не получится встроиться с дороги второстепенной. Иногда такая принципиальность выходит её обладателю боком. Например, «не заметив» в своём втором ряду отъезжающий от остановки автобус, шофёр которого тоже не против пойти на принцип, наш упрямый герой на «законной» полосе способен по тому же закону получить разодранный во всю длину бок любимого автомобиля. Ещё хуже, если он, не желая тратить силы на отслеживание «всяких идиотов» подставляет под удар одного из них на перекрёстке свою (водительскую) сторону машины, вроде бы двигаясь по главной дороге. Конечно, находясь за рулём, нелишне знать о текущих правах и обязанностях. Но важно помнить, что агрессивно отстаивая свой приоритет или просто положившись на него, забыв об осмотрительности, сидящий за рулём человек делается зависимым от всевозможных случайных факторов, что довольно опасно и, рано или поздно, при ведёт к неприятностям. Московские трассы невнимательности не прощают.

Улыбаемся и машем! И еще 9 приемов, которые сберегут вам настроение

Моргнул дальним светом, не дал втиснуться на свою полосу без поворотника, обгудел обочечника, наорал внутренне на очередного «шумахера», треснул ребром ладони по рулю… Еще немного, и сами станете таким же, кому моргали, бибикали и кричали. Вам оно надо?

Признаться, я сам иногда сильно нервничаю за рулем — в первую очередь, из-за неадекватности других водителей. И они, видно, чудят не от большого спокойствия. Меж тем есть несколько простых приемов успокоить свои нервы. Напомню их себе и вам.

Прием 1. ДДД

Правило «Дай дорогу дураку» — проверенное и эффективное. Конечно, другой водитель может быть не прав и он мог умышленно не соблюдать ПДД… И так хочется настоять на своем, доказать собственную правоту. Но стоит ли это нервотрепки? И кто гарантирует, что за весь путь вам встретится только один дурак? Так и будете «бодаться» со всеми? Да пусть себе едут, куда им надо. В добрый путь!

Прием 2. Спокойная музыка

Музыка здорово влияет на наше настроение, а автомобиль — место, где никто не мешает слушать то, что нравится. Главное — правильно выбрать жанр. Тяжелый рок или техно будоражат, попса раздражает. Чтобы успокоиться, лучше выбрать легкий джаз, лаунж или эмбиент. И включать не слишком громко: музыка должна быть фоновой, не утомлять слух и не занимать все внимание.

Прием 3. Аудиокниги

Неплохо работают и аудиокниги, создающие аудиовизуальные образы: у мозга появляется дополнительная работа, внешние факторы раздражают намного меньше. Но чтобы сохранять концентрацию, необходимую для вождения, нужно выбрать что-нибудь полегче — с юмором. Впрочем, кто-то сочтет легкой книгой и «Теорию поля» Ландау и Лифшица, если она есть на аудионосителях. Нет? Так есть Пол Парсонс, «Научные теории за 30 секунд». Рекомендую.

Прием 4. Самовнушение

«Я спокоен, мне нравится не спешить и пропускать торопыг» — достаточно несколько раз повторить про себя или вслух (если в машине больше никого нет) такую мантру, чтобы успокоиться. Я не смогу объяснить, как это действует, но это работает — особенно если стараться говорить убедительно. По Бехтереву, самовнушающую фразу нужно повторить трижды. Напомню, что академик Владимир Бехтерев — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России. Авторитетный, в общем, человек.

Прием 5. Позитивное настроение

Если мантры кажутся вам скучными или глупыми, постарайтесь просто думать о хорошем: своих достижениях, семье, детях, друзьях, понравившемся фильме, любимой музыке… Вспоминайте прошлый отпуск или представляйте будущий. И возвращайтесь к позитивным мыслям как можно чаще.

Прием 6. Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика — основа основ для йоги, восточных единоборств, многих видов спорта. И первый совет, который обычно дают человеку в состоянии стресса, — «подыши, успокойся». А как? Очень просто: выпрямить спину и дышать глубоко, с равными промежутками, стараясь почувствовать, как поднимается-опускается диафрагма. Можно считать «раз-два-три», а можно и без счета, просто по ощущениям.

Прием 7. Наблюдение и предсказание

Многие ситуации, которые вызывают стресс на дороге, можно предвидеть. Перестройтесь заранее в соседний ряд, увидев сзади «мигалку» скорой помощи. Поставьте ногу на тормоз, если к пешеходному переходу приближается велосипедист. Вы еще далеко от «зебры», но он может «забыть» спешиться — придется экстренно тормозить. В вашем направлении дорога свободна, а на встречке вереница грузовиков — будьте готовы к тому, что из-за одного из них выскочит торопыга.

В США есть система Smith Safety Driving, по которой учат профессиональных водителей. Один из принципов системы — видеть дорогу как минимум на 15 секунд движения. Видеть — желательно в буквальном смысле. А в переносном — знать, что будет. Впрочем, 15 секунд при современном трафике — это чересчур оптимистично. Пусть будет хотя бы 10.

Прием 8. Безопасная дистанция и боковой интервал

На эту тему я недавно написал отдельный материал. Если сжать его до абзаца, то боковой интервал должен быть максимальным, а дистанция до впередиидущей машины — равной двум секундам движения на сухой дороге. Если дорога влажная, дистанция должна быть не меньше четырех секунд, на заснеженной, обледеневшей дороге может и восьми секунд оказаться мало. Что значит дистанция в секундах? Замечаете, где находится машина впереди, отсчитываете две секунды. Если оказываетесь на ее месте за это время — дистанция нормальная. Если не доезжаете — дистанцию можно сократить. Пролетаете — дистанцию необходимо увеличить.

Прием 9. «Мертвые» зоны

Подставщики, расплодившиеся в доосаговское время на дорогах мегаполисов, научили наших водителей перестраиваться, одновременно поворачивая голову, чтобы убедиться в отсутствии помех в «мертвой» зоне. Сейчас на многих автомобилях ту же функцию выполняют электронные системы. Но доверять им на 100% не стоит: лучше страховаться. Заодно и шею разомнете — голова будет лучше работать.

Прием 10. Пофигизм

Вы, конечно, знаете этот старый анекдот:

— Вот ты не пьешь, не куришь. Как же ты расслабляешься?

— А я не напрягаюсь!

Как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. А в этой — только правда. Здоровый пофигизм очень помогает в жизни. Надо будет как-нибудь попробовать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector