Когда отменят ОСАГО в России
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Когда отменят ОСАГО в России

Министерство финансов предлагает отменить ОСАГО

Несмотря на неоднократные попытки регулятора страхового рынка – ЦБ РФ, упорядочить систему заключения договоров ОСАГО и порядок возмещения выплат пострадавшим от ДТП, ситуация не меняется коренным образом. Многочисленные злоупотребления обеих сторон данных правоотношений привели к тому, что представители профильных министерств и ведомств в открытую заявляют о неэффективности данного вида страхования.

Правда ли, что ОСАГО отменят или это очередной повод пересмотреть условия страхования в пользу страховых компаний? Что произойдет в результате отмены ОСАГО? Ответы на эти и другие вопросы дадим в данной статье.

В чем заключается необходимость отмены ОСАГО?

Изначальное введение в России системы страхования гражданской ответственности водителей воспринималось как великое благо, ведь основной идеей законодателя являлось решение проблем с взысканием ущерба от ДТП путем гарантии выплаты страхового возмещения. Такие гарантии обеспечивались обязанностью каждого владельца транспортного средства ежегодно заключать договор ОСАГО с одной из страховых компаний.

Не имело значения, действительно ли состоится факт ДТП – каждый год миллионы водителей были вынуждены фактически платить за бланк, который позволял бы им избежать ответственности в случае проверки документов со стороны сотрудников ГИБДД.

С первого года действия Закона «Об ОСАГО» владельцы транспортных средств столкнулись с проблемами, не потерявшими актуальность и в 2017 году:

  • страховые компании под любыми предлогами уклоняются от выплаты страхового возмещения либо сознательно занижают размер причиненного ущерба;
  • деятельность оценщиков, привлекаемых страховыми компаниями, не всегда достаточно объективна, в результате чего граждане вынуждены за свой счет заказывать отчет независимого оценщика и взыскивать ущерб через суд;
  • взыскание утраты товарной стоимости поврежденного автомобиля осуществляется только в судебном порядке;
  • оформление страхового полиса ОСАГО сопровождается навязыванием дополнительных страховых продуктов, а отказ от их приобретения вызывает надуманные предлоги уклонения от заключения договора автострахования.

Все эти факторы неоднократно являлись причиной появления новых законопроектов и изменений базовых правил страхования ОСАГО, но в конечном итоге все поправки ограничивались увеличением размера страховых взносов и повышением общего лимита выплат.

В последние годы общая ситуация на страховом рынке ОСАГО усугубилась проблемой, вызванной деятельностью юристов по возмещению ущерба от ДТП. Пользуясь тем, что страховые компании не спешат с выплатой страхового возмещения и существенно занижают размер ущерба, юристы предлагают гражданам решение всех проблем в судебном порядке. При этом взыскивается не только сумма непосредственного ущерба, но и все виды судебных и иных издержек, которые нередко сравнимы по стоимости с выплатой по ОСАГО.

В 2013 году из уст заместителя Минфина Алексея Моисеева прозвучала осторожная мысль, что правительство РФ планирует в ближайшие годы полностью упразднить систему страхования ОСАГО.

ОСАГО: быть или не быть?

Суть предложений правительства оказалась проста – раз система ОСАГО доказала свою неэффективность за 15 лет существования, ее стоит отменить. Взамен предлагаются различные варианты – от добровольного страхования имущественных рисков, полученных в ДТП, до комбинированного использования добровольных и обязательных форм страхования.

По мнению представителей правительства, многочисленные случаи мошенничества и злоупотреблений в рамках договора ОСАГО существенно нарушают права обеих сторон договора – страховых компаний и автовладельцев.

Стратегия Министерства финансов РФ по реформированию системы ОСАГО включает следующие действия:

  • поэтапный переход от системы обязательного страхования к добровольным видам страховых продуктов (реализация программы запланирована на 2020 год);
  • повышение общей правовой культуры страхователей и страховщиков, популяризация дополнительных и сопутствующих видов страхования;
  • частичное введение вмененного обязательного страхования для отдельных категорий водителей;
  • перевод рынка ОСАГО под регулирование со стороны Центрального Банка РФ.

В настоящее время данные предложения еще не нашли выражение в конкретных законопроектах, однако общественные дискуссии по предложенным вариантам активно ведутся. Владельцы транспортных средств активно поддерживают данную идею, так как не видят оснований платить за оформление страховки компаниям, систематически уклоняющимся от исполнения обязанностей по договору. Страховые компании не менее активно сопротивляются нововведениям и предлагают усилить меры ответственности за нарушения порядка оформления документов о ДТП.

На сегодняшний день рано рассуждать о том, какой быть новой системе страхования рисков от дорожно-транспортных происшествий, ведь конкретные нормы законопроектов до сих пор не доступны для ознакомления. Однако можно дать разумный прогноз нововведениям, исходя из доступной информации:

  • отмена ОСАГО приведет к массовому отказу владельцев автомобилей от приобретения страховых продуктов в этой сфере;
  • попытки взыскать ущерб в судебном порядке приведут ситуацию к положению 90-х годов, когда владельцы дорогих автомобилей были вынуждены искать внесудебные процедуры взыскания долга с граждан, получающих минимальную зарплату или уклоняющихся от исполнения судебных решений;
  • передача функций регулятора рынка ОСАГО на уровень полномочий Центрального банка РФ создаст проблемы всем участникам правоотношений по автострахованию, так как этот орган применяет крайне жесткий меры по регламентированию подконтрольных субъектов;
  • общий уровень правовой и страховой культуры граждан страны настолько далек от развитых рынков стран Европы или Северной Америки, что услугами добровольного страхования будет пользоваться тот же круг лиц, что и сейчас – владельцы дорогих авто при комплексном страховании от всех видов ущерба, а также рядовые граждане при оформлении автокредитов.

Изменение базовых принципов на рынке автострахования неизбежно приведет к появлению новых проблем: чрезмерная загруженность судов по искам владельцев автомобилей друг к другу; недобросовестная конкуренция между страховыми компаниями ввиду необходимости привлекать клиентов услугами добровольного страхования.

Заключение

Быть или не быть ОСАГО, можно решить только после ознакомления с предложениями правительства. Однако кардинальные изменения на рынке автострахования назрели и стали жизненно необходимы.

Будет ли отмена ОСАГО?

С предложением об отмене ОСАГО недавно выступили представители Минфина РФ. К 2020 году чиновники хотят отменить обязательную страховку на вмененную.

Для отмены ОСАГО планируется прописать в законе, для каких именно рисков люди должны осуществлять обязательное страхование. Как отметил замминистра финансов А.Моисеев, сегодня больше всего споров идет на тему обязательных видов страхования – это, по его словам, обычно связано с недовольством тарифами.

ОСАГО отмена

Как считают эксперты, отмена ОСАГО позволит российским водителям делать самостоятельный выбор. То есть они могут использовать либо КАСКО, либо вообще не оформлять страховку. Сегодня идут многочисленные споры, по поводу того, нужно отменять ОСАГО или нет. Причем, каждая из сторон приводит весьма аргументированные доводы. Как мы видим по последним тенденциям, отмена ОСАГО вполне возможна, и это решение поддерживается на самом высоком уровне. Скорее всего, отмена такой страховки – это больше вопрос времени, нежели каких-то законодательных действий. Если проект выдвигается самим Минфином, то вполне вероятно, что в ближайшие годы он будет реализован.

Статистика голосования

Если взглянуть на статистику голосования в ГосДуме, то также можно увидеть очевидную тенденцию на отмену ОСАГО. Большинство депутатов поддержали законопроект, и отсюда следует, что вопрос уже практически решен.

Все за и против ОСАГО

Конечно, если объективно оценивать ОСАГО, то польза от него все-таки есть. Вспомним хотя бы пресловутые 90-е прошлого столетия, когда многие ДТП разрешались путем драк и криминальных разборок. С появлением ОСАГО необходимость в таких методах попросту отпала, и сейчас даже самый богатый и влиятельный человек не будет решать проблему компенсации силой.

Другой вопрос, что далеко не всем по карману обязательное страхование и, в то же время, далеко не все попадают в ДТП за время пользования транспортным средством. Так что споры тут могут продолжаться до бесконечности и, наверное, никогда не будет единого мнения по поводу целесообразности ОСАГО. Правда, если учесть, что для большинства россиян данный вид страхования является достаточно дорогим, все же вывод напрашивается сам собой.

Какие поправки приняты в 2017 году

Напомним, что в 2016 году планировалось, что при компенсации по ОСАГО будет приоритет на ремонт, нежели на выплату денег. Как оказалось, с 28 апреля 2017 года, это изменение вступило в силу. Сейчас при продаже полиса страховщики предлагают список станций техобслуживания, с которыми имеется соответствующее соглашение. Конечно, эти СТО должны соответствовать ряду требований и, что важно, в случае просрочки ремонта страховая компания будет обязана заплатить определенный штраф.

Читать еще:  Сколько стоит хранение номеров в ГИБДД

Также были одобрены поправки, предложенные по поводу оформления ДТП по европротоколу. В частности, выполняться теперь такая процедура может даже тогда, когда у водителей есть разногласия по поводу деталей аварии.

Что касается размера страхового возмещения, то его решено повысить до ста тысяч рублей. Правда, в таком случае обязательно должно быть, чтобы обстоятельства ДТП фиксировались техническими средствами контроля.

Справка: остальные поправки в ОСАГО пока находятся на рассмотрении, но, вероятнее всего, их также ждет скорое одобрение.

Почему корпоративные клиенты выиграют

Любопытно, что многие предприятия, у которых страхование машин обязательно, отмечают здесь приятные для себя новинки. Причем тут можно разбираться даже по пунктам.

Нужно сказать, что большинство предприятий довольно жестко отбирают водителей на работу. Как известно, обращается большое внимание на стаж вождения и другие факторы. Благодаря этому водители, управляющие корпоративным транспортом, попадают в аварии очень редко. В связи с этим серьезные убытки корпоративным клиентам не грозят.

Обязательное страхование для более-менее крупного предприятия не оказывается особой проблемой. Большинством таких компаний используются продвинутые технологии формата СА «GALAXY страхование», которые используются для массового страхования. Такое партнерство позволяет компаниям просчитать стоимость всех страховок и сделать ОСАГО в онлайн-режиме. Естественно, здесь не нужно оплачивать дополнительные услуги и стоять в очередях. Все делается очень быстро и легко.

Если не учитывать страхование грузовых автомобилей, то наиболее частым видом транспорта для ОСАГО у предприятий являются автомобили класса «В» или «ВЕ», которые имеют очень высокую мощность двигателя. Благодаря нововведениям корпоративный страхователь сможет сберечь солидные деньги ежегодно.

Справка: на корпоративных автомобилях сегодня все чаще появляется установленная ГЛОНАСС и, по словам страховщиков, это позволит также снизить высокую цену страховки. Снизятся в таком случае и сроки выплат в случае ДТП.

Полезное видео

Посмотрите видео об отмене ОСАГО

Заключение

По мнению некоторых чиновников, полностью отказаться от ОСАГО просто невозможно. В противном случае неравномерное распространение страховки увеличит число отказов в выплатах. Также при отказе от ОСАГО может увеличиться и число лиц, уклоняющихся от возмещения ущерба. В результате один тип пострадавших в ДТП будет в заведомо проигрышной ситуации по сравнению с другими, то есть, застрахованными лицами. Из-за этого нарушится главный принцип страховки – гарантия и полнота возмещения ущерба. Полный отказ от ОСАГО запросто может привести к хаосу.

Как мы и говорили выше, в России сама по себе культура страхования развита еще очень плохо. Из-за этого на рынке существует еще достаточно много недобросовестных компаний, несправедливо отказывающих в выплатах. К тому же различие в стоимости ОСАГО у разных компаний приведет к тому, что люди пойдут к тем страховщикам, которые будут предлагать наиболее низкие тарифы. Однако далеко не факт, что такие компании потом не откажут в выплатах доверчивым клиентам. В то же время, основная доля выплат ляжет на плечи добросовестных страховщиков, которые могут запросто в таком случае прийти к банкротству.

Таким образом, далеко не всех устроит ситуация по отмене ОСАГО и, конечно же, этот вопрос будет еще тщательно изучаться и прорабатываться.

Отмена ОСАГО: «за» и «против»

Почти четырнадцать лет назад в России появился новый обязательный вид страховой защиты – ОСАГО. Законопроект стал ответом государства на ситуацию с «подставами» на дорогах, то есть отвечал интересам рядовых автолюбителей. Однако уже тогда было ясно, что этот закон на руку скорее страховым компаниям, чем собственникам транспорта.

И сегодня многие автовладельцы задаются вопросом, зачем «автогражданка» опытному водителю с многолетним стажем безаварийного вождения. Вторят им многочисленные правозащитные организации и объединения автовладельцев. Самые рьяные даже настаивают на отмене обязательной страховки из-за её противоречия Конституции РФ.

Но помимо противников у «автогражданки» немало союзников, в том числе из рядов автолюбителей. При всех недостатках этот вид страхования остаётся единственным эффективным способом разрешения денежных споров между участниками дорожных происшествий.

Отмена ОСАГО-2017: «за» и «против»

Какая польза в упразднении Федерального закона № 40-ФЗ? Это снимет необходимость решения массы проблемных вопросов. Среди многочисленных недостатков обязательной автостраховки больше всего нареканий вызывают следующие.

  1. Навязывание дополнительных услуг и безосновательные отказы в оформлении полиса.
  2. Возмещение ущерба с учётом износа деталей.
  3. Занижение скидки за безубыточное страхование.

Проблема номер один

В 2015-2016 годах самой острой проблемой в этой сфере стали отказы в страховании. Автовладелец обращался в страховую компанию для оформления полиса. Менеджеры под надуманным предлогом отказывались оформлять страховку, например, ссылались на сбои в работе компьютера или отсутствие бланков.

Затем клиенту предлагали решить проблему с покупкой полиса ОСАГО , но только если он приобретёт ещё какую-нибудь страховку или услугу. Для решения проблемы государство ввело обязательные электронные продажи «автогражданки», но пока страховые компании успешно уклоняются и от этой своей обязанности.

Навязывание услуг и отказы в продаже полисов создали патовую ситуацию, когда собственник транспорта по закону обязан купить страховку, но фактически лишён такой возможности.

Проблем номер два

Проблема выплат с учётом износа должна разрешиться после введения последних поправок в законодательство. Безальтернативное натуральное возмещение ущерба (путём ремонта) предусматривает установку исключительно новых запасных частей при восстановлении повреждённого транспорта. Соответственно, скоро сойдут на нет жалобы автовладельцев на выплаты с учётом износа, причём это произойдёт и без отмены «автогражданки».

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Проблема номер три

С занижением скидки за безубыточное страхование дела обстоят не так радужно, но Центробанк работает над решением данной проблемы. По заверениям его представителей, количество жалоб на ошибки при определении Кбм неуклонно снижается, а восстановление утраченной скидки занимает всё меньше времени. Следовательно, проблему с коэффициентом бонус-малус также нельзя считать достаточной для отмены обязательного автострахования.

Вывод

Государство знает о проблемах в сфере ОСАГО и принимает меры для их скорейшего разрешения, потому ни один из существующих минусов нельзя рассматривать как достаточный для отмены Федерального закона № 40-ФЗ.

Есть и плюсы

Плюсы «автогражданки» не столь живо обсуждаются в обществе как минусы, но их тоже достаточно. Главное преимущество этого вида страхования в защите имущественных интересов как пострадавших в ДТП, так и виновника аварии. Последнему больше не нужно бояться крепких парней с собственными представлениями о справедливости.

Пострадавшие же безусловно выигрывают от существования обязательной автостраховки. Владельцам повреждённого имущества не нужно годами «трясти» с виновника ДТП деньги, околачивая пороги судов и отделов судебных приставов. Травмированным гражданам не придётся переживать о затратах на лечение.

Даже если у виновника аварии нет «автогражданки», то получившему травмы человеку всё равно возместят ущерб в рамках компенсационной выплаты Российского Союза Автостраховщиков.

Обязательное автострахование в России – необходимость, ведь не у всех граждан страны есть полисы страхования жизни, здоровья, имущества, транспорта. Не каждый человек сможет самостоятельно оплатить лечение серьёзной травмы или существенный ремонт автомобиля. А ведь у виновника ДТП может попросту не оказаться достаточной суммы денег.

Чем заменить «автогражданку»?

А что если вместо отмены заменить обязательную автостраховку на другой эффективный механизм регулирования денежных отношений между пострадавшими в ДТП? Чаще всего в качестве альтернативы предлагаются либо обязательное КАСКО , либо размещение банковского депозита на определённую сумму.

Читать еще:  Как правильно вписать в ПТС нового собственника

Первое выглядит абсурдным, так как затраты на КАСКО несопоставимы с расходами на «автогражданку». Добровольная страховка в среднем стоит около сорока тысяч рублей в год, тогда как обязательная в среднем обходится примерно в семь-восемь тысяч. Основная масса автовладельцев просто не осилит финансовые траты такого масштаба. Да и страховые компании готовы продать полис КАСКО далеко не каждому желающему.

Никто не примет на страхование десятилетний легковой автомобиль. Такой транспорт можно застраховать только как раритет.

Замена «автогражданки» на банковский депозит выглядит разумнее. Но и в этом случае есть подводные камни. Во-первых, непонятно, какую сумму денег должен разместить автовладелец в банке, ведь сегодня нет максимального порога выплаты по массовым ДТП.

Если виновник аварии «соберёт» пять легковых иномарок, то предельная сумма выплаты составит два миллиона рублей (по четыреста тысяч на каждую машину). И это без учёта выплат травмированным в ДТП гражданам. А ведь виновник происшествия может повредить и семь, и восемь, и десять автомобилей.

Даже если при определении размера депозита взять за основу максимальный лимит выплаты по «железу» – четыреста тысяч рублей, то опять же возникает вопрос, где подавляющее большинство автовладельцев возьмёт столь существенную сумму денег.

Так что, оба предложения по замене «автогражданки» лишены смысла, потому как большая часть россиян не осилит такие затраты. Кроме того, нечем будет заменить компенсационные выплаты Российского Союза Автостраховщиков. Фонд компенсационных выплат формируется за счёт денег страховых компаний, он нужен в том числе для возмещения вреда здоровью травмированных в ДТП граждан в случае, когда виновник аварии не установлен.

Зарубежный опыт

За границей обязательное страхование ответственности автовладельцев существует дольше, чем в России, и сегодня вопрос отмены этого вида услуг не стоит ни в Европе, ни в США. Правда, в Соединённых Штатах Америки нет централизованной системы обязательного автострахования. Такие вопросы решаются на уровне законодательства отдельных штатов. Например, по пяти штатам до сих пор можно ездить без автостраховки.

В остальных регионах США размеры платежа и лимиты выплат устанавливаются в зависимости от специфики жизни. Любое изменение законодательства в данной сфере требует меньше времени, чем в Европе или в России, потому американская «автогражданка» почти всегда соответствует требованиям времени.

Европейские автовладельцы, как и американцы, даже не думают протестовать против обязательной автостраховки. Сказываются дисциплинированность европейцев и максимальный размер страхового покрытия.

Например, в Бельгии за триста евро в год страховщик выплатит за виновника ДТП до ста миллионов евро при повреждении чужого имущества. Лимит по выплатам за вред здоровью отсутствует, то есть вне зависимости от тяжести травм и числа пострадавших затраты на лечение ложатся на страховую компанию.

В других странах Евросоюза лимиты страховых выплат более скромные, но всё равно они гораздо выше российских. Например, в Германии максимальная выплата по «железу» составляет пятьсот тысяч евро (примерно тридцать миллионов рублей).

Отменят ли ОСАГО в России в 2017 году?

10 марта в Госдуме предложили отменить ОСАГО. Предложение исходило от главы комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослава Нилова, представляющего ЛДПР. Депутат предложил упразднить «автогражданку» без каких-либо весомых аргументов в защиту своей позиции, потому его заявление представляется лишь попыткой пиара перед предстоящими в следующем году президентскими выборами.

Предложение представителя ЛДПР выглядит нелепо на фоне недавно принятых в закон об ОСАГО поправок, касающихся ремонта вместо денежных выплат.

Изменение законодательства должно решить часть актуальных проблем, среди которых возмещение ущерба с учётом износа и борьба с автоюристами. Парламентарии долго не могли решить, принимать или нет поправки к Федеральному закону № 40-ФЗ этой весной, но в итоге большинство депутатов всё же высказалось за изменения.

До последнего голосования по реформированию ОСАГО новости Госдумы пестрели заголовками о бесконечных совещаниях депутатов с Центробанком, сообществами автовладельцев и страховыми компаниями. Итогом прений стали переработанные поправки в законодательство, отвечающие, по мнению парламентариев, и интересам страховщиков, и интересам владельцев транспорта.

Учитывая этот факт абсурдно предполагать, что Госдума, Совет Федерации или президент России выступят за отмену «автогражданки» в 2017 году.

Кроме них отменить Федеральный закон № 40-ФЗ могут только Верховный или Конституционный суды. Последний не раз рассматривал жалобы граждан на противоречие обязательной автостраховки Конституции РФ, но ни разу не поддержал позицию заявителей. Следовательно, не приходится рассчитывать на отмену ОСАГО по инициативе представителей судебной системы России.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Когда отменят ОСАГО в России

С 29 октября вступила в силу новая редакция закона об ОСАГО, серьезно изменившая порядок оформления страхового полиса. Одно из самых важных нововведений коснулось электронных полисов ОСАГО: этот документ теперь не нужно печатать на бланках строгой отчетности, объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Начиная с этого дня инспекторам ГИБДД можно просто предъявить изображение на телефоне либо распечатать электронный документ на обычной бумаге. Соответствующие изменения должны в ближайшее время появиться и в ПДД.

«Вступили в силу изменения в п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь договор ОСАГО, заключенный в виде электронного документа, можно предоставить сотрудникам ГИБДД путем демонстрации электронного документа, который страховые компании высылают на электронную почту страхователя. Также инспектору можно показать документ, размещенный в личном кабинете страхователя ОСАГО на сайте страховщика, либо его копию, распечатанную на бумажном носителе», — уточнили в РСА.

Таким образом, обязанность представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса с 29 октября полностью исключена. Можно показать только документ в электронном виде. Но если водители все-таки опасаются, что в момент остановки сотрудником ГИБДД у них может не быть доступа в интернет, то лучше заранее распечатать полис ОСАГО на бумажном носителе или скачать его из личного кабинета и возить с собой бумажную копию.

В МВД России при разъяснениях использовали такие же формулировки, согласно которым страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудников полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе. Однако теперь нельзя оштрафовать водителя с электронным полисом на 500 руб. по ч. 2 ст. 12.3 КоАП России за отсутствие документа в бумажном виде. В случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в МВД России не конкретизировали.

«В случае если у водителя на руках есть только электронный полис, проверка факта заключения договора обязательного страхования будет проводиться сотрудником Госавтоинспекции путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, что может потребовать некоторых временных затрат. Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, он может воспользоваться своим правом на его обжалование в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП», — сказали в МВД.

В МВД также напомнили, что управление транспортным средством, владелец которого не исполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, квалифицируется как нарушение ч. 2 ст. 12.37 КоАП и влечет штраф 800 рублей. А управление ТС с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление лицом, не указанным в страховом полисе, — по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, за что полагается штраф 500 рублей.

В случае если водитель застрахован и в качестве подтверждающего документа получил от страховщика полис на бланке, но на момент проверки не имел документ при себе, его действия подпадают под определение ч. 2 статьи 12.3 КоАП. Инспектор может выписать такому забывчивому автомобилисту предупреждение или оштрафовать его на 500 рублей.

Читать еще:  Продать квартиру какие документы подготовить

Глава РСА Игорь Юргенс рассказал и о других принципиальных нововведениях. В частности, внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО теперь приравнено к его отсутствию. Получается, что, если водитель предоставил недостоверные сведения не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, что повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, — рассказал Юргенс. — Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса».

Глава РСА также добавил, что организация создает в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, и предупредил о рисках езды с такими полисами: «Экономия 1–2 тыс. руб. на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может в итоге обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей». Чтобы избежать неприятных сюрпризов, в РСА рекомендовали проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.

Изменения в законе дали страховщикам право применять регресс (случаи, в которых водитель должен будет вернуть страховой компании сумму, выплаченную организацией вместо виновника ДТП) в ряде новых ситуаций. Теперь это отказ от медицинского освидетельствования и употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

Другие изменения в законе предполагают, что, если владелец ТС представил ненадлежащим образом оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик обязан оповестить об этом автомобилиста в день обращения. Кроме того, РСА будет присваивать договору ОСАГО уникальный номер. Поправками также конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС, а не просто с абстрактным лицом. Кроме того, если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, то на сайте страховщика не появится возможность оплатить премию. Страховщик в таком случае оповестит водителя о необходимости корректировки заявления.

Реформа меняет маршрут. Ряд изменений отложены, но реформа ОСАГО продолжается

Цель реформы ОСАГО, стартовавшей в начале 2019 года, — сделать систему тарифообразования более гибкой, чтобы цены стали максимально персонифицированными, зависящими от стиля вождения и прочих влияющих на аварийность характеристик каждого конкретного водителя.

Рынок ОСАГО освобождается. Страховщики о расширении тарифного коридора

Что было

На первом этапе реформы тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Вместе с тем с января 2019 года коэффициент “возраст–стаж” (КВС) стал учитывать 58 ступеней градации вместо четырех, а с апреля коэффициент бонус–малус (КБМ), меняющий стоимость полиса в зависимости от числа ДТП, в которых был виновен водитель, стал определяться раз в год и стал единым для всех транспортных средств одного водителя.

Перед расширением тарифного коридора Банк России высказывал пожелание, чтобы средняя стоимость полиса ОСАГО выросла не более чем на 5%, рассказал на прошлой неделе журналистам в Москве Михаил Порватов, советник президента Российского союза автостраховщиков (РСА).

На самом деле полисы даже подешевели. По данным РСА, за период с 1 января по конец ноября 2019 года средняя премия по ОСАГО снизилась по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом на 5,1%.

Михаил Порватов привел более подробные данные, согласно которым за год подорожание полисов произошло для такси, трамваев и троллейбусов, а наиболее сильное удешевление — для тракторов, автобусов и легковых автомобилей, принадлежащих юридическим лицам (см. “Изменения. “).

“Я ожидал, что премии по такси вырастут гораздо больше, — признался эксперт. — А почему выросли премии для трамваев мне, наоборот, удивительно. Они по рельсам ездят и всегда правы”.

Представители страховой отрасли весьма позитивно оценивают итоги первого этапа реформы ОСАГО и ждут ее продолжения (см. комментарии).

Раненые авто. Страховые компании зафиксировали рост обращений по КАСКО и ОСАГО из-за падения наледи с крыш

По мнению Михаила Порватова, сейчас как раз подходящее время для дальнейшей персонализации тарифов. Дело в том, что лет пять назад на рынке был явный монополист — “Росгосстрах”, доля которого достигала 35%. И был риск, что он может неоправданно завысить тарифы на какой–то территории или для какой–то категории водителей. Сейчас же рынок сбалансирован, доли пятерки крупнейших игроков не превышают 14%. Рынок конкурентен, и действия отдельного страховщика всегда будут уравновешены решениями других.

Что будет

В начале декабря реформа ОСАГО столкнулась с непреодолимым препятствием и была вынуждена поменять маршрут. В ходе обсуждения в Госдуме из поправок к страховому законодательству был исключен ряд наиболее радикальных изменений. Это повышение лимитов выплат за причинение вреда жизни и здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей, отмена территориального коэффициента; отмена коэффициента мощности двигателя, поэтапное расширение тарифного коридора на 40%, а затем на 30% вверх и вниз и, наконец, введение нового коэффициента зависимости от навыков вождения. “Подразумевалось, что на автомобиль устанавливается телематическое устройство, которое показывает, насколько быстро он разгоняется, насколько резко тормозит и перестраивается, как превышает скорость, — поясняет Михаил Порватов. — Сейчас это новшество удалено из законопроекта, и что–то мне подсказывает, что это правильно, потому что, по предварительным данным, полученным от установщиков телематических устройств, нет устойчивой связи между манерой вождения и аварийностью. Есть более явные связи — например, с тем, пользуется ли водитель за рулем мобильными устройствами, часто ли ездит в ночное время и т. д.”.

По словам Михаила Порватова, подразумевалась достаточно долгая дискуссия по поводу увеличения лимита ответственности по ущербу жизни и здоровью с 500 тыс. до 2 млн рублей. Такие лимиты установлены в страховании ответственности владельцев опасных объектов и ответственности перевозчиков.

Однако депутаты потребовали, чтобы изменения не приводили к увеличению стоимости полиса, страховщики же настаивали, что это невозможно (по подсчетам РСА, при таком увеличении лимита полис ОСАГО в среднем может подорожать на 23%). Депутаты на это не согласились, и в итоге лимит пока остался неизменным.

“Вопрос отмены коэффициентов достаточно сложный, — рассуждает Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО “Ингосстрах”. — Наш опыт работы говорит о том, что аварийность страхователя не зависит от его автомобиля: владельцы мощных транспортных средств могут водить аккуратно, а водители малолитражных авто — лихачить. Его отмена не так сильно повлияет на конъюнктуру рынка. Однако в случае с коэффициентом территорий все не так однозначно. Его отмена потребует адекватных изменений в тарифном коридоре, так как он достаточно сильно дифференцирует ставку. В противном случае отмена коэффициента приведет к новому витку кризиса в сегменте ОСАГО и росту убыточности”.

Несмотря на отмену ряда новшеств, движение ОСАГО к индивидуальным тарифам продолжается. По словам Михаила Порватова, на стадии обсуждения остается появление в структуре ценообразования ОСАГО коэффициента зависимости от нарушений правил дорожного движения (ПДД), а также коэффициента, зависящего от иных факторов, не запрещенных ЦБ РФ (так называемый коэффициент страховщика). “К нарушениям ПДД, влияющим на стоимость полиса ОСАГО, будут относиться только зафиксированные сотрудником ГИБДД (а не камерами фотофиксации) грубые нарушения вроде проезда на красный свет, превышения разрешенной скорости более чем на 60 км/ч и выезда на встречную полосу”, — пояснил он.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector