Какие привычки при вождении раздражают ребенка?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Какие привычки при вождении раздражают ребенка?

Три самые раздражающие привычки подросшего грудничка. И как с ними бороться

Кроха первых месяцев жизни, блаженно сопящий у маминой груди, практически у всех вызывает только нежные чувства. Но малыш растет, становится все более активным, и часть его активности переносится на кормление грудью. Бывает, что близко к году мама решает прекратить кормление только потому, что новые привычки ее подросшего грудничка вызывают у нее большое раздражение, а других способов справиться с ситуацией, кроме отлучения, она не видит. Вот о таких привычках мы сейчас и поговорим.

Прежде всего, главное, что обо всем этом стоит помнить: раздражающее маму поведение является не каким-то «извращением», и не «манипулированием», и не сознательным желанием позлить маму. Нет, все это — особенности детского развития, которое проходит через определенные этапы. Более того, оно даже не свойственно исключительно грудничкам, как считают некоторые, и в тех или иных формах встречается и у детей, которые могут уже давно не получать мамину грудь. Поэтому для некоторых мам большим разочарованием становится ситуация, когда малыша со стрессом для всех сторон отлучают, а то, что мама считала проблемой, просто перешло в другую плоскость (причем иногда сама мама полагает, что в этой, другой плоскости стало лучше, а иногда — что еще хуже прежнего).

Так что же, нужно терпеть? Все зависит от маминого восприятия. То, что самой маме неприятно, противно, больно, раздражает, терпеть не нужно никогда. Кормление грудью не должно превращаться в процесс, где одна сторона получает удовольствие, а другая страдает. Но бывает, что все или часть «вредных привычек» малыша мама воспринимает совершенно спокойно, без внутреннего напряжения или отторжения, — тогда, конечно, никаких действий не требуется. На самом деле, даже если мама не будет делать со всем этим абсолютно ничего, в какой-то момент малыш эти привычки все равно перерастет, и они уйдут сами по себе. Но и предпринять кое-что «прямо сейчас» без особого ущерба для своих и детских нервов тоже вполне возможно! Итак…

Во время кормления крутить сосок или щипать другую мамину грудь

У многих малышей такая привычка появляется во втором полугодии жизни, а после года такое стремление проявляют почти все. У этого явления есть определенный биологический смысл: скорее всего, дополнительная тактильная стимуляция пальчиков способствует координации сосания, а также помогает расслаблению и более мягкому отходу ко сну. Поэтому и многие дети-искусственники в этом возрасте предпочитают засыпать, перебирая какую-то облюбованную часть маминого тела (например, руку, ухо, прядь волос). А у грудничков чаще всего таким «любимым» объектом становится свободная мамина грудь или какое-то выделяющееся место на ней (обычно сосок, но это могут быть и крупная родинка, и складки в месте перехода груди в подмышку, и так далее). В общем, все вполне предсказуемо: что приятнее и интереснее всего на ощупь, то и теребим! Но понять отрицательные эмоции мамы, которую день за днем медленно, но верно начинают выбешивать щипки и выкручивания самых чувствительных мест, тоже можно, правда ведь?

Поэтому, повторюсь, если мама не испытывает никакого дискомфорта от похлопываний и пощипываний ребенка, то этот период можно просто переждать, он пройдет. Но когда маме неприятно, можно и нужно переключить малыша на другой объект. С одной стороны, хорошо бы чисто физически затруднить доступ к другой груди (надеть бюстгальтер, наклеить пластырь на родинку). С другой — обязательно предложить альтернативу: кому-то подходят пальчиковые игры типа «Сорока-ворона»; кому-то — маленькие игрушки вроде тех, которые лежат в шоколадных яйцах и которые могут «ходить» или «ездить» по маме; кто-то из детей увлекается ощупыванием «кормительных» бус с разной текстурой (оптимально сочетание бусин с разной текстурой, от простых гладких до рифленых и обвязанных).

По возможности для этих действий лучше не ждать «последней стадии гнева»: чем раньше мама отметила свое раздражение от новой привычки, тем проще найти ребенку какую-то замену до того, как он крепко привяжется к какому-то одному способу тактильной стимуляции. Иначе говоря, одно дело — отучить ребенка от кручения соска, если он этим увлекся три дня назад, и совсем другое — если три месяца: во втором случае малыш будет гораздо активнее настаивать на сохранении того, что ему эти три месяца помогало… Да, ребенок может капризничать вплоть до бросания груди, что очень смущает многих мам, желающих продолжать грудное вскармливание, и в итоге они возвращаются к дискомфортному для них кормлению. Но согласитесь, что потребность щипать или крутить мамину грудь все-таки не относится к жизненно важным для ребенка, обеспечить которые является маминым долгом? Стремиться нужно к тому, чтобы найти устраивающий всех компромисс, а не оставить одну из сторон недовольной. Поэтому, если малыш капризничает и отвергает все, что вы ему успели предложить, желательно постараться сохранять спокойствие, ласково разговаривать с малышом и гладить его, и самое главное — продолжать предлагать альтернативные способы занять пальчики: на какой-то он рано или поздно согласится.

Залезать на маму для кормления, как только она где-то присядет

Это особенно часто встречается у грудничков, которые надолго остаются дома с одной только мамой. Малыш прикладывается к груди просто от скуки, когда не знает, чем бы ему заняться еще, и как только видит присевшую где-то маму, рассматривает это как сигнал к кормлению (вне зависимости от того, чем в этот момент мама занята: собралась ли она поболтать по телефону, посмотреть телевизор или поработать за компьютером). Опять же, нужно оговориться, что часть мам воспринимает эту детскую особенность совершенно спокойно, полагая, что если в таких обстоятельствах отказывать в груди, то надо будет придумывать ребенку другое занятие, а дать грудь все-таки проще. Иначе говоря, если вы готовы каждый раз, усаживаясь где-либо, оказываться в компании присасывающегося ребенка, никакие иные действия не нужны, рано или поздно это тоже пройдет само (хотя на уход от этой привычки могут уйти уже не месяцы, как в предыдущем случае, а годы).

Если же мама хочет разорвать ассоциацию «присела — дала грудь», то и здесь работающими оказываются два пути: во-первых, те же самые отвлечение и переключение. Лучше всего помогает обилие новых внешних впечатлений и привлечение других людей: большинство мам замечают, что стоит выйти с малышом в гости, и ребенок, который дома каждые полчаса прикладывался, может часов пять вообще не вспоминать о груди. Взаимодействие с другими родственниками тоже снимет с мамы нагрузку «единственного объекта развлечения». Конечно, это уберет только кормления «от скуки», но именно на них и приходится большинство раздражающих частых прикладываний в течение дня.

И второй способ — создать у ребенка новую ассоциацию, такую как кормление в каком-то определенном месте, а не везде, где угодно. Это, кстати, даже легче, чем всякий раз придумывать новое занятие и переключать внимание малыша. Суть проста: мама выбирает какое-то удобное место в квартире, в котором кормит ребенка, когда сидит (когда лежит — это, понятно, будет кровать, но наша задача — найти альтернативу положению сидя). Обычно это уютное кресло или диван. И с этого момента, когда малыш дает понять, что захотел приложиться, мама озвучивает намерение «пойти в наше кресло» — и располагается с ребенком там. Через несколько дней у ребенка складывается понимание, что «мама села» не равно «мама села, чтобы кормить». В итоге ваш бегунок либо перестает залезать на колени и тянуться к груди всякий раз, как мама расположилась перед компьютером, либо сам приглашает маму к месту, которое она определила для кормления.

Предутреннее «зависание» на груди

Это актуально для детей, спящих вместе с мамой. Длинные предутренние сосания тоже обычно появляются либо во втором полугодии жизни, либо вскоре после первого дня рождения. Малыш вроде бы спит, но при этом держит грудь во рту и время от времени совершает несколько сосательных движений: это продолжается часами — обычно где-то в период часов с трех-четырех и до семи-девяти утра. А стоит маме попытаться забрать грудь, как ребенок просыпается и громко скандалит, после чего его приходится довольно долго усыплять вновь…

Какие-то мамы просто не обращают на это внимания: ребенок спит, и сама мама спит. Но для мам с чувствительной грудью и тех, кто не может долго лежать в одном положении, такие многочасовые «зависания» представляют проблему: мама раздражается, не высыпается, чувствует усталость. Если вы понимаете, что эта особенность грудничков вас беспокоит, попробуйте способ, который помог многим матерям: как только вы понимаете, что ребенок засыпает с грудью во рту, осторожно забираете грудь. Малыш обычно просыпается и снова требует грудь — вы ее спокойно возвращаете, считаете про себя до десяти (или дожидаетесь, пока ребенок задремлет снова) и опять забираете. Дело в том, что ребенок хочет спать с грудью во рту, потому что для него это самый комфортный способ продолжать оставаться во сне, а когда мама создает новую связь «сосок во рту — придется просыпаться», этот способ, конечно, уже не работает. Обычно достаточно повторить отбирание груди несколько ночей подряд (будьте готовы к тому, что это может быть и по 5–10 раз в каждое пробуждение), и малыш не только перестает скандалить при отбирании груди, но и сам начинает выпускать ее, чувствуя, что засыпает.

Авторка: Ирина Рюхова, консультант по грудному вскармливанию, координатор проекта «Новый уровень», автор нескольких книг о грудном вскармливании.

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.

Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Читать еще:  4 аварийно-опасных цвета автомобиля

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Когда ребенок раздражает

Как победить свой гнев?

Наверное, каждая мама хоть раз испытывала “запретные” чувства: злость на собственного малыша, гнев, раздражение, а потом — мучительные стыд и вина. При этом, если в отношениях со взрослыми людьми наши негативные эмоции могут и не нанести большого урона, то в отношениях с ребенком они всегда разрушительны. Особенно если такие эмоциональные вспышки повторяются раз от разу.

Родительская любовь всегда противоречива. С одной стороны, ни с кем у матери нет такой тесной связи, как с ребенком. С другой, ответственность за жизнь и благополучие ребенка, зависимость собственной жизни от жизни ребенка — всегда тяжкий груз, и потому сохранять постоянный позитивный настрой не так-то просто.

Раздражение от усталости

“Мой малыш родился недоношенным и с первых дней с ним очень много проблем. Он постоянно плачет, кричит, чего-то требует, ночами не спит. Иногда на меня находит такая злоба, что я себя не узнаю — могу начать орать на него или шлепнуть в порыве гнева. Потом сама плачу вместе с ним, обещаю себе, что это в последний раз, но ничего не могу сделать, и это повторяется вновь и вновь. Все окружающие считают меня добрым человеком и отличной мамой, а я — вот такая”. (Эвелина, 25 лет)

Все мы иногда злимся — на случайных прохожих, начальника и коллег, родственников и друзей. Почему же приступы злости и раздражения на собственного ребенка стоят особняком?

Во-первых, возникает недоумение, переходящее в тревогу: это самый любимый, родной и долгожданный малыш, я люблю его — так что же со мной происходит?

Во-вторых, осознание: это просто ребенок, даже если он ведет себя плохо, взрослый человек тут я — и должна держать ситуацию под контролем.

Ну и наконец, третье — понимание полной детской беззащитности: я часто срываю на ребенке свои негативные эмоции, которые на самом деле направлены вовсе не на него — малыш невольно становится громоотводом.

Итак, это не просто злость, это и растерянность, чувство стыда, вина, злость на саму себя. А малыш не может всего этого не замечать. Как он реагирует? Чаще всего его поведение, ставшее изначальным поводом для маминых эмоций, делается еще хуже. Мама злится больше, снова обвиняет себя, ребенок становится совершенно невыносимым — и так по кругу.

Мамин гнев, особенно когда он становится повседневным, всегда подрывает веру ребенка в безопасность окружающего мира, в ценность его личности, в безусловность любви близких. Дети недостаточно опытны, чтобы понимать мотивы поведения взрослых. Они слишком заняты своими собственными ощущениями, чтобы анализировать причины тех или иных поступков других людей. Например, если ребенку делают громкое и сердитое замечание, ему кажется, что родители отвергают его. Он держит в памяти действия и высказывания, повлекшие за собой испорченное настроение и досаду. Он не осознает, что родители, пытаясь изменить его поведение к лучшему, проявляют тем самым свою любовь.

Поэтому с собственными эмоциями просто необходимо разбираться, помня о том, что именно на нас, взрослых, лежит ответственность по созданию адекватных отношений с ребенком.

О причинах

Оксана (25 лет) ждала ребенка в чудесном настроении, все протекало прекрасно, и она представляла себе, как у нее начнутся роды, придет врач, примет красивого розовенького ребенка, как она приложит его груди. Она представляла себе, что будет с улыбкой смотреть на своего малыша, пока он утоляет голод, а потом уложит его в красивую кроватку и станет обсуждать с мужем прошедший день. Представляла, как обе бабушки будут мечтать посидеть с ребенком, пока его мама отдыхает. С первых схваток все пошло не так. Оказалось, что рожать больнее, чем она себе представляла, и доктор делил свое внимание между ней и еще двумя женщинами, а ребенок оказался вовсе не розовеньким, а каким-то синим, и грудь он сразу брать не мог, доктор объяснила: мол, сосок очень неудобный. Оксана все чаще плакала: ну почему ей никто об этом раньше не рассказал, ну почему муж все время на работе, а после работы он хочет спать, свекровь ходит по театрам и подругам, отвечая: “Это же твой ребенок, вот подрастет, буду с собой брать в театры”. Кормление грудью превратилось в сплошную муку: сначала ребенок не хотел брать грудь, а потом часами не мог от нее оторваться. С началом кормления Оксана мечтала о том, чтобы уложить ребенка в кровать, но он и там не хотел лежать. Слезы днем, слезы ночью — и все одна, одна. На самом деле родные помогали Оксане очень много, но оказалось, что это была не та помощь, которую она себе напредставляла, и поэтому ей психологически сложно было ее принять.

“Я очень ждала этого ребенка и считала, что буду хорошей мамой. Представляла, как буду заниматься с ним, читать ему книжки, ходить в театры. В реальности же наш с ним день состоит из бесконечных истерик — причем и его, и моих. Он не хочет умываться, не хочет убирать свою кровать, не хочет гулять, не хочет есть — ничего не хочет, все делает наоборот! Я срываюсь, кричу, просто схожу с ума. Все мои мечты и идеалы оказались сказками. Сейчас я думаю, что, наверное, лучше бы продолжала строить свою карьеру. Я отказалась от всего, чтобы стать мамой, но, видимо, я не создана для этого. ” (Ирина, 30 лет)

Отчего мы злимся на ребенка? Причина, а точнее, повод, найдется каждый день: без конца плачет, не собирает за собой игрушки, капризничает, устраивает истерики в магазине, не хочет делать уроки и так далее.

Но причина ли это для столь сильных реакций, эмоций, зачастую бесконтрольных и пугающих нас самих? Конечно же, есть что-то еще, что-то не в ребенке, а в нас самих. Что же это может быть, в чем причины вспышек раздражения и злости?

Усталость

Особенно это актуально для мам детей до года. Если женщине никто не помогает с ребенком, или эта помощь минимальна, на нее сваливается такой груз забот, что усталость тут неминуема. Особенно остро эта проблема встает, если ребенок болен. Усталость эта и физическая, и эмоциональная — мамы малышей почти всегда едят урывками, спят мало, а даже если спят, то “с включенным мозгом”, чтобы слышать каждый вздох любимого чада. Это изможденное состояние неизбежно ведет к нервным срывам, а объектом, конечно, чаще становится ребенок, ведь мама почти всегда с ним наедине.

Сужение жизненного пространства

Маме маленького ребенка почти всегда приходится оставлять в стороне свои интересы, работу, прежние увлечения и привычки — все ее время и силы уходят на одно, на заботу о малыше. Первые несколько месяцев это происходит само собой, на волне материнского инстинкта. Когда же ребенок чуть подрастает, начинает сам сидеть, ходить, отказывается от груди, наступает определенный кризис. Такой очевидной нужды в маме у ребенка уже нет, мама вдруг осознает, как соскучилась по своей собственной жизни и устала “сидеть в четырех стенах”, но реально она не может отделить ребенка от себя и зачастую не имеет возможности посвятить какое-то время себе самой. Тяжелее всего, когда помочь с малышом некому, но иногда дело не только в этом. Многие мамы теоретически имеют возможность оставить ребенка ненадолго с папой, бабушкой, подругой и выйти куда-то по своим делам, но не считают себя вправе (“как я могу развлекаться и бросать своего малыша?”). Выбор вроде бы сознательный, но невольно мама все равно видит причину в ребенке и рискует сорваться на нем.

Читать еще:  5 популярных мифов, которыми обманывают себя все водители

Внутренний запрет на негативные эмоции

Как известно, если кипящему чайнику заткнуть носик, его в конце концов просто разорвет. Если мама категорически не разрешает себе по мелочам злиться и раздражаться на любимого малыша, в итоге это кончится эмоциональным срывом. Особенно часто так бывает в семьях, где малыш долгожданный, единственный. Ребенок сделал что-то не так, маму это естественным образом злит, но она сдерживает эмоции и спокойно объясняет ребенку, в чем его ошибка. На самом деле ребенок вполне способен пережить мамину злость, если она адекватна поступку, это даже необходимо для его эмоционального развития. Ураган же отрицательных эмоций в ответ на какую-то мелочь, ставшую “спусковым крючком”, его в самом деле напугает. Не говоря уж о том, что разряжать негатив можно не только в отношениях, но и слушая громкую музыку, разрывая на мелкие клочки бумагу, занимаясь спортом — каждому свое.

Завышенные ожидания от ребенка

Одна мама рассказывала о том, что ее пятилетний ребенок никак не может самостоятельно выполнять дома задания, полученные на курсах раннего развития, и она страшно злится и начинает кричать на него. Виноват ли здесь сам ребенок в маминой злости? Нет. Виноваты ее завышенные ожидания. Пятилетний ребенок не способен самостоятельно выполнять какие-то задания или без напоминания мамы лечь спать — у него еще не сформирован самоконтроль. Реальные представления о возможностях и трудностях ребенка очень важны.

Сомнения в собственной компетенции

Часто это бывает в период возрастных кризисов, когда ребенок, еще вчера послушный и спокойный, вдруг полностью выходит из-под контроля. Растерянность родителей переходит в чувство бессилия, бессилие — в злость и раздражение. Подсознательный страх “Я — плохая мать” внешне проявляется в более понятном “Он — несносный ребенок!”. И пока мы не начнем задумываться о своих действиях и менять их, не исчезнет злость, не изменится поведение ребенка.

Личностные проблемы

Заниженная самооценка, конфликтные отношения с собственными родителями, неприятие себя, депрессия, утраты, семейные конфликты и так далее — все эти проблемы никуда не исчезают с рождением ребенка, а часть из них только обостряется. Нерешенные проблемы, глубоко запрятанная боль всегда приводят к странным, необоснованным извне, срывам и зачастую — на самых близких.

Проекции

“Он ведет со мной так же, как его отец, мой бывший муж!” — жаловалась одна мама на своего сына. Наша злость на ребенка нередко на самом деле злость на его отца, на собственных родителей, на самого себя.

Что можно изменить?

Прежде всего, конечно, важно разобраться в причинах. Отделить то, что касается собственно ребенка, от того, что касается себя самой.

Часто мамы задают вопросы: как мне помочь ребенку развить нужные качества, как воспитывать его, чтобы он слушался, и так далее. Все эти действия довольно бесполезны, пока мама видит ребенка необъективно, сквозь свою усталость, свое раздражение, через призму собственных проблем.

Помните, как стюардессы говорят пассажирам в самолете при инструктировании? “Если вы путешествуете с ребенком, сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом — ребенка”. На первый взгляд звучит эгоистично, но мы понимаем, что это правильно. То же касается и воспитания. Мама должна позаботиться о себе, только тогда она сможет заботиться о ребенке.

Несколько практических рекомендаций

Постарайтесь так организовать вашу жизнь, чтобы было хоть минимальное время на себя, на свои увлечения и любимые занятия, а также просто на отдых. В первую очередь — позвольте себе это психологически.

Не начинайте воспитательных бесед с ребенком, если чувствуете, что устали, раздражены. Меняйте ситуации, вызывающие вспышки злости. Например, если это всегда происходит, когда вы проверяете уроки ребенка, перестройте ситуацию, даже не берите в руки его тетради, а, например, напишите для ребенка список, что он должен проверить у себя в тетради сам.

Сделайте все, чтобы научиться не отвечать на провокации ребенка немедленно. Считайте до десяти, заставляйте себя сначала сделать несколько глубоких вдохов. Голова проясняется, и уже гораздо проще становится реагировать адекватно. Наиболее разрушительны всегда неконтролируемые вспышки гнева.

Попробуйте не винить себя в испытываемых эмоциях, а переключиться на рациональный подход, на поиск реального выхода. Какие-то, пусть небольшие, изменения всегда возможны. А вина только усугубляет ситуацию.

Если вы сорвались на ребенке и чувствуете, что это незаслуженно, просто извинитесь перед ним, скажите о том, что очень сожалеете. Искренние извинения не нанесут урона родительскому авторитету, а даже наоборот — укрепят его.

Учитесь выражать ребенку свои негативные эмоции, связанные с ним, в форме, не наносящей вреда. “Как ты меня разозлил этим своим поступком!”, “Я ужасно устала сегодня, дай мне пять минут тишины, а потом поиграем” — говорите это так, чтобы эмоции выходили наружу, но не обижали и не оскорбляли другого человека, ребенка.

Найдите время, чтобы проанализировать ваши чувства: в какие моменты они чаще возникают, в ответ на какие действия ребенка, что разогревает негативные эмоции еще больше. Чем больше вы будете понимать свои эмоции, тем проще вам будет ими управлять.

Заручитесь поддержкой близких — не стесняйтесь говорить о своих эмоциях, своей усталости, раздражении. Находите возможность выговориться, это очень помогает, не старайтесь быть эдаким стойким оловянным солдатиком.

Если не удается справиться с проблемами самостоятельно, обязательно обратитесь к специалистам.

Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?

Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?

Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их детей появляются странные, необъяснимые и очень устойчивые привычные действия. Эти странные «привычки» могут появиться внезапно или нарастать постепенно. Сначала появляется один элемент действия, некоторое время повторяется, затем к нему присоединяется другой, третий… Родители начинают бить тревогу тогда, когда эти странные, непривычные и не имеющие никакого рационального объяснения «привычки» становятся заметными для окружающих или мешают ребенку учиться, общаться в детском саду или выполнять обычные ежедневные действия.

Одной из сложностей для родителей выступает то, что нет какого-то определенного описания этих «привычек». У каждого ребенка они свои. Родители задаются вопросом «что это»? Это издержки воспитания, странные склонности ребенка или болезнь? Приведу несколько примеров.

Девочка, 5 лет. В возрасте 4 года, 8 мес. наотрез отказалась надевать шапку. По мере изменения температуры на улице (наступления осени и зимы) проблема усугублялась. Каждый раз, при одевании шапки или любого другого головного убора – истерика, которая не прекращается даже если родители настаивают и одевают ребенка, выводят на улицу. На улице постоянные попытки снять шапку, непрекращающийся плач, падения на землю и т.п. Девочка успокаивается и «забывается» только спустя 2 – 3 часа прогулки. Но в каждый следующий выход на улицу все повторяется сначала.

Мальчик, 11 лет. Сначала появился страх темноты. Боялся ложиться спать, если выключен свет. Потом к этому страху присоединился страх туалетной комнаты. Избегает заходить в туалетную комнату один. Соглашается зайти и справить нужду только в присутствии отца. Может по долгу не ходить в туалет или просит, чтобы ему дали горшок… Ребенок не может объяснить, чего именно он боится. Никакие уговоры родителей не помогают ребенку справиться со страхом. Попытки родителей не поддаваться на «манипуляции» сына приводили к тому, что мальчик справлял нужду в штаны….

А. девочка, 10 лет. Обратились по поводу школьных проблем. Несколько месяцев девочка под разными предлогами пытается избегать посещать школу. По утрам сказывается больной или сбегает с уроков. Причиной такого поведения послужили навязчивые звуки, которые издает девочка. С некоторой периодичностью А. выкрикивает протяжное «Ииии». После этого кажется испуганной и подавленной, но через некоторое время вновь издает этот же звук. По словам мамы, эта особенность появилась примерно полгода назад. Сначала не обращали внимания, считали, что обычная детская игра и пройдет самостоятельно. Но А. издавала звуки не только, когда играла одна, но и во время принятия пищи или когда всей семьей смотрели телевизор. Никакие попытки уговорить А. не делать этого не имели успеха. Поскольку такое поведение продолжалось и в школе на уроках, это привело к тому, что одноклассники стали не только дразнить А., но и применять физическую силу – толкали и на уроках и на переменах, рвали ее тетради и т.п.

Столкнувшись с подобными особенностями поведения у детей, большинство родителей в первую очередь обращаются к неврологам. Чаще всего у таких детей не находят каких-либо отклонений и патологий в развитии. Иногда неврологи назначают успокаивающие препараты. Но, в подавляющем большинстве случаев, эффект от приема медикаментов либо не стойкий, либо полностью отсутствует.

Так что же это такое? И что делать родителям, если у их ребенка появляются навязчивые действия?

Устойчивые навязчивые действия, практически не поддающиеся волевому контролю и коррекции могут говорить об обсессивно-компульсивном расстройстве личности (обсессии – навязчивее мысли, компульсии – навязчивости в двигательной сфере). Обсессивно-компульсивное расстройство у детей может проявляться не только в описанных выше «странных» привычках или страхах, но и в виде тиков, простых и сложных. К простым тикам относятся моргания, подергивания головой, плечами, вокализации (голосовые тики). К сложным тикам относят навязчивые действия в виде прикосновения к отдельным частям тела в определенной последовательности, сгибания и разгибания пальцев рук, подпрыгивания и т.п.

Для детей с подобными особенностями развития характерно появление ритуалов – закономерной цепочки действий, которая обязательно должна быть выполнена. Это может быть простой ритуал в виде раскладывания одежды или предметов в определенной последовательности, ритуал умывания или сборов в школу. Или это может быть довольно сложная цепочка действий, не всегда имеющая рациональную природу – совершение последовательности определенных действий перед выходом на улицу или перед отходом ко сну (например, три раза обойти вокруг стула, затем посидеть на нем 1 минуту и вновь обойти вокруг него, но уже в обратную сторону). Если ребенку не удается совершить привычные действия или ритуал, нарастает напряжение, тревога, вплоть до панических состояний.

Следующая категория состояний, характерных для обсессивно-компульсивного расстройства – навязчивые сомнения и навязчивые страхи, такие как страх того, что что-то может случиться с родителями, страх заболеть какой-то болезнью, страх заражения.

К причинам подобных расстройств чаще всего относят конституциональные (врожденные) особенности личности. Исследователи чаще всего указывают на врожденную повышенную чувствительность таких детей, что приводит к выраженной боязливости и формированию тревожности как свойства личности. С недавних пор стали говорить о возможной роли стрептококковых инфекций, так как в ряде случаев расстройство возникало после перенесенного заболевания.

Поскольку имеет место повышенная чувствительность, то для провоцирования начала расстройства таким детям достаточно малозаметного для окружающих людей стресса. Именно из-за этого появление «странностей» в поведении ребенка для взрослых кажется не связанным с какими-то событиями. Тем не менее, первичный «пусковой момент» всегда присутствует.

В последние пятнадцать лет в мировой практике изменилось отношение к данному расстройству. Если раньше считалось, что обсессивно-компульсивное расстройство встречается довольно редко, то теперь известно, что распространенность данного расстройства довольно высока, но его диагностика затруднена в связи с тем, что дети, подростки и взрослые скрывают свои симптомы, так как осознают их необычность, «странность» и опасаются реакции окружающих людей.

Необходимо отметить, что далеко не все повторяющиеся действия действительно являются признаками обсессивно-компульсивного расстройства. Особенно важно учитывать возраст ребенка. Нередко в возрасте 5 – 6 лет у детей появляются навязчивые действия, которые имеют характер «внушенных» – ребенок мог увидеть и «подцепить» какое-то действие, жест или гримасу. Такие «внушенные» привычки проходят самостоятельно или легко поддаются психологической коррекции.

Читать еще:  Как оплатить просроченный штраф ГИДББ без квитанции

В целом же прогноз при обсессивно-компульсивном расстройстве неутешительный. По данным исследователей, только незначительное меньшинство детей выздоравливают через 2 – 3 года. У большинства детей симптомы устойчивы не только на протяжении всего детства, но и сохраняются в зрелом возрасте. Кроме того, симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства не ограничивается навязчивыми действиями или тиками – как правило, имеет место специфические особенности мышления и формирования структуры личности.

Какие методы лечения существуют? Безусловно, существует медикаментозная терапия, которую может назначить врач-психиатр. Но, повторюсь, лишь малое количество детей избавляются от симптомов. Когда медикаментозное лечение исчерпало себя, родители обращаются к психологам. Основным методом лечения является поведенческая терапия, дающая заметный эффект. Желательно, чтобы программу терапии для ребенка разрабатывал и проводил специалист не только специализирующийся на лечении обсессивно-компульсивых расстройств, но и умеющий работать с детьми. Программа лечения специфична для каждого возраста и чем младше ребенок, тем сложнее, зачастую, ему помочь.

Очевидно, что терапия подобных нарушений не может быть кратковременной.

Многие родители сталкиваются с проблемой поиска специалиста и, что немаловажно, с финансовым вопросом. Посещение психолога в течение нескольких месяцев – довольно дорого. Какие рекомендации можно дать родителям, если нет возможности обратиться за квалифицированной помощью?

Первое, что необходимо помнить, если у вашего ребенка есть вышеперечисленные симптомы, это то, что для таких детей нужна максимально благоприятная обстановка в семье, чтобы снизить уровень тревоги. Характерный для этих детей высокий уровень базовой тревоги зачастую является основой для появления симптомов и даже небольшой стресс может свести на нет полученные результаты.

Родителям не следует концентрировать внимание на симптомах, тем более наказывать ребенка за них. Лучшей стратегией является отвлечение. В момент, когда у ребенка начинаются привычные навязчивые действия, постараться переключить его внимание на что-то другое, желательно, чтобы то, на что родители переключают внимание ребенка, было достаточно сильным впечатлением, способным «захватить» внимание ребенка и некоторое время удерживать его.

Важен режим активности и отдыха. Достаточный сон и достаточная активность сами по себе являются факторами, улучшающими психическое и физическое здоровье детей, а в случае с детьми с обсессивно-компульсивным расстройством выступают как одно из важнейших условий. Активность помогает сбросить и нейтрализовать избыточное напряжение, накапливающееся из-за высокой тревожности ребенка. Кстати, родители не всегда замечают высокий уровень тревожности у ребенка, так как не знают, что именно относится к нормальным реакциям ребенка, а что свидетельствует о повышении уровня тревоги.

Для тех родителей, у кого достаточно времени, чтобы заниматься самостоятельно со своим ребенком для преодоления симптомов обсессивно-компульсивного расстройства могу предложить курс (www.b17.ru/courses/help_your_child/), в котором приведены методы для работы с детьми и даны инструкции, как самостоятельно провести с ребенком терапию, направленную на избавление от навязчивых действий и страхов у ребенка.

В заключение хотелось бы сказать, что не смотря на то, что обсессивно-компульсивное расстройство признается плохо поддающимся терапии и склонным к хроническому или рецидивирующему течению, самое опасное – «не замечать» проблемы. Все исследователи отмечают, что при проводимой терапии симптомы обсессивно-компульсивного расстройства если и сохраняются, то имеют значительно меньшую выраженность и склонность к расширению. Если же ребенок или подросток остается «один на один» со своей проблемой, симптоматика может утяжеляться и расширяться – к уже имеющимся навязчивым действиям добавляются новые, усугубляется склонность к обсессивному мышлению.

За консультацией к автору статьи можно обратиться по скайпу Login: mzayriy.

7 форм опасного детского поведения, которые должны встревожить любого родителя

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время от времени все дети устраивают родителям испытания для нервов, и это нормально. Но, если некоторые ситуации повторяются слишком часто, стоит заняться ими, чтобы они не выросли вместе с ребенком и не привели к очень неприятным последствиям. Специалисты также рассказывают, какие признаки должны вызвать тревогу у родителей.

Мы в AdMe.ru собрали 7 детских привычек, к которым нужно отнестись с особым вниманием, а при необходимости привлечь к их исправлению психолога.

Как понять, что проблема требует вмешательства?

Эти признаки означают, что ситуация не из тех, что решаются сами собой:

  • Поведение ребенка беспокоит вас месяц или больше.
  • Вы не контролируете происходящее.
  • От того, как ведет себя ребенок, страдают окружающие.
  • Поведение ребенка изменилось резко и без видимой причины. Например, если разговорчивая девочка с толпой подруг становится замкнутой и все время огрызается — это повод как минимум для серьезного разговора с ней.
  • У детей постарше страдает отношение к школе: падает успеваемость, случаются конфликты, иногда драки, начинаются опоздания и прогулы.
  • Появляются проблемы с питанием, сном, гигиеной.

Есть и другие моменты, к которым стоит присмотреться.

1. Неумение прощать

«Собака не захотела играть с сыном во дворе, потому что было жарко, а потом уснула».

Детей нужно научить выходить из конфликтных ситуаций. Вместо этого родители нередко учат всегда давать сдачу, хотя бы словами, притом что есть множество ситуаций, когда нужно отпустить негатив, чтобы потом не носить его в себе годами. Если же ребенок постоянно прокручивает в голове даже мелкие конфликты или старается обязательно отомстить обидчику — это тревожные звоночки.

Что делать?

Убедиться, что ребенок понимает, что такое «прощение» и в чем его смысл. Подать личный пример. Научить ребенка анализировать эмоции — свои и окружающих, чтобы понимать, почему случился конфликт. Объяснить, как можно выйти из неприятной ситуации.

2. Отказ от ответственности

«В детстве мой старший брат периодически сваливал на меня свои косяки, а чтобы я не настучала, говорил, что ябед в приют сдают. В общем, он настолько вошел во вкус, что свалил на меня „смерть“ телевизора, который он уронил и разбил. Вот только это случилось, когда родители уехали меня из больницы забирать. А я настолько привыкла брать вину на себя, что все подтвердила. Всыпали ему знатно, еще и за прошлые разы добавили», — рассказала одна из участниц сообщества «Подслушано».

А теперь представьте, что это взрослый, который сваливает вину за любую неудачу на окружающих, но уже на работе.

Что делать?

С детства приучать ребенка к ответственности, постепенно расширяя ее границы. Обсуждать с ним проблемы. Продуманно подходить к наказаниям за проступки, обязательно разбираться в их причинах. Составить четкие правила поведения и придерживаться их.

3. Чрезмерное упрямство

«Она сделала это со своими волосами специально. На распутывание ушло два с лишним часа».

Умение настоять на своем — хорошая черта, если при этом человек понимает, что иногда нужно идти на компромиссы, и может это делать. Это умение можно и нужно развивать именно в детстве, потом научиться ему будет намного сложнее.

Что делать?

Разобраться в чувствах ребенка, чтобы понять, почему он упрямится. Научить ребенка понимать свои и чужие эмоции и мотивы. Обозначить четкие границы «можно» и «нельзя». Не поддаваться на провокации. Отказаться от упрашиваний, подкупов, споров, наигранного безразличия, обвинений, попыток пристыдить и других похожих способов. Говорить спокойно, понятно, недвусмысленно: «Сладости будут только после того, как съешь суп» вместо «Ты же перебьешь кексом аппетит». По возможности идти на компромиссы.

4. Манипулирование

Этот ребенок забрался туда и стал звать папу на весь магазин.

Иногда дети пытаются манипулировать очень прямо, например, устраивая истерику в магазине, иногда — намного более тонкими действиями. Результат один — окружающие делают то, что от них хотят, порой против своей воли. Но ребенку нужно понять, что на этом фундаменте не получится построить здоровые отношения ни с семьей, ни с друзьями, ни с кем-либо еще.

Что делать?

Научиться отличать капризы и истерики, направленные на получение желаемого, от реакций на то, что действительно беспокоит ребенка. Давать ребенку достаточно своего внимания — часто манипуляции появляются, когда не хватает общения с родителями. Реагировать на такое поведение спокойно, без криков и угроз — это сложно, но иначе результата не будет.

5. Страх перемен

Помните, как Шелдон Купер повторял, что на его стороне дивана может сидеть только он? Для младенца следование заведенным порядкам очень важно, но в возрасте постарше ребенку нужно привыкнуть к переменам и научиться принимать их. В современном мире с его порой бешеным темпом жизни чрезмерный консерватизм может привести к серьезным последствиям. Если ребенок уже ходит в детский сад, но устраивает истерику из-за неправильного порядка карандашей в коробке, стоит серьезно заняться этим.

Что делать?

Обратная сторона страха — любопытство, поэтому стоит заранее рассказывать ребенку, что его ждет. Контролировать свои эмоции, следить за собой во время рассказа — дети с легкостью считывают язык тела и легко подхватят ваше волнение. Найти ему компанию: ребенку часто проще сделать что-то вместе с другом, чем одному. Говорить о чувствах ребенка, чтобы он знал — его услышали и поняли. Отнестись с пониманием, ведь то, что кажется нам мелочью, для ребенка очень важно — просто вспомните собственное волнение перед, например, экзаменом или выступлением.

6. Необдуманные действия

«Сын моих друзей добрался до кладовки».

Детская непосредственность кажется милой, пока ребенок не ставит горячую сковородку на пластиковый поднос или не пачкает новые брюки в первой же луже, потому что «захотелось прыгнуть». Такие дети говорят и делают первое, что придет в голову, не задумываясь о результатах, и это может обернуться неприятностями не только для них. В таких случаях родителям нужно научить детей заранее оценивать последствия собственных действий.

Что делать?

Сохранять спокойствие. Узнавать, почему ребенок поступил именно так, и разбирать с ним ситуацию. Научить ребенка анализировать собственные эмоции. Пусть ребенок исправит последствия своего поступка или хотя бы попытается. Говоря ребенку, что необходимо сделать, нужно просить его повторить указание, чтобы он точно запомнил его. Учить ребенка самоконтролю, например, через игры вроде «Съедобное-несъедобное». Установить четкие правила, особенно для случаев, когда импульсивное поведение мешает ребенку, и хвалить, если ему удается следовать им.

7. Неспособность адекватно развлечь себя

Детский психолог Катерина Мурашова однажды провела эксперимент. Она предложила 68 подросткам в возрасте от 12 до 18 лет провести 8 часов наедине с собой, без гаджетов и общения с другими людьми. Справились всего 3 подростка, причем все остальные почувствовали себя плохо.

Многие малыши не умеют занять себя, и это нормально. Но ребенку постарше нужно научиться самодостаточности. Если же этого навыка нет, ребенок не сможет сосредоточиться на собственных ощущениях, потому что будет все время отвлекаться на «внешний шум» и не услышит самого себя. Взрослые, которые не знают, чего хотят, и паникуют, если телефон разрядился, вырастают из таких детей.

Что делать?

Общаться с ребенком, делать что-нибудь вместе. Установить ограничения на пользование гаджетами. Научить понимать, что ему нравится, а что нет, в том числе в себе. Помочь найти интересы, не связанные с гаджетами.

Если вы не можете справиться самостоятельно

«У моего 10-летнего сына обсессивно-компульсивное расстройство, и он потихоньку собирает это».

Обратитесь к психологу. Это будет значить только то, что вам не все равно, что происходит в семье, с вашими близкими, и что вы хотите получить помощь квалифицированного специалиста. Это разумное поведение взрослого человека, так что стесняться не стоит. К тому же одну и ту же деструктивную привычку у разных детей могут вызвать самые разные причины, а самостоятельно поставленные диагнозы в области психики часто оказываются неправильными.

А вы сталкивались с такими проблемами? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с ними.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector