Как нужно тормозить двигателем и зачем?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Как нужно тормозить двигателем и зачем?

Что такое “торможение двигателем” и как правильно его выполнять?

Одним из способов снижения скорости автомобиля является торможение двигателем. Кто-то убежден в том, что гасить скорость таким образом безопаснее, другие считают, что это еще и помогает экономить топливо, а третьи наоборот уверяют, что торможение двигателем вредит и силовому агрегату и трансмиссии автомобиля и приводит к их быстрой поломке. Давайте разберемся, что же такое “торможение двигателем”, когда оно применяется и какие последствия несет для автомобиля..

Что это такое?

Если коротко, то, торможение двигателем — это действие, возникающее в момент, когда двигатель сопротивляется нагрузке, стремящейся увеличить обороты вращения коленчатого вала. Ну, а если попробовать объяснить этот процесс более детально, то торможение двигателем возникает, когда водитель отпускает педаль акселератора (при включенном сцеплении), то есть подача топлива к мотору сводится если не к нулю, то к минимуму, а сам силовой агрегат превращается уже не в отдающий энергию, а в принимающий ее от трансмиссии, работающей по инерции. В этот момент и возникает то самое сопротивление, замедляющее вращение коленвала и, соответственно, снижающее скорость автомобиля.

Важно также понимать, что заметный эффект от торможения двигателем есть не всегда, а лишь в определенных условиях. Чтобы понять этот процесс, нужно вспомнить достаточно простые вещи. Нажав на педаль акселератора, водитель увеличивает обороты коленчатого вала, а отпуская ее, заставляет двигатель уменьшать их. Трансмиссия же служит для регулирования силы, которую двигатель передает на колеса автомобиля. На пониженных передачах эта сила велика, но скорость с которой движется автомобиль, маленькая. На повышенных передачах автомобиль движется быстрее, но увеличивать скорость движения двигателю сложнее, ведь он не может прилагать те же усилия, что и на пониженной передаче. Соответственно, на пониженной передаче динамика движения более заметна. Автомобиль быстрее ускоряется и быстрее замедляется.

Одно из главных преимуществ торможения двигателем заключается в том, что оно повышает устойчивость автомобиля к заносу, поскольку колеса не блокируются тормозными колодками, как при торможении с помощью рабочей тормозной системы. По этой причине торможение двигателем является одним из важных контраварийных приемов вождения. Хотя, есть ему применение и в спокойных ситуациях. Например, когда горит красный сигнал светофора и впереди достаточно пространства, чтобы подкатиться к нему, не прибегая к активной помощи педали тормоза. Незаменимым торможение двигателем будет также на скользкой/мокрой дороге и на длительных спусках. В первом случае это, опять же, не даст колесам заблокироваться, а во втором — убережет тормозную систему от перегрева и выхода из строя.

Безопасность — наше все

Если тормоза все-таки отказали, торможение двигателем становится, по сути, единственным безопасным способом снизить скорость до минимума. Главное в данной ситуации – не растеряться. Даже если непредвиденная ситуация произошла на длительном спуске. Конечно, полностью остановить автомобиль одним лишь двигателем в этом случае будет весьма затруднительно, но это не значит, что и пытаться не стоит. Можно, например, использовать комбинацию торможения двигателем и контактного торможения. Для этого нужно постараться уравнять свою скорость со скоростью автомобиля, идущего впереди, и упереться в его задний бампер, подавая сигналы с просьбой об остановке. Поверьте, последствия таких действий будут куда более щадящими, чем закончить свой путь в кювете или при встрече с ограждением дороги.

Увы, как у любой медали есть две стороны, так и у торможения двигателем не все идеально. Дело в том, что, снижая скорость без участия рабочей тормозной системы, Вы не подаете соответствующих сигналов соседям по потоку. Проще говоря, стоп-сигналы на Вашем автомобиле не загораются. Следовательно, тот, кто едет позади, может не успеть вовремя среагировать на Ваше торможение. Особенно плохо скорость и дистанция ощущаются в темное время суток. Последствия такой дезориентации в пояснениях не нуждаются, а потому, думая о своей безопасности, не забывайте и о безопасности окружающих. Прежде, чем выполнять торможение двигателем на дорогах общего пользование, потренируйтесь на закрытой площадке, изучите свои возможности и возможности своего автомобиля.

Как правильно выполнять?

Специалисты говорят, что приемов торможения двигателем существует более двух десятков, однако наиболее распространены два-три из них. Впрочем, грамотно пользоваться даже этим минимумом умеют далеко не все водители. Чтобы исправить сию досадную ситуацию, попробуем изложить, что называется, пошаговую инструкцию по применению торможения двигателем и дать несколько полезных рекомендаций. Итак.

Обычно торможение двигателем начинается с отпускания педали акселератора и включения пониженной передачи — третьей в большинстве случаев, поскольку на четвертой и выше эффект от торможения двигателем минимален. Затем, когда скорость заметно упала, включается вторая, а после и первая передачи. Но в этой пошаговой нисходящей поступи важно выбирать оптимальные моменты для переключения. В противном случае, несоответствие передачи оборотам коленвала приведет к чрезмерному тормозящему усилию — дискомфортному «клевку носом», который, к тому же, малоприятен для двигателя, трансмиссии и всего автомобиля в целом. Чтобы избежать таких рывков, а момент переключения передачи можно поднять обороты коленвала нажатием на педаль «газа», а потом снова отпустить ее, продолжив торможение двигателем.

Обратите внимание!
Ни при каких обстоятельствах нельзя переключаться с третьей-четвертой передачи сразу на первую. В этом случае автомобиль может сорвать в занос, развернуть или вынести на полосу встречного движения. К тому же, это может стать причиной серьезной поломки и дорогостоящего ремонта автомобиля.

И еще один важный нюанс. Если дорога скользкая/мокрая, со сцеплением нужно обращаться предельно аккуратно. Если бросить его резко, это может привести к блокировке ведущих колес. Специалисты же рекомендуют на секунду задерживать педаль сцепления в моменте «подхвата».

Спорные моменты

Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».

Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач. А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата», от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач. Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого. А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.

В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили. Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением. Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед – исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.

Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше. Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.

И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, – о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем. Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода.

Читать еще:  «формула-1» прогнала всех красивых девушек. почему?

Вредит ли автомобилю?

Автору этих строк, как и многим другим автомобилистам, интересующимся особенностями торможения двигателем, часто доводилось слышать от знакомых и читать на всевозможных форумах о том, что это вредно для двигателя и трансмиссии. Мол, повышается износ поршневых колец, увеличивается расход масла, страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали. На самом же деле, черт не так страшен, как его малюют. Если выполнять торможение двигателем правильно, о чем мы говорили выше, никакого вреда своему автомобилю Вы не нанесете. Да и, в конце концов, во всем нужно знать меру. Не имеет смысла тормозить двигателем при каждом удобном случае. Только тогда, когда это действительно нужно по соображениям безопасности. Артем Киселев, специально для infocar.ua

Рекомендуем также почитать:

Что такое торможение двигателем и насколько оно безвредно

Торможение двигателем — это замедление автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Одни автомобилисты используют метод в целях экономии топлива и ресурса колодок. Другие прибегают к нему, чтобы избежать заноса на скользкой дороге или при движении по горной местности. Третьи — когда есть проблемы с тормозами. Так или иначе, торможение двигателем имеет две стороны медали. В сегодняшнем материале расскажем о пользе и вреде этого метода.

Что значит тормозить двигателем

Под выражением подразумевается снижение скорости автотранспорта путем отпускания педали акселератора при включенной передаче. Другое название способа — «принудительный холостой ход». Чтобы понять, как это работает, приведем простой пример. Движущийся на скорости водитель, увидев на значительном расстоянии красный сигнал светофора, перестает газовать, в этот момент машина начинает двигаться по инерции, постепенно замедляясь, так что перед перекрестком остается лишь плавно нажать на тормоз. Как правило, процесс идет через последовательное понижение передачи и оборотов двигателя. Рассмотрим подробнее, что происходит в этот момент с автомобилем.

Механическое трение на самом деле не является главной причиной, из-за которой происходит замедление, как думают многие. Исключение составляют дизельные моторы, в которых нет дроссельной заслонки. В отличие от них, у бензиновых агрегатов перекрытие впуска в значительной мере способствует снижению скорости. Водитель отпускает газ — как следствие, топливо перестает поступать в мотор. С этого момента двигатель больше не передает энергию на коробку передач. Скорость замедляется вследствие сопротивления инерции, которая в свою очередь пытается нарастить вращения коленчатого вала. Обороты снижаются, и возникает прямо противоположный эффект — энергия поступает через вращающиеся колеса и трансмиссию в двигатель. Коленвал производит вынужденную работу, за счет механических потерь обороты карданной передачи снижаются, компрессионное сопротивление в цилиндрах растет, скорость снижается — то есть машина тормозит двигателем.

Теперь разберемся с тем, как работает коробка передач, — это даст нам понять, почему тормозить двигателем можно только с переходом на пониженные передачи. При разгоне автомобиля в стандартном режиме коробка дозирует энергию согласно выбранной передаче, если у вас механика. На машине с автоматической коробкой это происходит само собой. Например, если вы едете на пониженной передаче (1-3), то на колеса передается много силы, при этом достичь высокой скорости не получится. На повышенных передачах (4-7) передаваемая на колеса мощность меньше, машина может двигаться быстрее, однако динамика разгона значительно хуже. При движении в таком режиме сопротивление двигателя и коробки минимально, возрастает роль инерции. Отсюда вывод: быстрый разгон возможен только на низких передачах. Если в этот момент перестать давить акселератор, возникнет существенное сопротивление инерции и машина быстро замедлится. Если проделать то же самое на высоких передачах, сброс скорости произойдет менее интенсивно.

Плюсы и минусы метода

Торможение двигателем в значительной степени снижает вероятность заноса на скользкой дороге — в этом, пожалуй, его главная выгода. При таком способе замедления колеса не блокируются, в отличие от использования штатных тормозов, а значит, нет опасности потери управляемости. Даже в машинах с ABS полностью исключить заносы на скользком покрытии невозможно, хотя наличие электронных систем безопасности в значительной мере повышает устойчивость на дороге.

Также торможение двигателем часто используется в горной местности при движении по серпантину, — в основном по причине значительного перегрева колодок вследствие их интенсивного использования. При возникновении нештатной ситуации, требующей быстрого реагирования, все же лучше давить на тормоз, а не тратить время на торможение двигателем, которое точно не поможет быстро остановиться.

В городе двигателем тормозят чаще всего из-за экономии топлива. Автолюбителей привлекает тот факт, что машина движется при отсутствии подачи топлива. При этом не истираются покрышки колес и тормозные колодки. На деле экономия оказывается незначительной, а ошибка в последовательности действий может испортить двигатель.

Метод нередко применяется, если тормоза вышли из строя. Конечно, в этом случае мы рекомендуем обращаться в сервис. Но если транспортировать автомобиль с помощью эвакуатора невозможно, некоторые смельчаки практикуют перемещение машины с использованием данного метода. Скорость замедляется с помощью переключения на пониженные передачи, далее машина останавливается посредством стояночного тормоза (ручника).

Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы в момент замедления не зажигаются, значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина снижет скорость, повышается риск возникновения аварийной ситуации. Однако гораздо печальней, что злоупотребление способом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.

Вообще обратные нагрузки плохо переносятся двигателем. Надо понимать, что поршни современных моторов размещены несимметрично и при замедлении с помощью двигателя растут боковые нагрузки. Также повышается разряжение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно, увеличивается нагрузка на вентиляционную систему и могут возникнуть утечки. Масло перетекает прямо с распредвала во впускной коллектор. Смазка сочится через поршни прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то еще и через нее. Избыточное масло скорее всего приведет к нагару свечей и порче поршневых колец, не говоря уже о засорении катализатора. В целом скачки давления отрицательно влияют на состояние элементов впуска. Загрязнение впускного коллектора тоже происходит по причине злоупотребления торможением двигателем. Это особенно вредно, если катализатор находится близко к коллектору.

Алгоритм действий

Торможение двигателем на машине с коробкой-автомат обычно ограничивается снятием ноги с педали акселератора: далее «умная» система самостоятельно понижает передачи в нужной последовательности. Однако это возможно не на всех машинах. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции каждой конкретной модели. Так, встречаются АКПП, где сначала нужно включить режим овердрайв (который соответствует третьей передаче), далее по достижении определенной скорости (не более 92 км/ч) следует перейти поочередно сначала на D2, затем при снижении скорости до 54 км/ч и ниже включить L, что соответствует второй и первой передаче. Иногда достаточно включить ручной режим.

С машинами на механике все не так просто. Существует стандартный способ и с «прогазовкой». В первом случае водитель поступает следующим образом: отпускает педаль газа, нажимает сцепление, включает третью передачу, далее по мере падения скорости — вторую и первую. Если вы едете на высокой передаче, переход на пониженную следует делать только через третью передачу. Если сразу перейти на низкую, колеса могут заблокироваться и машину закрутит. Кроме того, излишняя нагрузка не лучшим образом скажется на двигателе и коробке.

Режим с «прогазовкой» считается более щадящим. Основное отличие в том, что перед переходом на пониженные передачи водитель выжимает сцепление, переводит коробку в нейтральное положение, немножко газует и только потом осуществляет переключение на пониженную передачу.

В любом случае, ни при каких условиях нельзя переходить с высокой передачи сразу на первую. Выжимать педаль сцепления следует максимально плавно и только тогда, когда обнаружится связь двигателя с трансмиссией.

Как и зачем тормозить двигателем

Статья о торможении мотором — как и при каких условиях, тонкости торможения двигателем с АКПП и вариатором, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео по теме.

Этот способ снижения скорости был особенно популярен несколько десятилетий назад, когда в автомобилях с механической коробкой передач еще не было современных тормозных систем с электронными помощниками ABS и ESP. Однако тормозить двигателем можно и на современных автомобилях, в том числе и с некоторыми видами автоматических коробок передач.

Кроме того, тормозить двигателем можно на автомобилях с любым приводом: передним, задним, полным. При этом силу торможения можно увеличивать с помощью коробки передач – чем ниже передача, тем сильнее торможение.

Процесс торможения двигателем

Когда водитель отпускает педаль «газа», в двигателе сокращается поступление топлива, в результате чего его обороты начинают падать. Если при включенной передаче не разорвана связь двигателя и колес с помощью сцепления (когда сцепление не выжато), то с падением оборотов двигателя, естественно, начнет замедляться и вращение ведущих колес.

Читать еще:  Что делать, если в дороге укачало?

По сути, при торможении двигателем возникает обратная ситуация, при которой уже не мотор вращает колеса посредством карданной передачи, а наоборот – крутящиеся колеса посредством карданной передачи начинают вращать коленвал мотора. При этом принудительная работа коленчатого вала и цилиндропоршневой группы проводит к механическим потерям, в результате чего происходит снижение оборотов вращения кардана, что и приводит к потере скорости (торможению).

Когда применяется торможение силовым агрегатом

Главное, о чем следует помнить — торможение двигателем не предназначено для резкой экстренной остановки машины. Как правило, снижение скорости с помощью двигателя применяют в следующих ситуациях:

  • При торможении на скользкой дороге;
  • При затяжном и крутом спуске;
  • При отсутствии возможности затормозить обычным способом, с помощью педали тормоза или ручника (при отказе тормозов).

На скользком дорожном покрытии торможение двигателем позволяет избежать заноса и потери управляемости автомобилем. Как показала практика, штатная антиблокировочная система (ABS или ESP) спасает не всегда, и риск заноса на большой скорости при гололеде, слякоти и сильном дожде все же остается. Поэтому чтобы не потерять управляемость автомобилем при большой скорости и сложных погодных условиях, а также чтобы торможение было плавным и равномерным, опытные водители используют торможение двигателем (скоростью).

При затяжных и крутых спусках торможение силовым агрегатом позволяет избежать длительной нагрузки на тормозную систему, при которой сильно нагреваются тормозные колодки и диски. Такой сильный перегрев дисков и тормозных колодок не только резко увеличивает их износ, но может привести и к выходу их строя. От сильного нагревания при трении тормозные колодки может просто заклинить в прижатом положении и колеса заблокируются.

Что же касается третьего пункта «при отказе тормозов», то здесь преимущества торможения мотором совершенно очевидны и понятны.

Как тормозить двигателем

Последовательность действий:

  • Отпустить педаль «газа»;
  • Выжать педаль сцепления;
  • Переключиться на пониженную передачу;
  • Отпустить педаль сцепления.

Как видно, прием торможения двигателем достаточно прост, однако имеет свои нюансы и особенности:

  1. Чтобы избежать резкой нагрузки на механизмы трансмиссии и сам двигатель, рекомендуется не нарушать последовательность переключения передач. То есть, последовательность переключения должна соблюдаться в обратном порядке: с 4-й на 3-ю, с 3-й на 2-ю, со 2-й на 1-ю. Также, следует помнить, что при переходе сразу на низшую 1-ю передачу произойдет резкая потеря скорости, в результате чего может произойти блокировка колес с последующим заносом машины.

    Чтобы избежать резкой нагрузки на механизм сцепления после включения пониженной передачи, педаль сцепления рекомендуется отпускать плавно.

    Чтобы полностью остановить машину двигателем при отказе тормозов, нужно дойти до самой низшей передачи (первой) и заглушить двигатель с помощью ключа (выключить зажигание). Если требуется остановить машину как можно быстрее («экстренно»), то можно нарушить обратную последовательность переключения передач и «перескочить» сразу на 1-ю, а педаль сцепления можно отпустить резко.

  2. При торможении двигателем следует учитывать тот факт, что если выжать педаль сцепления, то разорвется связь между «сердцем» машины и колесами. В результате мотор уже не будет препятствовать свободному вращению колес, и скорость может резко увеличиться, особенно при движении по крутому спуску. То есть, автомобиль начнет вести себя так, как на нейтральной скорости.

Поэтому, прежде чем выжать сцепление и вернуться к обычному режиму вождения, необходимо подстраховаться нажатием на педаль тормоза.

Также, при торможении мотором следует учитывать и особенности дизельных двигателей, которые имеют коэффициент сжатия в 1.5 раза больше, чем у бензиновых. По этой причине торможение дизелем будет несколько сильнее. Особенно этот нюанс касается неопытных водителей, которые часто тормозят двигателем неправильно, что приводит к повышенному износу деталей синхронизаторов и быстрому выходу из строя дизеля. Поэтому перед применением такого торможения новичкам рекомендуется взять несколько уроков у опытного водителя или инструктора.

Торможение мотором с автоматической коробкой передач (АКПП)

Перед тем, как тормозить мотором с АКПП, следует подробно изучить руководство по эксплуатации данного автомобиля, так как торможение с «автоматом» может иметь свои особенности, которые будут зависеть от конструктивных особенностей АКПП (вариантов много).

В некоторых видах АКПП торможение с помощью двигателя может быть вообще не предусмотрено, а в некоторых может даже блокироваться системным управлением.

Следует помнить, что тормозить таким образом с автоматической коробкой, в которой по инструкции такого торможения не предусмотрено, можно только в крайних случаях, когда это действительно необходимо и нет других вариантов. В противном случае, если это делать часто, АКПП быстро выйдет из строя и ей потребуется дорогостоящий ремонт.

В общем и целом, «автоматы» лучше и аккуратнее взаимодействуют со сцеплением, поэтому торможение мотором с АКПП бывает более безопасным и мягким, чем при торможении с «механикой».

Торможение двигателем с вариатором

Некоторые вариаторы имеют специальный режим «L», предназначенный именно для торможения двигателем. Однако некоторые водители (особенно владельцы «Ниссанов» с вариаторами) отключают данный режим на программном уровне, для увеличения динамичности и экономии топлива.

Плюсы и минусы торможения мотором

Заключение

Несомненно, тормозить двигателем должен уметь каждый водитель. Однако если у водителя недостаточно навыков для правильного применения этого приема вождения, то использовать торможение силовым агрегатом следует только в экстремальной ситуации, когда отказала основная тормозная система и нет других способов остановить автомобиль.

Для приобретения опыта и навыков в данном вопросе рекомендуется немного потренироваться на безопасных участках дороги, с мало интенсивным движением и хорошим покрытием. А со временем можно будет перейти и к тренировкам в более сложных условиях: крутые затяжные спуски, скользкое дорожное покрытие, подъезды к перекресткам и т. д.

Видео о торможении двигателем:

SHANS › Блог › В каких ситуациях нужно применять торможение двигателем? Видеоурок.

Водители иронизируют, мол, торможение двигателем происходит не сразу. Сначала автомобиль тормозит бампером, потом капотом, затем радиатором и только потом двигателем. Конечно, это шутка. Описанное выше считается контактным торможением, и лучше до такого ситуацию не доводить. Но как правильно и безопасно остановить автомобиль на зимней дороге? За комментариями мы обратились к профессионалу — руководителю школы экстремального вождения Сергею Овчинникову.

Он сразу предложил разделить ситуации — на спокойные, когда, например, машина подъезжает к перекрестку, опасные — на скользкой дороге и экстремальные.

По словам руководителя школы экстремального вождения, существует более 250 способов торможения двигателем. Но обычно речь идет о трех основных.

— Первый используется при спокойных дорожных условиях, например когда вы подкатываетесь к светофору и горит красный, — рассказывает Сергей Овчинников. — В этом случае достаточно просто плавно отпустить педаль газа, не переключаясь на нейтральную передачу (если механическая трансмиссия). Двигатель будет замедлять движение ведущих колес, и автомобиль остановится. При необходимости дотормаживайте педалью.

— Какие типичные ошибки допускают при торможении в спокойных условиях?

— Часто водители сначала выжимают сцепление и только потом педаль тормоза, как часто учат в автошколах. Это правильно только при движении на маленькой скорости, чтобы двигатель не заглох. В других случаях последовательность должна быть иной (сначала нажимаем на педаль тормоза, а потом — сцепления): машина будет более управляемой, а в экстренных ситуациях такие рефлексы позволят сэкономить секунду-другую и раньше начать торможение.

— Вот еще ситуация. Многие переходят на нейтральную передачу, подкатываясь к перекрестку, и считают это экономией топлива.

— Движение накатом — это старая привычка шоферов. Раньше считалось, что так экономится топливо. Но на современных машинах выгоднее тормозить именно двигателем. В специальной литературе утверждают, что топливо при этом вообще не расходуется, хотя, по словам специалистов из БНТУ, расход есть, но он мизерный. В любом случае он меньше, чем на холостом ходу. К тому же это небезопасно, потому что машина становится плохо управляемой и может возникнуть занос.

Сейчас особенно сложно управлять машиной на скользкой дороге. Как правильно тормозить в такой опасной ситуации?

— Рассмотрим ситуацию, когда нужно остановить машину, например, в гололед, но не в экстренных условиях, — рассказывает Сергей Олегович. — Один из вариантов — использовать торможение двигателем с переходом на пониженную передачу. Это, может быть, не самый эффективный способ, но при замедлении машина будет оставаться управляемой.

Правда, есть одна особенность: если слишком резко бросить сцепление, то произойдет срыв ведущих колес и потеря управляемости. У переднеприводной машины колеса заблокируются, и она поскользит прямо, заднеприводную и полноприводную, скорее всего, занесет. Поэтому лучше педаль сцепления немного придержать — примерно на секунду, то есть отпускать ее в два этапа.

Еще один вариант — выполнение «перегазовки» (см. видео).

Но что если экстремальная ситуация? Допустим, кто-то неожиданно вышел на проезжую часть вне положенного места из-за припаркованной машины. Тормозить уже поздно.

Читать еще:  Как за дорожные нарушения в бразилии могут наказать?

— Если единственный выход — объезд препятствия, в данном случае пешехода, то это нужно сделать одновременно со сбросом газа, — считает Сергей Овчинников. — При сбросе газа происходит торможение двигателем, машина наклоняется вперед, передние колеса сильнее прижимаются к дороге и кратковременно повышается управляемость автомобиля. За счет этого можно выполнить резкий объезд препятствия.

В случае отказа тормозов профессионалы также предлагают использовать торможение двигателем, поэтапно переходя на пониженную передачу.

Давая все эти советы, Сергей Овчинников несколько раз предупредил: любая ситуация зависит от четырех факторов — водителя, среды, автомобиля и дороги. Все эти параметры нужно учитывать при выборе скорости и способа торможения. Описать все возможные ситуации на дороге нельзя, а вышеприведенные советы — общие рекомендации.

— Многое зависит от ситуации на дороге — спокойная она или аварийная, — подчеркивает руководитель школы экстремального вождения. — Также нужно учитывать комплектацию авто. Скажем, если машина оборудована системой ABS, то экстренно останавливать ее с помощью перехода на пониженную передачу и торможения двигателем неэффективно. Безопаснее нажать на педаль тормоза, а система сама выберет оптимальный режим торможения. Вмешательство водителя при аварийной ситуации может привести к увеличению тормозного пути.

Напоследок Cергей Овчинников заметил: «Разумеется, здесь приведены далеко не все способы торможения. Хоть эти приемы при правильном исполнении в определенных ситуациях позволят предотвратить аварию. Но проще в такие ситуации не попадать: обращать внимание на действия других водителей и предугадывать их. Например, если посмотреть через стекла впереди едущей машины, можно увидеть, когда поток начнет замедляться, и это позволит безопасно и вовремя остановить автомобиль. Умный знает, как выйти из аварийной ситуации, а мудрый — как ее предупредить».

Торможение двигателем: это как?

Торможение двигателем является одним из доступных водителю приемов, которые направлены на снижение скорости транспортного средства без использования тормозной системы. Среди автолюбителей существуют различные мнения касательно данного способа. Одни утверждают, что торможение дизельным или бензиновым двигателем позволяет экономить бензин или солярку, сам процесс торможения снижает риски сравнительно с использованием тормозов в определенных ситуациях.

Противники данного метода среди основных аргументов выделяют повышенный износ мотора и снижение ресурса коробки передач в результате злоупотребления приемом торможения двигателем. Далее мы рассмотрим, как тормозить двигателем, когда это нужно делать и как правильно выполнять указанное торможение двигателем?

Почему машина замедляется при торможении двигателем

Такой способ торможения предполагает определенное сопротивление мотора инерционной нагрузке, которая пытается повысить частоту вращения коленчатого вала. Другими словами, двигатель начинает тормозить автомобиль в тот момент, когда машина движется при определенной скорости с включенной передачей, но в это время подача топлива прекращается или минимизирована.

Прекращение топливоподачи означает, что двигатель больше не отдает энергию на трансмиссию. Получается, трансмиссия начинает передавать нагрузку на мотор от вращающихся по инерции колес, обороты коленвала снижаются и автомобиль теряет скорость, то есть тормозит двигателем.

Далее необходимо рассмотреть те особенности, благодаря которым осуществляется торможение. Стоит начать с того, что ощутимое замедление автомобиля при торможении двигателем возможно не всегда. Нажатие на педаль газа приводит к увеличению подачи топлива, в результате чего поднимаются обороты коленчатого вала (мотор раскручивается). Отпущенная педаль означает, что обороты падают.

Не сильно вдаваясь в особенности конструкции трансмиссии отметим, что задачей коробки передач является распределение крутящего момента на колеса. Если сказать иначе, КПП «дозирует» энергию, которую отдает двигатель, зависимо от выбранной передачи.

Повышенные передачи (5-6) разгоняют машину намного слабее, зачастую позволяя только поддерживать ранее набранную скорость автомобиля. При движении на повышенной передаче присутствуют значительные силы инерции, в результате чего сопротивление самого ДВС и КПП специально сводится конструкторами к минимуму.

Получается, динамичный разгон возможен только на пониженных передачах. Если в этот момент отпустить газ, тогда сопротивление инерционному движению будет велико. Если же перестать нажимать на акселератор на повышенных передачах, машина не будет интенсивно замедляться, так как сопротивление низкое.

Преимущества и недостатки данного способа торможения

Главным плюсом такого способа замедления ТС является существенное снижение риск заноса при торможении двигателем. Дело в том, что при торможении посредством штатной тормозной системы возникает блокировка колес, что делает автомобиль неуправляемым. На машинах с активными электронными системами безопасности данный эффект сведен к минимуму, но даже наличие ABS не исключает заноса, особенно на скользких покрытиях.

По этой причине торможение двигателем находится в списке контраварийных приемов, позволяя замедлиться на скользкой или мокрой дороге. Данный способ торможения активно применяется при езде на затяжном спуске, а также при перемещении по горным дорогам и серпантинам. В первом случае исключается блокировка колес, а во втором снижается риск перегрева тормозов в результате слишком активного использования.

Некоторые водители также тормозят двигателем в случае, если дорожная ситуация позволяет катиться на включенной передаче, тем самым экономя топливо, продлевая срок службы тормозных колодок и шин. Многих привлекает такой аспект, что подача топлива при отпущенной педали газа на современных инжекторных автомобилях, которые оборудованы механической коробкой передач, полностью прекращается.

Дополнительно стоит учитывать возможность торможения двигателем в том случае, если тормоза полностью или частично вышли из строя. Следует напомнить, что сразу остановить машину не получится, особенно на спуске. Скорость движения можно существенно понизить до относительно безопасной, после чего становится возможным остановиться или применить контактное торможение с минимальными рисками и/или ущербом.

В списке главных недостатков торможения двигателем отмечают то, что стоп-сигналы на вашей машине в этот момент не горят, так как водитель не нажимает на педаль тормоза. Водитель автомобиля, который едет за вами, может попросту не заметить замедления, что приведет к ДТП или созданию аварийной ситуации.

Как правильно тормозить двигателем: «механика» и «автомат»

В арсенале специалистов имеется около двух десятков приемов для торможения двигателем. На практике будет достаточно изучить базовую основу. Обязательно дочитайте до конца все рекомендации!

Торможение двигателем и механической коробкой с относительно высокой скорости следует выполнять следующим образом:

  • педаль газа нужно отпустить;
  • нажимается педаль сцепления;
  • далее включается пониженная передача (зачастую 3);
  • после снижения скорости включается 2 передача;
  • когда скорость снизится, можно включить 1 передачу;

Даже если вы двигаетесь на 5 или 6 передаче, желательно включать третью, так как замедление на 4 и более высокой передаче будет слабым. Отдельно отметим, что данная инструкция является общей. В конкретной ситуации необходимо учитывать начальную скорость движения и правильно подбирать те моменты, когда осуществить первое переключение «вниз» и последующие.

Если резко включить слишком «низкую» передачу тогда, когда обороты коленчатого вала высокие, тогда тормозящее усилие может оказаться слишком значительным. В этом случае колеса временно заблокируются, автомобиль может занести и т.д. Что касается самого двигателя и трансмиссии, то такая нагрузка может привести к поломке определенных узлов и последующему ремонту. Для более щадящего переключения «вниз» в спокойной обстановке лучше сделать перегазовку.

Под перегазовкой следует понимать выжим сцепления и выключение передачи с переводом коробки в «нейтраль». Затем необходимо нажать на педаль газа, подняв тем самым обороты двигателя, после чего сцепление снова нажимается и включается пониженная передача. В экстренной ситуации можно просто выжать сцепление, нажать на газ и сразу включать пониженную.

На автомобилях с автоматической коробкой возможность торможения двигателем будет зависеть от типа и особенностей конструкции коробки передач. Также от вида АКПП и от тех возможностей, которые доступны водителю, будет напрямую зависеть общий алгоритм действий для торможения двигателем с коробкой «автомат».

Существуют коробки, которые позволяют реализовать последовательное переключение передачи в ручном режиме. Другой тип предполагает только фиксированные режимы с возможностью выбора пониженных передач. Также встречаются АКПП, которые и вовсе не рассчитаны на какое-либо взаимодействие с водителем. Для получения исчерпывающей информации по торможению двигателем с автоматической коробкой внимательно изучите инструкцию к вашему автомобилю, свяжитесь с официальным представителем марки, посетите профильный форум в сети Интернет и т.п.

Подведем итоги

Вполне очевидно, что освоить данную технику торможения будет правильным решением для каждого водителя, особенно если автомобиль на «механике». При этом всегда нужно учитывать:

  1. Только грамотное выполнение означает, что вреда коробке и мотору вы не нанесете. Не стоит злоупотреблять данным способом или резко тормозить двигателем без необходимости.
  2. Указанный способ торможения может создать аварийную обстановку на дороге для движущихся позади вас транспортных средств, неправильное выполнение снижает ресурс двигателя и трансмиссии, а также может привести к серьезной поломке.
  3. Что касается экономии горючего, то выгода от такого способа торможения оказывается крайне незначительной.
  4. Если в автомобиле установлена коробка «автомат», тогда необходимо отдельно и с повышенным вниманием изучить вопрос касательно возможности реализации и общей целесообразности торможения двигателем на конкретной модели авто.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector