Как облегчить жизнь водителю зимой?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Как облегчить жизнь водителю зимой?

Yana545 › Блог › Простые ошибки в зимнем вождении: как облегчить жизнь себе и своей машине .

Чудная Смоленская погода подготовила зимний сюрприз еще в октябре. Немного рановато для обильных снегопадов, так что «подарок» удался. Город встал в пробках, в шиномонтажи образовалась очередь с записью на пару суток вперед, а большая часть водителей, судя по всему, забыла, что такое снег и зима, или вовсе впервые их видит.

Прогрев и старт

Итак, самое простейшее – со старта машины. Инструкции на новые машины прямо рекомендуют не греть двигатель после холодного старта. И вроде бы все сделано для того, чтобы этого можно было не делать: мотор уже после 15 секунд работает ровно, и тяга вроде бы есть, только разве что работает он чуть шумнее обычного. Чудес не бывает, что холодный мотор намного хуже переносит нагрузку и в разы быстрее изнашивается, и что минимальный прогрев необходим хотя бы для сохранения ресурса. Многие искренне считают, что раз в инструкции написано, что разрешено двигаться сразу с небольшой нагрузкой, то можно не заморачиваться и не тратить свое время.

Механической КПП прогрев особо не требуется, если в ней достаточно масла, а вот почти все АКПП плохо себя чувствуют при недостаточной его температуре. Даже при высоком давлении масла в управляющем контуре коробки его не выдавливает вовремя из зазора между фрикционами – они успевают набрать приличную скорость вращения и подгореть, несмотря на холодное масло вокруг. Еще хуже, если давление поступает не сразу: это приводит к тем же пробуксовкам и ударам при переключениях, повреждая уже механику самой АКПП.

Вариаторам приходится не легче: масло в них обеспечивает расчетное сцепление шкивов и ремня только при определенной температуре. При слишком низких температурах ремень активно пробуксовывает, особенно при движении «в натяг», что очень характерно для движения по снежной целине. Так что владельцы «джипов» с вариаторами: не надо лихо бороздить сугробы, вызывая зависть у соседей по двору – этим вы приближаете конец вашей АКПП на годы. Иногда достаточно одного неудачного рывка – и дальше машина поедет уже на эвакуаторе в сервис.
И, кстати, о преодолении сугробов. Судя по всему, половина водителей – как минимум потомки Гастелло или Мересьева. Во всяком случае, основной метод преодоления снежных наносов у них простой и давно известный – таран. Копать – не наш метод, да и лопат у большинства нет. Вот только попытка силового преодоления наноса «газом в пол» заканчивается обычно печально: в лучшем случае машина забуксует, в худшем – сядет на брюхо, подомнет парковочную полусферу или подобьет соседа по парковке или пешеходов.

Видимость на дороге

В зимнее время основные сложности для водителя связаны с низким коэффициентом сцепления, его неравномерностью и с ограниченной видимостью на дорогах. Про тормозной путь на льду и снегу и про то, насколько он отличается от тормозного пути на асфальте, написано немало статей, но я говорю о другом. Из-за недостаточной видимости и обзорности происходит не меньше ДТП, чем из-за гололедицы и наносов. У водителя две задачи: обеспечить видимость собственной машины и увидеть других участников движения, а с этим тоже есть проблемы.

И просто про поведение за рулем напоследок

В сложной дорожной обстановке, когда не видно разметки и повсюду пробки, проявляются самые худшие качества водителей. Почему-то именно в ситуации, когда риск ДТП максимален, наши «подготовленные» по новым правилам водители массово нарушают базовые принципы безопасного движения в дорожном потоке. Они не выдерживают дистанцию на любой скорости, тормозят резко и в последний момент, не видят практически ничего, кроме собственного капота, массово нарушают рядность движения и, наконец, просто пытаются удерживать скорость потока на минимальном уровне, блокируя все ряды. Наверное, им кажется, что снижение скорости движения до 40-50 км/ч позволяет делать глупые ошибки безнаказанно, а сдерживание «лихачей» лишь увеличивает их шансы на счастливое завершение поездки.

Простые ошибки в зимнем вождении: как облегчить жизнь себе и своей машине

Чудная питерская погода подготовила зимний сюрприз в ноябре. Немного рановато для обильных снегопадов, так что «подарок» удался. Город встал в пробках, в шиномонтажи образовалась очередь с записью на пару суток вперед, а большая часть водителей, судя по всему, забыла, что такое снег и зима, или вовсе впервые их видит. О важности смены резины и требованиях к зимним шинам мы писали совсем недавно, но сегодня речь пойдет не об этом. Я постараюсь рассказать о некоторых привычных, ежедневных, но не банальных моментах.

В ы еще не забыли небольшую статью про использование АБС, вызвавшую немало споров, потому что шла вразрез с «истиной», которую несут автошколы и «профессионалы» о торможении в повороте и заносе? Сегодня речь пойдет о простых ошибках, которые почему-то становятся нормой для многих водителей зимой и в снегопады. Некоторые из них серьезны, некоторые – не очень, но на дороге мелочей не бывает. В лучшем случае ошибка ведет к снижению безопасности движения, уменьшению скорости и образованию пробок, в худшем – к ДТП.

Прогрев и старт

Начнем с простейшего – со старта машины. Инструкции на новые машины прямо рекомендуют не греть двигатель после холодного старта. И вроде бы все сделано для того, чтобы этого можно было не делать: мотор уже после 15 секунд работает ровно, и тяга вроде бы есть, только разве что работает он чуть шумнее обычного. Я не буду в который раз объяснять, что чудес не бывает, что холодный мотор намного хуже переносит нагрузку и в разы быстрее изнашивается, и что минимальный прогрев необходим хотя бы для сохранения ресурса. Многие искренне считают, что раз в инструкции написано, что разрешено двигаться сразу с небольшой нагрузкой, то можно не заморачиваться и не тратить свое время.

Читать еще:  Как правильно развернуться на перекрестке со светофором

На практике же простое преодоление сугроба – уже серьезная нагрузка на мотор и трансмиссию, особенно если за рулем неопытный водитель. Небольшие обороты, большая нагрузка – и шансы на серьезные повреждения двигателя повышаются. И если ваш мотор стучит «на холодную», а производитель уверяет, что ничего страшного в этом нет, то это вовсе не значит, что его примут в послегарантийный ремонт с задирами после таких вот «снежных стартов».

Механической КПП прогрев особо не требуется, если в ней достаточно масла, а вот почти все АКПП плохо себя чувствуют при недостаточной его температуре. Даже при высоком давлении масла в управляющем контуре коробки его не выдавливает вовремя из зазора между фрикционами – они успевают набрать приличную скорость вращения и подгореть, несмотря на холодное масло вокруг. Еще хуже, если давление поступает не сразу: это приводит к тем же пробуксовкам и ударам при переключениях, повреждая уже механику самой АКПП.

Вариаторам приходится не легче: масло в них обеспечивает расчетное сцепление шкивов и ремня только при определенной температуре. При слишком низких температурах ремень активно пробуксовывает, особенно при движении «в натяг», что очень характерно для движения по снежной целине. Так что владельцы «джипов» с вариаторами: не надо лихо бороздить сугробы, вызывая зависть у соседей по двору – этим вы приближаете конец вашей АКПП на годы. Иногда достаточно одного неудачного рывка – и дальше машина поедет уже на эвакуаторе в сервис.

Конечно же, повышенная нагрузка на маслонасос, на все клапаны и прочее тоже важна, но вывод один: любую АКПП, даже если это вальный преселектив ( DSG или PowerShift ), в котором из гидравлики только управление, нужно прогревать. Сильно фанатствовать тоже бесполезно – полностью прогреть ее на месте сложнее, чем мотор, но хотя бы дождаться появления тепла и прохождения вязкостного пика у масла, который часто соответствует температуре в 20-30 градусов, стоит. А если машина стоит глубоко в сугробах, не пытайтесь выезжать без прогрева и выкапываний – либо одно, либо другое.

Кстати, владельцы классических АКПП с гидротрансформатором и некоторых вариаторов в этом случае в выигрышном положении: «бублик» греет масло все время, пока вращается мотор, тепло поступает не из контура охлаждения двигателя, который будет греться долго, а непосредственно из ГДТ. Если, конечно, не работает «автонейтраль».

И, кстати, о преодолении сугробов. Судя по всему, половина водителей Петербурга – как минимум потомки Гастелло или Мересьева. Во всяком случае, основной метод преодоления снежных наносов у них простой и давно известный – таран. Копать – не наш метод, да и лопат у большинства нет. Вот только попытка силового преодоления наноса «газом в пол» заканчивается обычно печально: в лучшем случае машина забуксует, в худшем – сядет на брюхо, подомнет парковочную полусферу или подобьет соседа по парковке или пешеходов.

Тем не менее ничего сложного в таранной технике нет, просто нужно сначала размести щеткой или растоптать ногами слой наста или накат вдоль расчищенной колеи в точке предполагаемого прорыва, а потом движениями назад-вперед расчищать и раскатывать себе путь, не допуская зарывания машины. Пусть не с первого, а с пятого раза, но машина выедет. Ведь в случае неудачи с мощностным тараном вы выгадываете минуту, а если не повезет – то потеряете десятки минут или даже часы на откапывание или устранение проблем. Частенько такой неудачливый «поклонник тарана» еще и блокирует выезды с парковки для остальных водителей. К сожалению, взаимопомощь обычно приходит с опозданием, так что долго стоять приходится уже всем.

С прогревом мотора связана и другая вполне типичная ошибка: все стараются нагреть стекла в снегопад, чтобы те не потели. На машинах с ручным управлением климатической установкой водители просто забывают переключаться на другие направления, оставляя положение «стекло-ноги» на всю поездку. Но интенсивный обогрев в снегопады только вредит: снег начинает таять на лобовом стекле, а не уносится ветром при движении.

Во всем важна мера, потому на ходу стоит уменьшить нагрев стекол и отвести от них горячий воздух, тем более что трещины лобового стекла из-за перегрева – вполне обыденное явление. А вот северные водители вообще никогда теплый воздух в морозы на стекла не направляют – как раз потому, что стекло не выдержит такого перепада температур.

Как ни странно, прогрев важен еще по одной причине. Если машину не греют, и у вас нет какого-нибудь «вебасто» или другого автономного отопителя, то водитель ведет машину в зимней одежде. Разумеется, его подвижность при этом сильно снижается, а на зимней дороге важна скорость реакций и легкость движений. Медленные движения – это и банальное «не вписался», и повышенные шансы на циклический занос, и просто плохая реакция на изменение дорожной обстановки. А в теплой машине можно переодеться и рулить «налегке», с полной выкладкой.

Видимость на дороге

В зимнее время основные сложности для водителя связаны с низким коэффициентом сцепления, его неравномерностью и с ограниченной видимостью на дорогах. Про тормозной путь на льду и снегу и про то, насколько он отличается от тормозного пути на асфальте, написано немало статей, но я говорю о другом. Из-за недостаточной видимости и обзорности происходит не меньше ДТП, чем из-за гололедицы и наносов. У водителя две задачи: обеспечить видимость собственной машины и увидеть других участников движения, а с этим тоже есть проблемы.

Читать еще:  За сколько времени можно поменять водительские права

Многие новые машины оборудованы дневными ходовыми огнями, сокращенно ДХО, которые позволяют экономить электроэнергию и ресурс оптики ближнего света. И большинство владельцев не заморачивается с переключением на ближний свет в зимнее время. А ведь ДХО на многих машинах работают только спереди. Сзади при этом фонари не горят, да к тому же холодное стекло фары с ДХО или светодиодная линейка быстро забивается снегом, и машина «слепнет». Даже газоразрядные и светодиодные лампы немного подогревают фару, что обеспечивает таяние снега, а вот тепловой мощности ДХО зачастую недостаточно.

Не меньше вреда наносят эксперименты с включением противотуманных фар и установкой более мощных ламп в обычную оптику под галогенные лампы. Противотуманки на мокрой дороге откровенно слепят встречных водителей, да и на сухой частенько попадаются машины с ненастроенной оптикой, а светит она очень широким лучом. К счастью, при таком использовании противотуманки трескаются – но судя по спросу на стекла и даже дефицит этой детали на некоторые машины, выводов владельцы не делают.

А вот задние «противотуманки» есть на всех машинах, и они очень пригождаются при движении в снежных заносах и в метель. Яркость такого «светильника» заметно превышает яркость габаритных огней, а значит, шансы на то, что вам въедут в корму, уменьшаются ровно настолько, насколько заметнее стала ваша машина. Только не забывайте выключать эти огни в пробках – слепят.

Галогенные «светильники» мощнее стандартных 55 Вт в головной оптике. Помимо ускорения выгорания рефлектора и повышенной нагрузки на электропроводку и генератор, они обладают еще одним неочевидным недостатком, сводящим на нет все преимущества в светимости зимой. Повышенная температура стекла фары приводит к очень быстрому его загрязнению, корка грязи нарастает с двойной скоростью, и даже если в автомобиле есть омыватель, он ее просто не «пробивает».

И просто про поведение за рулем напоследок

В сложной дорожной обстановке, когда не видно разметки и повсюду пробки, проявляются самые худшие качества водителей. Почему-то именно в ситуации, когда риск ДТП максимален, наши «подготовленные» по новым правилам водители массово нарушают базовые принципы безопасного движения в дорожном потоке. Они не выдерживают дистанцию на любой скорости, тормозят резко и в последний момент, не видят практически ничего, кроме собственного капота, массово нарушают рядность движения и, наконец, просто пытаются удерживать скорость потока на минимальном уровне, блокируя все ряды. Наверное, им кажется, что снижение скорости движения до 40-50 км/ч позволяет делать глупые ошибки безнаказанно, а сдерживание «лихачей» лишь увеличивает их шансы на счастливое завершение поездки.

К сожалению, скорость довольно обманчива. Энергии у машины даже на скорости в 20 и 40 километров в час более чем достаточно для серьезных ДТП. Авто не прощает глупости – у физики нельзя попросить прощения. Нужно вести машину так, будто рядом самый строгий инспектор ДПС, и он лишит вас прав при любой ошибке. Расслабляться можно лишь дома, на диване – на дороге на любой скорости водитель обязан быть водителем, а не наполовину пассажиром. И если у вас не хватает «нервов» (а скорее всего, выдержки и умений для движения в сложной дорожной обстановке), то просто оставьте машину у дома. Вряд ли вы не сможете прожить без нее несколько дней.

Не для «чайников». Секреты зимнего вождения

Управлять автомобилем зимой – задача непростая даже для опытного водителя. Движение по заснеженным дорогам требует определённых навыков и умений.

О том, что надо помнить автолюбителям и каких правил придерживаться, садясь за руль в холодное время года, рассказала призёр этапов чемпионата и Кубка России по ралли Юлия Шатохина.

Лопата в багажнике

«АиФ-Ярославль»: Как подготовить свой автомобиль к морозам?

Юлия Шатохина: Зима, как много в этом слове! Постоянные перепады температуры, повышенная влажность, сильные морозы – всё это предстоит пережить «железному коню». Есть основные правила подготовки машины к зиме: проверить АКБ (аккумуляторная батарея), систему охлаждения, тормозную систему; проверить и при необходимости заменить моторное масло; обработать замки и резиновые уплотнители; при необходимости защитить кузов от реагентов, соли, песка; запастись средствами для очистки стекол и откапывания авто из-под снежных завалов. С учётом чистки наших дворов в прежние годы не помешает и лопата в багажнике.

– Каких главных принципов должен придерживаться водитель зимой на городских дорогах?

– Первый принцип, несомненно, – уважать себя и других! Стоит внимательно следить за действиями других участников дорожного движения, не подрезать, не делать резких манёвров. Соблюдать дистанцию, быть готовым к неожиданным ситуациям. Пользоваться поворотниками! В Ярославле многие водители об этом часто забывают.

Немаловажным фактором является хорошая, правильно подобранная в зависимости от условий езды резина. При этом надо помнить, что тормозной путь на шипах на асфальте увеличен процентов на 10.

Учитывайте плохую видимость вечерами при таком же плохом городском освещении. Из тьмы совершенно неожиданно могут появляться пешеходы, перебегающие дорогу, не глядя по сторонам.

Тормозить следует только на прямых участках дороги, не делать резких манёвров рулём, двигаться с комфортной скоростью, которую позволяет ваш опыт.

– А за городом как должны вести себя автолюбители?

– За городом температура всегда отличается от городской. И если федеральные трассы неплохо чистят, то второстепенные дороги могут быть заледенелыми, со снежной кашей или накатом. В зимней езде главное правило – плавность. Не дергайте резко руль, плавно перестраивайтесь, соблюдайте дистанцию, не подрезайте, особенно фуры (у них возможности для маневрирования или торможения минимальные). Двигайтесь, особенно на дальние расстояния, с комфортной скоростью, так как сильная усталость и потеря внимания на зимней трассе стоят очень дорого. Ну и, конечно, внимательно следите за ситуацией на дороге, будьте готовы к неожиданным сюжетам.

Читать еще:  Как правильно начислить заработную плату по окладу

Опыт – в помощь

– Какова специфика вождения на автомобилях с АБС (антиблокировочная система) и без неё?

– Всё просто. При экстренном торможении на авто с АБС нужно максимально выжать педаль тормоза и держать до упора, пока автомобиль полностью не затормозит или станет понятно, что тормозного пути хватает. При таких же условиях на машине без АБС, напротив, нужно постараться не допустить блокировки колес. При этом нажимать на педаль тормоза прерывистыми движениями ноги и лучше это делать на включенной передаче.

– Начинающим водителям стоит выбирать машины с АБС или можно обойтись?

– При возможности, конечно, лучше выбрать автомобиль с АБС и ESP (электронная стабилизационная система). Если не позволяют финансы, то надо научиться грамотно реагировать на экстремальные ситуации, которые происходят практически у всех новичков. Походить к инструктору на занятия по контраварийной подготовке, попросить более опытных друзей поучить уму-разуму. Чем больше опыта, тем проще воспринимаются различные ситуации.

– Что делать, если автомобиль начинает нести или вращать на дороге?

– Единого рецепта нет. Но первое – не паниковать. Есть такой анекдот: если занесло на переднем приводе, нужно выкрутить руль в сторону заноса и нажать на газ; на заднем – отпустить газ и руль в сторону заноса; на полном приводе – молиться.

Как по рельсам

– Зимой в ярославских дворах плохо убирают снег, на проездах образуются высокие колеи. Как лучше поступить водителю малолитражки – рискнуть проехать или оставить авто у дома? А может, поработать лопатой вместо дворника?

– Поработать лопатой – отличная идея! Собраться всем двором на импровизированный субботник и выполнить работу коммунальных служб. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Что касается колеи, то нужно ехать либо поверх неё, либо, если в ней, не сопротивляться, не дергать рулём, ехать как по рельсам. Но, действительно, на малолитражках без должного опыта бывает тяжело выехать из таких дворов.

– Стоит ли следовать рекомендациям оставить машину и поехать на общественном транспорте, если накануне прошёл обильный снегопад?

– В такой ситуации лучше исходить из опыта и уверенности на дорогах в экстремальных условиях. Если нет ни первого, ни второго, зачем испытывать судьбу? Такси стоит недорого. К сожалению, некоторые водители не придерживаются этих разумных правил и, выезжая на дорогу, провоцируют заторы и пробки, повышая аварийность. Конечно, «чайникам» надо учиться, все так начинают, но лучше это делать не в «час пик» и уж тем более не с телефоном в руке! О наболевшем, как говорится.

– Как могут облегчить себе жизнь зимой водители недорогих авто, у которых нет подогрева зеркал заднего вида, руля и сиденья? Нередко от наличия таких функций зависит не только личный комфорт, но и безопасность на дороге.

– Советую запастись тёплыми перчатками, меховыми накидками на сиденья – это про личный комфорт. Что касается стёкол, то автомагазины предлагают всевозможные средства (как механические, так и жидкие) для очистки. Популярен и «антидождь». Сама в прошлом году пользовалась этим средством, осталась очень довольна. Грязь меньше прилипает, снег чистится легко. Можно нанести самостоятельно или обратиться в сервис.

– Насколько могут помочь водителю зимой специальные водительские очки?

– Сложно ответить на этот вопрос, так как сама в очках зимой не езжу, только летом. Но у меня есть знакомые, у которых проблемы со зрением, и им действительно тяжело управлять машиной при ярком свете или в ночное время при встречных фарах. Многих водителей специальные очки в таких ситуациях выручают.

Чем полезен знак «Ш»

– Этой зимой все водители наклеили знак «Шипы», потому что за его отсутствие при шипованной резине могут оштрафовать. Как ты считаешь, этот знак действительно помогает при движении? Где он полезней – в городе или за городом?

– Серьёзных изменений в нашем городе я не вижу. Но здесь, наверное, дело не столько в наклейках, хотя их действительно стало больше, а в культуре вождения. По словам многих водителей из других городов, да и ярославских, постоянно бывающих в разных регионах России, у нас с ней определённо проблемы.

А в целом знак, несомненно, полезный. Водитель двигающегося сзади автомобиля предупрежден, что у первого укороченный тормозной путь. Пригодится и в городе, и на трассе. Особенно, где не чищено. Жители Ярославля и области, увы, знакомы с такими дорогами. Опять же знак может стать весомым аргументом при определении виновника ДТП. Если водитель неправильно рассчитал дистанцию и ударился о бампер впереди идущего транспорта с наклейкой «Ш», то виновен он, а если знак отсутствует, то варианты могут быть разными.

– Ты сама, как водитель, попадала в неприятные ситуации зимой? Как выходила из положения?

– Прекрасно помню свою первую зиму за рулём. У меня была «двенашка» (ВАЗ-2112). На первом гололёде меня занесло, чудом не вписалась в забор. Как только доехала до дома, позвонила инструктору по вождению, у которого училась, и мы поехали на замерзшее озеро отрабатывать навыки контраварийного вождения. С тех пор серьёзно заносило только на гонках. (Смеётся).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector