Такси или собственный автомобиль: какой способ передвижения дешевле
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Такси или собственный автомобиль: какой способ передвижения дешевле

Как я ездила по неделе на такси и личном автомобиле, чтобы выяснить, что выгоднее

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Привет, меня зовут Маша, и совсем недавно я устроилась на хорошую работу. Добираться до нее на общественном транспорте нужно с тремя пересадками. Летом на остановках стоять жарко, а зимой холодно. Поэтому я задумалась над покупкой автомобиля, но перед этим решила проверить, что выгоднее — такси или личный транспорт. Я взяла на неделю автомобиль у папы, затем неделю ездила на такси.

Специально для AdMe.ru я решила рассказать о том, что же выбрать: автомобиль или такси. Для этого я рассчитала стоимость поездок на том и на другом, взвесила все плюсы и минусы и нашла для себя оптимальный вариант.

Стоимость владения автомобилем

Расстояние от дома до работы и обратно составляет 30 км. Еще магазин, встреча с подружками или другие дела, которые грех не решить, если ты за рулем. Итого в день получается примерно 43 км. В неделю вышло 300 км, что при расходе примерно 10 л составляет 1 300 руб. Плюс 800 руб. мойка и 300 – парковка. Итого 2 400 руб. в неделю.

Чтобы картина затрат была полной, я добавила годовые траты на содержание автомобиля, о которых рассказал папа.

  • Транспортный налог, ОСАГО, техосмотр еще 24 500 руб.
  • Поменять резину с зимней на летнюю и обратно (предположим, она у вас есть), заменить технические жидкости – 7 000 руб.
  • При покупке подержанного автомобиля (а я буду покупать подержанный) раз в год придется заменить ремень ГРМ, лампочки и прочие мелочи еще на 55 000 руб.

Выходит 86 500 в год, 1 663 руб. в неделю. Плюс 2 400 руб., о которых шла речь выше. Итого в 4 063 руб. в неделю или 580 в день мне будет обходиться личный автомобиль.

Плюсы и минусы личного автомобиля

С материальной стороной вопроса разобрались, перейдем к моральной.

У личного авто, несомненно, есть свои плюсы:

  • Мобильность. Можно сесть и спокойно уехать куда угодно (если, конечно, бензин в баке есть, у меня пару раз его не было).
  • Комфорт. Собственный автомобиль — это не только средство передвижения, но и место, где можно хранить много всего нужного: от бутылки воды до теплых вещей, если вдруг похолодает.
  • Решение некоторых бытовых вопросов становится проще: можно закупиться продуктами на месяц вперед, например, или по дороге на работу завезти в приют собранные дома ненужные вещи.
  • Спонтанные поездки за город, автопрогулки по ночному городу — тут и объяснять не надо, насколько это круто.

Теперь перейдем к минусам.

  • Пробки и проблемы с парковкой. Перед выходом из дома приходилось тратить минут 10 на то, чтобы продумать маршрут. Той улицей я не поеду, там всегда пробки. В тот магазин тоже не поеду – там не припаркуешься.
  • Если вдруг куда-то позвали друзья вечером, всегда в первую очередь надо думать, что делать с машиной, где оставить, как забрать. Из-за этого стала часто отказывать себе в посиделках.
  • А еще я один раз очень неподходяще заглохла. И сначала не могла даже капот открыть.
  • Портятся задники обуви, поэтому я завела специальные поездочные туфли. Быстро закрыть дверь машины и пойти по делам? Нет. Сначала нужно переобуться.
  • Ну и кульминацией всего стали друзья и коллеги, которые постоянно просили куда-то отвезти, что-то привезти.

Расходы на такси

Такси — это лотерея. Может приехать чистая иномарка, а может и разваливающийся автопром.

Время рассчитать стоимость услуг такси.

  • Моя поездка от дома до работы и потом обратно домой стоила примерно 400 руб. Несколько раз из-за нехватки машин пришлось воспользоваться тарифом «Повышенный спрос» и доплатить еще по 100 руб. за поездку в одну сторону.
  • Без личного транспорта я старалась ехать сразу домой. Все дела, которые требовали передвижения на дальнее расстояние, я отложила на выходные и в итоге заплатила еще 700 руб.
  • Неделя поездок на такси в итоге обошлась в 3 000 / 429 руб. в неделю / в день.

Плюсы и минусы такси

  • Современные агрегаторы такси заранее высчитывают тариф в дневное и ночное время. И это весьма удобно. Ты примерно знаешь, сколько будет стоить твоя поездка от дома до работы.
  • По дороге на работу можно заниматься своими делами: например, полистать ленту на фейсбуке. Не надо мыть машину, волноваться о пробках и т. д.
  • А еще можно выпить и не беспокоиться о том, как доберешься до дома.

Но у такси тоже есть свои минусы.

  • Болтливые таксисты, иногда не очень аккуратные салоны, которые пачкают одежду.
  • В час пик или непогоду мало того, что цена может вырасти, так еще и авто очень сложно найти. Один раз я опоздала на работу по этой причине.

Так что же получается?

Если сравнить годовые затраты на личный автомобиль (при условии, что он у вас есть) и такси, выходит примерно 215 000 против 160 000 руб. (цифры я округлила в большую сторону). Безусловно, своя машина — это независимость и комфорт.

Но так как в моем случае автомобиль рассматривался лишь как средство для передвижения из дома на работу и обратно, для меня разница в 55 000 руб. оказалась весомой. И пока я выбрала такси.

Кстати, кроме финансовой стороны, за 2 недели своего эксперимента я выявила еще один значительный для меня минус использования личного транспорта, но об этом ниже.

Как обстоят дела в Европе

Мне стало интересно, как же обстоят дела в других странах. Знакомый из Германии рассказал, во сколько ему обходится его автомобиль. Страховка машины экономкласса — € 300, столько же налог на авто. В целом на содержание автомобиля он тратит примерно € 3 000 в год. Плюс затраты на бензин (если считать мои 300 км в неделю по € 1,5 за литр) еще € 2 300. Итого € 5 300 в год, или 415 000 руб.

Что меня удивило, так это цены на такси. Поездка, аналогичная моей из дома на работу и обратно, стоит около € 50. Даже если исключить поездки на выходные, выходит около € 13 000 или миллион рублей в год. Кажется, добавить тут нечего.

Сразу отказаться от покупки авто было тяжело, так как я настроилась, да и сумма была накоплена. Принять окончательное решение мне помог фитнес-браслет, который отслеживает количество пройденных шагов. Я поняла, что за неделю поездок на личном авто я начала меньше двигаться. Это значит, что проблемы со здоровьем и лишним весом неизбежны.

В будущем, когда у меня появятся дети или я перееду жить в какую-нибудь европейскую страну, я, конечно, куплю автомобиль. А пока сумму, накопленную на машину, потрачу на путешествие и ремонт.

Возможно, отказаться от авто не такая уж плохая идея?

Личный опыт: на чём дешевле ездить – машине, такси или каршеринге

В сентябре предприниматель Алексей Скобелев продал машину и перед покупкой новой, решил посчитать, не дешевле ли ему ездить на такси или каршеринге. Для этого он провёл эксперимент и передвигался на этих видах транспорта, а затем сравнил, что оказалось дешевле. О своих выводах Скобелев написал для Сравни.ру.

Я купил свой первый автомобиль в декабре 2009 года и проездил на нём почти 7 лет, продав в сентябре 2016 года. Мне нужно было определиться, покупать новый автомобиль или пересаживаться на другие виды персонального транспорта.

Поскольку практически с самых первых заработков, я записываю и анализирую расходы, я смог точно подсчитать, сколько я потратил на автомобиль за всё время его владения и определить среднюю стоимость одного километра пути.

Траты на автомобиль

Итак, в декабре 2009 года я купил автомобиль за 649 600 рублей. Это был хэтчбек гольф-класса корейской марки в максимальной комплектации. Учитывая инфляцию, в рублях 2016 года сумма покупки составила бы 1 074 000 рублей. Похоже на правду – такая же модель, но последнего поколения сейчас стоит 1 075 000 и 1 215 000 рублей в двух наиболее полных комплектациях. В сентябре 2016 года я продал автомобиль за 420 000 рублей.

Как выглядели мои расходы на автомобиль по годам (я живу в Москве и перемещаюсь на автомобиле в основном в пределах МКАД):

Год Стоимость автомобиля с учётом инфляции Бензин Обслуживание Суммарные расходы на конец года с учётом инфляции
2009 649 600 1 500 15 300 666 400
2010 652 263 49 506 51 863 753 632
2011 709 532 100 053 85 616 895 201
2012 752 814 151 056 192 839 1 096 708
2013 802 349 204 595 262 828 1 269 772
2014 854 100 258 892 343 080 1 456 072
2015 951 126 332 702 483 554 1 767 382
2016 1 073 916 413 754 593 881 2 081 551

То есть за 6 лет и 9 месяцев владения автомобилем, учитывая сумму, вырученную от продажи, я потратил 1,66 млн в рублях 2016 года. Или примерно 20 500 рублей в месяц. При этом 39% стоимости владения составила амортизация автомобиля (разница между ценой покупки и ценой продажи), 25% бензин и 36% обслуживание, куда входит регулярное ТО, ремонт, мелкие аксессуары, шиномонтаж, мойка, парковка, страховка ОСАГО, штрафы, транспортный налог и госпошлина при регистрации автомобиля. Здесь нужно отметить, что за всё время владения автомобилем я ни разу не покупал страховку каско и ни разу не попадал в серьёзные ДТП, а мелкие повреждения кузова и поломки ремонтировал в официальном сервисе.

На момент продажи пробег автомобиля составил 81 тысячу километров, то есть в среднем ровно по тысяче километров в месяц. Таким образом, расходы на 1 км пути у меня составили 20,5 рублей, из которых 8,1 рубля амортизация, 5,1 рубля бензин и 7,3 рубля обслуживание.

Такси и каршеринг

Я сравнил этот расход с аналогичным параметром при передвижении на такси и каршеринге. Два дня – 22 и 23 сентября я ездил только на такси, замеряя время поездок, километраж и стоимость. Такси заказывал через мобильное приложение Яндекс.Такси по самому дешёвому тарифу.

Поездки 22 сентября

Поездки 23 сентября

Оба дня оказались более активными в плане поездок, чем обычно, но все равно достаточно типичные для меня. Средняя стоимость передвижения на такси за два дня составила 50 рублей за километр – это в 2,5 раза дороже, чем если бы я ездил на своём автомобиле.

Каршеринг оплачивается по времени использования. Для расчёта я взял базовый тариф сервиса «Делимобиль» – по уровню рисков он наиболее близок к состоянию передвижения на своём автомобиле без каско. Базовый тариф – это 7 рублей за минуту поездки. За два дня я наездил 285 минут и 95 километров. Если бы ездил на машине из каршеринга, то я бы заплатил 1995 рублей или 21 рубль за километр. Почти ровно столько же, как при передвижении на своём автомобиле.

Таким образом, для моего формата перемещений по городу стоимости за километр пути получились такие:

Безусловно, каждый из способов передвижения помимо цены имеет и другие плюсы и минусы: уровень комфорта и приватности, доступность, ответственность, риски и многие другие. Я для себя пока всё же выберу собственный автомобиль. На такси в булочную ездить получается дорого, а каршерингового автомобиля поблизости в нужный момент может просто не оказаться.

Что выгоднее: такси или личный автомобиль

Квартира, автомобиль в гараже, счёт в банке. Всё это обычно называют признаками успешного человека. Но так ли это выгодно — иметь личный автомобиль? Давайте попросим математику и здравый смысл помочь нам с выбором между такси и личным авто.

Сценарий использования

Изначально стоит разобраться, как вы используете или собираетесь использовать автомобиль. Среднестатистический человек пользуется личным или общественным транспортом, чтобы утром добраться до работы, а вечером вернуться домой.

Ещё один случай использования автомобиля — поездка на дальние расстояния в гости к родственникам, знакомым или просто туристическая поездка в какой-нибудь город или место.

Исходя из этого, мы не будем рассматривать в этой статье те случаи, когда человеку по работе приходится целый день пользоваться автомобилем.

Альтернатива автомобилю

Альтернативой личному автомобилю может служить общественный транспорт, друг или знакомый со своим автомобилем и такси. Рассмотрим каждый из этих вариантов подробнее.

Большинство наших читателей проживает не в Европе. А значит, и общественный транспорт в наших странах оставляет желать лучшего. Нет работающего расписания, когда должен приезжать нужный автобус, постоянная толкучка, грязь и хамство. Но большой плюс — стоимость проезда. В России, Украине и других странах бывшего СССР стоимость проезда в 10 раз ниже, чем, например, в Германии.

Друг со своим автомобилем — это отличный вариант. Но только если вам по дороге и ваши графики совпадают. Если же у вас такого друга нет, тогда к вашим услугам множество сервисов, которые позволяют найти подходящего вам попутчика за умеренную плату. Иногда даже бесплатно, если хозяин авто ищет компанию, с которой будет веселее добираться до работы. В любом случае стоимость проезда меньше стоимости такси, но дороже общественного транспорта.

И последний вариант — такси. По комфорту сравним с вариантом попутчика, но по цене значительно превосходит его. Иногда даже в два-три раза. Благо существует конкуренция, и цены на такси ниже, чем могли быть.

Посчитаем расходы

Во сколько обходится владение автомобилем? В среднем 9 л топлива на 100 км. Есть ещё момент амортизации автомобиля. Расчёт амортизации — очень спорный момент, но если ведёте подсчёты не для фирмы, а для себя, то принято умножать стоимость топлива в два раза.

Россиянам за 9 л топлива придётся отдать 300 рублей, украинцам — 200 гривен. Итого расходы без форс-мажорных ситуаций с учётом амортизации равны 600 рублям и 400 гривнам на 100 км для России и Украины соответственно.

Во сколько обходится такси? От Красной площади в Мытищи (расстояние — 30 км) можно уехать приблизительно за 500 рублей. То есть это выйдет примерно в три раза дороже, чем если бы мы использовали личный автомобиль. В Киеве за 25 км придётся отдать около 110 гривен, что приблизительно равняется стоимости использования личного автомобиля.

Общественный транспорт и вариант попутчика можно не рассматривать из-за явно более низких цен за проезд.

О чём все забывают

Пока получается, что автомобиль в России иметь стопроцентно выгоднее, чем использовать для поездок такси. Что касается Украины, расходы выйдут примерно такие же. Но все забывают о дополнительных расходах на автомобиль и скрытых проблемах владения транспортным средством:

  1. Вам нужно думать о парковке. Жители мегаполисов не понаслышке знают, что припарковать автомобиль в городе — большая и часто неразрешимая проблема. К тому же нередко вам нужно платить за парковочное место. Причём немаленькие деньги: в Москве средняя стоимость парковки за час составляет 40 рублей.
  2. Вам нужно думать, где оставить автомобиль ночью. Не у каждого из нас имеется личный гараж или паркинг, где мы можем оставить свой автомобиль и не переживать, что его испортят или угонят. Причём даже за паркинг приходится платить.
  3. Автомобиль имеет свойство ломаться. В любой момент вы можете словить яму на дороге, и вам придётся выложить немаленькую сумму, например, за новый диск. И это будет один из самых дешёвых ремонтов вашего автомобиля. Всё может быть гораздо хуже. У вас может полететь топливная система, подвеска или даже двигатель.

Выводы

Если вам автомобиль нужен исключительно для того, чтобы добраться до работы и с работы, тогда вам стоит 10 раз подумать, стоит ли его покупать. Владение автомобилем — очень дорогостоящее мероприятие и к тому же это большая головная боль. Для длительных поездок вы можете использовать автобусы, поезда, самолёты и другие транспортные средства. В крайнем случае вы можете взять автомобиль в аренду.

Хорошее развитие служб такси и здоровая конкуренция создали очень благоприятные условия для тех, кто может себе позволить автомобиль, но умеет считать деньги.

Использование такси — это минус большие затраты, минус заботы о парковке, минус потраченные нервы из-за пробок и различных дорожных ситуаций.

Есть здесь и психологический момент. Ведь если вам нужно добраться до соседней станции метро, то вы, скорее всего, не будете вызывать такси, а воспользуетесь общественным транспортом. Или вовсе пойдёте пешком, что полезно скажется на вашем здоровье.

Такси или свой автомобиль: что выгоднее в Москве?

Борис Ломакин, Виктория Романова

К выводам о выгодности такси в сравнении с личным авто пришли сотрудники одного из самых крупных финансовых конгломератов в мире HSBC, учитывая 10-летнюю эксплуатацию личного транспорта. Они выяснили, что если человек проезжает в год менее 5,4 тысячи километров, ему дешевле заказывать такси.

Объяснение простое: в России высокая стоимости машины при сравнительно недорогом такси. Аналитики посчитали, что в РФ цена поездки на такси в среднем на 75% меньше, чем в США, а годовая стоимость владения авто в среднем только на 30% меньше. Так, средняя стоимость одной поездки на такси составляет около 130 рублей по России и около 350 рублей по Москве.

Может, специалисты из HSBC ошиблись?

Личный автомобиль

Собственная машина — это, в первую очередь, удобно. Можно свободно отправиться в дальнее путешествие, развезти друзей, членов семьи, вещи, рассаду на дачу и так далее. Увы, эти плюсы накладывают на водителя определенные обязательства: топливо, техосмотр, страховка, ремонт, масло, парковки. Да и вечером в пятницу не выпьешь. Давайте посчитаем, насколько это дорого.

Автомобиль

В июне 2019 года в Москве и Петербурге самой популярной моделью автомобиля стал Volkswagen Polo. На официальном сайте концерна цена за Polo 2019 года начинается от 680 тысяч рублей в самой бюджетной комплектации. Поэтому расчеты будем вести по этой машине.

Покупка авто — одноразовая трата.

Источник фото: Volkswagen

Страховка

Если вам больше 22 лет и стаж вождения более трех лет, то страховка обойдется примерно в семь тысяч рублей. Открытая страховка стоит более 12 тысяч рублей.

СТС покупаем раз в год.

Топливо

Polo «ест» на 100 километров шесть литров топлива, при объеме топливного бака 55 литров. Если предположить, что водитель едет по трассе со скоростью 100-110 километров в час, то 55 литров топлива ему хватит примерно на 800 километров до того, как загорится лампочка. В Москве или Петербурге огромное количество машин, пробки и ограничения скорости, поэтому полного бака на «обещанные» 800 километров может не хватить.

Литр 95-го бензина на «Лукойле» стоит 48 рублей. Цена за полный бак для Polo составит 2640 рублей. Это только одна полная заправка. Их количество в месяц явно будет больше.

Техосмотр

Эти мероприятия проводят, по регламенту Polo, каждые 15 тысяч километров пробега. Стоимость ТО у официального дилера всегда больше, чем у гаражных рабочих. ТО на Polo будет стоить, по данным сайта Volkswagen, более девяти тысяч рублей в Петербурге и почти 11 тысяч в Москве. В среднем в год российские автомобилисты проезжают 17,5 тысячи километров. ТО делают раз в год.

Парковка

Все зоны «Москва-Сити» входят в зону повышенного тарифа с оплатой 380 рублей в час в рабочее время. Зона Бульварного кольца — 200 рублей в час, Садовое кольцо — 150 рублей в час, ТТК — 60 рублей в час.

Парковать автомобиль за 380 рублей в час на рабочий день — это «насмерть». Уйдет 3,4 тысячи рублей. На местах за 150 рублей – 1,3 тысячи рублей. За месяц получается, с учетом парковки за 380 рублей в час, 68 тысяч рублей. А за стоянку за 150 рублей в час в месяц придется отдать 26 тысяч рублей. И так каждый месяц до тех пор, пока водитель работает в одной московской зоне.

Источник фото: РИА «Новости» / Нина Зотина

Впрочем, даже в центре Москвы можно найти бесплатные парковки во дворах и в карманах возле ворот.

Не стоит забывать, что некоторые водители не пользуются автомобилем, чтобы ездить на работу. То есть для них пункт про парковку в принципе исчезает. Некоторые делают ТО у друзей не за 10 тысяч рублей, а за три. В общем, очень многое зависит от эксплуатации транспортного средства.

Мойка

Привести автомобиль в чистоту на автомойке можно примерно за тысячу рублей. Также в Москве и области огромное количество моек самообслуживания, где цена будет в разы меньше. Помыть авто получится за 200-300 рублей.

У меня свой бизнес, в такси просто подрабатываю

Если своей машины нет и гражданин пользуется услугами такси, то он не думает обо всех аспектах, описанных выше. Но есть и другие проблемы и траты. Стоимость такси разнится в зависимости от времени суток, дальности поездки и уровня автомобиля.

Например, в среду примерно в 14:30 доехать со станции метро «Парк культуры» до метро «Аэропорт» можно за 260 рублей на машинах Uber. До станции метро «Речной вокзал» в это же время цена составит 450 рублей. Эти цифры для эконом-класса.

Допустим, москвич пользуется услугами такси ежедневно и каждый раз ездит по цене 250 рублей до метро «Аэропорт». Это 1250 рублей в неделю и пять тысяч в месяц.

К чему пришли?

Если очень грубо сопоставить полученные данные, то водителю каждый год нужно тратить деньги на бензин, мойку, страховку и ТО (допустим, автомобилист каждый день находит бесплатную парковку). В среднем 84 тысячи рублей в год уйдет на необходимое обслуживание личного автомобиля.

Такси: у клиента такси, который едет из центра до станции метро «Речной вокзал» за 450 рублей, на поездки туда-обратно уйдет 18 тысяч рублей в месяц и 216 тысяч — в год.

Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов в беседе с «360» призвал рассматривать и каршеринг. По его словам, это идеальное решение для людей, которые в основном передвигаются по городу.

Источник фото: РИА «Новости» / Евгения Новоженина

Если говорить о каршеринге, то для случаев, когда человек пользуется личным автомобилем редко, с учетом потери стоимости автомобиля, выгоднее пользоваться каршерингом, если годовые пробеги менее пяти тысяч километров

Каршеринг «Делимобиль» просит за минуту поездки семь рублей. То есть 60 минут — это время, чтобы добраться до работы и обратно (по 30 минут на поездку). 420 рублей в день и 101 тысяча — в год.

Если кажется, что личный автомобиль — самый выгодный вариант, то это не совсем правда. Возможные аварии, поломки, другие проблемы, которые будут бить по кошельку очень сильно. Так что прежде чем покупать личный автомобиль, стоит узнать про его надежность и расценки на детали, оценить стоимость и комфорт такси и каршеринга, а только потом делать окончательные выводы.

Полемика №1. Такси или владение собственным автомобилем. Что выгоднее и кому

Идею этого материала и рубрики подсказала жизнь. Мы часто собираемся перед выходными с друзьями и обсуждаем всякую всячину, недавно спорили о том, что выгоднее в Москве – пользоваться собственным автомобилем или услугами такси. Обсуждение получилось спорным, с кучей доводов как за, так и против. Мне показалось важным вынести такое обсуждение на более широкую аудиторию, чтобы осознать, есть ли новая тенденция на рынке, когда люди осознанно отказываются от личных машин, или те несколько десятков человек, которых я знаю, это исключение из правил и такой тенденции пока не наблюдается. Так как это пилотный материал, то непонятно, что из этого получится, да и интересно посмотреть, куда заведет нас обсуждение темы в комментариях. Но давайте все-таки начнем и для начала изложим предпосылки.

Почему выбрана Москва, предпосылки для обсуждения

Выбор Москвы в качестве точки отсчета не случаен, тому есть несколько причин. Во-первых, Москва – это крупнейший город России, и в том или ином виде подобные процессы могут происходить в других 14 городах-миллионниках, пусть и чуть позже. Во-вторых, проще всего обсуждать то место, в котором живешь и которое наблюдаешь изо дня в день, зная все минусы и плюсы организации транспорта, как личного, так и общественного.

Немного статистики – по информации столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в Москве на начало 2017 года работало 60 000 таксистов, в день они перевозят 715 тысяч пассажиров. За год машина такси проезжает 120 000 километров, а средний возраст такси – 2.8 года. Средний чек при поездке в Москве – 498 рублей. Время ожидания в час пик – от 5 до 7 минут.

Вспоминая, как обстояли дела с такси в Москве еще десять лет назад, приятно удивляешься эволюции – машин много, время ожидания минимально. В такси работает большое число выходцев из Азии, имена водителей недвусмысленно на это указывают. Но, как правило, наличие навигатора и общая загруженность дорог делают поездки простыми и понятными, никаких запутанных маршрутов по дворам, никаких специальных уловок, чтобы получить за поездку побольше. Так как пользуюсь такси достаточно часто, считаю, что в Москве этот сервис на очень хорошем уровне и относительно недорог.

В то же время мэрия Москвы взяла курс на то, чтобы жители столицы отказывались от личного транспорта. Для этого прикладываются значительные усилия:

  • Платные парковки, расширение зоны платных парковок;
  • Выделенные полосы для общественного транспорта и штрафы за нарушение разметки;
  • Сокращение парковочных мест для транспорта в пешей доступности от мест скопления людей;
  • Увеличение числа маршрутов для общественного транспорта, обновление парка автобусов и троллейбусов, прогнозирование прибытия транспорта;
  • Сокращение проезжей части для основных магистралей Москвы, которую затеяли летом 2017 года и последующий транспортный коллапс осенью 2017 года для тех, кто пользуется личными автомобилями.

Это не полный список того, что происходит в Москве с дорогами и машинами, но есть еще официальная статистика, которая утверждает, что по итогам 2016 года пробки в Москве сократились на четверть. К сожалению, ни методика, которую использует мэрия, ни предыдущие оценки и их достоверность нам неизвестны. Как человек, который проводит в дороге большую часть рабочего времени, могу отметить, что на моих маршрутах при поездке на личном автомобиле время в пути выросло в среднем на 10-15% по сравнению с тем, что было. Плюс появились пробки, которых никогда не было до того и в которых можно простоять час и больше. Как это соотносится с официальной статистикой, мне непонятно, но речь не об этом. Выделенные полосы для транспорта практически гарантированно дают возможность проскочить основные пробки и выбрать те маршруты, где их нет. Например, проехать с Ленинского проспекта до Пушкинской площади в выходной день без пробок займет около 20 минут, в будний день это уже 40-45 минут минимум. В то же время на такси поездка займет по выделенной полосе 25-30 минут, так как по дороге почти нет узких мест. Москвичи все чаще доезжают на своих машинах до метро и бросают автомобили где-то, чтобы вечером их забрать. Также при поездках в центр многие используют такси, так как получается быстрее и дешевле. Статистика использования такси это только подтверждает. И вот тут мы приходим к ключевому вопросу, а насколько выгодно отказаться от собственной машины и использовать только такси, какая экономика складывается при таком подходе?

Расходы на автомобиль – считаем на коленке затраты на содержание

У каждого из нас отличаются понятия того, что такое хороший или плохой автомобиль, что дорого, а что дешево. Поэтому искушение взять за основу какую-то конкретную модель машины велико, но это будет неверно. Давайте для начала оценим, какие расходы есть у автолюбителя и какова их структура.

Покупка автомобиля. Не так важно, как вы покупаете машину – за наличные или в кредит, важно, что вы тратите на нее деньги, и при этом стоимость машины изменяется ровно в тот момент, как вы садитесь за руль. Российская статистика утверждает, что в среднем машины B/C/D классов дешевеют за три года на 29-35%, бизнес-класс и полноразмерные внедорожники ценой более 3 миллионов рублей теряют от 37 до 42%. Безусловно, в каждом правиле есть исключение, на то эта статистика и является усредненной по рынку.

Страховка (ОСАГО/КАСКО). Стоимость страховки напрямую зависит от вашей истории, водительского стажа и стоимости машины. От КАСКО можно отказаться, что многие и делают, так как в год набегает кругленькая сумма.

Топливо. Чем больше вы проезжаете на машине, тем больше ваши затраты на топливо. Тут все просто и понятно.

ТО и расходные материалы. Прохождение ТО напрямую зависит от пробега машины, равно как и стоимость расходных материалов (масло, колодки и так далее).

Штрафы за парковку, превышение скорости и другие. В Москве это уже важная часть стоимости владения машиной, так как даже самые аккуратные водители получают штрафы.

Стоимость парковки. Цена парковки варьируется в зависимости от места и времени суток, а также дня недели. Но в среднем парковка в центре начинается от 100 рублей в час и может доходить до 200-300 рублей в час.

Налог на ТС. В общей структуре расходов это незначительная сумма налога.

Кажется, мы перечислили основные расходы автомобилиста в Москве, давайте посчитаем расходы на машину моего товарища, у него автомобиль стоимостью чуть меньше 3 миллионов рублей, но для простоты давайте считать, что это ровно 3 миллиона.

Итак, у него есть ОСАГО и КАСКО, они стоят ему порядка 250 тысяч рублей в год. В среднем он проезжает 20 000 километров, средний расход топлива на 100 км составляет 12 литров. Итого мы получаем, что в год он тратит 2 400 литров. Средняя цена литра – 35 рублей, итого затраты в год – 84 000 рублей только на топливо. Ездит человек аккуратно, поэтому на штрафы приходится не так много, в среднем в месяц около 5 000 рублей, как правило, это парковки. Так как работа расположена в центре, то приходится оплачивать стоянку, это дает около 6 000 рублей ежемесячно (в бизнес-центре есть место на парковке, нет необходимости оставлять машину на улице, то есть это плата во время поездок куда-то). Налоги и ТО съедают порядка ста тысяч рублей в год, так как машина новая, то ничего не ломается, только расходники.

Прямые затраты на машину в первый год всегда минимальны, тут они составляют 445 тысяч рублей. Предположим, что стоимость машины уменьшилась на 10%, то есть виртуально также потеряно 300 тысяч рублей, остаточная стоимость машины уменьшилась. Думаю, что при реальной попытке продать машину эта потеря будет еще выше.

Если разделить прямые затраты на 12 месяцев, то получится примерно 37 тысяч рублей каждый месяц, это стоимость владения машиной. Но мы не учли саму себестоимость машины, допустим, это будет три года, цена уменьшается на 10% ежегодно от первоначальной. Те самые 300 тысяч рублей необходимо прибавить к расходам, и у нас получится уже 745 тысяч рублей, или 62 тысячи рублей в месяц.

Примерно такие расчеты провел мой товарищ и решил отказаться от собственной машины. Причина – в сценариях использования: автомобиль нужен, как правило, чтобы добраться из дома на работу и обратно, изредка выбираться на встречи (отсюда небольшие расходы на парковку). Поездки в загородный дом – это основной километраж, и тут машина, безусловно, нужна. На такси, как мне кажется, туда не наездишься, но по какой-то причине он этот момент в своих расчетах опускает.

До того, как продать автомобиль, он провел эксперимент и ездил на такси по своим делам (выбирая тот же уровень автомобиля, а не бюджетные машины). За месяц у него получилось 78 поездок, на которые он потратил 45 тысяч рублей. В последующие три месяца суммы варьировались, но за квартал получилось 110 тысяч рублей. Если пересчитать экономию на год, то выходит 305 тысяч рублей, за три года – 915 тысяч рублей.

Очень важный момент – в семье есть другой автомобиль, от которого никто не отказывается. То есть, для неожиданных поездок все-таки свои колеса присутствуют, поэтому данный эксперимент не выглядит чистым, полного перехода на такси не состоялось. А вопрос загородных поездок мой товарищ предпочел игнорировать.

Давайте посчитаем умозрительно, а как будет обстоять дело с бюджетной машиной стоимостью в миллион рублей, и попытаемся сделать так, чтобы владелец максимально экономил на всем. Поэтому в расчетах возьмем поездки длиной не более 10 000 километров в год (что реально для любого, кто мало-мальски ездит), отказ от КАСКО и только ОСАГО, самый дешевый вариант ТО или его отсутствие, минимум расходников. Расход топлива примем как 10 литров на 100 километров, а стоимость топлива – в 30 рублей за литр. Получится, что на топливо в год уходит 30 000 рублей, страховка и другие расходы заберут еще 30 тысяч рублей. Итого прямых расходов 60 тысяч рублей в год, а сто тысяч – это уценка машины. У нас выходит итого 160 тысяч рублей, или 13 тысяч рублей ежемесячных расходов. В теории этих денег может хватить на такси, на практике, если посмотреть на московские цены, то получится, что эконом-машина стоит 25 рублей за километр, то есть те самые 10 000 километров будут стоить 250 000 рублей. Баланс не в пользу пользователя такси, он переплатит 90 000 рублей. Расчеты весьма условны, так как можно найти такси дешевле, какие-то акции и тому подобное.

Тем не менее, необходимо понимать, что когда кто-то говорит, что такси выходит дешевле, чем владение и использование собственной машины, это не так. Возможно, что такси удобнее. Но в текущих реалиях собственная машина заметно дешевле. Есть опыт Сингапура и других азиатских стран, в том числе и Китая, где стараются ограничить число машин, как результат, там даже покупка номера превращается в целую историю, а стоить он может как добрая половина самого автомобиля. Возможно, что московская мэрия пытается сдвинуть рынок в эту сторону и повышать последовательно стоимость владения машиной. Но тут есть одна закавыка, они не смогут резко поднять цены на разные штрафы, налоги и тому подобное, это процесс постепенный. Остается только ухудшение дорожной ситуации, когда людям придется пересаживаться на такси или общественный транспорт, чтобы успеть по своим делам.

Мне отказ от личного транспорта, который пропагандируется в последнее время, не кажется экономически обоснованным. Тем не менее, у меня несколько товарищей проделали такую операцию и пока утверждают, что им удобно и они освободили много дополнительного личного времени. С этим невозможно поспорить, так как одно дело – сидеть за рулем, другое – заниматься своими делами, пока тебя везут. Но оценить напрямую экономику от этого невозможно, равно как и эстетику (приятнее ехать в своей машине, а не в чужой, плюс это разные машины каждый раз). У меня в голове нет сценария, при котором люди в Москве начнут массово отказываться от своих машин в пользу такси и общественного транспорта, тут играет роль не только экономика, которую мы рассматривали (хотя она важна), но и привычки. Блок-фактором становится также то, что стоимость такси уже упала до минимума и падать дальше не может, тут нет причин для дополнительной эффективности.

В нашем споре мой довод был прост – такси не заменяет личную машину и не может заменить. Это удобный, дополнительный способ передвижения. Но не основной. А как кажется вам? Что вы выбираете? Верите в то, что в недалеком будущем можете отказаться от собственной машины, и если да, то почему и как будете передвигаться (быть может, на велосипеде?).

Читать еще:  Какой штраф за стоянку в неположенном месте
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector