Долголетие аккумулятора авто
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Долголетие аккумулятора авто

Правильный уход за АКБ и систематическая зарядка аккумулятора автомобиля |Интернет-магазин аккумуляторов Колеса Даром

Аккумулятор – одна из важнейших частей автомобиля. Именно он запускает двигатель, а также обеспечивает работу электроприборов при заглушенном моторе. Срок службы аккумуляторной батареи невелик – в среднем он составляет три года, но некоторые модели АКБ начинают терять свои свойства только после пяти лет работы. Впрочем, это возможно только при правильном уходе. В частности, недорогой необслуживаемый аккумулятор может выйти из строя всего после одной глубокой разрядки. Поэтому важно знать основные правила ухода за АКБ и, конечно же, не забывать регулярно выполнять несложные манипуляции.

Правила ухода за необслуживаемой АКБ

Аккумуляторные батареи делятся на три типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. С точки зрения ухода, отличаются они незначительно – стандартный перечень правил для первых двух типов дополняется необходимостью периодической проверки уровня электролита и его доливки. Кроме того, для обслуживаемых моделей возможен даже ремонт аккумуляторов, вплоть до замены пластин. Но это требует высокой квалификации, поэтому для начала рассмотрим базовый уход на примере необслуживаемых АКБ. Для них требуется регулярно проводить:

  • Очистку клемм и контактных частей силовых проводов. Металл имеет свойство окисляться, поэтому важно не допустить прикипания проводов к клеммам, иначе могут возникнуть проблемы при их отсоединении во время аварийной ситуации. Клеммы и контакты чистятся металлической щеткой с нашатырным спиртом или водным раствором соды. После очистки следует закрепить контакты и намазать клеммы литолом, солидолом или другой подобной смазкой во избежание их повторного окисления.
  • Очистку корпуса. Нельзя допускать загрязнения корпуса аккумуляторной батареи. Если у вас необслуживаемый аккумулятор, то особое внимание следует уделить очистке газоотводного отверстия, поскольку его загрязнение может привести к отказу устройства.
  • Проверку креплений. Жесткое крепление АКБ необходимо, чтобы избежать повреждения пластин из-за вибрации и ударов. Поэтому вы должны убедиться, что прижимные планки обеспечивают хорошую фиксацию устройства.

В базовые правила ухода входит и периодическая зарядка аккумулятора автомобиля. В стандартных условиях АКБ заряжает генератор транспортного средства, но при его длительном простое, а также в зимнее время, часто требуется дополнительная подзарядка батареи с помощью специализированного зарядного устройства.

Чтобы определить, нужно ли зарядить аккумулятор автомобиля, нет другого способа, кроме как проверить аккумулятор мультиметром. Нормальное напряжение на его клеммах при неработающем двигателе должно быть на уровне 12,5-13 В. Если оно меньше, то батарею лучше зарядить. Для этого аккумулятор необходимо снять и перенести в сухое отапливаемое помещение.

Для зарядки АКБ подойдет любое устройство, которое позволяет регулировать ток заряда аккумулятора автомобиля – он должен находиться в промежутке от 5 до 10% от емкости батареи. При этом необходимо следить, чтобы напряжение на клеммах не поднялось выше 14,4 В, иначе АКБ может просто “закипеть”, что для необслуживаемых батарей равносильно выходу из строя. После того как зарядка была завершена, сначала отключают зарядное устройство, а затем и аккумулятор, начиная с минусовой клеммы.

Уровень и плотность электролита в аккумуляторе

Если все предыдущие правила ухода универсальны для любых типов АКБ, то регулярная доливка электролита – особенность именно обслуживаемых и малообслуживаемых моделей. Необходимость в этом связана с принципом работы подобных батарей, в ходе которой дистиллированная вода постепенно выкипает и испаряется, что повышает плотность электролита в аккумуляторе и ухудшает работу АКБ.

Именно поэтому так важно знать, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, причем именно вашу модель. Обычно это делается визуально, но есть и современные модели, оснащенные специальным индикатором. Если уровень ниже нормативного значения, то через технологическое отверстие в батарею необходимо долить дистиллированную воду. После этого аккумулятор снова готов к работе.

Срок службы аккумулятора автомобиля

Срок службы автомобильных аккумуляторов не безграничен. По истечении определенного отрезка времени и пройденного машиной расстояния, требуется их замена. Сколько лет прослужит батарея, как продлить сроки службы аккумулятора, зависит от соблюдения некоторых условий, разобраться в которых несложно.

Гарантийное, регулируемое и истинное время службы АКБ

Большинство производителей источников питания гарантийным сроком такого товара указывают один-два года. На срок службы автомобильного аккумулятора влияют различные нюансы и производственные недоработки. Если батарея получилась некачественной еще на заводе, то с худшей стороны она зарекомендует себя уже через три месяца активного использования. Пока есть возможность заменить товар по гарантийным условиям, следует ею воспользоваться. В сервисных центрах, отвечающих за рабочее состояние купленной батареи, специалисты смогут определить подлинную проблему ее неисправности.

Надо знать, что служба батареи начинается со дня выпуска (производитель обязательно указывает дату изготовления на упаковке) и во время его хранения на складе уже происходит разрядка устройства. В идеале, хранение гарантийного товара не должно превышать 6 месяцев. Если блок питания пребывал на складе намного дольше, необходимо уточнить, заряжали ли его и сколько раз.

Просмотрите видео про срок эксплуатации аккумулятора.

Соблюдение нормальных условий эксплуатации машины и самой батареи увеличивает время службы устройства, а плохое отношение – укорачивают век блока питания.Продолжительность жизни аккумулятора можно (и необходимо!) отрегулировать. Как правильно совершать такие манипуляции, подскажем дальше.

Показатели истинного срока работы аккумулятора автомобиля могут сильно отличаться от указанного в гарантии. На работу устройства питания и на срок службы АКБ влияют отношение к нему водителя, погодные условия, способ и место хранения АКБ. При халатном отношении к состоянию аккумулятора, водитель машины делает эксплуатацию АКБ значительно короче, нежели указано в гарантийном листе. А при бережном отношении и соблюдении правил хранения и использования, средний ресурс работы батареи увеличивается. Сколько лет продержится аккумулятор в рабочем состоянии, зависит не столько от производителя, сколько от водителя. Соблюдая необходимые условия эксплуатации, аккумулятору обеспечивается жизнь до 5-6 лет.

Факторы, снижающие продолжительность службы АКБ

На долговечность функционирования источника питания авто влияют разные причины, и далеко не всем водителям с первого взгляда удается определить, что вывело аккумулятор из рабочего состояния. Сколько служит автомобильный аккумулятор, подскажет соблюдение или пренебрежение нескольких факторов.

Продолжительность работы батареи зависит от уровня ее заряда. Важно выяснить подлинную мощность аккумулятора, поскольку иногда он расходует значительно больше энергии, чем указано в его характеристике, или разряжается намного раньше. От того, насколько часто полностью разряжается батарея, зависит ее работа в целом. Чтобы восстановить запас энергии до максимума, достаточно 24 часа, но не всегда данный показатель подтверждается на практике. Убедившись, что батарея взяла максимум заряда, ее отключают от источника питания.

Расход энергии зависит от количества электронных приспособлений в автомобиле. Наличие бортового компьютера, автоматического подъема и опускания стекол, кондиционера, подогрева сидений, сигнализации увеличивает скорость разрядки. Чтобы сохранить баланс, надо правильно сочетать использование таких устройств. К примеру, поездка на небольшое расстояние с включенным кондиционером расходует много энергии, она не успевает восстановиться. Использование системы вентиляции оправдывает себя при поездках на большие расстояния.

Погодные условия и перепады температур могут повлиять на срок максимальной службы аккумуляторной батареи. Мороз усиливает вязкость электролитов, препятствуя качественному прохождению заряда; а жара способствует закипанию жидкости, вызывая перезаряд батареи. Кроме того, низкие и высокие температуры понижают емкость аккумулятора, деформируют его корпус, вызывают коррозию и осыпание деликатных электродов.

Полностью из рабочего состояния блок питания выводит даже наименьшее короткое замыкание. В старых машинах его причиной может стать осыпавшаяся паста, создающая слои так называемого шлама. При наличии огромного количества такого мусора в батарее происходит замыкание. В новых авто причиной такого неприятного обстоятельства чаще всего стают бракованные детали.

Негативно на рабочем состоянии источника питания сказывается окисление пластин (так называемая сульфатация). Данный процесс возможен в тех условиях, когда электроды, даже при длительном пропуске, не получают необходимого напряжения. Причиной является резкое увеличение температуры, вызывающее высокую плотность электролита.

Читать еще:  В фрг тестируют новый поезд на водородном топливе

Срок службы современных моделей автомобильных аккумуляторов зависит от места эксплуатации машины. Давно подмечено, что при поездках в чертах города батареи живут намного меньше. Это связано с тем, что малый километраж не позволяет источнику питания подзарядиться после того, как он отдал энергию на запуск автомобиля. Частые недозарядки разряжают аккумулятор до такой степени, что зимой он может и не завести машину.

От надежности крепления блока питания под капотом машины также зависит продление времени его службы. Незакрепленная по всем правилам батарея при различных маневрах может соскочить со своего места. Свободное перемещение устройства вызывает замыкание клеммы о кузов или деформирует ее. Проверять состояние крепления АКБ желательно перед каждой дальней поездкой.

Как увеличить продолжительность жизни автомобильной батареи?

Периодически выполняя несколько несложных действий, можно добиться продления срока службы аккумуляторной батареи. Необходимо отслеживать состояние бортовой сети авто, своевременно замеряя напряжение на аккумуляторных выводах. Данную работу делают при запущенном моторе, включенном радио и работающих печке (кондиционере) и обогреве стекол. Показатели напряжения не должны выходить за рамки 13,5–14,5 В. Такие значения подсказывают, что генератор работает нормально. При состоянии двигателя и остального оборудования в нерабочем состоянии ток утечки не должен выходить за пределы 75–200 мА.

Желательно постоянно присматривать за уровнем электролита (нормальным показателем является 10-15 мм поверх электродов). Падения уровня удастся избежать, долив необходимое количество охлажденной дистиллированной воды. Произвести необходимые замеры поможет прозрачная стеклянная (пластмассовая) трубочка. Плотность электролита в устройстве должна составлять 1,27 гр. на кубический см. в средних климатических зонах и около 1,3 гр. на севере.

Просмотрите видео про то как продлить срок службы.

Срок службы аккумулятора автомобиля увеличит регулировка зажигания. Запуск мотора не с первого раза и прокручивание вала более десяти секунд разряжает источник питания и укорачивает его жизнь.

Минимум раз в квартал необходимо заряжать батарею от сетевого устройства. В приспособлениях с полным зарядом значительно снижается сульфатация, а значит – срок службы увеличивается.

Зимой перед запуском двигателя на полминуты рекомендуется включать фары. Такие действия запускают в блоке питания химическую реакцию, позволяя ему быстрее прогреться. Независимо от времени года осматривают корпус устройства, очищая его от налета.

Просмотрите интересное видео про обслуживание аккумулятора.

При эксплуатации автомобиля лишь в городском цикле и на близкие расстояния следует хотя бы раз в две недели увеличить время поездки до 30-45 минут. Даже при стоянии в пробках не стоит выключать мотор, поскольку даже на холостых оборотах генератор дает батарее необходимый заряд.

Бережного отношения требует и хранение аккумуляторных батарей. Если машина несколько месяцев стоит в гараже или на стоянке, желательно отсоединить клеммы с источника питания. А еще лучше снять АКБ, зарядить до максимума и хранить отдельно. Содержание блока питания длительное время без подзарядки приводит к потере его работоспособности.

Важно запомнить, что обслуживание некоторых моделей батарей может отличаться от наиболее распространенных устройств. Гелевые блоки питания, к примеру, не состоят из жидкого электролита, из-за чего проконтролировать его уровень невозможно. Таким свойством они и отличаются от обслуживаемого аккумулятора.

Преимущества необслуживаемых аккумуляторных батарей состоят в том, что в эксплуатации они создают высокий стартовый ток, требуют лишь периодической подзарядки, выполняют свои функции в любом положении. К минусам принадлежат: более высокая цена, боязнь перепадов температур и моментальный выход из рабочего состояния при поломке автомобильного электрооборудования.

Из этого вовсе не следует, что продолжительность службы необслуживаемого аккумулятора нельзя продлить. Осмотр корпуса и состояния клемм, удаление грязи и налета, правильная эксплуатация батарей увеличивает их достоинства и устраняет недостатки. Срок хранения необслуживаемого аккумулятора больше, чем у обслуживаемого. На складе и в гараже он почти не теряет заряда, если условия содержания исключают пребывание устройства на морозе и в сильно отапливаемом помещении.

Сколько служит аккумулятор автомобиля необслуживаемый, точно определить трудно. С момента появления таких батарей они вошли в разряд расходных материалов, но количество данных устройств в эксплуатации определенной машины зависит от стараний водителя.

Чтобы срок годности аккумулятора автомобиля радовал долговечностью, надо регулярно производить диагностику батареи, грамотно эксплуатировать и использовать только по прямому назначению. И если время службы батарей на машинах из больших автотранспортных компаний или из городских таксопарков определяют соответственно внутренних правил и рекомендаций ГОСТ, то продолжительность жизни аккумулятора на собственных машинах будет неподвластной годам, указанным в гарантийном листе. На легковых авто они служат от 3 до 5 лет, но при надлежащем уходе о проблемах с источником питания удастся забыть на 2–3 года дольше.

Интересные видео на тему службы автомобильных аккумуляторов


Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?

Каждый водитель автомобиля хотя бы раз задумывался над тем, как продлить жизнь аккумулятору. Случаи, когда новые АКБ изнашиваются за пару лет и сдаются на переработку, становятся частыми. Обвинять во всем производителей нецелесообразно, большинство проблем связано не с заводским браком, а с неправильной эксплуатацией. При должном уходе срок жизни среднестатистического аккумуляторного устройства равен 5-7 лет.

Почему батареи быстро становятся непригодными?

  • Испарение электролита. В жаркую погоду из электролита испаряется вода. Из-за этого оголяются пластины АКБ, быстро начинается сульфатация.
  • Аккумулятор постоянно не заряжен. Провоцируется короткими поездками и большим количеством потребителей энергии в автомобиле.
  • Плотность электролита. Из-за низкой плотности жидкость внутри батареи может замерзнуть при отрицательной температуре. Вследствие этого пластины покоробятся.
  • Проблемы с проводкой авто. Неисправная бортовая сеть влечет перебои в работе аккумуляторов, чем снижает их срок эксплуатации.

Неправильная фиксация – еще одна причина быстрого износа аккумуляторного устройства. Незакрепленная АКБ во время езды подвергается ударам и опрокидываниям, из-за чего повреждается корпус, портятся клеммы, случаются замыкания.

Компенсировать часть расходов на покупку новой батареи получится, если сдать аккумулятор автомобильный в одном из пунктов приема компании «ПАК». Избежать проблем в дальнейшем помогут рекомендации профессионалов. Рассмотрим 9 способов, как продлить срок службы аккумулятора.

1. Периодичность и процесс зарядки

Все АКБ автомобиля делятся на малообслуживаемые и необслуживаемые. Первые проще в эксплуатации, их достаточно раз в полгода относить в сервисный центр для проверки. Но стандартный уход за обеими вариантами производится самостоятельно.

Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Длительное нахождение без заряда способствует ускоренному разрушению пластин. Для восстановления АКБ используются специальные зарядные устройства. Сила тока не должна превышать 1/10 от номинальной емкости батареи.

Процесс зарядки аккумулятора:

  1. Снять батарею с автомобиля, перенести на место подзарядки.
  2. Оценить температуру устройства. Если АКБ принесен с мороза, то следует дождаться, пока он отогреется.
  3. Отвинтить защитные пробки и проверить уровень электролита. При снижении объема жидкости доливают дистиллированную воду (для обслуживаемых батарей).
  4. Подключить клеммы с соблюдением полярности.
  5. Проверить плотность отдельных аккумуляторных ячеек (рекомендуется). Обнаружение разницы в диапазоне 0,05 г/см – повод отказаться от батареи.

Регулярная езда на большие расстояния позволяет поддерживать нормальный заряд батареи без дополнительной подзарядки. В зимний период, когда АКБ испытывает повышенную нагрузку, рекомендуется восполнять емкость по необходимости или раз в 2 месяца. После глубокого разряда (включенные фары, музыка, обогрев стеков) требуется полноценная зарядка. Соблюдение правил и сроков подзарядки – одни из наиболее эффективных способов продлить срок службы аккумулятора.

2. Электрическая проводка автомобиля

Срок жизни АКБ напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в полном порядке, особенно это касается следующих моментов:

  • работоспособность генератора и регулятора напряжения в сети;
  • отсутствие поврежденных участков проводки;
  • отсутствие незафиксированных или окисленных контактов.

Неполадки в работе бортовой сети способствуют увеличению сопротивления. Батарея начинает расходовать заряд на его преодоление, в результате ее полезный срок эксплуатации сокращается. Своевременная проверка исправности электрической проводки в автомобиле – эффективный способ продлить жизнь аккумулятора.

Читать еще:  Штраф за езду по автобусной полосе в 2018

3. Уровень электролита

В сильную жару, а также во время езды температура внутри батареи поднимается, из-за этого из электролита начинает испаряться дистиллированная вода, а следом снижается его общий объем. Нехватка жидкости влечет за собой оголение пластин внутри АКБ. В таком состоянии они легко окисляются, постепенно разрушаются. Возможны ситуации, при которых обмазка с решеток крошится и падает на дно аккумулятора. Образовавшийся шлам нередко вызывает замыкание электродов.

Уровень электролита следует проверять регулярно, при необходимости нужно доливать дистиллят до отметки, которая покроет пластины из свинца на 1-1,5 см. Без периодической проверки количества жидкости внутри АКБ ее срок использования существенно сокращается. Единственная вторая жизнь аккумулятора после подобного износа – сдача в приемный пункт, который осуществляет выкуп БУ аккумуляторов.

4. Эксплуатация в зимнее время

Заморозки негативно сказываются на работе всех узлов автомобиля, включая аккумуляторные батареи. Загустевает масло, замерзают свечи, дольше крутится стартер, включаются все системы обогрева (печка, сидения, зеркала, стекла, руль). В таких условиях тратится гораздо больше заряда АКБ, восполнить ее емкость удается только при осуществлении поездки на большую дистанцию.

Правила эксплуатации аккумулятора в зимнее время:

  • не использовать разряженную батарею;
  • отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить);
  • не перегружать стартер в момент запуска машины (не более 10-15 секунд);
  • при неудачном запуске не предпринимать новые попытки сразу же, нужно выждать 2-3 минуты;
  • до запуска двигателя рекомендуется «прогреть» АКБ, включив фары на 30 секунд.

Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском нужно максимально выжать сцепление для разъединения двигателя и трансмиссии. Это позволит снизить нагрузку на стартер.

5. Профилактика состояния клемм

В процессе эксплуатации на клеммах появляется налет. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность АКБ проводить ток, поэтому его следует устранить сразу после обнаружения. Способы очистки:

  • раствор пищевой соды;
  • обработка мелкозернистой наждачной бумагой;
  • раствор нашатырного спирта.

После очистки клеммы следует высушить и крепко затянуть. Для продления срока эксплуатации рекомендуется покрыть их специальным средством для контактов (продается в магазинах автотоваров).

6. Плотность электролита

Заряженная аккумуляторная батарея автомобиля имеет плотность электролита 1,27 г/см. Данный показатель снижается пропорционально уменьшению заряда АКБ. Рекомендуется проверять плотность электролита спустя некоторое время после максимальной подзарядки.

Плотность – определяющий фактор в вопросе морозостойкости аккумулятора. При значении 1,21 г/см температура замерзания электролита равна -32С, при 1,13 г/см – -9С. Параметр плотности подлежит контролю, в особенности зимой.

7. Чистота аккумулятора

Грязь на поверхности батареи снижает срок ее полезной эксплуатации. Пыль, масло, влага и подтеки электролита со временем смешиваются и превращаются в цельный слой, который способен проводить ток. Следовательно, АКБ начинает тратить заряд и на это. Поддержание батареи в чистоте – обязательный пункт к выполнению.

8. Регулярный осмотр

Увеличить продолжительность жизни АКБ позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого необходим периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.

Под последним понимается процесс, который включает полную зарядку батареи с последующим контролируемым разрядом и повторным восполнением емкости до максимума. Как тренировать АКБ?

  1. Аккумулятор снимается, заряжается в нормальном режиме.
  2. Проверяется уровень электролита. При необходимости доводится до уровня 1,27 г/см.
  3. Проводится контролируемый разряд с помощью сборки схемы разрядного устройства. Другой вариант – параллельное подключение к батарее лампочки соответствующей мощности. В этом случае контроль тока и напряжения осуществляется мультиметром.
  4. После разрядки проводится полная зарядка с током не более 10% от емкости АКБ.

Контрольно тренировочный цикл аккумулятора, проведенный раз в год, способен ощутимо продлить ему жизнь.

9. Длительный простой

Автомобиль, который не будет использоваться в течение продолжительного периода, стоит правильно подготовить. Важный пункт – снять аккумулятор. Он сохранится в изначальном состоянии, если его зарядить и разместить отдельно от машины.

Что делать с изношенным аккумулятором?

Советы становятся бесполезными, если батарея долго эксплуатировалась без соблюдения правил и ни разу не обслуживалась. Водителю придется купить новую АКБ, но сэкономить на приобретении реально. В пунктах приема «ПАК» можно сдать свинец и изношенные аккумуляторы по высокой цене, тем самым возместить часть расходов на покупку новой батареи. Расценки, адреса приемок и условия уточняйте у менеджера.

От чего зависит срок службы аккумулятора электромобиля

Все мы ежедневно сталкиваемся с аккумуляторами – они установлены в наши смартфоны, ноутбуки. Не является секретом, что стандартный срок службы батареи составляет примерно 600 циклов заряда/разряда, т. е. порядка двух лет при ежедневной зарядке. В то же время срок службы аккумулятора электромобиля, в котором, как предполагается, используются те же Li-Ion батареи, исчисляется годами. В чем секрет? На ресурсе evobsession.com мне попался любопытный материал, с которым, в вольном переводе, я и предлагаю ознакомиться.

Суть проблемы

Ежедневно пользуясь смартфоном, особенно если он эксплуатируется активно и за день успевает разрядиться «в ноль», спустя пару лет замечаем, что аккумулятор «сдает» и его начинает не хватать на выполнение тех задач, с которыми ранее он вполне справлялся. Это значит, что он отслужил свое и требует замены.

Обычно это происходит через 2-3 года активной эксплуатации. В то же время аккумуляторы, устанавливаемые в электромобили, популярность которых активно растет, служат годами. Та же Tesla дает гарантию на свои батареи 8 лет, а то и больше.

Каким образом удается столь заметно продлить срок службы аккумуляторов без существенного падения их емкости? Интересующиеся темой наверняка читали, что многие университеты и исследовательские лаборатории ведут работы по улучшению Li-Ion аккумуляторов, меняют их конструкцию, используют разные материалы и химические соединения, модернизируют электроды, защищая их из разрушения путем нанесения на них различных покрытий.

Тем не менее, это все работа на перспективу. Те решения, которые действительно улучшают характеристики аккумуляторов, в лучшем случае доберутся до производства через год-два-три, а то и больше. Мы же имеем дело с батареями сейчас, и причина их долговечности также вызывает вопросы.

Например, в аккумуляторах Tesla используются элементы 18650, которые просты, дешевы, доступны и вполне надежны. Есть одно «но» – они создавались для установки в портативную технику, а вот для работы в тяговых аккумуляторных батареях не предназначались вовсе.

Тем не менее, в теслах они используются, и срок жизни у них не измеряется 600 циклами или парой-тройкой лет. Почему?

Пытаемся разобраться с причинами долголетия батарей

Для начала давайте немного разберемся с физикой работы литий-ионного аккумулятора. В частности, с циклами зарядки и разрядки. Не секрет, что цикл циклу рознь, и от этого напрямую зависит долговечность батареи. Для того чтобы максимально сократить ей жизнь, достаточно разряжать ее полностью (чего литиевые батареи не любят), а потом заряжать на 100%. Да, возможности аккумулятора будут использоваться по максимуму, но за счет его долговечности.

Можно изменить режим использования, например, не допуская разряд менее 50% от номинальной емкости, или эксплуатировать аккумулятор в диапазоне от 25% до 85% емкости. А если сместить этот «рабочий» диапазон в интервал от 25% до 50%?

Давайте взглянем на следующую табличку:

Диапазон заряда-разряда Количество циклов
100%-25% 2010
100%-40% 2800
100%-50% 2800
85%-25% 4500
75%-25% 7100
75%-45% 10000
75%-65% 12000

Какой вывод можно сделать? Оптимальным режимом с точки зрения количества циклов и процента использования емкости аккумулятора является вариант 85%-25%, т. е. режим, при котором батарея не разряжается ниже 25% от номинальной емкости и заряжается не более, чем до 85%.

Всегда ли ноль – это ноль?

Давайте примем как данность тот факт, что информацию о состоянии аккумулятора, о том, насколько он заряжен или разряжен, мы получаем от некоей системы управления батареей, которая заведует этими процессами (пополнением и расходованием накопленной энергии), а также информированием пользователя.

Читать еще:  Абрамович впервые показал коллекцию автомобилей

Скорее всего, сообщение о том, что аккумулятор «заправлен» на 100% отнюдь не означает, что это действительно так. В реальности он может быть заряжен только, например, до 80%, а пользователю сообщается, что, мол, все, больше в него не влезает. Аналогично и с разрядом.

Информирование от 0% оставшегося заряда в действительно означает, что в аккумуляторе осталось еще сколько-то процентов резерва, предохраняющего батарею от повреждения. Наверняка кто-то из владельцев электромобилей замечал, что, разрядив аккумулятор до 0%, которые высвечиваются на дисплее, удается проехать еще несколько километров.

Предположим, что аккумулятор заряжается максимум до 80%, оставляя некоторый резерв, но владельцу электромобиля сообщается о 100%, что позволяет преодолеть указанное в характеристиках расстояние. Со временем, по мере деградации ячеек, из которых состоит аккумулятор, уровень заряда может подниматься до 90%, задействуя часть резервной области.

При этом внешне это никак не проявляется, и пользователю по-прежнему сообщается о заряде на 100% при неизменном пробеге на одной «заправке». Получается, что аккумулятор здоров, как и прежде? Внешне – да, хотя внутри процесс деградации все же идет. Вот только зачем об этом сообщать владельцу электромобиля? Аккумулятор имеет прежнюю емкость? Да. Пробег не уменьшился? Да. Какие претензии?

Правда, бесконечно это продолжаться не может, и в какой-то момент резервная область оказывается израсходованной. Вот в этот момент начинается явная деградация ячеек аккумулятора, которую скрывать уже не получится. Начинает падать и максимальный пробег.

Но весь фокус заключается в том, что до этого момента может пройти уже несколько лет, и с этой проблемой столкнется уже другой владелец данного электромобиля. Обещанный же срок службы вполне может подходить к концу. Кстати, ускорить деструктивные процессы в аккумуляторе, когда он уже имеет «за плечами» n-е количество лет может и злоупотребление системами быстрой зарядки.

Та же Tesla рекомендует для пополнения заряда батареи не пользоваться постоянно быстрой зарядкой.

Управление напряжением

Выше был упомянут один из способов продлить срок службы аккумулятора. Надо сказать, чего-то нового тут нет, ибо схожий принцип используется, скажем, в компьютерной технике. Жесткие диски, SSD накопители имеют определенный запас резервных дорожек/ячеек, которые задействуются по мере выхода из строя основных.

Применительно к аккумуляторам есть и еще один метод продления его срока службы – управление напряжением используемых ячеек. Полностью заряженная, ячейка имеет напряжение примерно 4.2В. Снижение уровня напряжения до 3В и ниже означает полный ее разряд.

Машина редко ездит – спасаем аккумулятор

Как заряжать при нечастых поездках?
Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Иногда их владельцы подключают зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малым током для поддержания 100% заряженности. Такой режим заряда точно нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Если машина находилась без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом – от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой на хранение (со снятой минусовой клеммой) батарею следует полностью зарядить.

Даже при редких поездах автомобиля зарядное устройство обычно не нужно. Батарею можно заряжать и от генератора. Заряд при постоянном напряжении 14 Вольт у исправного автомобиля хорош для АКБ.

Автоматические ЗУ заряжают по следующей схеме: в начале заряда поддерживают ток заряда (указан на зарядном 1 Ампер, 3 Ампера, 5 Ампер), а заканчивают заряд на уровне напряжения 14,4 В, переходя в режим “хранение” или так называемые “качели”. Зарядное ждет когда напряжение аккумулятора опустится до 12,7-13,0 Вольт, после чего включает заряд, когда напряжение снова поднимается до 14,4В зарядное прекращает заряд. И такие “качели” продолжаются снова и снова. Первым такой режим применили в зарядных СТЕК, впоследствии такой режим скопировали все производители автоматических зарядных устройств.

Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора/ЗУ. Стационарное зарядное устройство выдает максимальный ток заряда в соответствии со своей мощностью (обычно от 1 до 5 Ампер), а от генератора (он намного мощнее чем ЗУ) разряженная батарея забирает ток, который ей нужен – до 20-30 Ампер (легковые АКБ). Современные аккумуляторы научились принимать высокие токи заряда и заряжаться очень быстро. К сожалению, мощные ЗУ с реальным током заряда выше 5 Ампер стоят довольно дорого.

Если вы владелец современного аккумулятора Varta, Exide, Mutlu или другой марки в котором производитель использует современные присадки в намазки carbon boost или подобные, то такую батарею можно быстрее зарядить от генератора авто, чем большинством 3-х или 5-ти амперных ЗУ. Прикурили – проехались пару часиков и. батарея заряжена )

Важный момент! В автомобилях имеющих по различным причинам высокое потребление тока в режиме стоянки 0,1 Ампер или выше все рекомендации и советы из этой статьи не помогут. В таких авто и 5-6 дней простоя слишком сильно будут разряжать аккумулятор. Использование кальциевых АКБ в них вообще в таком режиме нецелесообразно.

Когда надо заряжать?
Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале – не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными. Напряжение 12,0 Вольта или ниже – батарея разряжена в “ноль”. Разряд АКБ ниже 8,0 Вольт грозит переполюсовкой и расбалансировкой.

В батареях с пробками можно проверить плотность электролита ареометром. Это позволит также оценить состояние батареи побаночно. Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Плотность ниже 1,2 г/см³ означает что АКБ нуждается в дозарядке.

Возможен ли заряд на морозе?
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный диапазон для заряда от +20°C до + 25°C. ­ Поэтому зимой КПД приема заряда зависит от прогрева электролита. Влияет на КПД усваиваемости заряда и расположение батареи в автомобиле: под капотом, в салоне, в багажнике. С этой точки зрения в наихудшем положении ­оказываются грузовики с наружным расположением АКБ. Батарею, принесенную с мороза, перед зарядкой лучше всего отогреть в тазике с горячей водой. В современных автоматических зарядках есть режим заряда “зима” – обозначается снежинкой. Подразумевает заряд при напряжении в диапазоне 15 – 16 Вольт. Режимом “зима” имеет смысл пользоваться, если приходится заряжать АКБ на улице или в неотапливаемом гараже. Но эффективнее заряжать АКБ в тепле обычным режимом заряда.

Вредно ли «прикуривать» от другой машины?
Разряженный, но исправный аккумулятор при этом точно не пострадает! Если аккумулятор был разряжен ниже 8 Вольт, т.е. глубоко, то ток заряда будет брать очень высокий – около 20 Ампер или больше. В этом случае первые полчаса-час заряжаем на холостых при выключенном электрооборудовании. Генератор просто не справится, если ему добавить нагрузки. Машина будет глохнуть. Прикуривание безопасно, если соблюдать следующие правила: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой (если есть в авто специальные места для подключения проводов используем их), а отрицательный провод подключаем на кузов или крепления провода “массы”.

Важный момент! Места подключения проводов прикуривания должны быть зачищенными и обезжиренными! Если контакты в местах подключения “крокодилов” будут ржавыми, грязными, замасленными, то ток на стартер пойдет недостаточный, а нагрев в местах плохого контакта будет пожароопасным!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector