Обгон на зимней трассе: важные правила
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Обгон на зимней трассе: важные правила

Обгон в зимнее время

Как известно, правила обгона зимой действуют иначе. Зимняя дорога представляет собой опасность для водителей, так как гололёд и ограниченная видимость говорят сами за себя. Особенно опасным становится обгон на узких участках заснеженной дороги, когда необходимо выезжать на встречку. И следствием неправильного манёвра зимой становится дорожно-транспортное происшествие с тяжкими последствиями. Следственно, применять манёвр нужно очень осторожно и обдуманно. Правила обгона на зимней дороге подразумевают в первую очередь правильную оценку ситуации и умение проводить манёвр быстро, когда колёса с одной стороны находятся на асфальте, а с другой — на заснеженном участке дороги.

Обгон на зимней дороге

Обгон зимой — это не шутки!

Обгон сам по себе представляет собой опасный манёвр. А вот на зимней дороге эта опасность увеличивается втрое. Умение проводить обгон за короткий промежуток времени зимой является большим преимуществом.

Сегодня наши трассы постоянно загружены. И зима в этом случае — не исключение. Быстрый обгон совершить несложно, только нужно знать, что скорость обгоняющего автомобиля должна быть выше скорости обгоняемого транспортного средства.

Стоит помнить, что при манёвре летом, когда чувствуешь, что обгон не получается, так как навстречу неожиданно выезжает другой автомобиль, можно бывает легко притормозить и заново встать на свою полосу. Зимой это сделать в три раза сложнее.

В это время года дорожное покрытие часто неоднородно. Другими словами, асфальт чередуется с заснеженными полосами, что превращает такую дорогу в проблемный участок пути. Такая вот дорога может скрывать много опасностей. Она коварна и с первого взгляда это не поймёшь. И часто причиной страшной аварии становится обгон на таком участке, когда правые колёса транспортного средства оказываются на заснеженной полосе, а левые колёсные шины на асфальте. Что происходит? Автомобиль заносит и удержать управление становится очень сложно, тем более если скорость немаленькая.

Последствия обгона на скользкой дороге

Как нужно обгонять на трассе зимой

Правила обгона на трассе зимой подразумевают следующее: убедитесь в том, что путь для обгона свободен, и плавно набирайте ход. Важно помнить, что резко зимой ничего делать нельзя: ни тормозить, ни дёргать рулём, ни нажимать на педаль газа! Всё должно проходить плавно и постепенно. Кроме того, пересекать заснеженную полосу нужно под максимально острым углом, направляя автомобиль наискосок, по диагонали. Эти правила должны знать как опытные водители, так и новички.

Что касается тяги на ведущих колёсах, то она должна быть минимальной. Ускоряться можно только в том случае, если оба колеса вашего транспортного средства попадут на чистый асфальт. И помните, что разгоняться намного безопаснее по прямому участку дороги, чем по кривой.

После завершения обгона важно на педаль газа не нажимать, а просто по пологой траектории скатиться на свою полосу. И рулевым колесом нужно в таком случае правильно управлять. Держать баранку надо прямо, тем самым снижая риск возникновения заноса.

Опять же, стоит напомнить, что резкие манёвры при перестроении через снежные валы чреваты заносом. А отловить заскользившую заднюю ось способен не каждый водитель.

Если на трассе летом нужно оценивать ситуацию, прежде чем совершать обгон, то зимой это следует делать в десять раз больше. Перестраховаться зимой, значит, спастись от неминуемой аварии.

На видео рассказано, как нужно правильно производить обгон на скользкой дороге:

В новых ПДД обгон означает опережение одного или нескольких автомашин, совершаемое выездом на встречную полосу и последующим возвращением на занимаемую часть дороги. Нарушение правил обгона, особенно зимой, не то что приводит к правонарушению и штрафам, а часто к тяжёлому ДТП. Помните это!

Чтобы полностью обезопасить обгон зимой, следует:

  • не совершать манёвра сразу за обгоняющим транспортным средством, а сначала понять намерение водителя;
  • не начинать обгон ни в коем случае, если вас самих начали обгонять;
  • перед совершением манёвра тщательно убедиться, что путь впереди и сзади свободен (это помогают сделать зеркала бокового и заднего вида);
  • обязательно включать поворотник и тем самым предупреждать других участников дорожного движения о манёвре;
  • после совершения обгона необходимо взглянуть вправо, чтобы убедиться, что путь на свою полосу свободен, включить правый поворотник и перестроиться в свою полосу;
  • быть особенно внимательным, обгоняя грузовики, фуры или другие длинные транспортные средства;
  • не превышать разрешённую на каждом участке пути скорость при обгоне.

Занести зимой может и на средней скорости

Особенности езды в зимний период связаны не только с неоднородностью дороги, когда на трассе чередуются полосы из снега и сухого асфальта. Часто ранней зимой или с началом весны на дорогах наблюдается гололёд — самое опасное покрытие!

Ехать по гололедице можно, но только так, чтобы все четыре колеса находились на однородном покрытии. Другими словами, нельзя допускать, чтобы одна часть колёс ехала по сухому асфальту, а другая по гололедице. Это создаёт разный коэффициент трения и как следствие — происходит полная потеря управления транспортным средством.

Оно даст понять, чем опасны особенности зимнего обгона и почему нельзя набирать максимальную скорость на такой дороге.

Как видим, водитель набрал опасную скорость, а состояние дороги этому не способствовало. Участки пути неоднородны и чередуются заснеженные полосы, гололедица и сухой асфальт. Всё это привело к неуправляемому заносу влево и тяжёлой аварии. Хорошо ещё, что по встречке не ехало другое транспортное средство.

На видео водитель слишком резко нажал на педаль тормоза, что и привело к заносу:

Сразу становится ясно, что совершать обгон в таком случае было очень рискованно.

Прежде чем совершать обгон на дороге зимней, следует думать так: а нужен ли он и так необходим? До места назначения можно доехать и несколькими минутами позже, зато убережёшь себя от непредвиденной ситуации. И если есть какие-либо сомнения относительно качества дороги, времени прохождения пути и т. п., от манёвра нужно сразу же отказаться.

Если всё-таки вы хотите научиться обгону в зимнее время, нужно потренироваться. Таким образом, можно будет проверить свои умения к зимнему обгону. Конечно же, проводить обгон-имитацию нужно на пустынной дороге. Заходим в левый ряд, ускоряемся на 20–30 км/ч и едем так метров 500, после чего перестраиваемся в правый ряд. Если вы сумели удержать автомобиль в нужном положении и он не дёргал влево или вправо, значит, совершить такой манёвр в реальной ситуации вы сумеете.

На видео показано, как легко потерять управление на скользкой дороге:

Видите, что вроде не такая высокая скорость, а Мерседес занесло и закрутило, как сумасшедшего. В этом случае водителю и другим участникам просто повезло, а могло быть намного хуже. Обратили внимание на скорость, которую записал видеорегистратор (в правом нижнем углу) при обгоне? Она была равна 42 км/ч, а это означает, что обгоняющий ехал на скорости 60 км/ч. Скорость вроде невысокая, но как занесло!

И в заключение хотелось бы дать совет: не спешите, наслаждайтесь каждым мгновением жизни, предназначенным для учения вас чему-то новому! Не превышайте скорость и не идите на обгон зимой, если на это нет особых причин!

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.

Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2020 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье “Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения”.

Читать еще:  Как посчитать выплату по ОСАГО после ДТП

Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.

Для начала рассмотрим актуальное понятие “обгон” из пункта 1.2 ПДД:

Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на перекрестке

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки 2.3.1 – 2.3.7:

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2020 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Штрафы за неправильный обгон в 2020 году

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз – в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Читать еще:  Дешево избавляемся от скрипящего салона

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Рассмотрим особенности этой статьи:

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

За безопасность на дорогах России

Войти с помощью

В зимнее время, как известно, дорога предъявляет совершенно иные требования к водителю, нежели тот же путь летом. Обгон на трассе в этот период становится предельно сложным и, часто, необоснованным маневром. Снег, ограниченная видимость, разнородное покрытие — это только часть неприятных факторов, прилагающихся к оценке и без того непростого маневра. Дополнить картинку может снегопад, гололед, слепящее зимние солнце. В общем, зимняя дорога требует от водителя повышенной собранности и осмысленности в своих действиях.

Особенно опасным зимой становится обгон на ветреных и заснеженных участках дороги. Когда отвалы снега, разнесенные ветром, образуют «снежные перемёты». Эти неровности и трамплины отлично сливаются с зимним пейзажем. Наезд на большой скорости на такое препятствие станет фатальным даже для грузовика. Край обочины тоже легко может стать еще одной неизвестной переменной. Часто, после очистки трактором, остаются широкие полосы вдоль дороги, а край проезжей части под ним может оказаться значительно ближе. Выбирая место для обгона, водитель часто руководствуется шириной дороги, а в зимний период этот параметр очень обманчив. Кроме того, отвалы снега по краю легко скрывают выезды с прилегающих территорий, и, при выходе на обгон, необходимо понимать, что выезжающий с прилегающей территории на дорогу автомобиль может быть скрыт снегом. Небольшим утешением становится водительская примета: Где сугроб – там выезд. Следовательно, идти на обгон на заснеженной дороге необходимо крайне взвешенно, стремясь учесть все возможные, а то и невозможные обстоятельства.

Понимая всю сложность стоит задуматься, что побуждает водителей совершать подобный маневр. Ехать быстрее? А даст ли на самом деле обгон выгоду по времени? Можно долго производить математические расчёты и прикидывать вероятности, а можно присмотреться к «знатокам дорог» – водителям грузовиков. Они едут равномерно и с постоянной скоростью, стремясь не останавливаться. Так как знают – любая кратковременная остановка добавит больше времени к пути, чем борьба за считанные секунды на встречной.

Если же обгон все таки становится необходимостью, стоит запомнить несколько важных моментов. В первую очередь, чем меньше времени вы проведете на встречной, тем безопасней маневр. Второе, выходя на встречную полосу необходимо иметь запас в скорости. Где взять? Разгон выполнять еще до выхода на встречку, используя для него увеличенный запас дистанции. Кстати, если держать до выхода на встречную полосу большое расстояние от обгоняемого автомобиля, то можно увидеть ситуацию значимо раньше. И, появляется возможность, в случае изменения ситуации, отказаться от маневра даже еще не находясь на встречной…

И, безусловно, стоит помнить, что преимущество в скорости должно быть разумным. В первую очередь – не выходящим за рамки разрешенной скорости. В ДТП, причиной которых стало выполнение маневра обгона, водителю чаще всего не хватает либо запаса скорости, либо человеческих возможностей. Избыточная скорость порождает новые проблемы, которых также лучше избегать. Например, бывает так, что в центре дороги собирается плотный сугроб. Водители, выходя на обгон, вынуждены его пересекать. При этом, одна сторона автомобиля еще находится на снежной поверхности, а другая на асфальте. Что же происходит в этот момент? Автомобиль упираясь колесами в снежный отвал, может легко потерять устойчивость. И чем выше скорость, тем хуже последствия.

Резюмируя все вышесказанное, давайте выведем несколько простых правил, отвечающих на вопрос, как нужно обгонять на трассе зимой? Правильный обгон на зимней трассе подразумевает в основе своей следующие два фактора: целесообразность и стремление минимизировать угрозу. Эти правила должны засесть в памяти как новичков, так и опытных водителей:

– Зимой на дороге ничего нельзя делать резко: ни тормозить, ни газовать, ни поворачивать рулевое колесо, потому что, все реакции на действия водителя в случае заноса или скольжения идут с некоторым опозданием. Тяга ведущих колёс должна оставаться минимальной. Активно ускоряться можно только в случае попадания обоих ведущих колёс на участок с чистым асфальтом.

– Лучше проводить разгон на прямом дорожном участке, чем на искривленном. После того, как обгон завершён, важно неспешно стабилизировать скорость. Без резких «сбросов» газа и торможений. Направлять автомобиль точно, без резких движений рулем. Удерживать руль при этом нужно прямо, снижая риск возникновения заноса. Напомним, что резкое маневрирование через снежные отвалы грозит заносом, а вот контролировать заскользившую заднюю ось автомобиля в состоянии не каждый даже опытный водитель.

– Если перед совершением обгона летом на трассе нужно оценивать дорожную ситуацию, то зимой это требуется делать еще более точно, стремясь до миллиметра взвесить выгоду от маневра и угрозу жизни. В новой редакции правил дорожного движения обгон определяется как опережение одного или нескольких транспортных средств, совершаемое выездом на полосу встречного движения с последующим возвращением на занимаемую полосу.

– Чтобы сделать обгон на заснеженной дороге максимально безопасным, не нужно начинать манёвр сразу за обгоняемым автомобилем! Держите дистанцию и предупредите всех о своих намерениях, если необходимо посигнальте светом впереди едущей машине. Стремитесь понять намерения других водителей.

– Никогда не начинайте обгон, если вас самих уже начали обгонять. Пользуясь боковыми зеркалами, убедитесь, что путь не только впереди, но и сзади свободен. При осуществлении обгона обязательно включайте соответствующий сигнал «поворотника», тем самым оповещая участников дорожного движения о своих намерениях. После того как опережение завершено, и вы возвращаетесь в собственную полосу, обязательно взгляните направо и убедитесь, что путь свободен. Включите правый «поворотник», и тогда перестраивайтесь.

Читать еще:  Как избавиться от коррозии на автомобиле

– Проявляйте особую внимательность при обгоне грузовиков, фур и других габаритных транспортных средств.

– Стремитесь не превышать разрешённую скорость во время обгона. Часто в начале зимы или ранней весной на дорогах наблюдается гололёд, а это покрытие наиболее опасно. Ехать по нему лучше всего, так, чтобы все колёса находились на однородной поверхности. Нельзя допускать, чтобы два колеса ехали по сухому асфальту, а другие скользили по гололёду. Вследствие этого возникает разный коэффициент трения с последующей полной потерей управления автомобилем.

– И самое главное, перед осуществлением обгона на заснеженной дороге сначала подумайте, а действительно ли он так необходим? До нужного места можно ехать и несколько дольше, но с уверенностью, что вы не попадёте в непредвиденную ситуацию. Если же присутствуют некие сомнения относительно качества дорожного полотна, времени прохождения пути и тому подобное, от маневрирования лучше отказаться.

Помните, что занести может и на небольшой скорости при обгоне на заснеженной дороге. Не спешите! Наслаждайтесь каждым моментом своей жизни! Не превышайте скоростной режим и не обгоняйте зимой, если на то нет особенных причин.

Всероссийская социальная кампания “Повод для обгона” реализуется Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром “Движение без опасности” согласно второму этапу исполнения поручений президента РФ по результатам заседания Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения.

Езда по зимней трассе: простые правила

Снег и гололед – не лучшие спутники для передвижения по скоростным трассам. Но если выхода нет и отправляться в дорогу придется – читайте наши советы.

Выбор скорости и дистанции

Тут правила как и для города зимой: разрешенную скорость смело урезайте на треть, а то и на половину. В итоге вместо летних 90-120 км/ч будете ехать 60-80 км/ч – зато не улетите в кювет. И не нужно смотреть на других. Возможно, у них шины Michelin, серьезно настроенный мотор под капотом и в качестве водителя – инструктор по контраварийной подготовке. Вы точно хотите тягаться? Или предпочтете доехать пусть медленнее и дольше, зато гарантированно?

Что касается дистанции, тут главное помнить, что торможение на скользком покрытии получится не таким эффективным, как обычно, и пользоваться правилом четырех, а лучше – пяти секунд.

  • То есть выбираете ориентир, например, столб или дерево, ждете, пока впереди идущая машина поравняется с ним, и начинаете отсчет. Если ваш автомобиль проходит то же расстояние не раньше, чем за 5 секунд – все в порядке. Если быстрее – лучше притормозить.

Не забывайте следить за боковым интервалом. Во-первых, зимой обзорность и так неважная, вы рискуете попасть в «мертвую зону» обзора другого водителя. Во-вторых, старайтесь двигаться в шахматном порядке. Если занесет соседний автомобиль, у вас хотя бы будет время и пространство для реакции и манёвра.

Правильное торможение и разгон

Зимой чем сильнее давишь на тормоз, тем больше заносит машину. Проблему решает система ABS, но все же лучше выбирать скорость так, чтобы не пришлось экстренно тормозить, а перед входом в поворот сбрасывать скорость заблаговременно и понижать передачу, чтобы проходить закругление дороги под постоянной равномерной тягой.

  • Оптимальное зимнее торможение – плавными прерывистыми движениями выжимать педаль тормоза, имитируя работу ABS. Это сокращает тормозной путь и предотвращает занос и потерю управляемости.

Причем риск заноса многократно возрастает не только при экстренном торможении, но и при интенсивном разгоне. Следите, чтобы правая нога работала максимально плавно.

Не менее важно правильно выбирать передачи на машинах с МКП. Зимой они должны быть повышенными, а обороты – не выше 2000. В противном случае, колеса будут пробуксовывать.

Обманчивый асфальт

Зимой нельзя доверять зрительной оценке ситуации. Чистый на первый взгляд асфальт на дороге может оказаться с тонкой ледяной корочкой или пленкой слякоти. То есть сцепление колес с дорогой на минимуме, а водитель управляет машиной, как летом.

  • Поэтому ориентироваться на визуальные эффекты не стоит. Чувствуете, что машина чуть хуже реагирует на нажатие тормоза, сомневаетесь в том, что асфальт высушен морозом и солнцем – это не асфальт, а уже гололед. И действовать нужно соответственно.

Другая распространенная ошибка – паника при резком попадании машины на гололед. А ведь любой резкий и необдуманный маневр водителя, будь то переключение передач, торможение или кручение рулем, приведет к заносу.

Участок с гололедом вряд ли будет слишком длинным, к тому же дороги посыпают. Не паникуйте и преодолейте эти пару (десятков) метров, крепко держа руль прямо обеими руками и тихонько отпуская педаль газа.

Работа рулем

По понятным причинам при поездке по зимней трассе лучше максимально сократить угол работы рулем. Даже в поворот старайтесь входить так, чтобы не крутить руль больше чем на 30 градусов.

Запомните: любое резкое движение рулем на зимней дороге на скорости – и машина уйдет в занос. Хорошо, если на обочину. А может и развернуться посреди встречной или вылететь в кювет.

Скоростное маневрирование

Маршрут движения стоит продумать заранее – так, чтобы минимизировать перестроения из полосы в полосу. Вообще, поменьше «скачите» и оставьте крайнюю левую для гонщиков.

Типичны зимние аварии на трассе, когда впереди машины движется большегруз, поднимая за собой клубы снега и слякоти, все это летит в лобовое стекло сзади идущему автомобилю – и водитель, не разобравшись как следует в ситуации, спешит избавиться от помехи – и идет на обгон фуры, например, не замечая опасность впереди. Такие маневры недопустимы на зимней дороге!

  • Лучше увеличить дистанцию, пропустить «летунов», а в некоторых случаях – даже съехать на обочину и переждать, пока караван автомобилей и большегрузов пройдет и можно будет спокойно ехать дальше.

Смертельный обгон

Зимой к самому сложному маневру добавляется, помимо плохой обзорности и низкого сцепления колес с дорогой, еще и другая опасность – снежные «брустверы» между полосами.

Когда колеса одной стороны попадают на такую полосу, машина норовит сорваться в занос – и если водитель не знает о таком эффекте или не может справиться с заносом, автомобиль улетит на встречную полосу и в кювет. Поэтому на скоростной трассе лучше не обгонять, а если все же пришлось – помнить о ситуации со снежными «бортиками» между полос и сохранять максимальную концентрацию и управляемость.

  • Даже если начался занос, не паникуйте, не бросайте руль – боритесь до конца. Лучше заехать в сугроб, чем на встречку. Помните, что у вас все же сохраняются возможности управлять машиной, особенно в первые его секунды. Плавно, но сильно, обеими руками направляйте машину туда, куда необходимо вырулить, при этом на заднем приводе отпустите газ, на переднем – прибавьте.

Итого

Бояться нужно не зимней трассы как явления, а тех водителей, которые не понимают, что погодные условия – прямое руководство к смене привычного стиля вождения, и продолжают лихачить. Минимизируя маневры, снизив скорость и соблюдая обозначенные правила, а также выбрав надежный современный автомобиль, вы легко доберетесь до пункта назначения даже по сложной дороге.

  • О безопасном вождении зимой в условиях города узнаешь здесь.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector