Что нельзя делать на заправке?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Что нельзя делать на заправке?

Что можно и чего нельзя делать на автозаправке

Статья о правилах поведения на заправке: что можно и чего нельзя делать, и почему. В конце статьи — видео приколов на заправке.

Содержание статьи:

  • Что можно делать на заправке
  • Чего нельзя делать на заправочной станции
  • Видео приколов на автозаправке

О том, как правильно вести себя на автозаправке, написаны правила, напечатана масса плакатов, опубликовано огромное количество статей.

Заправка автомобиля – дело, которое стремятся сделать по возможности быстро, не отвлекаясь на побочные мелочи. Именно поэтому следует чётко знать, как вести себя в этом месте с повышенным уровнем опасности, что можно (и нужно) делать, заправляя автомобиль, а чего делать ни в коем случае нельзя.

Что можно

Правила пользования АЗС существуют на любой заправке, но читал их, скорее всего, не каждый автомобилист, и уж тем более не каждый помнит всю информацию. Давайте вместе вспомним и запомним, что можно делать на автозаправке.

Пассажиры в салоне автомобиля

Перед тем, как приступать к заправке автомобиля, можно не высаживать пассажиров, но только в том случае, если речь идёт о заправке легкового авто не менее чем с четырьмя дверями. Во всех остальных случаях высаживать пассажиров необходимо.

Соблюдение чистоты и порядка

На автозаправке водитель может требовать от обслуживающего персонала соблюдения чистоты при проведении процедуры заправки. Загрязнённые нефтепродуктами в ходе заправки участки автомобиля должны быть протёрты до того момента, как будет запущен двигатель.

Контроль качества

О плохом качестве бензина на автозаправках нашей страны не слышал только ленивый. Если водитель сомневается в том, что получит за свои кровные качественный бензин, он может проверить его качество прямо на территории АЗС.

Для этого существует ряд способов:

  • если капнуть пару капель бензина на чистый бумажный лист, то неразбавленное топливо высохнет и исчезнет без следа — оставшееся на бумаге пятно свидетельствует о том, что в бензин что-то подмешано;
  • также на заправке можно воспользоваться специально разработанными в Государственном Университете нефти и газа экспресс-полосками, которые меняют цвет при попадании на них бензина с примесями;
  • если даже топливо не разбавлено, оно может быть просрочено, поэтому перед тем, как оплачивать заправку, можно поинтересоваться датой производства бензина.

Металл как способ сбросить статику

На многих АЗС обслуживающий персонал носит униформу из хлопка с включением металлической нити. Это делается для того, чтобы сбрасывалось статическое электричество.

Можно прибегнуть к элементарному решению: до того момента, как открывать крышку и отвинчивать пробку бензобака, следует прикоснуться к металлу. Например, к дверной ручке. Это сбросит возможный накопленный заряд статического электричества, который может разрядиться искрой.

Накапливают статику, как правило, трущиеся между собой синтетические ткани одежды.

Чего нельзя

Список запретов в правилах поведения на автомобильной заправке существенно длиннее, чем перечень того, что на её территории «можно». Это не удивительно. Будучи местом повышенной опасности, АЗС располагает обширным перечнем запретительных правил, которые написаны не просто так.

Большинство пунктов инструкции поведения водителя на автозаправке выстраданы, что называется, кровью, как и большинство правил поведения, касающихся автовладельцев.

Очередь: расстояние между машинами и расположение автомобилей

Согласно принятым нормам безопасности, расстояние между заправляющимся авто и следующей за ним стоящей в очереди машиной должно составлять не менее трёх метров. Расстояние между не заправляющимися автомобилями в очереди на заправку не должно быть меньше одного метра.

Въезжая на автозаправку, водитель может (и должен!) расположиться таким образом, чтобы если на территории возникнет аварийная ситуация, и его, и прочие автомобили могли немедленно уехать в безопасное место.

Скорость передвижения

При въезде на автозаправку и передвижению по ней водитель не должен превышать скорость передвижения 5 км/ч. Как правило, максимальная скорость передвижения указана при въезде на территорию АЗС.

«Неправильная» колонка

Пожалуй, это не самое строгое «нельзя» на АЗС, но, тем не менее, оно существует. Зачастую, чтобы сократить время стояния в очереди, автовладелец становится к колонке с другим расположением заправочного пистолета (то есть, отверстие его бензобака располагается с противоположной колонке стороны автомобиля).

Далее водитель предсказуемо начинает тянуть заправочный шланг бензоколонки самыми экзотичными способами: огибая автомобиль сзади или вовсе перебрасывая шланг через верхнюю часть своего авто. Такое обращение с оборудованием является нарушением правил пользования технических средств АЗС и приводит к двум существенным проблемам:

  • преждевременному износу оборудования бензоколонки;
  • затруднению процессу передвижения транспорта по территории автозаправки.

Тем более, нельзя подъезжать к «не своей» колонке с другой стороны. Причина этого правила проста: движение на АЗС одностороннее, и машина, идущая «против шерсти», неизбежно нарушит порядок и создаст экстремальную ситуацию для всех присутствующих на автомобильной заправке транспортных средств.

Курение

Данный запрет, кажется, должен быть известен всем и каждому с самого детства — курить на АЗС строжайше запрещено. Причина проста: горит не сам бензин, а его концентрированные пары, которых на территории АЗС предостаточно. Поэтому одной искры зажигалки или полетевшего горящего пепла сигареты может быть вполне достаточно, чтобы в считанные секунды на автозаправке вспыхнул полноценный пожар.

Оператор АЗС обязан следить за соблюдением этого нехитрого правила. Но следует чётко понимать, что за всеми один оператор может и не уследить, а позаботиться о своей жизни и жизнях окружающих следует самостоятельно.

Тара для топлива

Как правило, заливают топливо в бак автомобиля. Но нередки случаи, когда автомобилист сталкивается с необходимостью приобрести буквально два-три литра бензина, чтобы, например, «дотянуть» до заправки, если неожиданно в бензобаке кончилось топливо.

Это не запрещено, но есть один важный момент: для покупки бензина нельзя использовать пластиковые ёмкости. Причина – в том, что такие ёмкости (к примеру, пластиковые канистры) изготавливаются из материала, который с лёгкостью накапливает статическое электричество и может в любой момент спровоцировать появление искры. Её будет достаточно для того, чтобы ёмкость вспыхнула.

По этой причине водителю стоит иметь в багажнике небольшую металлическую канистру или ёмкость, изготовленную из специализированной пластмассы с антистатическими свойствами.

Пистолет, забытый в горловине бензобака

Вопреки расхожим байкам, женщины – не единственная категория водителей, которые периодически забывают доставать из бензобака заправочный пистолет. По статистике, в среднем на АЗС приключается до пяти подобных случаев в году, причём мужчины «грешат» этим не реже женщин.

Приступая к заправке, следует чётко помнить, что уезжать, не убедившись в том, что пистолет извлечён, а бензобак закрыт и завинчен крышкой, нельзя!

Погодные условия

Во время грозы автомобильные заправки должны быть закрыты. Настаивать на том, чтобы обслуживающий персонал во время грозы отпустил автовладельцу топливо, нельзя!

Ремонтные работы

На территории АЗС запрещено заниматься любым, даже мелким ремонтом автомобиля. Более того, нельзя, находясь на территории заправки, даже заливать в машину стеклоомывающий раствор или любые другие технические составы.

Причины этого запрета также понятны:

  • при ремонте может легко возникнуть заряд статики;
  • если автомобиль неисправен, он может быть опасен;
  • ремонтные работы могут затруднить маршруты эвакуации остального транспорта.

Правило для мотоциклистов

Водители скутеров и мотоциклов при въезде на АЗС обязаны заглушить двигатель за 15 метров до колонки, а заводить двигатель можно после заправки, откатив транспорт от колонки вручную на те же 15 метров.

Данное требование некоторые считают устаревшим, но если вспомнить, что на АЗС заезжают не только новейшие модели байков, но и старые мотоциклы, требование вполне оправдано.

Нельзя заправляться при работающем двигателе!

Помимо риска воспламенения, заправка при работающем моторе может привести к тому, что осадок, который присутствует в баке любого авто, под напором заливаемого в бензобак бензина может подняться и затруднить работу двигателя.

Внимание: мобильный телефон

Запрета на пользование мобильным телефоном в правилах АЗС пока нет. Зато есть в инструкции пользования мобильным телефоном: «не использовать в самолётах и на автомобильных заправках».

Данный пункт является, пожалуй, наиболее спорным во всём приведённом перечне. Существование риска воспламенения топлива вблизи работающего мобильного телефона многократно опровергали и вновь доказывали, так что пока вопрос остаётся открытым. Но, если полной уверенности в безопасности нет, наверное, всё-таки лучше потерпеть пять минут и не отвлекаться на телефонный разговор, находясь на территории АЗС.

Читать еще:  Что дает abs зимой — помогает или мешает?

Правила поведения на территории АЗС несложные, но их соблюдение может спасти не одну жизнь. Поэтому пренебрегать ими не стоит! Немного внимания, немного корректности — и АЗС будет спокойным и безопасным местом.

Видео приколов на автозаправке:

Ваши права на заправке: 5 неочевидных вещей, которые можно сделать бесплатно

Как проверить качество топлива и что делать, если вы случайно оторвали пистолет бензоколонки.

1. Узнать, какое топливо вам продают и откуда

Для этого вы можете попросить специальный документ — паспорт качества. Он сопровождает каждую партию топлива и должен выдаваться по первому требованию клиента на любой АЗС. На заправках сети «Газпромнефть», с которой мы подготовили эту статью, он висит в уголке потребителя.

Проверяя паспорт качества топлива, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Синяя печать и свежая дата. Если документ подготовлен больше недели назад, стоит задуматься, какой партии продукции он соответствует. Как правило, время реализации одной партии топлива на АЗС не больше трёх дней.
  2. Указание декларации о соответствии и маркировка ЕАС. Они подтверждают, что продукция прошла все процедуры оценки, установленные Таможенным союзом. Их наличие гарантирует, что топливо качественное и безопасное для потребителя.
  3. Концентрациявеществ. Нужно сравнить нормы и фактические значения. Например, концентрация серы в пункте № 5 не должна быть больше 10 мг/кг, а давление насыщенных паров в пункте № 16 не должно выходить за рамки указанного стандартного диапазона.

2. Заправиться на точное количество литров

Ситуация: индикатор на приборной панели показывает, что 50-литровый бак заполнен на 60%. Вы просите заправщика залить полный бак, справедливо ожидая недостающих 20 л топлива, но получаете счёт на 25.

Нет, вас не обманули. Бак — это сложная конструкция, в которой помимо самого резервуара есть патрубок и заливная горловина. В них тоже можно залить топливо, но при указании номинальной вместимости бака этот объём не учитывается. Поэтому вам могут заправить больше литров, чем вы ожидали.

В доливе топлива до горловины нет ничего страшного, но в жаркую погоду жидкость увеличивается в объёме и может вытечь. Это же, вероятно, случится, если вы припаркуете машину с наклоном. Бензин или дизель могут подтекать не только из горловины, но и из дренажных трубок топливной системы, а это значит, что утечку можно не заметить.

Если не хотите заплатить больше, чем планировали, указывайте точное количество литров. Если до полного бака вам нужно 20 л, столько и просите. Также удобно использовать табло преднабора, которые установлены на многих АЗС. На них можно указать необходимый объём и сумму, на которую вы хотите заправиться.

3. Проверить точность отпуска топлива

Если вы заподозрили АЗС в недоливе, вы можете её проверить. Сотрудники заправки должны провести эту процедуру при вас по первому требованию с помощью поверенного 10-литрового мерника.

Допустимая по федеральным и отраслевым нормам относительная погрешность ТРК составляет 50 мл на 10-литровый мерник в диапазоне рабочих температур ТРК (от −40 до +50 °С) и 25 мл при нормальной температуре (от −15 до +25 °С). Внутренний стандарт компании для АЗС, где вы заправляетесь, может быть даже более жёстким. Например, в сети АЗС «Газпромнефть» максимально допустимая погрешность при рабочей температуре — 40 мл.

Если эксперимент с мерником подтвердил недолив, вы можете обратиться в Росстандарт. Не забудьте задокументировать результаты проверки хотя бы с помощью камеры смартфона.

Перед проверкой ознакомьтесь с документами на мерник — данные в свидетельстве о поверке (тип, заводской номер, информация на пломбе шкалы) должны совпадать с данными на устройстве.

До начала процесса мерник устанавливается в строго вертикальное положение, которое достигается с помощью ампулы уровня. После этого производится тестовый пролив. Рекомендуется выполнять его дважды: в первый раз — для смачивания внутренней поверхности ёмкости, во второй — для эталонного измерения.

Присмотритесь к точной настройке мерника после того, как в него залито топливо: центральная отметка на подвижном визире должна быть установлена напротив нужной риски температурной шкалы. Отметка на шкале должна соответствовать температуре топлива в подземном хранилище. Если мерная шкала выставлена неправильно, то и результаты замеров будут неверными.

4. Подкачать колёса, почистить салон или залить стеклоомывающую жидкость

На многих заправках работают пункты самообслуживания с манометрами и насосами для подкачки колёс до нужного давления. Нет закона, который обязывает предоставлять эту услугу бесплатно, но на крупных сетевых АЗС денег за это не берут. Найти такую заправку нетрудно — достаточно ввести в поиске «2ГИС» или «Яндекс.Карт» запрос «подкачка колёс».

Кроме оборудования для подкачки колёс в таких пунктах могут находиться пылесосы для чистки салона и резервуары с водой или стеклоомывающей жидкостью.

5. Не платить за сломанное оборудование

Если после заправки вы забыли вынуть пистолет из бака, тронулись вместе с ним и случайно уронили или вырвали — не пытайтесь отремонтировать его самостоятельно. Если ущерб серьёзный, стоит вызвать ГИБДД и оформить протокол ДТП. И да, штраф за сломанный пистолет — забота страховой компании, поэтому не ведитесь на предложение сотрудников АЗС разобраться на месте.

Не пытайтесь повесить пострадавшую деталь на колонку, сделав вид, будто ничего не случилось. При повреждении пистолета срабатывает встроенная разрывная муфта, которая зацикливает поток бензина. Так что следующий за вами автомобилист может случайно заправиться вхолостую: счётчик будет крутиться, а из системы пойдёт только воздух.

Жизненно важное правило заправки авто на газу — чтобы не рвануло

Газобаллонное оборудование, или ГБО в последнее время пользуется огромной популярностью в связи с подорожанием бензина. Однако далеко не все водители спешат с его установкой, опасаясь возможных негативных последствий, ведь не секрет, что неправильная эксплуатация этой системы чревата взрывом с последующим воспламенением.

Почему взрываются автомобили с ГБО

И, невзирая на то, что подобные случаи являются крайней редкостью, и в основном происходят из-за водительской оплошности, по-прежнему сохраняется определенное недоверие к ГБО, обусловленное его взрывоопасностью.

На самом же деле далеко не всегда эти опасения являются оправданными, ведь если не менять сложную конструкцию баллонного модуля, чем нередко грешат многие автолюбители, дабы расширить запас топлива в установке, то потенциальные риски будут сведены к нулю.

В первую очередь следует обратить внимание на внутриклапанный предохранитель, отсекающий подачу газа уже после 80-85% заполнения общего баллонного объема.

Однако некоторые умельцы в надежде дожать до сотни, меняли это устройство, даже не подозревая, какому риску подвергают себя и собственное транспортное средство. Обусловлена эта опасность тем, что при нагревании газ начинает расширяться, вытесняя тем самым те 15-20% паровой подушки, необходимых для его продвижения к двигателю.

Именно поэтому заправлять баллоны выше показанной нормы категорически запрещается, даже если в конструкции оборудования не предусмотрен отсекатель.

Кроме того, вентиль во время заправки ГБО должен быть полностью открытым, а сама установка качественно закреплена на борту автомобиля, так как его встряхивание и перекатывание во время езды по ухабам и бездорожью также является рисковой затеей.

Правила заправки и эксплуатация

Однако одной только правильной заправки будет явно недостаточно для того, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию газовой установки на собственном авто. И прежде всего речь идет о соблюдении надлежащего технического обслуживания, предполагающего выполнение нескольких базовых пунктов.

  1. Проведение очистки всех имеющихся в системе фильтров через каждые 5 тыс. км пробега.
  2. Слив образующегося конденсата через редуктор после прогревания, который проводится каждый месяц. Если не соблюдать эту меру, то в будущем будет невозможно избежать проникновения запаха газа в автомобильный салон.
  3. Обеспечение более частой замены свечей зажигания по сравнению с автотранспортом, работающим на бензиновых установках.
  4. Ежемесячный контроль герметичности и надежности фиксации ГБО.
  5. Перекрытие вентиля при длительном простое.
Читать еще:  Новые фары стали опаснее

Естественно, все работы по ремонту и обслуживанию такого оборудования должны проводить только квалифицированные специалисты, во избежание тяжелых последствий.

Что касается водителей, то единственное, что они могут сделать, это обеспечить мгновенное перекрытие подачи газа при столкновении и вовремя выявлять неисправности, воспринимая как маркер запах газа в салоне.

Что нельзя делать на АГЗС

Каждый водитель, решающийся на установку ГБО в своем автомобиле, должен проходить инструктаж по его безопасной эксплуатации. Сюда же входят и правила заправки на АГЗС, которые предполагают обязательную высадку пассажиров перед заправкой авто.

Совет! Следует обязательно открывать на полную вентиль во время заправки и не забывать перекрывать его после.

Существует еще одна негласная мера по безопасности, подразумевающая легкое раскачивание баллона перед заправкой, позволяющее обеспечить равномерное распределение летучих веществ в этой емкости.

И хотя абсолютное большинство автомобилистов в силу разных обстоятельств пренебрегает этой рекомендацией, ее соблюдение позволяет заправлять установку до предельно допустимого максимума, тем самым повышая ее КПД.

ГБО – это определенный риск, но если сравнивать современные конструкции установок с теми, которые использовались еще в 80-е года в Союзе для грузовых авто, то он минимален. А это значит, что рисковать можно, но только при соблюдении всех необходимых условий по эксплуатации.

Что можно и чего нельзя делать на автозаправке

На автозаправочных станциях можно быстро пополнить запасы топлива и отправиться дальше, можно приобрести в дорогу необходимые товары, продукты, напитки, а можно воспользоваться как временной передышкой, выпить кофе, почитать прессу и дать себе отдых во время длительного путешествия.

АЗС каждый использует со своей целью, забывая, что в первую очередь — это место повышенной опасности.

Какие действия допустимы на АЗС

Правила поведения существуют на каждой станции и имеются в свободном доступе для ознакомления всех клиентов. Однако просматривают их и соблюдают требования далеко не все клиенты, нередко допуская роковые ошибки.

Причем речь идет не только об анекдотичных автоледи, которые в темное время суток не в состоянии найти крышку бензобака, а потому подсвечивают ее зажигалкой. Даже опытные автомобилисты не всегда знают основополагающие правила безопасности на АЗС.

На станции разрешено:

  1. Пассажирам 4-дверного легкового автомобиля не обязательно покидать салон во время заправки. Тогда как пассажирскому и грузовому транспорту, а также мотоциклам и кузовам купе рекомендуется высаживать своих пассажиров до начала заправки. Автобусам надлежит осуществлять высадку вне территории станции.
  2. Заливать топливо в пластиковую тару можно, если она изготовлена из материалов, устойчивых к возникновению статического заряда. Подобные безопасные емкости можно приобрести на самих заправочных станциях.
  3. Передвигаться по территории станции дозволяется, но согласно установленной на въезде схеме движения.
  4. Водитель может удостовериться в качестве топлива, капнув его предварительно на лист бумаги или воспользовавшись специальными экспресс-полосками. Также он вправе потребовать у сотрудников станции документы, сертификаты качества на топливо, в которых должна быть указана дата его производства.
  5. Можно требовать чистоты от работников станции, которые, допустив загрязнение автомобиля нефтепродуктами, должны убрать их, обеспечив безопасный запуск двигателя. Самостоятельно заправляющий автомобилист, в свою очередь, не должен допускать разлива топлива и сообщать сотруднику АЗС, если это произойдет.

Что недопустимо делать на АЗС

Учитывая тот факт, что заправочная станция – это территория повышенной опасности, перечень запрещающих действий намного больше и серьезнее. Касается он не только пожарной безопасности, но и скорости транспортных средств, дистанции между ними, самой процедуры пополнения топливного бака и погодных условий, в которых допустимо и не допустимо производить заправку:

  1. Мотоциклы и мопеды рекомендуется заглушать как минимум за 15 метров до въезда на территорию станции, после чего вручную докатывать свой транспорт до колонки. Эта мера необходима для избежания случайной искры от выхлопной трубы.
  2. Расстояние между транспортными средствами в очереди к колонке должно составлять 1-3 метра в зависимости от особенностей расположения каждой конкретной станции. Как бы ни торопились водители, такая дистанция между ними обязательно должна присутствовать, чтобы в экстренной ситуации они могли оперативно прекратить заправку и эвакуироваться в безопасное место.
  3. Скорость движения по территории станции не должна превышать 5 км/ч, что обусловлено мерами безопасности, в том числе противопожарной. Кроме того, машины, стоящие в очереди или припаркованные для посещения магазина или кафе, не должны создавать помех для въезда или выезда с АЗС.
  4. Заправка транспортного средства производится только со стороны топливного бака. Теоретически, неправильно подъехавший водитель может дотянуть шланг и на другую сторону, но он рискует повредить не только собственный автомобиль, но и заправочную колонку, а также спровоцировать разлив топлива. Подъезжать к выбранной колонке против основного движения недопустимо, так как это ведет к аварийной ситуации на всей станции.
  5. Находясь на территории станции, водитель и его пассажиры не должны совершать никаких действий, способных привести к воспламенению. В первую очередь, это касается курения и каких-либо манипуляций со спичками и зажигалками. Причем курение запрещено даже для самых последних машин, стоящих в очереди к колонке, так как воспламеняется не само топливо, а те пары, которыми насыщена вся площадь АЗС. Также недопустимо включение какого-либо электрооборудования, особенно способного вызвать случайные искры.
  6. Нельзя использовать площадку заправочной станции для проведения ремонтных работ своего транспортного средства. Неисправный автомобиль сам по себе представляет угрозу, а ремонт в зависимости от его специфики может вызвать статику, нагревание и воспламенение. Более того, данный запрет распространяется даже на долив в машину технических жидкостей, вплоть до стеклоомывающего средства.
  7. Сотрудники АЗС настоятельно призывают быть внимательными во время заправки и соблюдать алгоритм действий. В первую очередь. это касается выключения двигателя, который в работающем виде сэкономит водителю время, но спровоцирует пожароопасную ситуацию. Во-вторых, едва ли не каждый автомобилист хотя бы единожды оставлял в топливном баке заправочный пистолет.
  8. Запрещается осуществлять заправку во время грозы, сопровождающейся молниями. Заправочные станции обязаны закрываться на период опасных погодных условий, так как воздух наполняется электричеством и может вызвать взрыв нефтепродуктов. Однако и сами автомобилисты ни под каким предлогом не должны просить у работников обслуживания во время грозы.
  9. Если автомобилист заметит на территории АЗС пролив топлива, ему следует, не производя заправку, немедленно сообщить об этом сотрудникам станции.

Правила поведения на заправочных станциях предельно просты и разумны. В какое бы положение ни попал водитель, как бы ни спешил, он должен понимать, что спешка и пренебрежение элементарной безопасностью поставит под угрозу его собственную жизнь, а также жизни прочих клиентов и сотрудников станции.

Почему на АЗС нельзя использовать мобильник и взрывается ли от него бензин?

Мифы и легенды

Надо сказать, что таблички с перечеркнутым телефоном имеются не на всех автозаправках – в основном на АЗС, принадлежащих весьма крупным сетям. И уже это заставляет задуматься об их актуальности – если какие-то предприятия «автомобильного питания» не заморачиваются предостережениями, значит, это не обязательно и проблема не слишком выразительна?

Но несмотря на то, что 99,9 человек из ста либо вообще не замечают эти таблички, либо полностью игнорируют их призывы, на различных интернет-форумах тема опасности или безопасности мобильника на автозаправке поднимается пытливыми умами относительно регулярно. Основные народные гипотезы происхождения странного запрета звучат так:

  • мобильник может влиять на электронное оборудование, управляющее насосом, и вам недольют топлива или оборудование и вовсе заглючит и перестанет работать;
  • мобильник способен воспламенить пары бензина «своим радиочастотным излучением» и произойдет возгорание;
  • мобильник в грозу притягивает молнию, а если она ударит в вас на бензоколонке, то взорвется все вдребезги и пополам, как в «Приключениях итальянцев в России».

Возможно, существуют и более фееричные теории, но мы уж ограничимся этими тремя, с позволения читателей.

Читать еще:  Ремонт втягивающего реле стартера

«Глюки и недолив»

« Явный миф – ведь мобильные телефоны десятков покупателей ежедневно работают рядом с электронными весами и кассами в магазинах, и их метрологическая начинка не отключается и не глючит от разговора по мобильнику, – комментирует Виктор Гордов, директор «Татсуно Рус», российского филиала японского производителя топливораздаточных колонок Tatsuno Corporation. – Старые радиотелефоны были весьма серьезными генераторами помех и действительно могли воздействовать на электронное оборудование – кто-то даже слышал о случаях подвисания систем управления на заправке и блокировке колонок. Однако сегодня современные топливораздаточные колонки не подвержены влиянию аппаратов мобильной связи – их электроника изготавливается по специальному регламенту и тестируется тоже специальным образом. Поэтому мы на свои колонки никаких предупреждающих знаков по поводу мобильной связи не наносили и не наносим » .

« Наши топливораздаточные колонки проходят испытания на электромагнитную совместимость в специальных аккредитованных лабораториях, – подтверждает и Виталий Лысиков, заместитель главного инженера «Топаз-сервис», российской компании, производящей топливораздаточные колонки. – Опытный образец каждого электронного изделия мы проверяем на степень защищенности с помощью специальных стендов формирования электромагнитных помех. При проектировании электронных устройств предпринимается целый ряд мер по защите от электромагнитного поля извне путем экранирования чувствительных элементов, фильтрации сигналов, ограничения высоковольтных выбросов, заземления корпусной части и экранов сигнальных кабелей. Поэтому электромагнитных помех от телефона они не боятся » .

«Воспламенение от радиоволн»

В отличие от обычных граждан, любому радиоинженеру-связисту очевидно, что от работы радиопередатчика малой мощности, каким является, к примеру, мобильный телефон или рация «уоки-токи» вне зависимости от диапазона используемых частот, в бензоколонке не порождается ни «искр» любого рода, вида или сорта, ни нагрева каких-либо тел и объектов до температуры воспламенения бензина или его паров. Вообще. От слова «совсем». Или совсем от слова «вообще»!

Да, мощные радиопередатчики (примером коих в быту может служить магнетрон микроволновой печи) способны вызывать своим излучением термический эффект и вихревые токи в металлических предметах, порождающие электрические разряды – искры. Но это происходит внутри печи – в крошечном замкнутом объеме, спроектированном специально так, чтобы усилить сей эффект, и при подводимой мощности в пару киловатт. Для того же, чтобы учинить искрение и возгорание в металлических предметах на открытой местности, нужен радиопередатчик размером с сарай… Специалисты, разумеется, это подтверждают:

« По большому счету, телефон является источником электромагнитного излучения, а электромагнитное излучение таки способно порождать токи в токопроводящих цепях и металлических предметах. Соответственно, наведенный электрический ток может вызвать электрическую искру, которой под силу воспламенить пары топлива, – говорит Алексей Нагорных, коммерческий директор «АлтайСпецИзделия», компании, производящей блочные и мобильные АЗС. – Однако для того, чтобы это произошло, необходимо чтобы совпало слишком много невероятных условий: мощность передатчика должна быть существенно выше, чем у телефона, «принять» излучаемую энергию должна некая электрическая цепь, в которой способна образоваться искра, а вокруг этой искры пары топлива должны иметь определенную концентрацию для воспламенения… »

Поэтому, хотя телефон нередко связывают с воспламенением на бензозаправке, причина не в нем. Вот на этом видео, например, видно, что, хотя человек активно болтает по телефону, воспламенение происходит именно в момент касания рукой топливораздаточного пистолета:

Очевидно, что пары топлива, выходящие из бака, зажгла искра статического электричества, которое накапливается на синтетической одежде, но нам видится, что «возгорание произошло во время звонка мобильника!». А на этом видео показана куда более вероятная причина возгорания на АЗС «от мобильника»:

«Мобильник притягивает молнию»

Почему журналистов и британских ученых нельзя упрекнуть в откровенном вранье, когда они утверждают, что практически все пораженные молнией в последнее время люди имели при себе мобильник? Да потому, что мобильник сейчас есть у каждого – вне зависимости, бьет в него молния или нет… А «городская легенда» об опасности «притяжения» телефоном на себя молнии в грозу и последующего возгорания автозаправочной станции от нее не имеет под собой научной базы.

« Опасность притяжения телефоном молнии в грозу к человеку у колонки – это миф, – убежден Алексей Нагорных. – Электрический пробой при разряде молнии происходит по кратчайшему расстоянию от отрицательно заряженного канала от облака до положительно заряженной поверхности земли или любого предмета, находящегося на её поверхности. Поэтому молния бьет в высокие предметы: столбы, деревья, здания, молниеотводы и т.п. Так что находясь на заправке с сотовым телефоном, вы не «притянете» молнию – она притянется к молниеотводам или каким-то конструкциям на крыше навеса, которые гораздо выше человека с телефоном. Даже если заправка одиноко стоит на открытом пространстве, «притягательным» для молнии станет именно наличие возвышающегося токопроводящего предмета, а не собственно сам мобильный телефон в вашей руке… »

Так безопасен или нет телефон на заправке?!

Казалось бы, после всего вышесказанного, после развенчания всех глупых мифов этот вопрос задавать нелепо. Подождите-ка!

Телефон все же способен в ряде исключительнейших случаев стать источником огня – вот только не обязательно на автозаправке, и это не связано с радиоволнами, молниями или электромагнитными помехами! Это, образно выражаясь, вообще не связано с тем, что он – ТЕЛЕФОН.

« Согласно документам, которые регламентируют работу АЗС, взрывоопасными зонами считаются 3 метра вокруг каждой топливораздаточной колонки и 8 метров вокруг резервуаров хранения топлива, – продолжает Виталий Лысиков. – Дело в том, что воздух, насыщенный парами бензина, всегда вытесняется из бака автомобиля при его наполнении топливом и попадает в окружающее пространство. Это не аварийная ситуация, это нормально, и так происходит почти всегда, в штатном режиме работы колонки. Современные бензоколонки могут быть оснащены системой улавливания этих паров из бензобака и возврата в резервуары, но не все владельцы АЗС ее устанавливают, поскольку такая система предлагается не в целях усиления пожарной безопасности, а по экологическим соображениям » .

Да, в целом ряде нормативных документов, которыми регламентируется работа автозаправочной станции, нет прямого запрета или разрешения использования на территории АЗС непосредственно сотовых телефонов. Но согласно пункту 743 раздела XVI «Автозаправочные комплексы и станции» «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», во взрывоопасных зонах АЗС запрещено использовать ЛЮБОЕ оборудование, не сертифицированное по классу взрывозащищенности. Неважно – телефон это, детская игрушка на аккумуляторе, фонарик, электродрель или кофеварка!

А раз массовые мобильники относятся к классу электрооборудования, не имеющего взрывозащиты, то использовать на АЗС их запрещают нормы. И табличка с перечеркнутым телефоном вешается именно потому, что у водителя машины с высокой долей вероятности кроме телефона с собой другого электрооборудования просто нет!

Телефон с взрывозащитой – что это?

Для неспециалистов термин «взрывозащищенное оборудование» смутен и туманен. Тем паче неясно – может ли телефон быть «взрывозащищенным»? Разъясняем!

Вы наверняка сверлили электродрелью, а значит, видели через вентиляционные щели её корпуса, как искрит коллектор мотора! Вот это – классический пример НЕвзрывозащищенного оборудования. Если вы попытаетесь просверлить такой дрелью дырку где-нибудь в шахте, где повсюду скопления метана, хмурые парни в касках с фонариками на лбу (взрывозащищенными, кстати!) доходчиво объяснят вам, как вы неправы…

Иначе говоря, взрывозащищенным должно быть ЛЮБОЕ электрическое и электронное оборудование, работающее в местах, где возможно образование взрывоопасных газов и паров. На предприятиях и объектах химической, горной, нефтегазовой промышленности, на складах горючки и лакокрасочных изделий, в гальванических и аккумуляторных цехах, в покрасочных камерах и т.п. Электропроводка, выключатели и светильники, станки, инструменты и приборы, а также средства связи – радиостанции и мобильные телефоны – обязаны быть взрывозащищенными – этого требуют нормы безопасности.

Конструкция взрывозащищенных приборов и устройств в принципе исключает любую искру или нагрев, способные воспламенить горючие газы или пары. Корпусы приборов защищены от их проникновения, аккумуляторы, а главное, их контакты, закрыты герметичными крышками и т.п. Этот принцип на опасных производствах блюдется уже много-много лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector