Когда появились новые номера авто с регионами
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Когда появились новые номера авто с регионами

Nazar181 › Блог › История автомобильных номеров

История автомобильных номеров насчитывает немногим более 110 лет, а первые из них появились там, где и были созданы первые автомобили — в Европе. Примечательно, что регистрация транспортных средств существовала еще до изобретения “самодвижущихся машин”: со второй половины XIX века в городах номера присваивали экипажа Извозчикова, а позднее их стали вешать и на велосипеды.

Имеются данные, что первые автономера были выданы в 1899 году в Мюнхене, после чего они появились и в других крупных столицах: в Париже — 1900 год, Нью-Йорке — 1901 год, Лондоне — 1903 год. По другим сведениям, первый номерной знак был установлен на автомобиле в столице Франции в 1893 году. А первым городом Российской империи, где были Введены номерные знаки, оказалась, как ни странно, не столица — Санкт-Петербург, а Рига. Произошло это в 1904 году.
Сначала автомобильные номера содержали только цифры. Машин в ту пору было не очень много, ими владел лишь самые обеспеченны граждане, а потом для каждого автомобиля было достаточно простого цифрового номера.

Однако такая простота имела и обратную сторону — каждая машина регистрировалась только в том населением пункте, где проживал ее владелец, а потом междугородние поездки влекло за собой массу проблем. Каждый крупный город в России начала прошлого века имел право вводит свои номерные знаки, Которые отличались огромным разнообразием форм и расцветок и часто становились предпосылкой путаницы. В Москве знаки на автомобилях меняли раз в год, причем всякий раз они были нового цвета.

Забавно дело обстояло с размерами и способом крепления автомобильных номеров. То, что выдавались в 1912 году, выглядели так: на жесты длиною чуть ли не в аршин (71 см!) Были вырезаны цифры номера. Этот “трафарет” покрывался краской соответствующего году цвета, все это накладывалось на кусок жесты, выкрашенный белой краской, а еще ниже располагалась еще одна жестянка, но уже черного цвета.

Трудно было придумать номерные знаки, менее приспособленны для прочтения: острые углы вырезанных цифр постоянно загибались и даже отламывались, все три слоя мягкой жесты легко сгибались, отчего краска с них быстро слетала, и такой знак очень скоро переставали читаться. Был интересен и способ крепления номера к машине — через две дырки при помощи … шнурков!

Газета “Ауто” писала, что, поскольку специального места для размещения номеров на машинах предусмотрено Не было, чиновники рекомендовали автовладельцам привешивать знаки шнурками на переднюю и заднюю оси своей машины, где они часто гнулись от соприкосновения с мостовой, отрывались и терялись.

Много проблем доставляло автомобилистам и то обстоятельство, что в каждой губернии были свои номера. “Есть такие местности, где власти не признают номерные знаки, выданные в другом городе. Для поезда через их города они требуют Получить знаки, установленные для этой местности”, — сетовалы журналисты.

Подобное положение дел НЕ устраивала владельцев машин, которых становилось все больше. Они предлагали ввести автономера, как в Англии, Германии или Франции: четкие и легко различимы, лучше всего — черные с белыми цифрами. Но российские города, кроме разве что Санкт-Петербурга, а не желавшего вводит новые знаки. Общие, стандартные для всей страны номерные знаки появились лишь в СССР.

Помимо цифр, они имели и обозначение региональной принадлежности транспортного средства. Буквы из названия города располагавшегося в нижней части знака. Позже, примерно в 1936 году, появились номера с белыми буквами на черном фоне, где регион уже был зашифрован двухбуквенным сочетанием: например, номер МО 23-12 говорил о том, что машина зарегистрирована в Москве.

После войны оказалось, что многие регистрационные документы на машины утрачены, огромное количество техники было мобилизовано и получило военные номера, а трофеи и машины союзников надо было ставит на новый учет. И в 1946 году в стране появились номера второго стандарта — с черными буквами на желтом фоне.

Началось деление номеров на серии: личные и государственные автомобили, такси и автобусы. Появились номера мотоциклов и специальные — для дипломатического представительств иностранных государств. К концу 50-х годов почти все двойные сочетания букв были исчерпаны, поэтому введенный в 1959 г. новый стандарт содержал уже три буквы.

На номерных знаках тех лет использовались только 27 букв алфавита, буквы Ё, Й, Ъ, Ы и Ь не применялись. Цифр стало обязательно четыре, причем сочетание 0000 никогда в знаках СССР НЕ встречалось. Очередная смена облика произошла в начале 80-х годов — номера стали белыми с черными буквами и цифрами. С 1994 года на машинах появились знаки, Которые выдаются до сих пор — и они сильно отличаются от своих предшественников.

Коды регионов на автомобильных номерах в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про государственные регистрационные знаки (автомобильные номера). Номера присваиваются автомобилю во время его регистрации в ГИБДД и остаются на своем месте до тех пор, пока один из следующих владельцев не решит их заменить, либо регистрация автомобиля не будет прекращена.

Регистрационные знаки являются уникальными, т.е. не может существовать одинаковых номеров у двух разных автомобилей одновременно. Номера всегда отличаются хотя бы на одну букву или цифру. Сегодня будут рассмотрены особенности и порядок выдачи автомобильных номеров, а также автомобильные коды регионов на номерах.

Порядок выдачи номеров в России

Рассмотрим самый распространенный вид номеров в Российской Федерации:

Именно такие номера устанавливаются на большинство автомобилей.

На первый взгляд номер состоит из случайной последовательности букв и цифр. На самом деле не все здесь так просто.

На автомобильных номерах используются все цифры от 0 до 9. Однако в отличие от цифр, не все буквы русского алфавита могут оказаться на номерах. Такая привилегия дана только тем буквам, которые имеют схожие по написанию символы в латинском алфавите. Т.е. на автономерах могут использоваться только буквы А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х.

Об этом факте Вы могли узнать и раньше, но вот следующая мысль наверняка покажется Вам интересной. Речь пойдет о том, в каком порядке выдаются номера.

Номера выдаются по порядку (кроме специальных серий). Однако порядок изменения символов в номере далек от нормального восприятия. Символы меняются не справа налево, а несколько по-другому – в достаточно запутанной последовательности.

1. Чаще всего в автомобильном номере меняется 3я цифра (на рисунке это цифра 6).
После номера Т356ОК будет выдан номер Т357ОК.

2. Второй по частоте изменения символ – 2я цифра (на рисунке 5).
После номера Т359ОК будет выдан номер Т360ОК.

3. Третий по частоте символ – 1я цифра (на рисунке 3).
После номера Т399ОК будет выдан номер Т400ОК.

Читать еще:  Какой экологический класс автомобиля действует в России

С цифрами вроде бы все в порядке, но того же самого нельзя сказать о буквах.

4. Четвертый по частоте символ – 1я буква (на рисунке Т).
После номера Т999ОК будет выдан номер У001ОК.

5. Пятый по частоте символ – 3я буква (на рисунке К).
После номера Х999ОК будет выдан номер А001ОМ.

6. Шестой по частоте символ – 2я буква (на рисунке О).
После номера Х999ОХ будет выдан номер А001РА.

Порядок достаточно сложен, так что если не поняли его с первого раза, перечитайте пункты 1-6 еще раз.

Символы в левой части регистрационного знака, которые рассматривались выше, отвечают за номера автомобилей внутри конкретного региона. Кстати, любителям статистики сообщаю, что с одним кодом региона может быть выдано не более чем 1 млн 726 тыс 272 автомобильных регистрационных знаков.

После исчерпания такого лимита происходит изменение номера региона России, записанного в правой части номера. Начиная с этого момента номера начинают выдаваться заново внутри нового региона. Каждому субъекту Российской Федерации соответствует собственный код, а некоторым субъектам федерации, имеющим очень большое число автомобилей, присвоены одновременно несколько кодов региона.

Таблица автомобильных кодов регионов 2020 года

Код Субъект Российской Федерации
01 Республика Адыгея (Адыгея)
02, 102 Республика Башкортостан
03 Республика Бурятия
04 Республика Алтай
05 Республика Дагестан
06 Республика Ингушетия
07 Кабардино-Балкарская Республика
08 Республика Калмыкия
09 Карачаево-Черкесская Республика
10 Республика Карелия
11 Республика Коми
12 Республика Марий Эл
13, 113 Республика Мордовия
14 Республика Саха (Якутия)
15 Республика Северная Осетия — Алания
16, 116, 716 Республика Татарстан (Татарстан)
17 Республика Тыва
18 Удмуртская Республика
19 Республика Хакасия
21, 121 Чувашская Республика – Чувашия
22 Алтайский край
23, 93, 123, 193 Краснодарский край
24, 124 Красноярский край
25, 125 Приморский край
26, 126 Ставропольский край
27 Хабаровский край
28 Амурская область
29 Архангельская область
30 Астраханская область
31 Белгородская область
32 Брянская область
33 Владимирская область
34, 134 Волгоградская область
35 Вологодская область
36, 136 Воронежская область
37 Ивановская область
38, 138 Иркутская область
39 Калининградская область
40 Калужская область
41 Камчатский край
42, 142 Кемеровская область
43 Кировская область
44 Костромская область
45 Курганская область
46 Курская область
47, 147 Ленинградская область
48 Липецкая область
49 Магаданская область
50, 90, 150, 190, 750 Московская область
51 Мурманская область
52, 152 Нижегородская область
53 Новгородская область
54, 154 Новосибирская область
55 Омская область
56, 156 Оренбургская область
57 Орловская область
58 Пензенская область
59, 159 Пермский край
60 Псковская область
61, 161, 761 Ростовская область
62 Рязанская область
63, 163, 763 Самарская область
64, 164 Саратовская область
65 Сахалинская область
66, 96, 196 Свердловская область
67 Смоленская область
68 Тамбовская область
69 Тверская область
70 Томская область
71 Тульская область
72 Тюменская область
73, 173 Ульяновская область
74, 174 Челябинская область
75 Забайкальский край
76 Ярославская область
77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 797, 799 г. Москва
78, 98, 178, 198 г. Санкт-Петербург
79 Еврейская автономная область
82 Республика Крым
83 Ненецкий автономный округ
86, 186 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
87 Чукотский автономный округ
89 Ямало-Ненецкий автономный округ
92 г. Севастополь
95 Чеченская республика

Устаревшие коды регионов

Код Субъект Российской Федерации Примечание
80 Забайкальский край до 2020 года
81 Пермский край до 2020 года
84 Красноярский край до 2020 года
85 Иркутская область до 2020 года
88 Красноярский край до 2020 года
91 Калининградская область
94 Территории, находящиеся за пределами Российской Федерации и обслуживаемые органами внутренних дел Российской Федерации до 2020 года

Скачать таблицу автомобильных кодов регионов России

Предлагаю Вам скачать таблицу автомобильных номеров регионов России, предназначенную для печати (нажмите на изображение для увеличения):

Также Вы можете скачать автомобильные коды регионов и в формате pdf:

Трехзначные коды регионов, начинающиеся на цифру 2

В художественных фильмах и телевизионных передачах можно увидеть трехзначные коды регионов начинающиеся на цифру 2 или 3. Например, водители часто интересуются, к какому городу относятся регионы 200, 202, 203, 211, 225, 236, 277 или 303.

До 26 марта 2020 года установка номеров с такими кодами регионов являлась незаконной.

Однако начиная с 26 марта 2020 года в качестве первого символа кода региона может использоваться абсолютно любая цифра. Этот вопрос регламентирован Приложением 1 к приказу “О государственных регистрационных знаках транспортных средств”:

Примечание. На государственных регистрационных знаках транспортных средств, отнесенных к типу 1, допускается применять в трехзначном коде региона в качестве первой цифры кода цифры “1” – “9”.

Таким образом, если Вы встретили автомобиль с одним из приведенных выше кодов региона, то Вы можете легко определить место прописки его владельца:

Код Регион
202 Республика Башкортостан
203 Республика Бурятия
211 Республика Коми
225 Приморский край
236 Воронежская область
265 Сахалинская область
277 г. Москва
303 Республика Бурятия

Примечание. В 2020 году номера, где в качестве первого символа кода региона используется цифра 2 или 3, фактически не выдаются, т.к. до указанных серий ГИБДД пока что не дошло.

Что касается номеров с кодами, заканчивающимися двумя нулями, то установка таких номеров является незаконной, т.к. региона с номером 00 не существует.

Кстати, если Вы видели автомобили с номерами регионов, которых нет в приведенной выше таблице, напишите об этом в комментариях.

Обратите внимание, что по количеству автомобильных кодов, принадлежащих тому или иному региону, можно с большой точностью оценить количество транспортных средств в нем. Так число автомобилей в г. Москва в настоящее время около 13,5 миллионов.

Примечание. С 15 октября 2013 года по 31 декабря 2019 года автовладельцы могли официально получить номера с кодом региона, который не соответствует месту их прописки. В этом промежутке было выдано большое количество номеров с “чужими” кодами регионов и такие автомобили на дорогах можно встретить довольно часто. В связи с этим код региона на номерах не всегда совпадает с действительным местом проживания автовладельца.

В 2020 году при регистрации автомобилю присваивается номер с кодом региона, соответствующим прописке автовладельца. Так что со временем на большинстве автомобилей будут установлены номера со своими регионами. И по приведенной выше таблице можно будет понять, из какого региона автовладелец.

А что Вы знаете интересного про автомобильные номера и номера регионов на них?

История автомобильного номера в России: от самого первого до наших дней

Регистрация городскими властями транспортных средств сопровождалась выдачей табличек с номерами еще до изобретения автомобиля. Неудивительно, что с появлением автомобилей и впоследствии — органов, отвечающих за безопасность дорожного движения, в обязанности последних были вменены учет транспорта и выдача регистрационных номеров.

Читать еще:  Как пройти техосмотр если закончился полис ОСАГО

Присваивать средствам передвижения индивидуальные номера первыми начали фискальные органы. Владельцы повозок, занимавшиеся на городских улицах извозом, обязаны были ежегодно уплачивать в городскую казну определенный налог. Выдаваемая взамен бляха с номером являлась всего лишь свидетельством об уплате — чтобы извозчиков лишний раз не «дергали» блюстители закона.

Однако практика наглядной «сертификации» прижилась, и впоследствии, когда возникла необходимость визуализировать регистрацию первых автомобилей, изобретать велосипед не стали — владелец авто получал табличку с номером. И вновь речь шла вовсе не о возможности поиска по «базе данных» некоего конкретного автомобиля среди собратьев.

Подобную роль номерные знаки начали играть лишь с распространением массового конвейерного производства машин. На рубеже XIX-XX веков автомобилей было так мало, что в случае правонарушения или иного инцидента установить виновного не составляло труда. Тем не менее регистрация в большинстве крупных городов требовалась — просто для порядка.

Считается, что первенство в выдаче регистрационных номеров принадлежит Мюнхену. Там таблички с номерами начали устанавливать на машины в 1899 году. Эстафету подхватили в крупных городах других стран: Париж (1900 год), Нью-Иорк (1901 год), Лондон (1903 год).

В дореволюционной России решение о необходимости регистрации автомобилей принимали городские власти. 25 июня 1900 года Городской Думой Санкт-Петербурга было принято постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».

В числе прочих регламентирующих положений наличествовал пункт, вводящий обязательное медицинское освидетельствование водителей, ежегодный технический осмотр автомобилей и их обязательную регистрацию с выдачей номерных знаков — «жестянок». Однако ввиду малочисленности машин и «экзотичности» закона нововведение в Санкт-Петербурге не прижилось. Всерьез практику обязательного крепления к авто регистрационного номера первыми в Российской империи освоили рижане в 1904 году.

Серьезные подвижки произошли в конце первого десятилетия XX века. По итогам прошедшей в сентябре 1909 года в Париже первой Международной конференции по проблемам автомобилизма была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая все, что касалось регистрации и эксплуатации автомобилей.

В феврале 1910 года Николай II эти правила ратифицировал, и на территории России вступили в силу новые административные уложения для автомобилистов. В числе прочих нововведений была и обязательная регистрация транспортных средств, однако ведали ею по-прежнему местные власти.

Между тем, автомобилей становилось все больше, и очень скоро «власти» вспомнили о практике «сертификации» извозчиков. Была введена обязательная ежегодная перерегистрация всех машин, в результате которой владелец каждый раз получал новый номерной знак.

Чтобы определить, не задолжал ли автомобилист городской казне, в Москве пошли на хитрость: каждый год выдавались номерные таблички нового цвета. Санкт-петербургские номера начала XX века затейливостью не отличались. Они были белыми, с черными цифрами.

При этом численность автотранспорта в российских городах была столь незначительна, что для учета вполне хватало одних только цифр. Более того, в большинстве населенных пунктов спокойно обходились трехзначными числами. Исключение составляли Санкт-Петербург и Москва, где номерные знаки были четырехзначными. В первопрестольной, например, к 1914 году числилось 2200 официально оформленных автомобилей.

В годы Первой мировой войны и послереволюционный период автотранспорт так часто менял дислокацию, владельцев и назначение, что ни о каком внятном учете не было и речи. А в начале 20-х годов советская власть вернулась к дореволюционной практике регистрации автомобилей органами местного самоуправления.

В Москве к концу 20-х годов число автомобилей заметно увеличилось, и для простоты чтения номеров и удобства их запоминания к цифрам впервые в отечественной истории добавили букву. Московские номера тех лет выглядели так: одна буква и две пары цифр, разделенные между собой черточками. Черные знаки наносились на белый фон. Спереди и сзади такие номера были одинаковыми. Именно этот стандарт и стал некоторое время спустя первым общесоюзным. Произошло это в самом начале 1930-х.

20 марта 1932 года СНК РСФСР, вдохновленный удачным опытом на местах, принял постановление «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции», превращавшее частную практику. После Великой Отечественной войны номерные таблички на автомобилях стали желтого цвета московского ОРУДа в общегосударственную систему. Отныне регистрацией автотранспорта на местах занимались не городские чиновники, а милицейские подразделения.

«Московский» стандарт номерных знаков просуществовал недолго. Уже в 1934 году был введен новый стандарт. Место буквы в начале «шифра» заняла еще одна цифра, а под пятизначным кодом без затей писалось название региона: «Москва», «Ленинград» и т.п. Цвета знаков остались прежними, задний и передний номера ничем не отличались друг от друга.

С 1932 по 1936 год регистрацией машин и выдачей номерных знаков ведали ОРУДы. 3 июля 1936 года СНК СССР принял «Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого момента и до наших дней административно-технической работой, в том числе и постановкой транспортных средств на учет, занимается ГАИ и её правопреемница — ГИБДД.

Тогда же, в 1936 году, был введен новый стандарт номерных знаков: на черный фон наносились белые символы — две буквы, в первой из которых «зашифровывался» регион, и две пары цифр через черточку. При этом на передних номерах все знаки располагались в одну строку, а на задних — в две, вверху были буквы.

В довоенных задних номерах буквы стояли в центре, а в послевоенных — в левом углу. Тогда же, правда, лишь в Московском регионе, впервые произошло разделение серий по назначению. Немногочисленным автомобилям, находящимся в частной собственности, выделили серию «МИ»; легковым автомобилям госчиновников — серию «МА».

Незадолго до войны номера специального образца получил автотранспорт Красной Армии. Регистрационный код состоял из одной буквы и пяти цифр, сгруппированных так: «А-9-99-99». Этой системы нумерации Вооруженные силы СССР придерживались до начала 60-х годов, когда были введены армейские номерные знаки нового образца: четыре цифры и две буквы, написанные белой краской на черном фоне. Буквенные сочетания но-прежнему не позволяли определить войсковую и географическую принадлежность транспортного средства.

А гражданских номеров очередная реформа коснулась в 1946 году. Номерные знаки нового образца поменяли цвет: черные символы наносились на желтый фон. Буквы но размеру стали меньше, чем цифры, и находились в верхнем левом углу на переднем знаке и в верхней строке посередине — на заднем.

Автопарк страны в послевоенные годы стремительно разрастался, и довольно скоро шифр из двух букв и четырех цифр исчерпал все возможные комбинации. В 1959 году пришлось вводить новый стандарт: белые символы на черном фоне, причем букв стало три. Такие номера выдавали вплоть до 1981-82 годов.

Читать еще:  Как рассчитать коэффициент безаварийности по ОСАГО

Очередная смена стандарта произошла вскоре после Московской олимпиады 1980 года. Впервые с 1934 года номера украсили черные цифры и буквы на белом фоне. Главным новшеством являлось разделение номерных знаков на «частные» и «казенные».

Две буквы из трех по-прежнему были созвучны названию региона, третья также менялась в алфавитном порядке по сериям, но именно местоположение этой буквы позволяло определить «принадлежность» транспортного средства. На номерах частных автомобилей она стояла первой, перед цифрами, а на номерах гостранспорта — последней, после двух «региональных» литер.

Очередной (ныне действующий) стандарт номерных знаков в России ввели в 1994 году. На новых номерах буквенное обозначение региона заменили цифровым — каждому региону был присвоен двузначный (в исключительных случаях — трехзначный) код. Все три буквы, равно как и цифры, подлежат последовательной ротации.

Российские автомобильные номера: от извозчиков до современных машин

Номерные знаки на автомобилях сегодня такой же привычный атрибут, как паспорт гражданина. Но даже несмотря на это, к ним приковано повышенное внимание — в основном со стороны надзорных органов. Вспомним, когда появились первые автомобильные номера и как они выглядели раньше.

В самом начале номера получили даже не автомобили. Еще в дореволюционной России извозчики должны были на свои повозки крепить специальные бирки. Делалось это для учета уплаты налога и одновременно являлось разрешением на извоз. Сначала бирки были кожаными и крепились на одежде извозчиков, затем их заменили на металлические. Устанавливать их стали на саму телегу или на хомут подводы.

Как нам рассказал Петр Шляхин, частный коллекционер номерных знаков, каждый московский извозчик был прикреплен к пожарной части. Номер части указывался на бирке. В случае пожара в районе «приписки» извозчик обязан был оказывать помощь пострадавшим от огня. Имущество погорельцев вывозилось из зоны возгорания бесплатно. Так, к примеру, на одной из бирок, имеющихся в коллекции Петра, помимо номера извозчика указано: «Арбатская часть». Знак датирован 1853 годом.

Обладателем первого автомобильного номера в 1899 году стал житель Мюнхена. Через год номера для машин появились в Париже, а спустя еще год — в Нью-Йорке. У нас первый номер автомобильного образца был выдан в 1900 году. Россия стала одной из первых стран, в которой номерной знак появился в современном виде и понимании.

Поначалу номера выглядели просто. Состояли они из цифр, обозначающих порядковый номер автомобиля во время регистрации. Никакой географической принадлежности на них в то время не было. Это и понятно, обладатели автомобилей редко выезжали в другие города и веси, поэтому ни о каких единых стандартах в ту пору речи не шло.

В послереволюционное время номера фактически не изменились. Интересно, что помимо извозчиков и владельцев автомобилей обязанность иметь специальный номер была у владельцев велосипедов. А вот порядок получения номеров стал приобретать уже цивилизованный вид. Если до революции учет транспорта вели городские управы, а после революции местные советы, то уже в 1921 году декретом СНК было создано специальное управление местного транспорта (ЦУМТ) в составе Наркомата путей сообщения, которое занималось регистрацией автотранспорта.

А вот номера выдавались в городских и местных исполкомах. В Москве, к примеру, этим занимался отдел Московского коммунального хозяйства, в составе которого создали транспортное управление.

В 1931 году в СССР был принят единый стандарт автомобильных номеров. Они содержали одну букву и четыре арабских цифры черного цвета на табличке белого фона.

С этого же времени учет автомобилей и выдачу регистрационных знаков поручили Центральному управлению шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта. Это тоже ЦУМТ. Он был выделен из НКПС в отдельное ведомство и переименован в Цудортранс.

Спустя три года стандарт по знакам изменили. Букву заменили на цифру и добавили название региона, или «Дортранса», как говорили раньше. Тогда их было 45.

Предтечей нынешней ГАИ стала созданная в ноябре 1934 года инспекция, входившая в состав Цудортранса. Лишь позже, 3 июля 1936 года, с выходом Постановления Совета народных комиссаров № 1182, которое утвердило «Положение о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР», надзорные автодорожные полномочия были переданы новой структуре. А 3 июля с тех пор считается днем рождения ГАИ.

Тогда же поменяли в очередной раз внешний вид номеров. На сей раз фон их стал черным, а сами знаки белыми: две буквы (шифровка региона) и две пары цифр через дефис. Но эти номерные знаки надолго не прижились. Качество изготовления было крайне низким. Делали их из отходов кровельного железа. Помимо этого номера были большого размера и очень тонкие, отчего легко ломались.

После войны, в 1946 году, внешний вид номеров поменяли снова. Фон сделали желтым, а буквы и цифры — черными (ГОСТ 3207–46). Эти знаки прослужили вплоть до конца 1950-х. К этому времени автопарк страны сильно вырос и возможные комбинации желтых номеров стали заканчиваться.

В 1959-м фон номеров опять стал черным, буквы и цифры — белыми. Букв стало уже три. Они стояли после цифр и по-прежнему отражали географическую принадлежность автомобиля. Заменить их заставили новые регламенты, по которым номерные знаки европейских государств получили определенные размеры. Кроме этого, уже тогда планировалось сделать знаки светоотражающими, но пленки отечественного производства у нас не было, поэтому номера выпускались окрашенными.

Да и машин становилось все больше, а номера выдавались каждому новому владельцу. Очевидная, казалось бы, мысль — закрепить номерной знак за машиной пожизненно — в те времена чиновников еще не посетила.

В 1980-х появились первые современные регистрационные знаки. Те самые, с современным шрифтом и делением на частные автомобили (а 0000 АА, где две заглавные буквы обозначали регион), государственные (0000 ААА, здесь на регион указывали уже две первые буквы) и спецтранспорт (ААА 0000). Хотя из-за все той же нехватки номеров буквы и регион могли не совпадать.

Интересно, что когда начали выдавать новые знаки (произошло это со стартом Олимпиады-80), выделили специальные серии ОЛМ и МОА для автомобилей, обслуживающих Игры. Тогда же появилась и первая «блатная» серия МОС. Эти регистрационные знаки прожили до самого распада СССР.

Наши с вами реалии — это появление первых российских номеров. С тремя буквами, тремя цифрами и отдельно выделенным регионом (а000аа00). Сейчас регистрационные знаки выдаются на автомобиль, что называется, пожизненно. Если раньше перед продажей нужно было обязательно снимать машину с регистрационного учета и сдавать номера, то сейчас мы покупаем автомобиль с прежними знаками. Хотя существующие правила и предусматривают возможность оставить понравившиеся номера себе, для установки на вновь купленный автомобиль.

Редакция журнала «За рулем» благодарит частного коллекционера Петра Шляхина (TANK) за помощь в подготовке материала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector