Факты о легендарной «копейки»
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Факты о легендарной «копейки»

Шесть интересных фактов о легендарной «Копейке»

В народе ВАЗ-2101 называли «единичкой» и в конце 80 гг. — «Копейкой». В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века. За все время производства Волжский автозавод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101. И вот несколько фактов об этой легендарной модели

1. Прототипом «Модели 1» является Fiat-124, появившийся на рынке в 1966 году. Проектом была предусмотрена и вторая модель — универсал на базе первой модели, и третья — модернизированный заднеприводный седан. В результате миру они стали известны, как ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Несмотря на полную внешнюю идентичность с Fiat-124, «Копейка» сильно от него отличается. Первые «Фиаты», испытанные в СССР, практически разваливались через 5000 км пробега: задние дисковые тормоза забивались пылью, двигатель начинал работать со сбоями. В итоге вместо нижневального двигателя для ВАЗ-2101 в Италии был разработан мотор с верхним расположением распредвала. Интересный факт — нефтеперерабатывающей промышленности СССР пришлось для данного двигателя освоить новый тип моторного масла. В целом же модели Fiat-124 для адапатации к советской действительности пришлось претерпеть 800 изменений.

2. Автомобилям ВАЗ на протяжении всего периода их производства было принято давать прозвища. В столице, где привыкли к «Чайкам» и «Волгам», эти прозвища всегда носили негативный оттенок. ВАЗ-2101 не раз называли и «консервной банкой», поскольку толщина кузовного металла составляла лишь 0,8 мм, в то время как выпускаемые в Союзе «Москвичи» и «Волги» обладали толщиной деталей кузова в 1 мм. Считалось, что модель не сможет обеспечивать безопасность и будет подвержена коррозии. Однако кузов продемонстрировал совершенно противоположные результаты. Более легкий кузов способствовал экономии металла в огромных масштабах, а также делал автомобиль отлично управляемым и динамичным. Кстати, ВАЗ-2101 не был дешевым автомобилем — стоимость «Копейки» в 1970 году составляла 5620 рублей, за которые можно было позволить престижную «Волгу» (ГАЗ-21) или «Москвич-408», оцененный на тысячу дешевле. За этими машинами люди стояли в очередях на протяжении не одного дня.

3. Первый автомобиль ВАЗа вытянул завод из сложной экономической ситуации. Более 10 лет на «копейку» был сумасшедший спрос не только в России, но и за ее границами. На базе первых трех вазовских моделей были основаны довольно удачные модификации, а семейство ВАЗ-2105/07 послужило базой для переднеприводных моделей. К слову, знаменитая «Нива» тоже была построена на агрегатной базе «Копейки».

4. «Копейка» стала главной героиней одноименного комедийного фильма Ивана Дыховичного. Это история 30-летней жизни «копейки», путешествующей от члена политбюро к проститутке, от черноморского каталы к простому гэбэшнику и от пенсионера к физику-диссиденту. Она является и символом счастья и предвестником неудачи, очаровывает и ужасает. Комедия наполнена фарсом и черным юмором, но в целом хорошо отражает историю отношения к автомобилю со стороны его владельцев.

5. Команда ВАЗ начала свои выступления по автоспорту на «Москвичах». Однако в скором времени спортсмены пересели на продукцию собственного завода и доказали, что ВАЗ-2101 способна быть победителем. «Копейка» позволяла добиться в кроссе, в «кольце» и в ралли таких скоростей, которые ранее считались невозможными. Такой характер машина получила за счет двигателя с распредвалом в головке блока. Европа также поддалась модели: ВАЗ-2101 стала настоящей звездой международного ралли. В любительском ралли «Копейку» можно встретить и сейчас.

6. Десять лет назад, 8 июня, в Москве был открыт первый и единственный памятник «Копейке», подтвердивший всенародную любовь к ВАЗ-2101. На мраморном постаменте машина, покрытая специальной бронзовой краской, видна каждому, кто выезжает или въезжает в столицу по Волгоградскому проспекту. На церемонии открытия памятника 1,5 квадратных метра площадки были усыпаны однокопеечными монетами, которые в наши дни было довольно сложно найти. Вся эта денежная масса была заложена в основание памятника. Туда же была замурована капсула с посланием потомкам: «Вам, живущим в ХХII веке, мы дарим в этом памятнике мечту миллионов водителей века ХХ-го. Хочется верить, что ваши автомобили уже летают и даже не требуют непосредственного участия в управлении самого водителя. Наши автомобили для приведения в движение иногда требовали крепкого словца и кувалды, ваши, хочется верить, — только компьютерной диагностики. Тем не менее, без «Копейки» не было бы ваших авто. Не забывайте об этом. Ваши автопредки. 07 июня 2004 г.»

День рождения «копейки»

© rostec.ru

Ровно 50 лет назад, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101 — самая успешная машина в истории отечественного автомобилестроения. В день рождения легендарной «копейки» предлагаем вашему вниманию семь интересных фактов о ней.

1. Прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский Fiat 124

В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством Fiat договор о сотрудничестве. А уже в августе того же года было решено, что прототипом советского седана станет Fiat 124 — на тот момент одна из самых удачных машин, «автомобиль 1967 года в Европе».

Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям Fiat прошел основательную подготовку — в общей сложности было внесено более 800 изменений. В частности, двигатель стал верхневальным, переработали и усилили сцепление, была полностью заменена задняя подвеска, клиренс увеличили на 3 см, до 17 см, у автомобиля появилось полноценное отопление.

Добавились и небольшие внешние изменения: зеркало заднего вида, буксирные проушины, «клыки» на бамперах. Для дверных ручек в салоне придумали специальные выемки, сами двери стали шире, а багажник — вместительнее. После доработок ВАЗ-2101 стал тяжелее Fiat 124 на 90 кг. Его масса составила 945 кг.

© rostec.ru

«Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной для самой фирмы Fiat. Итальянцам удалось накопить уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации. Ну и, конечно, такие нововведения были оценены и советскими автовладельцами. Именно благодаря «Жигулям» наши автолюбители узнали, что в суровые морозы в машине может быть тепло и насколько простым может быть зимний запуск двигателя.

2. Как ВАЗ-2101 получил название «Жигули»

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Было подано около 55 тыс. предложений, среди них и такие оригинальные названия для новой модели, как «Фиалка», «Мемориал», «Перворожец» или «Директивец». Выбрали название «Жигули», которое, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, было предложено конструктором А.М. Чёрным. Так называются горы недалеко от Тольятти.

В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось прозвище «копейка».

© rostec.ru

Среди предложений читателей «За рулем» было и название «Лада», которое впоследствии спасло советский экспорт. Когда «Жигули» стали поставляться за границу, тут же возникла проблема с названием. Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще имело неприличные значения сразу в нескольких языках. Например, на арабском «жигули» созвучно слову «вор», а в Испании — «жиголо».

Было принято решение придумать название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. Так, в 1973 году появилось новое название «Лада». Сегодня «Лада» — это основной бренд АВТОВАЗа.

3. В 1971 году «копейка» вышла на мировой рынок

Экспортный вариант автомобиля назывался LADA 1200. Эти автомобили успешно продавались в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Югославии. LADA 1200 появилась на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Египта и Нигерии.

Читать еще:  Что будет, если устанавливать шину против направления «стрелочки»

© rostec.ru

В некоторых странах наша «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101. Они выпускались практически на полупромышленной основе и широко использовались как маршрутные такси.

4. ВАЗ-2101 в качестве гоночного автомобиля был популярен не только в СССР

Советские гонщики с новым авто получили отличную возможность для строительства спортивных машин: оказалось, что мотор ВАЗ-2101 отлично поддается форсировке. «Жигули» имели и спортивный успех, причем не только у нас в стране.

Дебют «копейки» на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы — 71». Маршрут этого ралли общей протяженностью 14 тыс. км был проложен по территории 14 стран Европы. По итогам тура команда ВАЗ завоевала серебряный кубок. Позже на «Туре Европы — 73» командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.

© rostec.ru

«Копейка» в качестве гоночного автомобиля была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 1980-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge.

В любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и в наше время. В 2004 году «копейка» участвовала в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками ВАЗ-2101 стали гоночные легенды прошлых лет: Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. Финишировал экипаж ВАЗ-2101 на тридцатой позиции и на первом месте в классе.

5. ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века

Первая модель «Жигулей» заслужила настоящую народную любовь благодаря своей «неубиваемости». ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта более 20 лет при постоянной эксплуатации. Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока. И действительно, некоторые экземпляры до сих пор, спустя 25-30 лет со дня выпуска, бегают по дорогам стран бывшего СССР и за рубежом.

© rostec.ru

В 2000 году ВАЗ-2101 заслуженно был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

6. АВТОВАЗ выпустил около 5 млн «копеек»

Самый массовый и популярный отечественный автомобиль выпускался с 1970 по 1988 годы. За это время с конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек».

© rostec.ru

А если считать вместе со всеми модификациями, то АВТОВАЗ выпустил более 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101.

7. В Москве есть памятник народному автомобилю

Памятник народному автомобилю «встречает» всех, кто въезжает в столицу по Волгоградскому проспекту. Монумент был установлен в июне 2004 года. В основание памятника заложено несколько тысяч однокопеечных монет.

© rostec.ru

День рождения “копейки”

Ровно 46 лет назад, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101 – самая успешная машина в истории отечественного автомобилестроения. В день рождения легендарной «копейки» предлагаем вашему вниманию семь интересных фактов о ней.

1. Прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский Fiat 124

В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством Fiat договор о сотрудничестве. А уже в августе того же года было решено, что прототипом советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных машин, «автомобиль 1967 года в Европе».

Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям Fiat прошел основательную подготовку – в общей сложности было внесено более 800 изменений. В частности, двигатель стал верхневальным, переработали и усилили сцепление, была полностью заменена задняя подвеска, клиренс увеличили на 3 см, до 17 см, у автомобиля появилось полноценное отопление.

Добавились и небольшие внешние изменения: зеркало заднего вида, буксирные проушины, «клыки» на бамперах. Для дверных ручек в салоне придумали специальные выемки, сами двери стали шире, а багажник – вместительнее. После доработок ВАЗ-2101 стал тяжелее Fiat 124 на 90 кг. Его масса составила 945 кг.

«Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной для самой фирмы Fiat. Итальянцам удалось накопить уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации. Ну и, конечно, такие нововведения были оценены и советскими автовладельцами. Именно благодаря «Жигулям» наши автолюбители узнали, что в суровые морозы в машине может быть тепло и насколько простым может быть зимний запуск двигателя.

2. Как ВАЗ-2101 получил название «Жигули»

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Было подано около 55 тыс. предложений, среди них и такие оригинальные названия для новой модели, как «Фиалка», «Мемориал», «Перворожец» или «Директивец». Выбрали название «Жигули», которое, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, было предложено конструктором А.М. Чёрным. Так называются горы недалеко от Тольятти.

В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось прозвище «копейка».

Среди предложений читателей «За рулем» было и название «Лада», которое впоследствии спасло советский экспорт. Когда «Жигули» стали поставляться за границу, тут же возникла проблема с названием. Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще имело неприличные значения сразу в нескольких языках. Например, на арабском «жигули» созвучно слову «вор», а в Испании – «жиголо».

Было принято решение придумать название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. Так, в 1973 году появилось новое название «Лада». Сегодня «Лада» – это основной бренд АВТОВАЗа.

3. В 1971 году «копейка» вышла на мировой рынок

Экспортный вариант автомобиля назывался LADA 1200. Эти автомобили успешно продавались в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Югославии. LADA 1200 появилась на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Египта и Нигерии.

В некоторых странах наша «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101. Они выпускались практически на полупромышленной основе и широко использовались как маршрутные такси.

4. ВАЗ-2101 в качестве гоночного автомобиля был популярен не только в СССР

Советские гонщики с новым авто получили отличную возможность для строительства спортивных машин: оказалось, что мотор ВАЗ-2101 отлично поддается форсировке. «Жигули» имели и спортивный успех, причем не только у нас в стране.

Дебют «копейки» на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Маршрут этого ралли общей протяженностью 14 тыс. км был проложен по территории 14 стран Европы. По итогам тура команда ВАЗ завоевала серебряный кубок. Позже на «Туре Европы – 73» командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.

«Копейка» в качестве гоночного автомобиля была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 1980-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge.

В любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и в наше время. В 2004 году «копейка» участвовала в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками ВАЗ-2101 стали гоночные легенды прошлых лет: Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. Финишировал экипаж ВАЗ-2101 на тридцатой позиции и на первом месте в классе.

Читать еще:  Какой штраф за перевозку людей в фургоне

5. ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века

Первая модель «Жигулей» заслужила настоящую народную любовь благодаря своей «неубиваемости». ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта более 20 лет при постоянной эксплуатации. Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока. И действительно, некоторые экземпляры до сих пор, спустя 25–30 лет со дня выпуска, бегают по дорогам стран бывшего СССР и за рубежом.

В 2000 году ВАЗ-2101 заслуженно был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

6. АВТОВАЗ выпустил около 5 млн «копеек»

Самый массовый и популярный отечественный автомобиль выпускался с 1970 по 1988 годы. За это время с конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек».

А если считать вместе со всеми модификациями, то АВТОВАЗ выпустил более 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101.

7. В Москве есть памятник народному автомобилю

Памятник народному автомобилю «встречает» всех, кто въезжает в столицу по Волгоградскому проспекту. Монумент был установлен в июне 2004 года. В основание памятника заложено несколько тысяч однокопеечных монет.

История копейки.

К опейка – старейшая разменная монета России. История копейки насчитывает не одну сотню лет. Она является одной из «почтеннейших» разменных монет России. Как номинал слово «копейка» впервые было отчеканено в 1704 году. Само слово вошло в обиход значительно ранее — во время реформы 1535 г. и обозначало мелкую разменную монету. В 30-е годы XVI ст. в результате денежной реформы московская деньга была заменена новой серебряной монетой. На ее аверсе был отчеканен всадник с копьем. Их стали называть копейными или копейками. Есть несколько версий происхождения слова «копейка». Так, словарь В.Даля указывает, что оно произошло от другого слова – «копить». Некоторые историки утверждают, что этимология слова связана с монетами времен Золотой Орды, в частности, хана Кепека, когда имели хождение «кепек динары». Окончательное название «копейка» в русском лексиконе утвердилось во времена царствования Петра I в конце XVII в.

Копейка впервые появилась в 1535 году

в ходе денежной реформы Елены Глинской, матери Ивана Грозного, проведённой 20 марта 1535 года. Причиной для её введения послужило широкое распространение практики обрезывания находящихся тогда в обиходе серебряных монет, что подрывало основы денежного хозяйства и вызывало недоверие у людей. Вес находившихся в обращении обрезанных денег Василия III составлял в среднем 0,2 — 0,3 г, что было практически около 50 % первоначального веса. После того, как все угрозы наказаний показали себя безрезультатными, государство пошло на решительные меры. Все старые монеты, вне зависимости от их целости, были запрещены и заменены новыми.

1 копейка 1728 года

В конце XVII века в России начался денежный кризис. В результате порчи монет и снижения их веса в серебре копейка превратилась в крошечный кусочек серебра. Для выплаты большой суммы в этой монете требовалось затратить несколько дней только на подсчёт. И тогда царь Пётр I решил ввести новую денежную систему, которая бы отвечала возрастающей торговле. Однако, опасаясь недовольства в народе, он проводил её постепенно на протяжении 15 лет. Первым делом была выпущена в обращение медная мелочь достоинством ниже копейки: деньга — 1/2 копейки, полушка — 1/4 копейки и полуполушка — 1/8 копейки. Народу долго втолковывали, что две деньги, четыре полушки или восемь полуполушек из меди совершенно равноценны одной копейке из серебра. Только в 1704 в обращении появились медная копейка, равная 1/100 части серебряного рубля, и удалось серебряную копейку заменить медной. Изображение всадника с копьём на копейке просуществовало до конца XVIII века. С 1713 началась непродолжительная чеканка круглой серебряной копейки (выпуск копеек дореформенного образца продолжался до 1718).

Дата чеканки стала помещаться на монетах Петра I с 1696 года. Вначале она отсчитывалась в соответствии с традиционной на Руси системой счисления времени — от «сотворения мира» и обозначалась буквами славянского алфавита, соответствовавшими определённым числам. С введением с 1 января 1700 года нового летоисчисления от «рождества Христова» даты на монетах стали обозначаться по вновь введённой системе и постепенно буквы заменялись «арабскими» цифрами. Примечательно, что на некоторых медных и серебряных монетах петровской эпохи при обозначении их стоимости использовался оригинальный приём: для грамотных номинал обозначался словом, для неграмотных — соответствующим количеством точек или чёрточек. Этот способ применялся вплоть до 1810 г. В 1915 году, пытаясь справиться с расходами по ведению войны, царское правительство Николая II резко усилило издание бумажных денег и бросило в обращение даже бумажную копейку. На ней было напечатано: «Имеет хождение наравне с разменной медной (серебряной) монетой». Существовали банкноты в 1, 2, 3 и 5, а также 50 копеек, банкноты в 10, 15 и 20 копеек в обращение не попали. Также в обращение были выпущены почтовые марки серии, посвящённой 300-летию дома Романовых, с аналогичной надпечаткой на оборотной стороне. Но, в отличие от почтовых, эти марки-деньги не имели клеевого слоя.

1 копейка Николая 2

В 1916 году для восточной зоны немецкой оккупации были выпущены в обращение монеты номиналом в 1, 2 и 3 копейки, чеканенные на монетных дворах Берлина и Гамбурга.

Первая советская копейка вышла в обращение в 1924 — 1926 годах.

В 1925, 1926 и 1927 годах чеканились медные монеты номиналом в полкопейки. В связи с тем, что монетное производство поглощало много меди, необходимой для промышленности, было принято решение о прекращении выпуска медной копейки. С 1926 года страна перешла на чеканку монет из сплава золотистой бронзы (медно-цинкового сплава) достоинством в 5, 3, 2 и 1 копейку. С этого момента копейка стала весить ровно один грамм, и в рубле было 100 граммов мелкой монетой. В то же время себестоимость копейки при чеканке была самой дорогой. Так изготовление рубля обходилось в 16 копеек, а одной копейки — в 8 копеек. Поэтому при советских денежных реформах старались, не изымать из обращения мелкую разменную монету. В 1947 году ее вообще не трогали, а при реформе 1961 года наряду с новыми деньгами продолжали оставаться в денежном обращении старые бронзовые монеты номиналом 1, 2 и 3 копейки.

2 копейки 1926 года

За одну копейку в позднее советское время можно было купить коробок спичек, два почтовых конверта без марок или стакан газированной воды без сиропа. Кроме того, в СССР чеканились монеты номиналом 10, 15, 20 и 50 копеек из медно-никелевого сплава белого цвета.
Накануне августовского путча 1991 года Государственный банк СССР выпустил в обращение монеты нового дизайна и параметров номиналом в 10, 50 копеек, 1, 5, 10 рублей. В народе их прозвали «монетами ГКЧП». После распада СССР инфляция, набрав обороты, «съела» копейку. Центральный банк России официально заявил, что, дожив до своего 460-летия, копейка перестала существовать и ушла в историю!
В результате деноминации российского рубля с 1 января 1998 в России была реанимирована копейка как 1/100 его часть. Новые копейки имеют разные номиналы и вес. Но на всех, как и в 1534, имеется изображение всадника с копьём. Под левым передним копытом коня на монетах проставлены буквы «М» или «С-П», обозначающие завод-изготовитель.

1 копейка образца 1997 года

Интересные факты. Монеты достоинством в 10 копеек не меняют своего диаметра на протяжении столетия. Так, 10 копеек времён правления Николая II, 10 копеек РСФСР 1921 года, а также советские монеты образца 1924, 1931, 1935, 1961 (в том числе и юбилейные обр. 1967 года) и 1991 («павловские») годов, и даже монеты Российской Федерации обр. 1997 года (с последующими изменениями) имеют одинаковый диаметр — около 17 мм. Единые диаметры сохраняли также монеты достоинством 20 и 15 копеек, со времён их чеканки при Николае II и до момента прекращения их выпуска в 1991 году.

Читать еще:  Как выбрать автомобиль, чтобы действительно нравилось

История копейки.

К опейка – старейшая разменная монета России. История копейки насчитывает не одну сотню лет. Она является одной из «почтеннейших» разменных монет России. Как номинал слово «копейка» впервые было отчеканено в 1704 году. Само слово вошло в обиход значительно ранее — во время реформы 1535 г. и обозначало мелкую разменную монету. В 30-е годы XVI ст. в результате денежной реформы московская деньга была заменена новой серебряной монетой. На ее аверсе был отчеканен всадник с копьем. Их стали называть копейными или копейками. Есть несколько версий происхождения слова «копейка». Так, словарь В.Даля указывает, что оно произошло от другого слова – «копить». Некоторые историки утверждают, что этимология слова связана с монетами времен Золотой Орды, в частности, хана Кепека, когда имели хождение «кепек динары». Окончательное название «копейка» в русском лексиконе утвердилось во времена царствования Петра I в конце XVII в.

Копейка впервые появилась в 1535 году

в ходе денежной реформы Елены Глинской, матери Ивана Грозного, проведённой 20 марта 1535 года. Причиной для её введения послужило широкое распространение практики обрезывания находящихся тогда в обиходе серебряных монет, что подрывало основы денежного хозяйства и вызывало недоверие у людей. Вес находившихся в обращении обрезанных денег Василия III составлял в среднем 0,2 — 0,3 г, что было практически около 50 % первоначального веса. После того, как все угрозы наказаний показали себя безрезультатными, государство пошло на решительные меры. Все старые монеты, вне зависимости от их целости, были запрещены и заменены новыми.

1 копейка 1728 года

В конце XVII века в России начался денежный кризис. В результате порчи монет и снижения их веса в серебре копейка превратилась в крошечный кусочек серебра. Для выплаты большой суммы в этой монете требовалось затратить несколько дней только на подсчёт. И тогда царь Пётр I решил ввести новую денежную систему, которая бы отвечала возрастающей торговле. Однако, опасаясь недовольства в народе, он проводил её постепенно на протяжении 15 лет. Первым делом была выпущена в обращение медная мелочь достоинством ниже копейки: деньга — 1/2 копейки, полушка — 1/4 копейки и полуполушка — 1/8 копейки. Народу долго втолковывали, что две деньги, четыре полушки или восемь полуполушек из меди совершенно равноценны одной копейке из серебра. Только в 1704 в обращении появились медная копейка, равная 1/100 части серебряного рубля, и удалось серебряную копейку заменить медной. Изображение всадника с копьём на копейке просуществовало до конца XVIII века. С 1713 началась непродолжительная чеканка круглой серебряной копейки (выпуск копеек дореформенного образца продолжался до 1718).

Дата чеканки стала помещаться на монетах Петра I с 1696 года. Вначале она отсчитывалась в соответствии с традиционной на Руси системой счисления времени — от «сотворения мира» и обозначалась буквами славянского алфавита, соответствовавшими определённым числам. С введением с 1 января 1700 года нового летоисчисления от «рождества Христова» даты на монетах стали обозначаться по вновь введённой системе и постепенно буквы заменялись «арабскими» цифрами. Примечательно, что на некоторых медных и серебряных монетах петровской эпохи при обозначении их стоимости использовался оригинальный приём: для грамотных номинал обозначался словом, для неграмотных — соответствующим количеством точек или чёрточек. Этот способ применялся вплоть до 1810 г. В 1915 году, пытаясь справиться с расходами по ведению войны, царское правительство Николая II резко усилило издание бумажных денег и бросило в обращение даже бумажную копейку. На ней было напечатано: «Имеет хождение наравне с разменной медной (серебряной) монетой». Существовали банкноты в 1, 2, 3 и 5, а также 50 копеек, банкноты в 10, 15 и 20 копеек в обращение не попали. Также в обращение были выпущены почтовые марки серии, посвящённой 300-летию дома Романовых, с аналогичной надпечаткой на оборотной стороне. Но, в отличие от почтовых, эти марки-деньги не имели клеевого слоя.

1 копейка Николая 2

В 1916 году для восточной зоны немецкой оккупации были выпущены в обращение монеты номиналом в 1, 2 и 3 копейки, чеканенные на монетных дворах Берлина и Гамбурга.

Первая советская копейка вышла в обращение в 1924 — 1926 годах.

В 1925, 1926 и 1927 годах чеканились медные монеты номиналом в полкопейки. В связи с тем, что монетное производство поглощало много меди, необходимой для промышленности, было принято решение о прекращении выпуска медной копейки. С 1926 года страна перешла на чеканку монет из сплава золотистой бронзы (медно-цинкового сплава) достоинством в 5, 3, 2 и 1 копейку. С этого момента копейка стала весить ровно один грамм, и в рубле было 100 граммов мелкой монетой. В то же время себестоимость копейки при чеканке была самой дорогой. Так изготовление рубля обходилось в 16 копеек, а одной копейки — в 8 копеек. Поэтому при советских денежных реформах старались, не изымать из обращения мелкую разменную монету. В 1947 году ее вообще не трогали, а при реформе 1961 года наряду с новыми деньгами продолжали оставаться в денежном обращении старые бронзовые монеты номиналом 1, 2 и 3 копейки.

2 копейки 1926 года

За одну копейку в позднее советское время можно было купить коробок спичек, два почтовых конверта без марок или стакан газированной воды без сиропа. Кроме того, в СССР чеканились монеты номиналом 10, 15, 20 и 50 копеек из медно-никелевого сплава белого цвета.
Накануне августовского путча 1991 года Государственный банк СССР выпустил в обращение монеты нового дизайна и параметров номиналом в 10, 50 копеек, 1, 5, 10 рублей. В народе их прозвали «монетами ГКЧП». После распада СССР инфляция, набрав обороты, «съела» копейку. Центральный банк России официально заявил, что, дожив до своего 460-летия, копейка перестала существовать и ушла в историю!
В результате деноминации российского рубля с 1 января 1998 в России была реанимирована копейка как 1/100 его часть. Новые копейки имеют разные номиналы и вес. Но на всех, как и в 1534, имеется изображение всадника с копьём. Под левым передним копытом коня на монетах проставлены буквы «М» или «С-П», обозначающие завод-изготовитель.

1 копейка образца 1997 года

Интересные факты. Монеты достоинством в 10 копеек не меняют своего диаметра на протяжении столетия. Так, 10 копеек времён правления Николая II, 10 копеек РСФСР 1921 года, а также советские монеты образца 1924, 1931, 1935, 1961 (в том числе и юбилейные обр. 1967 года) и 1991 («павловские») годов, и даже монеты Российской Федерации обр. 1997 года (с последующими изменениями) имеют одинаковый диаметр — около 17 мм. Единые диаметры сохраняли также монеты достоинством 20 и 15 копеек, со времён их чеканки при Николае II и до момента прекращения их выпуска в 1991 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector