Топ-6 ошибок современных водителей на дороге
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Топ-6 ошибок современных водителей на дороге

6 ошибок, которые совершают даже опытные водители

Без ошибок не обходится ни один водитель. Однако часть из них носит не случайный, а осознанный характер: водитель совершает их намеренно, поскольку вовсе не считает некоторые действия ошибочными. В отдельных случаях какая-то логика при этом действительно присутствует, но… В общем, как обычно, приглашаем высказаться по перечисленным ниже ситуациям.

Собственные ошибки все называют опытом. Оскар Уайльд

Переехать через полицейского

«Лежачий полицейский» — достаточно убедительный способ заставить снизить скорость. Особенно если этот самый полицейский выполнен безо всякого уважения к стандартам, а представляет просто горку из асфальта, «спроектированную» веселыми гастарбайтерами. А как преодолевать данное препятствие на автомобиле с малым клиренсом?

Основной способ, как известно, один — притормозить, отпустив педаль тормоза непосредственно перед препятствием, разгружая передок машины. Если «полицейский» занимает не всю полосу, то не грех прижаться вправо, прокатившись хотя бы правыми колесами по ровной дороге. А вот стоит ли пытаться форсировать такое препятствие под углом, как это советуют многие?

Закон сохранения энергии ухмыльнется — меня, мол, не обойти. Однако же смысл в маневре все-таки есть: недаром бывалый альпинист поведет в гору толпу туристов не прямо к вершине, а зигзагами. Грубо говоря, если пересекать «полицейского» не поперек, а как бы вдоль, то угол наклона этого участка дороги при такой траектории снизится почти до нуля — по аналогии с туристами, которые лезут не в гору, а фактически ходят вокруг нее. Однако же на практике особого смысла в подобном маневре нет: ведь автомобиль должен двигаться по своей полосе, а потому реальный угол отклонения от прямой может составить от силы десяток градусов. Подвеске при этом легче не станет, да и кузов подвергнется дополнительному скручиванию. А бибиканье торопыг, едущих сзади, будет гарантировано: им такая «синусоида» точно не понравится.

Превышение на 19 км/ч

Есть, пожалуй, единственное действующее правило движения, которое нравится всем. Его суть в том, что за быструю езду вас накажут только при превышении допустимой скорости на 20 км/ч с хвостиком. Это сделано с учетом всевозможных погрешностей приборов. Понятно, что в итоге народ облегченно вздохнул и начал ездить по формуле «плюс 15 км/ч к разрешенной скорости». А кто-то и все 19–20… Так сказать, по верхней границе допуска, полагаясь на погрешность спидометра, который всегда завышает свои показания.

Желание ехать быстро и при этом не нарушать, экономя на штрафах, вполне понятно. Но, к сожалению, даже профи не хотят думать о том, что движение по упомянутой формуле — это нарушение в чистом виде. Просто до поры до времени за него не наказывают. Но если, к примеру, при разборе причины ДТП выяснится, что участник аварии двигался со скоростью 79 км/ч при разрешенных 60 км/ч, то чаша судейских весов вряд ли будет к нему благосклонна.

Автомат в нейтраль

Многие водители, в том числе и опытные, которые всю жизнь проездили на машинах с механической коробкой передач, иногда начинают делать нелепые ошибки, пересев на машину с автоматом. Типичный пример — желание на каждом светофоре перевести селектор из положения D в «нейтраль» или «паркинг». На механической коробке это было необходимо — не стоять же с выжатым сцеплением! — а вот реальному гидромеханическому автомату такое издевательство ни к чему. Впрочем, подробное обсуждение вопроса мы уже проводили вот здесь.

Справедливости ради отметим, что отдельные нерадивые автопроизводители из-за океана, не сумевшие сделать нормальную АКП, переваливают свои просчеты на владельцев. Мол, будете долго стоять на «драйве» — готовьтесь к неприятностям: стуки, удары при переключениях и т.п. Такие записи в инструкциях фактически помогают сервисам отфутболивать недовольных клиентов. Но с нормальной коробкой ничего подобного не происходит.

Аккумулятор и фары

В холодное время года бывалые водители перед пуском мотора часто включают фары. Цель — разогреть аккумулятор перед выдачей пускового тока. А надо ли это делать или нет?

Когда-то такой прием действительно рекомендовался в литературе. Но в последнее время подобных советов уже не встретить. И дело не только в том, что батареи стали лучше, а современные впрысковые машины пускаются «с полпинка». Просто последние исследования показали, что батарея никаких реальных бонусов от такого прогрева практически не получает, а вот часть энергии, хоть и небольшую, но теряет. Поэтому специально нагружать аккумулятор перед пуском все-таки не стоит.

Ремня!

Самое идиотское противоборство со здравым смыслом, которое чаще других допускают именно бывалые водители — наплевательское отношение к ремням безопасности. Аргумент, как правило, простой — «А я всегда так езжу». Или другой, более современный «довод» — «А у меня подушки безопасности установлены». А типичный аргумент некоторых «таксистов»: «А нэту, нэту».

Извините, но комментировать это и тем более спорить я не стану. Все-таки есть некие постулаты, не подлежащие обсуждению. Надо — и всё, вопрос закрыт.

Сцепились…

Очень многие владельцы машин с механическими коробками передач почему-то то ли боятся, то ли ленятся лишний раз переключить передачу, предпочитая то и дело стоять с выжатым сцеплением. Перечень того, что при этом раньше времени прикажет долго жить, получается весьма солидный. Тут и выжимной подшипник, и корзина, и полукольца коленвала, не больно-то любящие излишнюю осевую нагрузку… До поры, до времени, конечно, все это хозяйство сдюжит, но зачем специально добивать машину — непонятно.

Кстати, говорят, что с выжатым сцеплением в сталинские времена заставляли дежурить водителей, ожидающих особо важных персон. Мол, вдруг коробка откажется включаться… Сколько при этом выхаживало сцепление, никого не волновало.

Всех, кто с чем-то не согласен или желает дополнить перечень, приглашаем высказаться.

10 наиболее распространенных ошибок водителей

Во время ускоренного технического прогресса в мире автомобилестроения существенно увеличивается количество машин на дорогах и, следственно, возрастает количество водительских ошибок. Мы собрали своеобразный топ-чарт для наших читателей, который может помочь водителям уменьшить свои ошибки. Надеемся, что работа наша не будет напрасной.

Дело составления рейтинга ошибок водителей от более опасных к опасным менее оказалось не так легко. Читателю может показаться, что статистика ДТП способна дать ответы на любые вопросы. Но, к сожалению, сухие статистические данные не дают конкретного понимания причин, по которым случилось то или другое происшествие. Так же под туманной завесой пребывает и мотивация водителей, совершающих ошибки. Поэтому, составляя перечень ошибок, мы не брали во внимание тяжесть ДТП. Известно, что потратив нервы, время и силы, последствий вполне возможно избежать. И потому для нас более важны именно причины.

Опираясь на точку зрения профессиональных инструкторов, мы составили более-менее цельную картину ранжирования ошибок водителей. Итак, переходим к списку распространенных ошибок так молодых, начинающих водителей, так и более опытных.

Неправильно подобранная в конкретной ситуации скорость движения

Именно эта причина порождает огромное количество наездов как на автомобили, так и на различные препятствия спереди. Вследствие постоянного изменения режима движения, водитель теряет чувство динамики движения. Мы уже не говорим о дистанции, которую тоже тяжело выдержать в непрерывном потоке машин. Главная причина такой ошибки – недостаточное владение информацией о ситуации на дороге.

Способ избежать ошибки – всматривайтесь вперед, как можно дальше. Смотреть только на бампер автомобиля практически перед вами – значит не контролировать ситуацию в целом.

Неправильный проезд перекрестков

Водители, въезжающие на зону перекрестка, стараются «проскочить» или, наоборот, останавливаются в неудобном опасном месте. Как следствие – создание пробок. Причины, по которым водители так поступают, достаточно банальны: это неуважение к другим водителям, несерьезное отношение к ПДД. Словом, низкая культура, несоблюдение водительской этики и даже, порою, наглость. Часто водители, считающие себя привилегированные других, выезжают на встречную полосу, тротуары и провоцируют других участников движения.

Способ избежать – уважайте правила дорожного движения и не обращайте внимания на многочисленные недовольные сигналы сзади, когда останавливаетесь перед перекрестком, увидев, что за его пределами движение остановилось.

Маневрирование без рационального для него повода

Каждый водитель, который хоть недолго, но все же был участником движения, видел, как в потоке автомобилей из нескольких рядов, просто для того, чтобы оказаться хоть немного впереди, какой-либо из водителей меняет скорость и провоцирует других, пытаясь их обойти. В большинстве случаев это явление «возрастное», что дает нам право надеяться, что лет этак через семь водительской практики «спесь» конкретного водителя. Ученые считают, и не без оснований, что один из двадцати участников дорожного движения необоснованно стремится к первенству и хотя бы раз в течении полугода «выпускает пар таким образом.

Способ избежать – наведайтесь в прокатный картинг, или же устраивайте себе «трек-дни».

Игнорирование потребности включить поворот

К сожалению, такая банальная ошибка приводить к своеобразной цепной реакции, а причиной ее всегда становятся недостаточная культура вождения и подготовка на недолжном уровне. Известно, что водитель должен сигнализировать для других участников потока о своих намерениях. Доля ответственности за последствия подобного поведения лежит на инструкторах водительских школ, которые обделяют вниманием этот аспект довольно часто.

Способ избежать ошибки – ввести в привычку последовательные действие в таком порядке: «контроль и обзор ситуации в зеркалах – включение надлежащего поворотника – поворот и снова контроль»

Поведение при выезде на главную дорогу со второстепенной

Читать еще:  Серия и номер ПТС где смотреть

При том, что необходимость придерживаться конкретной полосы на многополосном перекрестке при повороте лежит именно на водителе, то на проезжей части, которая шире двух корпусов автомобиля, ответственность за выбор полосы ложится на специальные службы, занимающиеся организацией движения. Если полосность на дорогах Европы соблюдать легко даже при большой туманности, в Украине многое зависит от зрительных возможностей, ксенона и интуитивном чувстве дороги.

Способ избежать – не меняйте полосу движения на поворотах, не пытайтесь без причин обгонять и снижайте скорость в случае плохой видимости.

Выезд на главную дорогу с второстепенной

Чаще всего в подобных случаях водители наезжают на остановившийся впереди автомобиль. Обычно так случается, если водитель концентрирует внимание на потоке машин, а тот, который едет перед ним, решает притормозить с целью перестраховаться. Временами, таким образом случаются и специально разыгранные «подставы».

Способ предупредить ошибку – наблюдать за авто перед вами, аж до тех пор, пока машина окончательно не вольется в общий поток. Только потом смотрите влево и стартуйте.

Согласие с нарушителями

Еще эту ошибку можно назвать «потаканием» недобросовестным водителям. И если Вы думаете, что проявляете гуманность и благородство, то глубоко ошибаетесь. К примеру, водители часто останавливаются и пропускают пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте. Но этот же пешеход впоследствии может попасть в поток, где его собьет водитель, едущий слева или справа от Вас. Он ведь не может видеть препятствие, находящееся за Вашим автомобилем!

Способ избежать здесь единственный – не позволяйте нарушителям нарушать, как бы это банально не звучало.

Так званый «синдром токсикомании»

Этим словом иногда называют слишком близкое «подкрадывание» к большим автомобилям (длинномерам и грузовикам). Как правило, таким образом водитель ограничивает обзор сам себе, теряет динамику автомобиля, которая нужна для обгона соответственного транспортного средства. Кроме того, он создает проблемы для других водителей, движущихся по встречной, своим неожиданным появлением. Последствия даже могут обернуться трагически – например, из фуры или кузова может вывалиться что-то тяжелое прямо на автомобиль.

Способ избежать – держитесь на расстоянии, не меньшем 20-30-ти метров от грузового или длинномерного транспорта, а в черте города не позволяйте себе «подкрадываться» в пробках.

Водители всего мира ценят умение подъехать к парковке со всей деликатностью, при чем, придерживаться всех требований безопасности. «Высший пилотаж» – аккуратно подъехать, припарковавшись, высадить пассажиров и уехать, оставшись незамеченным. В этом случае нужно четкое мышление, практика и предварительные расчеты. Паркуя авто, важно уже сразу думать о динамичном и беспрепятственном выезде. Недопустимой считается парковка, когда существует возможность блокировки после подъезда еще одного автомобиля.

Способ избежать – помните, что легче совершить пару лишних маневров при въезде на парковку, чем выезжать при помощи нескольких приемов.

Ненадлежащее использование световой техники авто

Помните, что ошибкой в этом плане может быть и перебор, и недобор. То есть, использовать светотехнику мы рекомендуем в меру. Если тумана нет, а Вы включаете «противотуманки», да еще и сзади, то автоматически ослепляете водителя, который движется за Вами. Более того, Вас могут неправильно понять – «противотуманки» сзади часто похожи на стоп-сигнал. То же случается и при использовании в темный период суток разноцветных габаритов. Часто «форсуя» перед другими, водители не пользуются ближним светом, чтобы «показать» красоту. Не стоит говорить, что это – признак, мягко говоря, невысокого интеллекта, ведь их синие габариты невидимы на расстоянии даже нескольких метров.

Способ избежать – используйте ближний свет даже в светлое время, тем более, когда Ваш автомобиль имеет темный цвет и сливается с дорогой.

Главная задача сегодняшних водителей – абсолютное соблюдение ПДД. К сожалению, в наше время многие учебные заведения и инструкторы, готовящие водителей, излагают дисциплину по устаревшим методикам. Поэтому не стесняйтесь обращаться к дополнительной методической литературе и ПДД.

По выводам зарубежных ученых, даже один водитель в трафике может создать целый коллапс: вызвать реакцию цепного характера, и создать без особых причин пробку в несколько километров длиной. Таким образом, если каждый из нас хотя бы раз будет соблюдать нужную скорость движения в потоке, не выедет на встречную, или просто припаркует автомобиль грамотно, на одну пробку гарантированно станет меньше. Это избавит от стрессовых ситуаций множество водителей. Стоить помнить об этом примечании, выезжая в дорогу, и тогда жизнь станет гораздо светлее.

Согласитесь, без аварий и при комфорте передвижения поводов для печали значительно меньше!

6 наиболее распространенных ошибок, допускаемых водителями на автомагистралях

Вот самые опасные ошибки, которые часто допускают водители на шоссе

Как бы ни ругали наше правительство за дороги, надо признать, что с каждым годом они становятся лучше. Причем даже во многих глухих поселках. Также вместе с ремонтом дорог в России постепенно растет и количество новых автомагистралей и шоссе. В том числе и скоростных платных “хайвеев”. Естественно, это огромный плюс, так как издавна известно, что дороги – это артерии в экономике страны, которые дают толчок развитию регионов. К сожалению, с ростом количества скоростных дорог растет и количество ДТП, которые происходят из-за несоблюдения простых правил, которых должны придерживаться все водители при движении по скоростным автомагистралям. Причина этому проста: многие водители в России забывают элементарные правила безопасности на шоссе.

  • Несмотря на то что количество аварий на российских дорогах медленно снижается каждый год, на автострадах и шоссе количество ДТП остается высоким
  • Согласно статистике ДТП, число несчастных случаев и пострадавших на российских автомагистралях из года в год практически не меняется
  • Наиболее частые причины аварий на скоростных автомагистралях – превышение скорости и неспособность водителя поддерживать безопасное расстояние между движущимися транспортными средствами (дистанция)

Да, в нашей стране все-таки удалось за последние годы переломить ситуацию с аварийностью благодаря комплексу мер Правительства РФ и МВД РФ. Так, за несколько лет удалось значительно снизить количество аварий, которые происходят по вине пьяных водителей. Это стало возможным после ужесточения ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Напомним, что теперь водителям, севшим за руль в состоянии алкогольного опьянения, может грозить не только административное наказание. Например, если водитель будет повторно остановлен за управление автомобилем в пьяном виде, согласно действующему законодательству в отношении него будет возбуждено уголовное дело.

Также аварийность на дорогах страны удалось обуздать с помощью расширения сети размещения автоматических комплексов фото- и видеофиксации, которые регистрируют на дорогах превышение скоростного режима, движение по обочине, пересечение сплошных линий, проезд на красный сигнал светофора и другие самые опасные нарушения ПДД, которые часто приводят к ДТП.

Но, к сожалению, количество аварий на шоссе и автомагистралях снизилось незначительно. Конечно, это не говорит о том, что нашему правительству пора подумать об очередном ужесточении ответственности за нарушение ПДД. Причина здесь не в том, что водители не хотят становиться законопослушными. На самом деле высокий уровень аварий на шоссе связан с ростом трафика и увеличением в стране количества скоростных дорог.

Но знаете ли вы, что многие аварии, которые происходят на скоростных шоссе, можно было бы предотвратить, если бы водители не забывали элементарные правила безопасности на автомагистралях? Увы, российские водители, выезжая на шоссе, почему-то забывают, что автомагистрали несут в себе такую же опасность (если не большую), что и городские дороги с большим количеством автомашин. Потому и совершают многие водители грубейшие ошибки при движении по шоссе, попадая в очень глупые аварии. Вот 6 самых серьезных ошибок водителей на шоссе:

1. Чрезмерная скорость

Несмотря на то что в нашей стране действуют достаточно жесткие ограничения скорости (например, по сравнению с Европой, где есть автодороги, не имеющие ограничений скорости движения автотранспорта) на всех автодорогах, большинство водителей часто нарушают установленную скорость. Согласно статистике ДТП, превышение скорости является одной из самых распространенных причин аварий на российских дорогах. Вот почему во многих регионах России местные власти начали постепенно снижать максимально разрешенную скорость движения. Например, недавно на некоторых дорогах Московской области было принято решение снизить максимально разрешенную скорость движения с 60 км/ч до 50 км/ч.

Постепенно в этот эксперимент включаются и другие регионы. Не за горами, когда и в Москве власти примут решение снизить максимально разрешенную скорость движения. Таким образом государство старается снизить аварийность из-за превышения скорости. Ну, а чтобы у водителей не было соблазна нарушать ПДД, на дорогах России продолжают как грибы после дождя появляться камеры фото- и видеофиксации, которые в автоматическом режиме следят за превышением скорости.

Так что если не хотите попасть в ДТП на шоссе или автомагистрали, никогда не превышайте установленную максимальную скорость движения. Помните, что скорость – главный враг всех участников дорожного движения.

2. Несоблюдение дистанции

По словам представителя ГИБДД, несоблюдение дистанции между автомобилями является еще одной частой причиной аварий на скоростных дорогах.

Напомним, что согласно 9.10 ПДД водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди автомобиля, которая позволяет избежать столкновения. То есть вы должны держать определенное расстояние до движущегося впереди автомобиля, чтобы в случае аварийной ситуации успеть остановить машину. К сожалению, ПДД не раскрывают подробные данные о дистанции. Дело в том, что дистанция до других автомобилей зависит от многих факторов, начиная от скорости движения, качества дорожного покрытия, состояния протектора резины, времени года, температуры окружающей среды до давления и т. д.

Читать еще:  Когда погашается судимость если назначен штраф

Например, согласно исследованию, при движении на скорости 110 км/час дистанция до движущегося впереди автомобиля должна быть не менее 70-100 метров. И то при условии движения на ровной дороге с сухим асфальтом.

К сожалению, многие водители часто забывают о безопасной дистанции, в результате чего и происходят аварии на скоростных шоссе. Причем, как правило, во многих ДТП участвуют по три, четыре и даже пять автомобилей, собираясь в “паровозик”. Это как раз и происходит из-за того, что многие автолюбители забывают, что на скоростных шоссе дистанция должна быть больше, чем при движении в городе.

К тому же многие водители практикуют агрессивный стиль вождения (что запрещено ПДД), подъезжая слишком близко к впереди идущему автомобилю (езда бампер к бамперу). Особенно этим грешат водители, которые любят “играть в шашечки” на дорогах. Но не забывайте, что подобными действиями вы можете спровоцировать ДТП. Не стоит забывать и о том, что это явные признаки “агрессивного вождения”. Об этом ниже.

3. Неправильное перестроение на шоссе

Согласно статистике ГИБДД, немало аварий на скоростных автомагистралях случается по причине неправильного перестроения. Немало водителей, забывая главные правила дорожного движения, небезопасно меняют полосу движения. В итоге, не убедившись в безопасности маневра, водители перестраиваются на скоростных шоссе в другие полосы, создавая аварийные ситуации, которые часто приводят к тяжелым последствиям.

Помните, что по шоссе или автомагистрали вы движетесь с немалой скоростью, поэтому вы должны при перестроении учитывать и скорость другого транспорта, которая также будет больше, чем при движении в городе. Поэтому при перестроении в другую полосу обязательно несколько раз убедитесь, что вы не создадите другому автомобилю препятствия. Ведь сами понимаете, что из-за большой скорости кто-то просто может не успеть снизить скорость. Тогда авария неминуема.

Также не забывайте заранее включать сигналы поворота, чтобы другие участники дорожного движения могли снизить скорость при необходимости. В том числе не советуем вам “играть в шашки”, перестраиваясь то в одну, то в другую полосу. Помните, что подобный стиль вождения создает опасность на дороге для других участников движения. Кроме того, учтите, что подобное поведение может быть расценено как агрессивное вождение.

4. Движение в левой полосе

Вы замечали свободные левые полосы вне населенных пунктов на шоссе, а также в населенных пунктах, обозначенных знаками 5.1 или 5.3? Если честно, мы уже давно не видим свободных левых полос даже на скоростных платных полупустых автомагистралях. Хотя это прямо запрещено действующим законодательством.

Вот выдержка из действующих ПДД:

Также согласно части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за движение в левой полосе при свободных правых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 1 500 рублей.

То есть согласно действующему законодательству движение в левой полосе разрешено либо для обгона транспорта, либо при занятых правых полосах. К сожалению, 85% водителей, по данным ГИБДД, забывают об этом немаловажном правиле.

Так что при обгоне автомобилей по левой полосе всегда возвращайтесь в правую полосу как можно скорее. Иначе вы рискуете получить штраф. Хотя стоит признать, что за подобные нарушения сотрудники ДПС штрафуют очень редко. Ведь чтобы привлечь водителя за движение в левой полосе, нужна панорамная фото-, видеосъемка, доказывающая, что движение в левой полосе осуществлялось при свободных правых. Конечно, если бы штраф за это нарушение был 5000 руб. или более, то сотрудники ГИБДД уже давно вышли бы на охоту. Но сегодня им выгоднее ловить пьяных за рулем. Но это не означает, что вы должны нарушать ПДД. Помните, что только строгое соблюдение закона на дороге может обеспечить безопасность за рулем.

5. Движение задним ходом по автомагистрали

Наверное, каждый из нас еще с автошколы знает, в каких случаях запрещено движение автомобиля задним ходом. Но по непонятной причине немало водителей забывают об этом. Каждый день в России происходят аварии на дорогах по вине водителя, который двигался на машине задним ходом. Все дело в том, что движение на задней передаче в определенных ситуациях создает большую опасность для всех участников дорожного движения. Давайте вспомним, в каких случаях запрещается двигаться на машине задним ходом.

Вот список ограничений ПДД, которые запрещают движение задним ходом:

  • на перекрестке
  • на пешеходном переходе
  • в тоннеле
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними
  • на железнодорожном переезде
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств
  • на автомагистралях

Также не стоит забывать, что согласно 3 части статьи 12.11 КоАП РФ за движение по автомагистрали задним ходом водителю грозит штраф в размере 2 500 рублей.

Помните, что движение задним ходом на скоростной автомагистрали очень опасно. Нередко подобное нарушение приводит к тяжелым авариям. Поэтому если вы пропустили съезд/поворот при движении на скоростной автостраде, ни в коем случае в попытке сэкономить время не останавливайте машину, чтобы начать движение задним ходом. Лучше потеряйте лишнее время и найдите безопасный разворот.

6. Неправильный въезд на скоростное шоссе

Самой частой ошибкой водителей является въезд на автомагистрали и скоростные шоссе. Многие забывают, что для безопасного въезда на подобные трассы предусмотрены полосы разгона, позволяющие плавно и безопасно встроиться в скоростной поток транспорта. К сожалению, многим водителям часто не терпится перестроиться в основной поток автомобилей. В итоге они, не дожидаясь окончания полосы разгона, резко перестраиваются в крайнюю полосу скоростного шоссе, создавая опасные помехи тем, кто движется по правой полосе основной дороги. Это часто приводит к возникновению опасных дорожных ситуаций.

Топ-5 ошибок за рулем, которые допускают опытные водители. Разбираемся с экспертом Юрием Красновым

Почему молодые водители допускают ошибки на дороге, понятно — нет опыта, не выработаны необходимые навыки. Но в аварии с тяжелыми последствиями попадают и бывалые водители. Вместе с Юрием Красновым, старшим преподавателем Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны МВД Республики Беларусь, мы составили топ-5 типичных ошибок опытных водителей.

Молодые водители допускают ошибки, и это понятно. А какие ошибки допускают даже опытные водители и почему, каковы могут быть последствия?

— У опытных водителей происходят ошибки восприятия окружающей дорожно-транспортной обстановки. Восприятие и анализ тоже должны быть автоматизированы. Это должны быть навыки. Но этому процессу не придают такого значения, как к выработке навыков воздействия на органы управления. Считается так: ПДД знаешь, глаза имеешь — увидишь, разберешься и сделаешь. Не сделаешь — значит, плохо учился в автошколе.

Но наблюдения показывают, что навыки восприятия и анализа надо вырабатывать так же, как и навыки управления. Необходимо моделировать основные опасные предаварийные ситуации многократно, чтобы у водителя вырабатывался устойчивый условный рефлекс на образ потенциальной опасности.

Топ-5 ошибок, которые допускают опытные водители

1. Нетренированное внимание. Отвлекаются на одно событие и не видят другое.
2. Инерция действия. Из-за спешки совершают действия по инерции, которых делать в данный момент нельзя.
3. Задержка реагирования. Видя опасность, долго думают, вместо того чтобы сразу снижать скорость.
4. Ощущение скорости. Недооценивают влияние скорости на тяжесть возможных последствий.
5. Считают, что полностью контролируют ситуацию. Никто никогда не может полностью все контролировать. Это иллюзия. Поэтому ехать надо аккуратно, чтобы иметь запас времени и расстояния.

Основные правила, которые должен соблюдать водитель:

главное внимание — в направлении движения;

взгляд в зеркало, в сторону или еще куда-то лишь на мгновение, сразу возвращая взгляд в направлении движения;

что бы мы ни делали и что бы нас ни пыталось отвлечь, постоянно подозревать и предугадывать опасности;

помнить, что возникающая опасность лишь пытается отвлечь от более опасного события — ищем что-то еще;

опасности могут происходить друг за другом или одновременно;

думаешь, что можно действовать — подожди, перепроверь ситуацию еще раз.

Те, кто не выполняет эти правила, — становятся участниками аварий.

Еще одна задача — контроль водителем состояния навыков восприятия, чтобы они не пропадали. Ведь на дороге водитель пытается избегать опасностей. Как следствие — отдельные навыки могут ухудшаться. Последствия мы видим каждый день в новостях.

Машин сейчас много, и они отличаются по типу привода, со сложной электроникой или без. Меняется ли что-то в системе обучения курсантов в этой связи?

— Если изобретут нож, которым не надо будет водить вперед-назад, а он будет резать сам, все равно его надо будет уметь держать и двигать в нужном направлении, останавливать движение, когда нож отрежет кусок чего-либо. Если мы говорим об управлении автомобилем в обычных условиях, то кардинально ничего не меняется. Надо уметь вращать руль, воздействуя на управляемые колеса. Чувствовать интенсивность воздействия на рулевое колесо. Понимать, где остановится автомобиль при нажатии на педаль тормоза. Чувствовать степень прижатия деталей механизма сцепления и вибрацию от двигателя. Ощущать ускорение автомобиля, замедление и влияние центробежной силы.

Конечно, какие-то органы управления и механизмы самого автомобиля совершенствуются, меняются или даже пропадают. Уже есть электромобили. Еще раньше прогресс избавил людей от педали сцепления и рычага КПП. Но если мы говорим про обычные, а не экстремальные условия движения, когда шины имеют достаточное сцепление с дорожным покрытием, — ничего не меняется. Физические силы, действующие на автомобиль, одни и те же. И до тех пор, пока автомобиль будет управляться человеком, он должен уметь воздействовать на органы управления этого автомобиля на профессиональном уровне. Это главное.

Читать еще:  Стяжки для пружин амортизаторов

Отличаются ли курсанты сейчас и, например, пять-десять лет назад? Они стали хуже или лучше?

— Способности человека с развитием технического прогресса определенно меняются. Вот вам пример. Есть такая характеристика внимания, как объем. Еще 100−150 лет назад при исследованиях этой характеристики внимания приводились цифры 5±2 объекта. В 20-м веке, когда человек стал взаимодействовать со сложными механизмами, эта цифра выросла — 7±2. Появилась даже наука — инженерная психология.

Но способности человека не могут меняться быстро. Это длительный эволюционный процесс. При рождении вестибулярный аппарат человека настроен на ходьбу и на бег. И это было и будет всегда. Если мы хотим поменять параметры нашего мозга, нам надо все время ездить в автомобиле, кушать во время движения и во время движения рожать детей. И делать это хотя бы тысячу лет. Но надо ли нам это?

Способность людей к выработке моторных навыков одинаковая. У кого-то хуже, у кого-то лучше. Но это не самое сложное. Выработать координированные движения легче, чем выработать навыки интеллектуальные. Психика — вот самое тяжелое поле для воздействия. Люди все разные по типу темперамента, генетически наследуемым способностям и особенностям, среде жизнедеятельности и ее обстоятельств. Да просто несоответствие уровней восприятия друг друга обучающего и обучаемого. Вот, где голову можно сломать!

Вы можете научить человека за короткое время мастерски вести машину по траектории, переключать рычаг КПП, снижать скорость и разгоняться, но потом потратите уйму времени на то, чтобы он запомнил, как действовать на перекрестке при различных вариантах организации дорожного движения. Да и не сможете, в конце концов, научить его только потому, что вы с ним не на одной волне.

Как избежать ошибок во время вождения?

— Избежать ошибок при управлении автомобилем сложно. Человек склонен постоянно совершать ошибки. Это наша природа. Вы можете делать что-то много раз и все равно когда-нибудь ошибетесь. Но ошибки бывают разные. Есть ошибки, которые еще не поздно исправить. Здесь поможет спокойное состояние за рулем. Все говорят, что враг номер один — это скорость. Нет. Спешка — главный враг! Можно не спеша ехать 200 км/ч, а можно торопиться на скорости 40 км/ч. Должна быть ответственность перед другими людьми, перед обществом. Гражданская позиция. Соблюдение Правил дорожного движения, взаимопомощь на дороге.

Необходим также постоянный контроль уровня внимания за рулем и поддержание этого уровня. Есть такой совет: водитель должен смотреть на дорогу глазами маленького ребенка. Много говорят про то, как смотреть на дорогу — про зрение. Но глаза сами по себе не работают. Надо тренировать внимание.

К сожалению, приходится констатировать, что, скорее, автомобили начнут ездить сами, чем человек начнет безопасно управлять автомобилем.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Millon › Блог › 5 самых раздражительных факторов водителя на дороге!

Вождение автомобиля очень часто становится делом напряженным, нервным и выматывающим. И зачастую проблема тут не в том, что в пробки мы становимся все чаще, машин становится все больше, а движение — все медленнее. И даже не в том, что каждый считает, что “кругом одни придурки”. Просто во всем, как всегда, виновата человеческая природа.

Согласно проведённому исследованию, которое было призвано выяснить, что же больше всего приводит водителей в бешенство. В результате выяснилось, что существует 5 самых распространенных источников раздражения на дороге.

1. Самым раздражающим фактором на дороге признан медлительный водитель. Согласно опросу, неоперативность и нерешительность на дороге раздражает 43,5% опрошенных участников движения. Тут стоит отметить, что если вы едете медленней потока, то соседям по дороге трудно понять, что действительно у вас на уме: может, вы хотите резко перестроиться, но не включили поворотник или вы вообще беспредельщик и сейчас будете разворачиваться, а может, вы так мстите следующей позади вас машине и мигающей “дай проехать”… Причин может быть много, и невозможность понять их раздражает больше всего. Кстати, не жалуют слишком медлительных водителей и сотрудники ГИБДД, подозревающие, что в такой машине может быть нетрезвый или неадекватный водитель.

2. На втором месте в рейтинге те водители, которые, находясь за рулем, пытаются делать несколько дел одновременно, что сказывается на их вождении и поведении на дороге. 23% респондентов заявили, что их раздражает, когда за рулем набирают смс или говорят по телефону. Понятно, что на скорости таким заниматься довольно сложно, и подобным водители занимаются, когда движение на дороге затруднено. Но вот это-то и раздражает…

Когда в пробках борьба идет за каждый метр, “заторможенность” водителя впереди идущей машины, который строчит что-то пальцем в телефоне, дает возможность водителям из соседних рядов втиснуться перед ним в ВАШ РЯД, который (как вам кажется) движется быстрее всех. Нерасторопность такого смсника становится причиной того, что вы становитесь все дальше и дальше от конечной цели своего путешествия. И это бесит…

3. Третий пункт серьезного недовольства — те, кто не включает поворотник. 16,1% опрошенных водителей считают это раздражающим фактором. Почему? Потому что на дороге экстрасенсов, как правило, нет. Ваши мысли никто не читает, и водителям соседних машин хотелось бы знать ваши действия на ближайшие несколько секунд. Что вы задумали — продолжаете двигаться прямо, хотите перестроиться, развернуться или уйти в переулок? Если вы не включили поворотник, значит, вы продолжаете движение и от вас не ждут никаких неадекватных действий.

Но, судя по опросу и количеству недовольных, на дорогах очень много таких водителей, кому просто лень сделать одно движение рукой и включить сигнал поворота. Сложно предположить, что среди нас так много тех, кто двумя руками вцепляется в баранку и боится оторвать мизинец, чтобы дать сигнал поворота. Чаще всего так поступают те, кому все окружающие глубоко по барабану. И тут душу греет мысль, что “каждому воздастся по делам его…”.

4. Агрессивные водители, которые также ни во что не ставят окружающих и подрезают, вызывают раздражение, как ни странно, лишь у 10% опрошенных водителей. Но опрос этот проводился в США, и, возможно, их американские реалии очень далеки от того, как принято ездить по дорогам России. У нас же, навскидку, можно выделить три основные группы водителей, которые “подрезают”.

Во-первых, это те, кто не просто подрезает, а любит это делать. Большинство из них — владельцы быстроходных и дорогих средств передвижения, считающих, что “у кого быстрей и круче — тот и главный”. В этой же категории и те, кто думает, что “вынужден” подрезать, так как государственные дела не могут ждать. Обладатели мерцающего синего нимба над крышей, совмещенного с невнятным кряканьем, убеждены, что их водителям следует быстро обходить препятствия на дороге, т.е. других участников движения.

Ко второй категории относятся счастливые обладатели вусмерть убитых авто, выезжающие на дорогу каждый день как на подвиг, чтоб рассказать знакомым пацанам, как он кого-то “сделал”.

Ну и третья группа, и, конечно, самая опасная — те, кто подрезает по причине отсутствия правильных навыков вождения: не чувствуют габаритов, не смотрят в боковые зеркала и зеркало заднего вида, не включают поворотники… Они на дороге как в своем аквариуме, считая, что мир, который за лобовым и боковым стеклом, далек от них. Но надо помнить — порой реальность убивает.

5. На пятом месте в рейтинге стоят водители, которые не поворачивают направо на красный свет. Это не могут понять и вытерпеть 7,2% респондентов. Но тут надо отметить, что издание Motor Trend, проводившее исследование, — американское. А правила дорожного движения в США гласят, что на красном светофоре разрешается выполнять поворот направо в случае, если он безопасен — нет мешающих этому транспортных средств и пешеходов, движущихся на разрешающий для них сигнал светофора.

Если же переводить этот пункт недовольства американских водителей на “русскую почву”, то, вероятно, в России подобное раздражение вызывают те водители, которые не собираются поворачивать направо на стрелке, а перестроились в правый ряд лишь для того, чтобы обогнать поток, когда загорится зеленый. За такими “хитроумными” на стрелке собирается толпа недовольных водителей, которых лишают возможности повернуть.

На этом американское исследование заканчивается. Разумеется, для российского водителя список раздражающих факторов был бы другим и гораздо более полным. В него, наверняка, вошли бы скутеристы и мотоциклисты, “первогодки”, “подснежники”, “гнилушки”, “мигалки”, фуры, “ГАЗели”, маршрутки, троллейбусы, трамваи, дачники, красящиеся женщины за рулем и просто женщины за рулем и, конечно же, “безбашенные” пешеходы…

Не обошли бы в России раздражением и погодные условия: всегда неожиданный для коммунальщиков снег, дождь, который сразу же стопорит движение, жара, выгрызающая колеи на дорогах.

Разумеется, досталось бы и самим бедным дорогам и их теперь уже богатым строителям.

Есть, на что гневаться и жаловаться… Но, несмотря ни на что, нам все равно надо ездить. А если так, то пусть хоть что-то нам в этом помогает. И пусть это будет хотя бы Вежливость и Уважение к другим участникам движения!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector