Какой усилитель руля удобнее в управлении авто?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Какой усилитель руля удобнее в управлении авто?

labavto.com

Сегодня многие современные автомобили оснащаются такой функцией, как гидроусилитель. Многие водители знают об этой особенности руля только то, что с ней рулевое колесо проворачивается с большей легкостью, соответственно, наличие ГУР во многом определяет комфортность при управлении авто. В этой статье мы расскажем об устройстве и принципе работы систем ГУР и ЭУР.

Что нужно знать о ГУР?

Что такое гидроусилитель руля, какое его предназначение и для чего он используется? Для начала рассмотрим функции.

Функции

Схема стандартного усилителя

Гидроусилитель руля изначально создавался с целью облегчения управления транспортным средством. Основным предназначением системы считается обеспечение более легкого поворота рулевого колеса в ходе выполнения маневров во время движения. Помимо этого, гидроусилитель руля в автомобиле нужен для того, чтобы улучшить его маневренность благодаря тому, что автолюбителю больше не нужно прилагать усилия для поворота.

Устройство также позволяет повысить безопасность транспортного средства при появлении определенных непредвиденных ситуаций во время пути. Такое устройство ГУР позволяет смягчить вибрацию на руле, если машина попадает в яму или на кочку. Кроме того, устройство позволит обезопасить автомобилиста при неожиданном проколе резины, так как система автоматически удерживает рулевое колесо в прямолинейном положении. Соответственно, даже такое ЧП во время езды не изменит направление движения авто.

Схема гидроусилителя руля и элементов

Схема гидроусилителя руля авто

Что такое гидравлический усилитель руля и для чего он нужен в автомобиле, понятно, теперь рассмотрим схему.

Это устройство состоит из насоса, устройства распределителя, гидравлического цилиндра, соединительных патрубков, расходного материала и бачка:

  1. Основной элемент, которым обладает гидроусилитель руля, — это насос. Благодаря этому устройству весь узел обеспечивается давлением, что позволяет создать систему циркуляции жидкости. На практике в современных авто зачастую применяются пластичные насосы, поскольку они обладают наиболее высоким КПД и характеризуются долгим ресурсом эксплуатации. Обычно насос, создающий давление, находится на силовом агрегате.
  2. Распределительное устройство выполняет функцию направления, а также распределения расходного материала — масла — в те или иные полости цилиндра. В конструкциях автомобиле встречаются несколько типов распределительных устройств — роторные и осевые. В том случае, если движения золотника в системе является поступательным, устройство считается осевым, а если золотник вращается, то устройство роторное. Такое устройство распределителя позволяет ему находиться как на валу, так и непосредственно под рулевым приводом. Сам по себе распределитель — это чувствительное устройство к загрязнению масла.
  3. Гидроцилиндр. Такое устройство узла предназначено для того, чтобы приводить в действие шток и поршень вод воздействием на эти элементы давления масла. Благодаря достаточному уровню давления, колеса автомобиля проворачиваются под воздействием рычагов. Гидроцилиндр может быть установлен на рулевой системе или между приводом и кузовом транспортного средства.
  4. Еще один немаловажный элемент схемы — соединительные патрубки, без них работа ГУР будет невозможной. Основным предназначением патрубков является обеспечение беспрепятственного прохода расходного материала по всей системе. Соединительные патрубки делятся между собой на элементы низкого либо высокого давления. Патрубки низкого давления необходимы для возврата рабочей жидкости из бачка в насос и из насоса в бачок. Шланги высокого давления предназначены для подачи масла между цилиндром, распределительным устройством и насосом.
  5. Не менее важным компонентом любой схемы является расходный материал. Такое масло предназначено для обеспечения подачи усилия к цилиндру от насоса. Кроме того, благодаря жидкости обеспечивается смазка всех компонентов узла.
  6. В бачке содержится все масло, необходимое для циркуляции по системе. Емкость оснащена фильтром, позволяющим обеспечить полную прочистку масла, циркулирующего по системе. В зависимости от конструкции, бачок может быть оборудован щупом с метками, позволяющими проверять уровень жидкости.

Принцип работы

Далее, рассмотрим принцип работы гидроусилителя руля. Как сказано выше, есть два типа золотников, но даже с разными элементами принцип работы и схема узла практически идентичны. Когда руль находится в центральном положении, он удерживается благодаря центрирующим пружинкам, в это время расходный материал без проблем циркулирует во всему узлу, если распределитель установлен правильно. Что касается насоса, то он работает более усиленно, на этом этапе основной функцией является перегон рабочей жидкости по усилителю. Насос работает всегда — неважно, поворачиваются ли колеса или нет.

Когда рулевое колесо поворачивается, золотник также начинает перемещаться. После перемещения компонент перекрывает сливные патрубки, а в один из цилиндров поступает масло. Одновременно на шток и поршень начинает воздействовать жидкость, в результате чего колеса и корпус распределительного механизма поворачивается в сторону перемещения золотника. Сам корпус механизма настигает золотник в тот момент, когда тот перестает двигаться, это свидетельствует о том, что поворот автомобиля выполнен. Когда водитель выполнил маневр, золотниковый компонент возвращается в исходное положение, после чего открывается магистраль для слива масла (автор видео — XtaticVideo).

В чем разница гидро и электро усилителя руля?

Что такое ЭУР?

Чем отличается ГУР от электроусилителя? Электроусилитель руля представляет собой узел, который для выполнения своих функций использует электрический ток. Одним из основных преимуществ электроусилителя руля является отличная связь автомобилиста с машиной. В случае с ЭУР, существует несколько режимов работы — городской и загородный.

В городском режиме электроусилитель руля позволяет автомобилисту управлять транспортным средством на множественных парковках и поворотах. Что касается загородного режима или трассы, то узел авто автоматически отключается, когда скорость машины достигает 60 км/час, поскольку на такой скорости электроусилитель уже не требуется. По своей конструкции, устройство электроусилителя более простое, чему ГУР — узел питается от генератора и никак не влияет на расход бензина. Кроме того, у него отсутствует ременная связь с мотором, а ремонт электроусилителя всегда осуществляется значительно быстрее, чем в случае с ГУР.

Разница между ГУР и ЭУР: в ГУРе есть масло, а в ЭУРе его нет.

Минусы ГУР и ЭУР

Чем электро- и гидроусилители отличаются, разобрались, так что лучше ГУР или ЭУР? Основным недостатком ГУР является наличие расходного материала в узле, а любая рабочая жидкость время от времени требует замены. Если температура воздуха слишком низкая, то узел может просто запотевать изнутри. В том случае, если в ГУР началась утечка смазки, необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам, поскольку более сложный ремонт всегда будет более дорогим.

Одним из основных недостатков электроусилителя является то, что узел требует использования мощного генератора, необходимого для питания первого. Что касается поломок, то у электроусилителей они случаются значительно реже, а грамотный специалист всегда сможет сделать все быстро. Но все же руль автомобиля с ГУР всегда проворачивается более легко, чем с ЭУР. Следует отметить, что сегодня многие производители все чаще оснащаются свои авто именно электроусилителями.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Современные системы усилителя руля

Важнейшей опцией современного автомобиля является усилитель рулевого колеса. У него множество функций.

Снижение усилий прилагаемых водителем к рулю и количества ударов приходящихся на руль от неровной дороги, увеличение маневренности и чувства дороги. Усилитель руля сможет удержать машину на дороге при повреждении передних шин.

Хотя это полезное новшество появилось сравнительно недавно, современный безопасный автомобиль довольно трудно представить без него. Рулевые усилители делятся на гидравлические, электрогидравлические и электрические.

Первый легковой автомобиль с гидравликой вышел в свет в 50-е годы в Америке, производством занималась компания Chrysler Imperial, гидравлика используется до сих пор, и принцип действия особо не изменился. Гидравлике на смену в 90-е года прошлого века пришел электрогидравлический усилитель, а полностью электрический вошел в обиход только в 21 веке.

Читать еще:  Чем чревато пересечение сплошной линии разметки, скрытой под снегом

Какие же из них лучше и надежнее? Проверенная временем гидравлика или новые электроусилители? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться с принципами их действия и их преимуществами.

Гидравлический усилитель

Принцип работы следующий: насос вызывает активизацию гидродвигателя, создает давление масла в гидравлической системе, которая в свою очередь воздействует на поршень рейки руля, обеспечивая более легкое вращение рулевого колеса. Постоянно действующий гидродвигатель увеличивает топливный расход, а гидравлические трубки являются слабым местом в системе, т.к. могут стать источником протечек.

  • снижение передаточного отношения механизма руля, облегчение выполнения сложных маневров;
  • уменьшение силы ударов от неровностей дороги, передаваемых на рулевое колесо;
  • удержание руля в непредвиденных ситуациях;
  • безопасность при выходе гидроусилителя из строя;
  • управление более точное и информативное.

Недостатками можно считать повышенный расход топлива и сложность самого устройства.

Устройство гидроусилителя

Он включает в себя следующие части:

  1. насос
  2. масло
  3. гидроцилиндр
  4. распределитель
  5. соединительные трубки

Электрический усилитель

Он способен создавать дополнительное усилие при повороте руля с помощью электропривода. Всё чаще в наше время можно встретить в автомобилях именно электрический, а не гидравлический усилитель.

Принцип действия заключается в работе датчиков, отслеживающих угол поворота руля и усилия, которые прилагает водитель. Далее от датчика в блок управления передается сигнал, информация обрабатывается и переходит на электромотор, который переместит рейку руля или заставит рулевой вал вращаться.

Электрический усилитель обеспечивает управление машиной в следующих случаях:

  • поворот автомобиля на высоких и малых скоростях;
  • возвращение колес в среднее положение;
  • удержание колес в среднем положении.
  • отсутствие гидравлических магистралей;
  • минимальное энергопотребление;
  • компактность;
  • простота настройки, удобное регулирование управления;
  • экономия топлива.

К недостаткам можно отнести внезапное отключение или отказ электроусилителя при возникновении экстренной ситуации.

Такие неполадки чаще всего возникают при сбоях в блоке управления, плохом контакте соединений и падении напряжения в системах автомобиля. При сбоях электромотор усилителя отключается, на приборную панель поступает информация о неисправности.

Управляемость сильно не пострадает, но неподготовленных водителей это может изрядно напугать. Но всё же не нужно бояться машин с электроусилителем, на сегодняшний день автомобиль полностью проходит проверку на безопасность, поэтому системы очень надежны.

Устройство электроусилителя руля

Его составными частями являются:

  1. электродвигатель
  2. система управления
  3. механическая передача

Электрогидравлический усилитель

Это устройство работает по тому же принципу, что и гидравлический усилитель. Только есть небольшое различие. Гидронасос запускается от электродвигателя, питающегося от генератора. Поэтому он работает не постоянно, а только тогда, когда водитель поворачивает руль. Экономия топлива при этом составляет около литра на 100 километров.

Плюсы: точность, эффективность, информативность усилителя, экономия топлива.

Минусы те же, что и у электроусилителя.

Рулевые усилители в сравнении

Наиболее популярными среди автовладельцев являются электрические и гидравлические усилители. Но какой же из них выбрать?

Рулевой усилитель призван облегчить работу при парковке, при поворотах и сложных маневрах, когда требуется много усилий и оборотов руля. Гидравлический является более сложным устройством, занимает больше пространства под капотом машины, а этого пространства в автомобиле и так не хватает. Электрический усилитель с этой точки зрения более выгоден, его механизм намного проще. Обслуживание гидравлического усилителя более дорогое и затратное по сравнению с электрическим.

Если сломается гидравлика, то продолжать движение своим ходом будет невозможно, а при поломке электроусилителя нужно будет лишь приложить побольше сил, вращая рулевое колесо. Второй вариант и более надежный, т.к. в нем отсутствуют сальники, шланги, прокладки и жидкости. С точки зрения потребления топлива электроусилитель также выигрывает. Гидравлический усилитель работает постоянно, а значит, топливный расход увеличивается, а электрический начинает работать только при повороте руля, значительно экономя топливо.

Но электроусилители удобны не для всех водителей, некоторые считают, что они не достаточно информативны и могут внезапно отключиться. Однако такой небольшой недостаток с лихвой перекрывают его многочисленные достоинства. Электроусилители отличаются большей эффективностью, экономичностью и простотой и им, без сомнения, принадлежит будущее.

Штурвал по ветру: сравниваем усилители рулевого управления

Казалось бы, усилители рулевого управления делятся лишь на гидравлические и электрические. Однако у этого принципиального деления есть свои подвиды. Причем все они имеют эксплуатационные особенности и дарят различные ощущения при езде.

Удовольствие от вождения конкретного автомобиля сложно описать словами, но можно попытаться объяснить его конструктивными особенностями. Если говорить об информативности рулевого управления, то кроме архитектуры шасси автомобиля в целом важную роль играет тип его усилителя.

Неинформативный, или «ватный», руль, его плохой самовозврат, слабая обратная связь с дорогой и так далее — все эти моменты зависят в первую очередь от конструкции рулевой системы. Основополагающую роль здесь играют потери на трение и паразитный момент инерции.

рулевое управление

Эталонная система — гидравлический рулевой редуктор. Это механизм так называемого типа «винт — шариковая гайка». Зачастую его применяют на грузовом транспорте и автобусах, но раньше его также ставили и на дорогие седаны, например на Mercedes-Benz с кузовным индексом W124. Механизм отличается минимальным внутренним трением и дополнен гидравлическим усилителем. При повороте руля вращается входной вал редуктора с винтовыми канавками. Такие же сделаны и на внутренней части закрепленной на нем гайки. Вращение вала вызывает ее осевое перемещение. Внешняя часть гайки соединена зубьями с выходным валом редуктора. Таким образом, ее осевое перемещение вновь преобразуется во вращательное. Трение в паре «входной вал — гайка» снижено за счет циркуляции шариков в канавках. По сути, это подшипниковый узел.

Увы, с массовым приходом привычных рулевых реек внутренние трения неизбежно возросли, а с появлением электрических усилителей (электродвигателей) добавились еще и паразитные моменты инерции. С тех пор инженеры с переменным успехом пытаются привить современным механизмам ту эталонную информативность, присущую легковым рулевым редукторам.

Классический гидравлический усилитель руля (ГУР)

Даже в обычной механической рулевой рейке без усилителя есть приличное внутреннее трение. Больше всего потерь, как ни странно, в зубчатой паре «входной вал — рейка». Свое трение есть также в опорной втулке и сухаре. В случае рейки с гидравлическим усилителем сюда добавляются и сальники.

Классический ГУР

Дополнительные трения ухудшают самовозврат рулевого колеса и обратную связь с дорогой, делая руль ватным и неинформативным. Но инженеры отчасти нивелировали эти моменты. Они увеличили кастор на современных автомобилях (продольный наклон оси передних стоек) и поколдовали над гидравлической частью усилителя: изменили геометрию и характеристики золотниковых клапанов. Благо здесь бал правит только механика. Впрочем, человек, поездивший на легковом автомобиле с рулевым редуктором, все равно ощутит явную разницу.

При эксплуатации таких усилителей больше всего хлопот доставляет гидравлическая часть, например: течи сальников и внешних магистралей; износ насоса ГУР. Однако львиная доля проблем связана с неадекватным вмешательством. При банальной замене рулевых тяг сервисмены ленятся правильно установить пыльники, применяя вместо штатных металлических хомутов обычные пластиковые стяжки. В результате в рейку попадает влага, вызывая коррозию. В запущенных случаях ремонт будет уже невозможен и узел придется менять с сборе. Об этом мы подробно писали в материале про основные неисправности и ремонт рулевых реек. В целом, на сегодняшний день классический ГУР доставляет меньше всего хлопот и требует вменяемых затрат при ремонте по сравнению с остальными вариациями усилителей.

ЭГУР — электрогидравлический усилитель

ЭГУР — это лишь вариация схемы классического гидроусилителя с теми же самыми ощущениями при езде и проблемами в целом. Разница лишь в том, что вместо механического насоса применен электрический. В остальном это та же гидравлическая рейка и контуры. Однако при попытке копнуть глубже всплывает масса скрытых отличий, хороших и не очень.

Читать еще:  Как купить автомобиль без лишних финансовых обязанностей?

В такой системе есть отдельный модуль управления. Беда в том, что он объединен в единый сборный узел с электромотором насоса и его гидравлической частью. На многих возрастных машинах герметичность такого бутерброда нарушается и в электронику попадает влага или даже само масло. Происходит это незаметно, и когда дело доходит до явных проблем в работе усилителя, то уже поздно пытаться что-то ремонтировать. Придется менять дорогостоящие элементы.

С другой стороны, у такой схемы со своим блоком управления, в отличие от классического ГУРа, есть важный плюс — своего рода «защита от дурака». Если по какой-то причине произойдет большая утечка масла из системы, то она сама отключит насос, предотвратив его скоропостижную смерть из-за работы на сухую. Как и в случае с классическим гидроусилителем, любая кровопотеря не влечет износа элементов в самой рейке.

Электрический усилитель (ЭУР), встроенный в рулевую колонку

С появлением элекрических усилителей в чистом виде к потерям на трение в рулевых механизмах добавился паразитный момент инерции. Вместо гидравлики и насоса пришли электродвигатели, встроенные в саму рейку или стоящие вне ее. Благодаря их вращению в ту или иную сторону осуществляется помощь при повороте руля. Однако ротор любого электродвигателя имеет свою массу и, следовательно, момент инерции. Поэтому его невозможно мгновенно остановить и изменить направление вращения. Электронике нужно время, чтобы адаптироваться. Этот момент выражается во временном дополнительном сопротивлении на руле, когда человек резко меняет направление его вращения на ходу.

Вдобавок большая часть схем усилителя с электромотором снабжена еще и червячным редуктором. В частности, это касается систем, где ЭУР встроен в рулевую колонку. Из-за этого дополнительно возрастают потери на трение. В результате информативность руля падает еще сильнее, чем в случае с гидроусилителем. Настроить электронику так, чтобы существенно нивелировать подобный недостаток, невозможно. Поэтому человек, пересевший с автомобиля с ГУРом за ЭУР, сразу почувствует разницу и, вероятно, будет разочарован.

В схеме с элементами усилителя в рулевой колонке мы имеем обычную механическую рейку. Простота ее конструкции гораздо предпочтительнее сложного и технологичного гидроузла. Однако и у этой медали есть обратная сторона. В случае возникновения внутренней коррозии обычная рейка будет молчать до последнего, пока валы катастрофично не сгниют и ремонтировать будет уже нечего. Гидравлический же узел очень быстро начнет течь из-за износа сальников, и восстановление будет стоить вменяемых денег.

В защиту такого типа ЭУРа можно добавить, что электронная часть в рулевой колонке отказывает крайне редко. А по ресурсу система, в целом, сопоставима с привычным гидравлическим собратом.

Электрический усилитель (ЭУР) с червячным приводом, встроенным в рулевую рейку

Этот вид открывает группу полноценных электрических реек со встроенными элементами усилителя. По сути, такой ЭУР имеет те же негативные особенности при езде, что и в предыдущем примере. Величина паразитных потерь на трение и моментов инерции схожа.

В процессе эксплуатации тяжесть неисправностей и стоимость ремонта увеличивает то, что все элементы усилителя встроены в рейку.

Современные системы усилителя руля

Важнейшей опцией современного автомобиля является усилитель рулевого колеса. У него множество функций.

Снижение усилий прилагаемых водителем к рулю и количества ударов приходящихся на руль от неровной дороги, увеличение маневренности и чувства дороги. Усилитель руля сможет удержать машину на дороге при повреждении передних шин.

Хотя это полезное новшество появилось сравнительно недавно, современный безопасный автомобиль довольно трудно представить без него. Рулевые усилители делятся на гидравлические, электрогидравлические и электрические.

Первый легковой автомобиль с гидравликой вышел в свет в 50-е годы в Америке, производством занималась компания Chrysler Imperial, гидравлика используется до сих пор, и принцип действия особо не изменился. Гидравлике на смену в 90-е года прошлого века пришел электрогидравлический усилитель, а полностью электрический вошел в обиход только в 21 веке.

Какие же из них лучше и надежнее? Проверенная временем гидравлика или новые электроусилители? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться с принципами их действия и их преимуществами.

Гидравлический усилитель

Принцип работы следующий: насос вызывает активизацию гидродвигателя, создает давление масла в гидравлической системе, которая в свою очередь воздействует на поршень рейки руля, обеспечивая более легкое вращение рулевого колеса. Постоянно действующий гидродвигатель увеличивает топливный расход, а гидравлические трубки являются слабым местом в системе, т.к. могут стать источником протечек.

  • снижение передаточного отношения механизма руля, облегчение выполнения сложных маневров;
  • уменьшение силы ударов от неровностей дороги, передаваемых на рулевое колесо;
  • удержание руля в непредвиденных ситуациях;
  • безопасность при выходе гидроусилителя из строя;
  • управление более точное и информативное.

Недостатками можно считать повышенный расход топлива и сложность самого устройства.

Устройство гидроусилителя

Он включает в себя следующие части:

  1. насос
  2. масло
  3. гидроцилиндр
  4. распределитель
  5. соединительные трубки

Электрический усилитель

Он способен создавать дополнительное усилие при повороте руля с помощью электропривода. Всё чаще в наше время можно встретить в автомобилях именно электрический, а не гидравлический усилитель.

Принцип действия заключается в работе датчиков, отслеживающих угол поворота руля и усилия, которые прилагает водитель. Далее от датчика в блок управления передается сигнал, информация обрабатывается и переходит на электромотор, который переместит рейку руля или заставит рулевой вал вращаться.

Электрический усилитель обеспечивает управление машиной в следующих случаях:

  • поворот автомобиля на высоких и малых скоростях;
  • возвращение колес в среднее положение;
  • удержание колес в среднем положении.
  • отсутствие гидравлических магистралей;
  • минимальное энергопотребление;
  • компактность;
  • простота настройки, удобное регулирование управления;
  • экономия топлива.

К недостаткам можно отнести внезапное отключение или отказ электроусилителя при возникновении экстренной ситуации.

Такие неполадки чаще всего возникают при сбоях в блоке управления, плохом контакте соединений и падении напряжения в системах автомобиля. При сбоях электромотор усилителя отключается, на приборную панель поступает информация о неисправности.

Управляемость сильно не пострадает, но неподготовленных водителей это может изрядно напугать. Но всё же не нужно бояться машин с электроусилителем, на сегодняшний день автомобиль полностью проходит проверку на безопасность, поэтому системы очень надежны.

Устройство электроусилителя руля

Его составными частями являются:

  1. электродвигатель
  2. система управления
  3. механическая передача

Электрогидравлический усилитель

Это устройство работает по тому же принципу, что и гидравлический усилитель. Только есть небольшое различие. Гидронасос запускается от электродвигателя, питающегося от генератора. Поэтому он работает не постоянно, а только тогда, когда водитель поворачивает руль. Экономия топлива при этом составляет около литра на 100 километров.

Плюсы: точность, эффективность, информативность усилителя, экономия топлива.

Минусы те же, что и у электроусилителя.

Рулевые усилители в сравнении

Наиболее популярными среди автовладельцев являются электрические и гидравлические усилители. Но какой же из них выбрать?

Рулевой усилитель призван облегчить работу при парковке, при поворотах и сложных маневрах, когда требуется много усилий и оборотов руля. Гидравлический является более сложным устройством, занимает больше пространства под капотом машины, а этого пространства в автомобиле и так не хватает. Электрический усилитель с этой точки зрения более выгоден, его механизм намного проще. Обслуживание гидравлического усилителя более дорогое и затратное по сравнению с электрическим.

Если сломается гидравлика, то продолжать движение своим ходом будет невозможно, а при поломке электроусилителя нужно будет лишь приложить побольше сил, вращая рулевое колесо. Второй вариант и более надежный, т.к. в нем отсутствуют сальники, шланги, прокладки и жидкости. С точки зрения потребления топлива электроусилитель также выигрывает. Гидравлический усилитель работает постоянно, а значит, топливный расход увеличивается, а электрический начинает работать только при повороте руля, значительно экономя топливо.

Читать еще:  Важные правила: как выбрать автомобиль на вторичном рынке

Но электроусилители удобны не для всех водителей, некоторые считают, что они не достаточно информативны и могут внезапно отключиться. Однако такой небольшой недостаток с лихвой перекрывают его многочисленные достоинства. Электроусилители отличаются большей эффективностью, экономичностью и простотой и им, без сомнения, принадлежит будущее.

Datsun on-DO цвет точнее кориандр › Бортжурнал › ГУР или ЭУР: определяем что лучше?

На старых автомобилях типа Москвич или «копейка» рулевое управление не имело каких-либо вспомогательных приспособлений, позволяющих упростить усилия водителя, направленные на вращение рулевого колеса.

Электроусилитель или гидроусилитель руля

Эти времена остались в прошлом, и теперь каждый автомобиль, сходящий с контейнера, оснащён усилителем руля (электрическим (ЭУР) или гидравлическим (ГУР)).

Стоит разобраться что лучше: ГУР или ЭУР?
Исторические факты

В прежние времена работа водителя была сложной. Поворот руля требовал от человека немалых усилий. Если на легковом автомобиле это было ещё более-менее возможно, то в случае с грузовым транспортом такая проблема стояла достаточно остро.

Российские конструктора впервые оснастили системой гидравлического усилителя руля автомобиль ГАЗ «Чайка». Впоследствии такой системой стали оборудовать уже все обычные серийные автомобили «для народа».

Несколько позже был изобретён электрический аналог усилителя руля. Он должен был улучшить возможности транспортного средства и не иметь недостатков, которые были у ГУР. В настоящее время мнения водителей разделились. Одни считают, что электроусилитель оправдал надежды инженеров и является лучше ГУР. Другие по-прежнему считают, что гидравлическая система гораздо лучше ЭУР. Как же дело обстоит на самом деле? Какие конструкционные особенности ЭУР и ГУР и чем они отличаются? Будем разбираться.
Гидроусилитель руля и принцип его действия

Гидроусилитель руля представляет собой систему, которая состоит из трубопроводов низкого и высокого давления. Благодаря установленному насосу в них циркулирует особая жидкость. В целом алгоритм работы выглядит следующим образом:

поршневой насос под высоким давлением подаёт жидкость (масло) в систему. В движение насос приводится с помощью ремня коленвала;
масло подаётся на распределительный механизм, который связан с встроенным в рулевой вал торсионом. Когда руль не вращается, в гидроцилиндр масло не подаётся. Но с началом вращения рулевого колеса раскрываются масляные каналы, и жидкость поступает в гидроцилиндр. Важно отметить, что именно распределитель считается самой уязвимой частью ГУР, так как он довольно чувствителен к качеству масла;
в полости гидроцилиндра происходит следующее: поступающее масло приводит в движение шток и поршень, которые, в свою очередь, передают его на передние колёса. В итоге получается, что масло передаёт энергию от поршневого насоса к гидроцилиндру;
замыкается вся система с помощью соединительных шлангов. Благодаря этому масло постоянно циркулирует по шлангам высокого и низкого давления. По одним оно движется к гидроцилиндру, а по другим вновь возвращается в масляный бак.

Гидросистема является довольно сложной и капризной. Очень важно, чтобы была соблюдена полная герметичность, был качественный фильтр и необходимый объем масла.

Гидроусилитель руля схема

Водителю непременно нужно следить за натяжением приводного ремня насоса, уровнем жидкости внутри системы и своевременно производить замену фильтра и масла.
Электроусилитель руля и принцип его действия

Электроусилитель руля представляет собой систему, в работе которой принимают участие: электродвигатель, датчик крутящего момента и блок управления. Сама система является довольно компактной и мощной по сравнению с ГУР. К тому же ЭУР анализирует скорость, с которой движется автомобиль и обороты его двигателя. Благодаря этому мощность электродвигателя на малых скоростях является максимальной, а на высоких, наоборот, минимальной. Алгоритм работы выглядит следующим образом:

датчик при повороте рулевого колеса регистрирует данные о вращении торсионного вала;
блок управления после получения и обработки сведений об оборотах двигателя и скорости движения автомобиля, запускает электродвигатель;
электродвигатель максимально облегчает вращение руля в необходимую сторону.

Электроусилитель руля схема

Стоит отметить, что во многих автомобилях предусмотрено отсоединения блока ЭУР от датчика скорости. Для этого существует специальная кнопка. Такой факт позволяет усилителю работать максимально эффективно.
Преимущества и недостатки гидроусилителя

Можно выделить следующие преимущества ГУР:

он обеспечивает комфортную работу водителя на любых скоростях движения;
система выдерживает любые нагрузки, является достаточно мощной для того, чтобы эффективно работать на грузовиках и внедорожниках;
производство гидравлических механизмов дешевле, чем изготовление ЭУР, и поэтому транспортные средства, оснащённые ГУР, стоят на порядок дешевле.

Гидроусилитель руля комплект

Среди недостатков гидравлики громоздкость системы, внимательность к ней при эксплуатации, своевременная диагностика и проведение профилактических мероприятий, а также её зависимость от двигателя, что приводит к определённой трате его мощности. К тому же система не сразу реагирует на действия водителя.
Преимущества и недостатки электроусилителя

Стоит отметить следующие преимущества электроусилителя:

наличие нескольких режимов применения;
экономичность;
компактность;
на работоспособность системы не влияют ни изнуряющая жара, ни сильные морозы;
простота обслуживания;
быстрота реакции на действия водителя.

Недостатком такого механизма можно считать плохую работу и неожиданный выход из строя при движении на плохих дорогах. ЭУР может перегреться и не работать, пока не остынет.

Электроусилитель руля комплект

Мощность у такого типа усилителя руля недостаточная для установки его на грузовики и внедорожники. Поломка устройства грозит вылиться в дорогостоящий ремонт или полную замену механизма.
Сравнительный анализ ГУР и ЭУР

Конечно же, каждый водитель имеет свои предпочтения как в марке автомобиля, так и в типе рулевого управления. Если сравнивать две системы, то ГУР представляет собой более простое устройство, которое не зависит от электронного управления. Оно не имеет программных сбоев и не перегревается на просёлочной дороге.

Однако подобная система требует приобретения расходных материалов и их периодической замены: масло, фильтр, шланги и прокладки. Связано это с тем, что многочисленные соединения и уплотнения подвержены высоким нагрузкам, вследствие которых изнашиваются. Важно своевременно производить диагностику состояния системы ГУР и проводить профилактические действия для поддержания её работоспособности.
Устройство электроусилителя руля
Устройство электроусилителя руля

Электроусилители не нуждаются в расходных материалах, не имею соединений, способных вывести систему из строя. Это делает такие устройства более прогрессивными и надёжными.

Если говорить об удобстве управления, то гидравлика обеспечивает лучшую обратную связь и на крутых виражах чувствовать пределы возможностей транспорта. ГУР не реагирует на удары и вибрации на плохой дороге.

ЭУР же требует установки специального демпфера, способного гасить колебания. Вибрации и ударные нагрузки делаются электросистему уязвимой и могут привести к уменьшению срока её службы.

В отношении надёжности и эффективности гидравлическая система не способна выдерживать длительную эксплуатацию в предельных режимах. В крайнем положении руль не должен находиться более 10–15 секунд. В противном случае узел перегреется и отключиться. Для его перезапуска понадобиться время. Также использование гидравлики подразумевает некоторую потерю мощности двигателя.

Управление автомобилем на плохой дороге

ЭУР создают лишь дополнительную нагрузку на генератор и не отбирают у мотора мощность и не тратят при этом дополнительное топливо. Абсолютно спокойно система реагирует и на длительную работу в крайнем положении руля. Отключается электродвигатель только при езде по бездорожью, вязкому снегу и ухабам.

Преимуществом ЭУР также можно назвать наличие нескольких режимов работы:

Настройки довольно легко менять на ходу. Для этого достаточно нажать на специальную кнопку и выбрать нужный режим.

Если говорить о применении усилителей рулевого управления, то ГУР может быть установлен практически на любой автомобиль. А вот ЭУР обладает ограниченным крутящим моментом и его нельзя устанавливать на грузовой транспорт, внедорожники и крупные представительские лимузины.
Jeep Wrangler Recon
На внедорожники не рекомендуется устанавливать ЭУР

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector