Нужно ли при беседе с полицейским садиться в машину дпс?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Нужно ли при беседе с полицейским садиться в машину дпс?

Обязан ли водитель садиться в служебную машину по новому Приказу №664?

ГИБДД требует сесть в машину

Новый Приказ №664 породил множество мифов. Точнее сказать, породил не он, а разного рода информационные ресурсы, копирующие сообщения, не проверяя фактически соответствие их действующему на 2020 год законодательству. Одним из таких мифов стала законность требования сотрудника полиции пройти с ним в патрульный автомобиль для составления административного материала. Обязан ли водитель садиться в служебную машину для составления протокола или постановления по новому Приказу № 664 и законно ли требование инспектора ДПС пройти к нему в патрульную машину? Давайте разбираться!

Фактически в новом регламенте, который вводится в действие Приказом № 664, наоборот, появился пункт, регламентирующий посадку водителя в служебное авто. И пункт этот даёт нам чёткий ответ на наш главный вопрос.

Обязан ли водитель садиться в машину инспектора?

Итак, для того, чтобы пройти в служебный автомобиль, водитель обязан выйти из своей машины по требованию или просьбе инспектора. Мы уже перечислили основания для такого требования, которые делают его совершенно законным. И их всего два:

Это реально 2 исчерпывающих основания, когда водитель не то что обязан пройти в патрульную машину сотрудника ГИБДД, а просто покинуть свой автомобиль.

В остальных же случаях, равно как и в этих двух, такой обязанности у водителя нет, за исключением, пожалуй, административного задержания или доставления водителя в дежурную часть, когда отвезти его для этого можно только в патрульном автомобиле. Ни один пункт нового Административного регламента, актуального на 2020 год, не обязывает водителя садиться в машину инспектора и не дают законного права инспектору требовать от водителя пройти к нему в патрульный авто, кроме административного задержания и доставления. Вы можете хоть до дыр перечитать весь этот регламент.

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Что касается задержания, то оно также должно иметь свои чёткие основания, перечисленные в статье 14 ФЗ “О полиции”, а перед таким задержанием составляет соответствующий протокол, это предписывает пункт 186 регламента:

186. Об административном задержании (задержании) составляется соответствующий протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Однако, выше мы упоминали, что новый некий пункт Приказа всё же предусматривает посадку водителя в патрульный авто. И это правда! Вот только о требовании выйти из машины и сесть в служебную речи в этом пункте не идёт.

Разговор о пункте 93 регламента:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
.
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, в пункте 93 речь идёт лишь о предложении, а за отказ от такого предложения сотрудника ГИБДД на 2020 год никакого наказания нет.

Нужно ли садиться в машину ДПС? Права и обязанности автоинспектора

Ситуация обыденная, вас останавливает сотрудник ДПС, сначала он представляется, затем просит вас предъявить документы, уведомляет вас о нарушенном вами правиле ПДД, после чего просит пересесть к нему в машину. И вот тут возникает вопрос, а надо ли?

Обязанность или право?

Как мы все знаем, сотрудник дорожной полиции обязан сам подойти к водителю остановленного автомобиля. Выходить из машины же самому водителю не обязательно, даже если инспектор попросил вас об этом. Вы обязаны выйти из машины по требованию полицейского, только если он составил:

  • протокол о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
  • протокол об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
  • протокол досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).

В соответствии с 70 пунктом Административного регламента, сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из машины в ряде случаев, а именно:

  • есть необходимость устранить техническую неисправность транспортного средства, а также решить проблему нарушения правил перевозки грузов;
  • сотрудник дорожной полиции решил, что водитель авто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • проведение в присутствии владельца автомобиля сверки номеров и узлов ТС с занесением записей в регистрационные документы;
  • досмотр личного багажа, осмотр салона, досмотр багажного отделения;
  • сотруднику требуется помощь водителя в оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • поведение водителя создает угрозу жизни окружающим или сотруднику полиции.

Однако, в приказе от МВД №185 от 2 марта 2009 года, ничего не сказано необходимости принудительного исполнения просьбы полицейского. Зачастую, инспекторы ДПС убеждают водителя законности своего требования, угрожая тем, что неподчинение требованию повлечет за собой привлечение автомобилиста к 1 части статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Однако, ничего такого не последует.

28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водитель транспортного средства не обязан подчиняться требованию инспектора выйти из машины для составления протокола.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что дорожный полицейский не вправе требовать от вас покинуть салон автомобиля, а имеет возможность лишь попросить вас сделать это. Следовательно, ни о каком привлечении по статье 19.3 КоАП не может идти и речи.

Оформляйте на месте правонарушения!

Итак, на просьбу дорожного инспектора сесть к нему в машину вы можете ответить отказом, конечно же, если это не проверка по плану-перехвату преступника. В данном случае стоит подчиниться требованию сотрудника, однако для начала можно попросить предъявить должностные документы.

Читать еще:  Лайфхак: как открыть дверь авто с помощью подбородка?

Если говорить о составлении протокола о правонарушении, то место его заполнения четко в законах не определено. Подразумевается, что инспектор использует приглашение на заполнение документов в машину ДПС как психологическое давление, в чужой машине, да еще в машине полиции, мы можем чувствовать неуютно, а потому быть более сговорчивыми. Однако, согласно законам, заполнение протокола должно происходить прямо на месте совершения правонарушения. Также допускается заполнение необходимых документов в помещении стационарного поста ДПС, а также в салоне автомобиля.

Заметьте, слово «допускается» не является обязательным требованием, оно лишь устанавливает возможные варианты проведения процедуры заполнения протокола.

В соответствии с Административным регламентом, пункт 197, водитель садиться в машину к инспектору в обязательном порядке лишь в случаях ареста или задержания. Задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, а также должны быть внесены соответствующие записи в протокол о задержании.

Психология общения с сотрудником ДПС

Зная, что вы можете остаться в своей машине, вы можете согласиться на предложенный полицейским вариант и пересесть в его машину. Инспекторы ДПС, как правило, идут на контакт охотнее, когда автовладелец не устраивает скандалов и ведет себя уравновешенно. Поэтому, если вам не трудно покинуть свою машину и вы не чувствуете большого дискомфорта от нахождения в машине ДПС, имеет смысл согласиться с предложением заполнить протокол там. Внимательно прочитайте его, не нервничайте.

Почему же возникло такое недоверие к сотрудникам дорожной полиции? Раньше очень часто можно было услышать истории, в которых инспектор, усаживая задержанного автолюбителя, начинал что называется «прессовать», требуя дачи взятки. Провернуть это же на виду у других людей куда как сложнее, поэтому и нужно было отвести водителя «подальше от любопытных глаз».

Сейчас же, с появлением видеорегистраторов, ситуация сильно поменялась. Первыми на вооружение регистраторы взяли автовладельцы. Очевидно, что пока регистратор записывает ваш диалог с инспектором, ни о каком вымогательстве взятки и речи быть не может. Однако и патрульные машины стали активно оснащаться таким же устройствами. На этот раз, чтобы исключить обратную ситуацию, не дать владельцу авто попытаться «откупиться» от сотрудника.

Все чаще можно заметить, что сотрудники ГИБДД оснащены нагрудными видеорегистраторами. Таким образом, где бы ни происходил разговор, разницы уже не будет.

Все это означает, что с недавних пор проблема о том, где общаться с сотрудником полиции отпала сама собой. Если вы не доверяете видеорегистратору сотрудника, попросите чтобы ваш разговор записывал ваш собственный регистратор, или запишите разговор на телефон. Честный сотрудник полиции не будет уклоняться от такого предложения.

Нужно ли садиться в машину к инспектору ДПС?

После октября 2017 года, когда вступил в действие новый регламент ГИБДД, многие автомобилисты до сих пор не обладают достоверной информацией о том, какие полномочия имеются у автоинспекторов. Также не все знают о том, что за требования или просьбы с их стороны являются превышением полномочий, то есть к каким действиям и в каких ситуациях автомобилиста запрещается принуждать. Одним из таких спорных моментов является просьба покинуть транспортное средство и пересесть в служебную машину сотрудника ДПС для составления протокола или еще чего-либо.

Нужно ли выполнять требования инспектора?

Действующие законодательные нормы и, в частности, новый регламент ГИБДД относительно необходимости выхода из своего транспортного средства и возможности принуждения присесть в служебную машину автоинспектора в первую очередь отдельно определяют тот перечень оснований, при наличии каких сотрудник ГИБДД имеет право потребовать от водителя выйти из своего автомобиля. К таким ситуациям, когда он вправе просить подобных действий, может относиться необходимость немедленного устранения неполадок транспортного средства, наличие характерных признаков алкогольного или наркотического опьянения, потребность в сверке имеющихся номеров агрегатов автомобиля с данными, содержащимися в документах, проведение досмотра, участие в качестве свидетеля в составлении протокола. Также просьба выйти из машины может быть озвучена инспектором при угрозе по отношению к сотруднику ГИБДД лично или окружающим гражданам.

Что же касается требования сесть в машину, то причиной для такого действия может стать задержание автомобилиста, естественно, при наличии на то законных оснований, которые допускают ограничение свободы граждан. Кроме того, при наличии признаков алкогольного или наркотического опьянения и проведении медицинского освидетельствования, результаты которого дают основание полагать, что содержание запрещенных веществ превышено, сотрудник ГИБДД должен самостоятельно доставить в медицинское учреждение для проведения более подробных анализов. Такая же ситуация возникает в том случае, если автомобилист отказывается от освидетельствования на месте и автоинспектор вынужден отстранить его от управления транспортным средством и доставить для определения того, находится ли водитель в состоянии опьянения.

Последствия при отказе

Итак, в соответствии с законодательством, сотрудник ГИБДД имеет право принуждать водителя к тому, чтобы пересесть в его служебную машину, исключительно при задержании или необходимости доставки на пост ДПС или в отделение полиции. Отдельно также может рассматриваться ситуация, при которой был объявлен план-перехват и задержанием или досмотром занимаются другие подразделения. В таких случаях не стоит перечить сотрудникам органов, поскольку даже та ситуация, что транспортное средство по ориентировкам похоже на описание разыскиваемого или внешность схожа с описанием опасного преступника в совокупности с препятствиями полицейским или инспекторам может быть связана с определенными последствиями негативного характера. Тогда спорить не стоит, лучше лишь поинтересоваться причиной задержания, а также званием и ФИО сотрудников, которые принуждают сесть в служебную машину.

При отсутствии указанных оснований ни один из пунктов действующего регламента ГИБДД не содержит сведений относительно возможности принуждения автомобилиста к тому, чтобы он сел в машину к сотруднику ГИБДД. Как показывает практика, больше всего таких прецедентов имело место в тех ситуациях, когда автоинспектор приглашал водителя в служебную машину для составления протокола. С одной стороны, при озвучивании такой просьбы автомобилист вполне может согласиться, если посчитает такое действие допустимым в определенной ситуации, но он вовсе не обязан этого делать. В связи с этим если сотрудник ГИБДД при отсутствии оснований все же принуждает его это выполнить, по возможности стоит зафиксировать такой факт, поскольку впоследствии автоинспектора можно привлечь к ответственности за превышение имеющихся полномочий. В том случае, если автомобилист отказывается сесть в машину ДПС при его непосредственном задержании, такой факт обязательно будет занесен в протокол и, в связи с этим, при определении меры наказания обязательно будет учтен.

Читать еще:  Зимние дворники – на что обратить внимание?

Заключение

Итак, если у сотрудника ГИБДД отсутствуют законные основания на то, чтобы принуждать автомобилиста пересесть в транспортное средство автоинспектора, к которым относят необходимость задержания или, при определенных ситуациях, доставки в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования, требовать такого действия он не вправе. При необходимости сотрудник ДПС может озвучить такую просьбу, а уже сам водитель самостоятельно решить, считает ли он необходимым в данной ситуации выполнять просьбу.

Нужно ли садиться в машину к инспектору ДПС?

После октября 2017 года, когда вступил в действие новый регламент ГИБДД, многие автомобилисты до сих пор не обладают достоверной информацией о том, какие полномочия имеются у автоинспекторов. Также не все знают о том, что за требования или просьбы с их стороны являются превышением полномочий, то есть к каким действиям и в каких ситуациях автомобилиста запрещается принуждать. Одним из таких спорных моментов является просьба покинуть транспортное средство и пересесть в служебную машину сотрудника ДПС для составления протокола или еще чего-либо.

Нужно ли выполнять требования инспектора?

Действующие законодательные нормы и, в частности, новый регламент ГИБДД относительно необходимости выхода из своего транспортного средства и возможности принуждения присесть в служебную машину автоинспектора в первую очередь отдельно определяют тот перечень оснований, при наличии каких сотрудник ГИБДД имеет право потребовать от водителя выйти из своего автомобиля. К таким ситуациям, когда он вправе просить подобных действий, может относиться необходимость немедленного устранения неполадок транспортного средства, наличие характерных признаков алкогольного или наркотического опьянения, потребность в сверке имеющихся номеров агрегатов автомобиля с данными, содержащимися в документах, проведение досмотра, участие в качестве свидетеля в составлении протокола. Также просьба выйти из машины может быть озвучена инспектором при угрозе по отношению к сотруднику ГИБДД лично или окружающим гражданам.

Что же касается требования сесть в машину, то причиной для такого действия может стать задержание автомобилиста, естественно, при наличии на то законных оснований, которые допускают ограничение свободы граждан. Кроме того, при наличии признаков алкогольного или наркотического опьянения и проведении медицинского освидетельствования, результаты которого дают основание полагать, что содержание запрещенных веществ превышено, сотрудник ГИБДД должен самостоятельно доставить в медицинское учреждение для проведения более подробных анализов. Такая же ситуация возникает в том случае, если автомобилист отказывается от освидетельствования на месте и автоинспектор вынужден отстранить его от управления транспортным средством и доставить для определения того, находится ли водитель в состоянии опьянения.

Последствия при отказе

Итак, в соответствии с законодательством, сотрудник ГИБДД имеет право принуждать водителя к тому, чтобы пересесть в его служебную машину, исключительно при задержании или необходимости доставки на пост ДПС или в отделение полиции. Отдельно также может рассматриваться ситуация, при которой был объявлен план-перехват и задержанием или досмотром занимаются другие подразделения. В таких случаях не стоит перечить сотрудникам органов, поскольку даже та ситуация, что транспортное средство по ориентировкам похоже на описание разыскиваемого или внешность схожа с описанием опасного преступника в совокупности с препятствиями полицейским или инспекторам может быть связана с определенными последствиями негативного характера. Тогда спорить не стоит, лучше лишь поинтересоваться причиной задержания, а также званием и ФИО сотрудников, которые принуждают сесть в служебную машину.

При отсутствии указанных оснований ни один из пунктов действующего регламента ГИБДД не содержит сведений относительно возможности принуждения автомобилиста к тому, чтобы он сел в машину к сотруднику ГИБДД. Как показывает практика, больше всего таких прецедентов имело место в тех ситуациях, когда автоинспектор приглашал водителя в служебную машину для составления протокола. С одной стороны, при озвучивании такой просьбы автомобилист вполне может согласиться, если посчитает такое действие допустимым в определенной ситуации, но он вовсе не обязан этого делать. В связи с этим если сотрудник ГИБДД при отсутствии оснований все же принуждает его это выполнить, по возможности стоит зафиксировать такой факт, поскольку впоследствии автоинспектора можно привлечь к ответственности за превышение имеющихся полномочий. В том случае, если автомобилист отказывается сесть в машину ДПС при его непосредственном задержании, такой факт обязательно будет занесен в протокол и, в связи с этим, при определении меры наказания обязательно будет учтен.

Заключение

Итак, если у сотрудника ГИБДД отсутствуют законные основания на то, чтобы принуждать автомобилиста пересесть в транспортное средство автоинспектора, к которым относят необходимость задержания или, при определенных ситуациях, доставки в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования, требовать такого действия он не вправе. При необходимости сотрудник ДПС может озвучить такую просьбу, а уже сам водитель самостоятельно решить, считает ли он необходимым в данной ситуации выполнять просьбу.

Нужно ли садиться в машину ДПС? Права и обязанности автоинспектора

Право или обязанность?

Сотрудник ГИБДД обязан подойти к водителю после остановки автомобиля. Выходить из своей машины, даже если была такая просьба со стороны автоинспектора, в обязанности водителя не входит. Такая обязанность возникает только с момента составления инспектором:

Читать еще:  В одном из городов франции был обнаружен заброшенный автосалон lada

– протокола о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
– протокола об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
– протокола досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 70 Административного регламента (Приказ № 185 МВД РФ от 2 марта 2009 г. ) сотрудник ГИБДД вправе предложить водителю выйти из своей машины в случаях:

– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель пьян);
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

В Приказе № 185 нет ни слова о принудительном исполнении просьбы выйти из своего автомобиля. Инспекторы ДПС часто убеждают водителей в законности своих требований покинуть машины для составления протокола, зачастую настаивая на том, что отказ водителя подпадает под действие части 1 статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

Это совсем не так. 28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водители не обязаны выходить из машины для составления протокола сотрудником ГИБДД (Дело № ФКПИ 13-58).

Из решения суда следует, что сотрудник ДПС не может обязать водителя выйти из машины, а в праве только предложить это сделать. «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, – указано в решении суда. – Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».

Довод о том, что за отказ выйти из машины возможно привлечение водителя к ответственности по статье 19.3 КоАП, высокий суд назвал «ошибочным».

Оформляйте на месте правонарушения!

Что касается просьбы сесть в автомобиль инспектора ДПС, то на нее вполне можно ответить отказом, за исключением случая, если водителю сообщили о плане-перехвате. Тогда нужно вести себя спокойно и вежливо, не проявляя ненужной агрессии. Водитель может попросить инспектора предъявить документы, но затем следует выполнить требования сотрудника полиции.

Если же речь идет о составлении протокола об административном правонарушении, то в законодательстве место для оформления такого протокола не оговорено. Многие считают, что обычно сотрудник ГИБДД использует такое приглашение как психологический приём. Однако водитель может отказаться от составления протокола в автомобиле инспектора, ссылаясь на пункт 35, согласно которому «Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля».

Слово «допускается» здесь ключевое. Императивом оно не является.

Согласно закону, водителя могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других оснований для того чтобы усадить его в патрульную машину, у инспекторов нет. В соответствии с пунктом 197 Административного регламента задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.

Психология или предубеждение?

Зная, что вы имеете право оставаться в своей машине, можете выбирать, что же делать, если инспектор все-таки просит вас пересесть в его машину. Инспекторы ДПС любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не сложно покинуть свою машину, то можете подчиниться. И не торопитесь – будьте предельно внимательны, читая протокол.

Раньше на форумах регулярно встречались комментарии, в которых говорилось, что частенько сотрудники ГИБДД превышают свои полномочия в корыстных целях, приглашая водителя к себе в автомобиль для разговора, чтобы побыстрее разрешить вопрос о правонарушении, фактически принуждая к даче взятки. И что разговор сотруднику ДПС проще вести в своем автомобиле, где можно без свидетелей договориться о «решении вопроса» без протокола, причем доказать незаконные действия инспектора вы не сможете.

Появление видеорегистраторов в корне изменило ситуацию. Первыми вооружились такой техникой автолюбители. Очевидно, что при наличии такого прибора в вашем автомобиле сотруднику автоинспекции не захочется «договариваться» под запись. Но постепенно видеорегистраторами оснащаются все патрульные машины, и любой разговор с инспектором там тоже будет записан. При попытке «откупиться» вы не только заплатите за нарушение ПДД, но еще рискуете свободой. Ведь ваши действия наверняка будут квалифицированы, как дача взятки должностному лицу.

Кстати, параллельно вести запись беседы имеет право и водитель, причем как с помощью видеорегистратора, так и телефона.

В последнее время сотрудники ГИБДД все чаще получают нагрудные видеорегистраторы, позволяющие записывать процесс общения с водителями не только в салоне автомобиля, но и за его пределами. Так что особой разницы, где вести беседу, уже не будет.

Если вы готовы к аргументированному спору относительно вменяемого вам правонарушения, смело включайте запись. И изложите все ваши возражения как письменно в протоколе, так и устно. А где это будет происходить, не столь важно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector