Как на волю были выпущены тысячи голубей?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Как на волю были выпущены тысячи голубей?

Что случается с белыми свадебными голубями, выпущенными «на счастье»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Белых голубей содержат специальные службы, часто сотрудничающие с фотографами. Таких птиц выпускают на масштабных открытиях заведений или на свадьбах, или даже на похоронах, и в идеальной ситуации голуби должны дружно вылететь из рук человека и после благополучно вернуться обратно, чтобы заводчик посадил снова их в клетку до следующего «рабочего дня».

Обычно именно так и происходит, за исключением тех случаев, когда вместо домашних голубей службы покупают другой вид птиц, который ближе к горлицам, чем к домашним голубям. Такие птицы выглядят изящнее и фотогеничнее, но у них отсутствует инстинкт возвращения домой. «Выращенные в неволе, такие птицы не способны долго летать, они становятся легкой добычей для хищников, и они совершенно не умеют самостоятельно добывать себе пищу», — значится на сайте Американской Ассоциации по защите голубей.

Голубя, о котором шла речь в начале статьи, назвали Лаки-Лью. Он остался жить у женщины, которая его нашла. Она отвезла его к ветеринару и нашла организацию, которая проинструктировала ее, как быть с таким необычным питомцем. Но не всем так везет. Большинство таких птиц становятся жертвами кошек, собак, ястребов, даже крыс и чаек — из-за того, что эти птицы ярко-белого цвета, их легко заметить. А из-за того, что эти голуби не знают, что такое опасность, они даже не пытаются улететь от хищников. Многих сбивают машины, большинство погибают от голода.

Элизабет Янг из приюта для птиц говорит, что у нее сейчас под опекой более 160 птиц. «В нашем приюте более, чем достаточно белых голубей. Они попадают к нам раненые, голодные, перепуганные. И это счастливчики, потому что гораздо большему количеству других потерянных голубей повезло намного меньше. Просто они погибают и этого никто не видит».

«Обычно организации, занятые голубями, врут и говорят, что их птицы никогда не теряются. „За 20 лет у нас только одна птица потерялась“ — вот что они обычно говорят. Но это совершеннейшая неправда. Весь этот бизнес построен на регулярном круговороте птиц — одна за другой, траты на них уже учтены в расценки сервиса».

«Даже если речь идет о домашних голубях, все равно есть шанс, что они потеряются, — говорит Элизабет. — Даже с идеальной тренировкой они все равно могут заблудиться и улететь слишком далеко, чтобы вернуться домой».

Самое печальное в этой ситуации то, что большинство подобных сервисов не понимает разницу между породами голубей и не приделяет достаточно внимания есть ли у покупаемых ими птиц инстинкт возвращения домой или нет.

Самым, пожалуй, крупным и скандальным случаем, связанным с этой проблемой, является выпуск 80 голубей породы Кинг по случаю мемориального собрания в 2002 году в день годовщины знаменитой трагедии. Организаторы мероприятия в Нью-Джерси не смогли найти официальную службу, так как все на этот день уже имели заказы, и обратились в компанию в Ньюарке. Они выкупили 80 голубят породы Кинг, которая используется как мясная порода. «Большинство этих голубей просто упали в реку Гудзон, врезались в окна офисных зданий или падали прямо на людей в толпе», — рассказывается в статье New York Times. — «Один из них даже приземлился на голову рабочего, который год назад помогал спасать пострадавших в трагедии».

Другой знаменитый случай произошел во время визита Папы Римского в 2014 году, когда двое детей выпускали вместе с ним по голубю. «Дети выпустили белых голубей вместе с Папой Римским Франциском, и птицы немедленно были атакованы другими птицами, — сообщает BBC. — Чайка и ворон напали на голубей почти сразу, как только те оказались в воздухе. Десятки тысяч людей наблюдали за тем, как один из голубей отчаянно пытался освободиться».

Проследить и посчитать, сколько именно белых голубей погибает в результате подобных услуг, увы, невозможно. Все эти истории — лишь вершина айсберга. «Большинство людей, увидев раненого голубя, никогда не принесут его в приют. А большинство приютов никогда не примет у себя голубя. Это очень тяжелая ситуация», — говорит Элизабет Янг.

В нашей статье про Шер Ами мы рассказывем о подвиге почтового голубя, который спас жизни 200 человек.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тайное оружие княгини Ольги это знаменитый “Греческий огонь”?

В первой половине 946 года киевская княгиня Ольга выступила в поход на древлян, убивших годом раньше ее мужа — князя Игоря. Войска взяли несколько древлянских крепостей. Но Искоростень (Коростень), град князя Мала на реке Уж, с ходу покорить не смогли. Затянувшаяся осада разлагала боевой дух дружины. Беспокоила княгиню и приближавшаяся осенняя распутица. Это и подтолкнуло ее на поиски неординарного решения.

Военная хитрость

Мудрая и великая женщина начала мирные переговоры. Удивленные ее мягкостью, древляне спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Но она ответила: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да три воробья». Раздав своим воинам кому по голубю, кому по воробью, велела привязать к каждой птице по небольшому кусочку трута. А когда стало смеркаться, приказала поджечь трут и отпустить пернатых на волю. Те полетели в свои гнезда, и тут вспыхнули голубятни, клети, сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не пылало.

Искоростень пал. Уцелевших горожан Ольга обложила непомерной данью. Много лет предание о чудесном взятии древлянской крепости передавалось из поколения в поколение. Летописец охотно внес его в «Сказание о мести». Историки обходят этот эпизод молчанием. Оно и неудивительно — летописная версия вызывает ряд вопросов.

Почему Ольга ждала приближения осени, а не применила «птичий вариант» гораздо раньше? Почему голубей и воробьев отпустили с наступлением темноты? Почему, наконец, птица, несущая огонь, должна лететь стремглав к своему родному гнезду?

Что же скрывалось за загадочными горящими птицами? А что если княгиня Ольга воспользовалась неким таинственным оружием, обладавшим невероятной по тем временам мощью? Возможно ли это?

Оружие Брахмы

…У стен древнего города развернулась жаркая битва. Звон оружия и доспехов, предсмертные стоны людей и ржание поверженных лошадей слились в одну ужасную какофонию. А посреди этого беснующегося моря смерти, будто движущиеся утесы, возвышались огромные боевые слоны, подминавшие под себя кричащих от страха обреченных.

Чаша весов колебалась. Войска защитников дрогнули. Противник теснил их к распахнутым воротам города. Оставалось последнее средство. Правитель, еще раз окинув поле боя, поднял руку, подавая знак жрецам. «Оружие Брахмы! Оружие Брахмы!» — пронесся среди приближенных благоговейный шепот.

Несколько человек, облаченных в черные одеяния, вынесли из храма длинный заостренный предмет — огромную железную стрелу. Ее аккуратно установили на специальный каменный пьедестал с длинным полированным желобом.

Жрецы опустились на колени и, громко выкрикивая священные слова, призывали бога Брахму точно направить оружие на врагов.

Старшему жрецу подали факел, укрепленный на длинном бамбуковом шесте. Он подождал, пока все покинут площадку, и, укрывшись за каменным выступом, поднес факел к железной стреле.

Как тысяча змей, прошипела она, как тысяча тысяч очагов, выдохнула дым и с ревом, подобным грому, сорвалась с места. Уже через мгновение колесницы пылали. Люди, кони, слоны лежали поверженные, сожженные страшным взрывом…

Что это? Еще один фантастический рассказ о войне на другой планете? Нет, описываемые события происходили у нас на Земле, судя по всему, почти три тысячи лет назад.

Исторические памятники и летописи прошлого хранят упоминание о необычном оружии. Вот его описание из древнеиндийского сочинения «Махабхарата». «Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен. Густой туман внезапно покрыл войско. Все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись несущие зло вихри. Тучи с ревом устремились в высоту неба. Казалось, даже солнце закружилось. Мир, опаленный жаром этого оружия, был в лихорадке. ». Впечатляющий древний рассказ! И далеко не единственный.

По рецептам древних греков

…В 717 году Феофан в своей «Хронографии» рассказывал о взятии крепости Сидерон, находившейся в горном проходе между Цебельдой и Сухуми. Спафарий Лев осадил крепость, но расположение и мощность крепостных укреплений не позволяли захватить ее. Лев договорился с защитниками крепости, обещая не причинять им вреда, лишь бы те впустили его с 30 воинами. «Но слова своего, — писал Феофан, — Лев не сдержал, а приказал своим тридцати спутникам: «Когда мы будем входить, захватите ворота, и пусть входят все». Как только это произошло, спафарий приказал метать огонь в направлении крепости. Начался большой пожар, и семьи стали выходить, взяв с собой, что только могли они унести из своего имущества.

Один из очевидцев писал, что зажигательную смесь выбрасывали в сторону врага из специальных медных труб. Это зрелище вызывало ужас и удивление противника. Горючую смесь наносили на металлическое копье, запускаемое гигантской пращой. Оно летело с быстротой молнии и с громовым грохотом и было похоже на дракона с головой свиньи. Когда снаряд достигал цели, происходил взрыв, поднималось облако едкого черного дыма, после чего возникало пламя, распространяющееся во все стороны; если пытались загасить пламя водой, оно вспыхивало с новой силой…

Большинство исследователей относят появление греческого огня к VII веку и связывают его с неким Каллинникосом из Гелиополиса в Сирии. Например, некий византийский историк сообщает: «В год 673-й ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащенные греческим огнем, и корабли — носители сифонов. Арабы были потрясены, они бежали в великом страхе».
Византийцы бережно хранили тайну греческого огня, но в Х веке на Руси о нем уже знали…

Читать еще:  Что будет, если подушка безопасности сработает на мнгновение позже?

Тайная сделка

В 941 году киевский князь Игорь шел походом на греков. Византийский император Роман направил навстречу русам свои войска во главе с Феофаном Патрицием. Произошло столкновение. «. И конечно бы, — писал летописец, — русичи победили, но греки начали трубами огонь на ладьи русские пусчать. И бысть видение страшно. Русь же, видя пламень на себя, металися в воду морскую, хотяше убрести. Тогда много людей русских и с лодьми греками сожжено и потоплено. ». Весть об этом поражении скоро достигла Руси. «Пришедши же поведали о бывшем несчастии от огня, его же греки на судах своих имея, пущают и жгут суда».

Находясь в безвыходном положении под стенами древлянского Искоростеня, Ольга обратилась за помощью к Византии. Именно поэтому пришлось ждать так долго. Послы киевской княгини тайно прибыли в Константинополь, заключили договор и получили оружие. Соглашение нигде не фиксировалось, ибо нарушало закон, «запрещавший продажу оружия варварам».

…Обман, коварство, непревзойденная жестокость правительницы не выходили за рамки морали того времени. Они не осуждаются летописцами, а наоборот — прославляются как свойства и преимущества высшей мудрости.
Что касается причин ее жестоких действий, они были вызваны не столько чувством мести, сколько желанием утвердиться в роли главы княжества, доказать всем, что она, Ольга, может править не менее твердой, чем у владык-мужчин, рукой.

«Книга об огне, служащем для сжигания врагов» Марка Грека cтала первым учебником для подготовки ракетчиков. В ней подробно указывалось, как приготовить зажигательную смесь и что с ней потом делать: «…взять 1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры, в тонко измельченном виде растворить в льняном или лавровом масле, затем положить в медную трубу или в деревянный ствол. Ракета должна быть длинной, и порох в ней должен быть набит плотно. Оба конца должны быть при этом крепко обвязаны железной проволокой. Зажженный заряд тотчас летит в любом направлении и все уничтожает огнем».

Обо Всём

Размещение информации на любую тему.

ГОЛУБЬ – БОГОЛЮБИМАЯ ПТИЦА.

Считается, что голубь – это Богом любимая птица. Из всех птиц на земле, именно голубь был удостоен великой чести – олицетворять собою образ Святого Духа. Все мы помним из Евангелия, когда Святой Дух явился в виде голубя и указал на Христа: ” И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Матф. гл 3. ст.16-17). Голубь встречается в Священном Писании, может быть, чаще всех остальных птиц и животных. Именно голубь принес Ною в ковчег радостную весть об окончании потопа, держа в клюве оливковую веточку: “По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. (Бытие гл. 8 ст.6-12). Псалмопевец мечтает о крыльях, чтобы улететь от своего страдания: «И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы» (Пс. 54, 7). Глаза возлюбленной сравниваются с голубиными: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные» (Песн. 1, 14). Во время голода люди отдают деньги даже за голубиный помет… «И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета – по пяти сиклей серебра» (4 Цар. 6, 25). В Новом Завете Иосиф с Марией приходят в храм, чтобы возблагодарить Всевышнего за новорожденного Иисуса: «И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 24). Дух Святой сходит на Иисуса после Крещения в виде голубя: «Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3, 16). Своих учеников Спаситель призывал быть смиренными и кроткими, как голуби: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби» (Мф. 10, 16). В Книге пророка Исаии о тучах людей, которые придут поклониться Спасителю, сказано: «Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим?» (Ис. 60, 8). Голубь – символ Святого Духа. Это было официально принято Отцами Церкви на соборе в Константинополе в 536 г. Есть голубей считается грехом. Голуби приносят счастье дому, в котором водятся; в такой дом не ударит молния, он не сгорит и не опустеет. Голубь – единственная птица, облик которой не осмеливается принимать нечистая сила. Знаете ли вы, что у голубя нету желчного пузыря в организме? В древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. В Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры, которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса.
В современном мире, два целующихся голубка являются символом влюбленных. Русские люди считают, что если голуби летают около дома, где происходит свадьба, то это предвещает счастье в браке. Из поколения в поколение изображение голубя является символом чистоты и любви. Недаром, целующиеся голубки символизируют влюблённых. И выражение про влюбленную пару: «Воркуют, как голубки» говорит само за себя. В Благовещение на Руси принято выпускать белых голубей на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице. В народе считается, что выпущенные на волю голуби возносят молитвы к Богу. Считается очень хорошим и богоугодным делом кормить голубей. Это величайшая милостыня. При кормлении, можно молиться об усопшем. Когда голуби клюют хлеб или зерно, – это поклоны за усопшего, идёт очищение, поэтому, чем больше голубей, тем больше поклонов. Можно также вымаливать прощение своих грехов, кормя голубей. Одна женщина очень скорбела о своих погубленных младенцах. Она часто кормила голубей, как бы принося жертву за своих деток и моля о прощении. Голубей становилось всё больше и больше, они слетались и садились на ее руки и плечи. Когда она прошла с крестным ходом и со слезами приложилась к иконе Богородицы “Скорбящая о младенцах во чреве”, голуби перестали прилетать. Это она восприняла как милость Божию и прощение ее греха. В истории, получившей название “Стояние Зои”, когда девушка Зоя окаменела на четыре месяца, взявши икону Николая Угодника, чтобы потанцевать с ней, мы тоже находим упоминание о голубях. Когда Зою после окаменения спрашивали: “Как ты жила, кто тебя кормил?” Она отвечала: “Голуби, голуби меня кормили!” По личному опыту скажу, что уличные голуби очень любят есть перловку. Хлебные крошки тоже едят, однако, если кинуть зерно, сразу видно, как оно им нравится. У меня в сумке всегда имеется горстка перловки для голубей, чтобы при случае, удалось бы покормить этих боголюбимых птиц. Откуда взялись почтовые голуби? Еще в Древнем Египте голубей стали использовать как почтовых птиц. Неудивительно, что голубь стал вестником, символом почты. Нередко голуби выручали людей, быстро доставив им важные сообщения. Сохранилось предание, что в голландские города Гарлем и Лейден, осажденные испанцами, голуби принесли весть о приближении армии принца Оранского. Благодарные жители Лейдена кормили потом этих голубей до самой смерти, а впоследствии забальзамированные птицы были помещены в ратуше. В XIX веке в ряде стран Европы были созданы даже специальные службы почтовых голубей в армии. Голубиная почта играла определенную роль вплоть до первой мировой войны, когда ее стала вытеснять радиосвязь. Интересно, что во Франции один из почтовых голубей был даже награжден орденом. Во время битвы у Вердена он храбро доставлял сообщения, несмотря на жестокий обстрел. Птице одели орден в виде кольца на лапку и прожила она «на пенсии» до 1924 г. Голуби как и другие птицы учавствуют в сотворении времени на земле. Берегите голубей, защищайте голубей, кормите голубей. Не позволяйте детям гонять голубей, наоборот, воспитывайте в них уважение к этой Богом любимой птице. Если вы будете бережно и благоговейно относится к голубям, они походатайствуют за вас перед Создателем.

Читать еще:  Кто для инспекторов гаи на дороге «лакомый кусок»?

Выпуск птиц на Благовещение: как сделать обычай гуманным

На Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц. К сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, пойманных барышниками ради наживы. Как изменить ситуацию?

Фото: Ирина Булдова. Фото с сайта myslo.ru

А птичку не жалко?

За несколько недель до Благовещения начинается большой бизнес. В лесах ловят синиц, снегирей, воробьев, щеглов, — любых птах, кого только удастся поймать. Потом птиц будут продавать оптом для дальнейшей перепродажи в розницу.

За несколько дней до праздника на рынках, а 7 апреля — возле церквей барышники начнут продавать своих пленниц в розницу.

Дело в том, что в царской России был обычай выпускать в праздник Благовещения птиц на волю. Уже двадцать лет как он возродился и получает все большее распространение но, как это бывает, на добром народном обычае быстро стали паразитировать торговцы. «Мама, мама купи птичку выпустить», — попросит ребенок, а мама не откажет. Этим они и пользуются.

«Мы начали заниматься этой проблемой с 2000 г., — рассказывает Елена Зубакина, директор по развитию Союза охраны птиц России. —

Поводом стали письма и звонки верующих из Москвы и других городов. Они видели мертвых птиц возле храмов и просили нас разобраться в ситуации.

Елена Зубакина, директор по развитию Союза охраны птиц России. Фото с сайта ugra-tv.ru

Тогда мы организовали массированную кампанию в СМИ». Это помогло изменить ситуацию и в столице стали вместо диких птиц выпускать почтовых голубей.

Об уходе и бережном обращении за своими пленниками торговцы не думают. В этом году активисты Союза и журналисты одной из центральных газет сделали контрольную закупку «птички для выпуска» у торговца по объявлению в интернете. Как говорит Елена Зубакина, он не смог точно ни определить пол птицы, ни подтвердить, не больна ли она. Птица оказалась больной.

Пойманных птиц обычно содержат в тесных клетках, не всегда правильно кормят. В результате многие выпущенные из клеток птицы почти тут же погибают, становясь легкой добычей хищников, попадают под колеса автомобилей и просто гибнут от голода.

Да и при отлове птиц часть из них неизбежно погибает – от стресса или от механических повреждений.

Покупатели это не узнают, они уйдут домой с чувством выполненного долга.

Тем более, что с легкой руки СМИ, выпуская птиц на Благовещение, люди необременительным способом могут на час почувствовать себя особенно русскими и православными.

Как со святой водой на Крещение и вербой. Бывали и случаи, когда на местах власти в своем рвении возродить «народный праздник», покупали оптовые партии диких птиц «на выпуск».

Фото Елены Топал с сайта ridus.ru

Каждый год под Благовещение Союз охраны птиц публикует листовку, в которой предупреждает: «Обычай этот на первый взгляд гуманный, но надо помнить, что птиц, проживших в клетке несколько месяцев, необходимо специально готовить перед выпуском на волю – прежде всего, дать им возможность восстановить способность к полету, поскольку в тесной клетке птица теряет эту способность довольно быстро.

Если такую, как говорят птицеловы, «сиделую» птицу выпустить на волю без подготовки, она неминуемо погибнет, поскольку летать почти не может. И перед выпуском птиц необходимо действительно готовить «к воле», давая им возможность летать по комнате и тренировать крылья».

В Туле и Воронеже орнитологи и защитники животных в прошлые годы вставали возле храмов с плакатами «Птицы не должны страдать за грехи людей!», «Знайте, выпущенные из ваших рук птицы уже не смогут вернуться в родную среду!».

«В наше время человека, который вышел с плакатом к церкви, могут принять за экстремиста.

Не стоит видеть в защитниках диких птиц и природы «кощунников», которые решили сорвать службу, или врагов возрождения русских традиций.

Скорее наоборот. Они за то, чтобы сохранить природу нашей страны и за то, чтобы обычаи возрождались цивилизовано и гуманно, чтобы учитывались особенности современной жизни. Среди защитников птиц немало верующих людей», — комментирует Елена Зубакина.

Как говорит Елена, в Туле активисты Союза стараются наладить контакт с настоятелями храмов, встречаться, рассказывать им о ситуации, чтобы сами священники и прихожане включились в борьбу с торговцами птицами. В этом году и в Москве прихожане-добровольцы будут сообщать в Союз, где у церквей стоят торговцы птицами, чтобы можно было принять меры.

Как выпускает птиц Патриарх

Фото с сайта megabook.ru

Традицию выпускать птиц на Благовещение возродил патриарх Алексий II 7 апреля 1995 года: с крыльца Благовещенского собора он выпустил в небо над Кремлем белых голубей. Патриарх Алексий II символически сравнивал выпуск птиц с обретением человеческой душой свободы от рабства греху, «которая дарована пришествием в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Многие епархии и монастыри ее переняли. Патриарх Кирилл тоже выпускает голубей каждый год.

Голубей для праздника в Кремле предоставляет Федерация спортивного голубеводства. Голуби обученные, они способны улететь на дальние дистанции и вернуться.

Птицы делают круг над Кремлем и улетают к себе в питомник в Крекшино.

Фото: Павел Лисицин / РИА Новости

Народный обычай

Для Церкви выпуск птиц на Благовещение — это именно обычай, а не священнодействие, не обряд. На него нет никаких указаний в церковном уставе. В отличие от веток вербы в день Входа Господня в Иерусалим или плодов на Преображение Господне, над птицами не читается никакой молитвы, их не кропят святой водой.

В одних районах Российской империи птиц выпускали на Благовещение, а в других на Пасху.

Символика свободы в этом случае сохраняется. Благовещение — это начало таинства освобождения людей от рабства греху и смерти, «спасения нашего главизна». Высшая его точка — День Воскресения Христова, когда, как поется в каноне, Христос ведет поющих победную песнь людей «от смерти к жизни и от земли к небесе».

Известно стихотворение Пушкина, отправленное им в 1822 г. из Кишинева Н.И. Гнедичу:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Светлый день весны в стихотворении — Светлое Христово Воскресение, а не Благовещение. Это доказывает сопровождающее письмо поэта: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это».

Замечательный русский этнограф Дмитрий Зеленин еще в 1930-е гг. подробно исследовал этот народный обычай, увековеченный А. С. Пушкиным. Он утверждает, что обычай выпускать птиц известен всем не только восточнославянским народам, но и крестьянам в турецкой Анатолии. Зеленин пишет: «Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: ”Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. — Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе.

Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!”».

Народное толкования о том, что освобожденная птица будет «ходатайствовать» за своего освободителя, приходилось читать в интернете даже на околоцерковных ресурсах. А в наши дни к обычаю примешивается суеверие: уже не «молиться» должна птица, а унести в небо загаданное желание, которое должно сбыться.

Получается довольно нелепо: найти барышника, отдать деньги, взять птицу, отпустить ее и сказать, молись за меня. А что, если проще: в день праздника пойти на Литургию и помолиться самому? Как говорят в Церкви «Господь и намерения целует». Не будет ли сохраненная птичья жизнь как раз ее освобождением и лучшей молитвой?

Фото с сайта orthodoxmoscow.ru

Праздник птиц

В Российской империи, а впоследствии в СССР существовал День птиц. В начале XX века в России были и «Майские союзы», где дети изучали и охраняли природу. После революции 1917 года они прекратили свое существование, но идею защиты птиц и животных подхватили организации юных натуралистов, «юннатов».

Летом 1924 года прошел первый Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц.

С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. За три года количество участников выросло до 65 тысяч детей, они развесили более 15 тысяч скворечников. Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 1960–70-м годам 20 века празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Союз охраны птиц России возродил с единомышленниками этот праздник в 1999 г. В Москве с 2000 года в организации праздника стало принимать участие городское правительство. Сегодня праздник широко распространен в России. Иногда его объединяют с празднованием Благовещения.

Альтернативы

Фото Елены Топал с сайта www.ridus.ru

Читать еще:  Что делать, чтобы 12-летнее авто выглядело как новое?

«Я не вижу особенного смысла в том, чтобы выпускать птиц на Благовещение, — говорит монахиня Рахиль (Рашкович), которая больше восьми лет разводит птиц во Введенском женском монастыре в Иваново. — С праздником это никак не связано. В этой кампании есть какая-то благодушная надуманность. Мы возрождаем те обычаи, которые требуют одномоментных усилий (купить и выпустить птицу), а не постоянного внимания к тварям божьим.

Например, в России была замечательная традиция встреч любителей канареек и диких птиц. Это были настоящие знатоки красоты птиц и их пения. Они с любовью заботились о своих питомцах, они делали или заказывали прекрасные клетки. В Китае похожие встречи существуют и в наши дни. Развешиваются клетки, люди смотрят на птиц, беседуют друг с другом», — по мнению матери Рахили, это можно развивать и у нас, важно заинтересовать людей.

В Церкви есть примеры действительно бережного ухода за птицами. Так, насельник Свято-Духова монастыря в Волгограде, иеромонах Василиск (Саяпин), биолог по образованию и член Союза охраны птиц России, создал настоящий мини-зоопарк. В нем действует фазанарий. Живет у отца Василиска более сотни птиц разных видов. Он сам ухаживает за своими питомцами и проводит для детей увлекательные экскурсии.

Но смысл отнюдь не в проведении кампании по «воцерковлению голубеводства» или обустройству в приходах фазанариев, да и вообще не в массовости. Возможно, те приходы, где рядом есть голубятни и где возможно договориться с голубеводами или где есть прихожане или знакомые прихожан орнитологи могли бы сделать праздник более познавательным: таким, чтобы прихожане узнали что-то новое о родной природе. Если это делать интересно, не казенно, а с любовью, то это и будет примером пресловутого «возрождения традиций».

Почему на Благовещенье выпускают в небо голубей

Не стану тянуть с ответом: все вышеперечисленное касается праздника Благовещения, который мы отмечаем 7 апреля. А вот причину этой связи, надеюсь, вы, дорогие читатели, скоро найдете сами. Но обо всем по порядку.

1 Слово “Благовещение” когда-то в сознании русского человека было не просто радостным, оно вмещало в себя такие чувства, как ликование, обретение надежды, возрождение к жизни, восторг свободы.

Не случайно праздник Благовещения Пресвятой Богородице связан с весной, не случайно в этот день запрещалось работать: говорили, “на Благовещение девица косу не плетет и птица гнезда не вьет”. Что до птиц, то у наших предков было заведено на Благовещение выпускать их на свободу. Журналист А. Коринфский в 1901 г. писал: “С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай – выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловят птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые прохожими, вспоминающими при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают об этом возгласами: “Дайте выкуп за птичек – пташки Богу помолятся!” У деревенской детворы есть целый ряд песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю”. Есть такая “песенка” и у нашего гения. Помните?

  • В чужбине свято наблюдаю
  • Родной обычай старины:
  • На волю птичку выпускаю
  • При светлом празднике весны.
  • Я стал доступен утешенью;
  • За что на Бога мне роптать,
  • Когда хоть одному творенью
  • Я мог свободу даровать!

По форме – детская простота, но как точно схвачена суть события, чувства человека, дарующего другому Божьему созданию свободу. А еще в “детском стишке” Пушкин формулирует закон духовной жизни: “Надо благодарить Бога за то, что Он дает шанс сделать добро, вернуть кому-то, то что Он нам даровал – свободу!”

Традиция выпускать в небо птиц на Благовещение живет и по сей день: после литургии в знаменитом Благовещенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл выпускает в синь неба голубей. И птицы взмывают ввысь, кружатся над древним храмом, Кремлем. Голуби эти непростые, обученные: покружив над сердцем Родины, умные птахи собираются в стаю и возвращаются в Федерацию спортивного голубеводства, в питомник. О том, почему именно птицы символ праздника, позже, сейчас о церквях в честь Благовещения.

2 Храмов в честь Благовещения Пресвятой Богородице не счесть, настолько это значимый для Церкви праздник. Расскажу только про один. 1856 год. Перед Российской империей стоит задача окончательно закрепить за собой левый берег Амура. В мае туда, где “тучи ходят хмуро”, прибывает военный отряд – для расчистки территории под будущих переселенцев. Край суровый тогда точно “был тишиной объят”, но к весне 1858 года здесь уже шумно и стоят дома, где живут русские. Только какая жизнь без Церкви? И 9 мая 1858 года знаменитый архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий закладывает на высоких берегах Амура храм. Правильно, в честь Благовещения.

“Благая новость” не заставила себя ждать: через неделю, 16 мая, дипломаты Цинской империи подписывают-таки с Россией Айгунский договор, признающий весь левый берег Амура российским. В честь столь радостной новости служат благодарственный молебен, а на торжественном приеме генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Муравьев произносит: “Товарищи! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия – благодарит! Да здравствует и процветает вновь приобретенная страна. Ура!” Не прошло и двух месяцев, как храм дал имя новому городу – Благовещенск!

И тут важный момент. Обратите внимание: слово “Благовещение”, имея в составе два корня “благая” и “весть”, вроде бы сходно по смыслу с выражением “благая новость”, которое я использовала, рассказывая про наши дипломатические победы. Но не так всё просто! Смотрите, новости бывают плохими, хорошими, а бывают настолько важными, ведущими к чему-то новому, поворотному в нашей жизни, что для них есть специальное слово “весть”, родственное и созвучное глаголу “вести кого-то куда-то”. Наши предки в отличие от нас, захлебывающихся в информационных потоках и фокусирующихся на новостях отрицательных, тонко чувствовали градацию: вот просто новость, вот известие, а вот весть. И среди этой значимой вести выделяли одну, особенную – благую весть: было в ходу раньше такое слово – “благовестие”. И было отдельное слово “Благовещение”, причем именно так, с заглавной буквы. Чувствуете разницу? Кстати, греческое звучание выражения “благая весть” знает каждый: “eu” – благо, “ggelein” – возвещать. Евангелие – “euaggelion”, благая весть, благовестие о спасении человечества от власти смерти и греха. Так вот, специальным словом “Благовещение” называлась особая благая весть – весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил.

3 Известно, что Мария – долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны, была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет Мария жила при храме. По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия Мария больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, для того, чтобы он оберегал Марию, заботился о Ней. Иосиф Обручник, как и Дева Мария, происходил из рода царя Давида, хотя был человеком небогатым и добывал хлеб плотницким ремеслом. И вот наступает великий момент в жизни Марии – Благовещенье. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы он сообщил Ей благую весть. Войдя к Марии, архангел сказал: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами”. Юная Мария, смутившись, размышляла, что бы это значило, а архангел продолжал: “Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога! Ты “зачнешь во чреве”, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и будет Сыном Всевышнего!” Понятно смятение юной девушки, в недоумении Мария спрашивает: “Как это возможно, если я мужа не знаю?” И Ангел отвечает: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и родившийся наречется Сыном Божьим”. И тут, внимание, важно! Мария отвечает: “Да будет Мне по слову твоему”. Это полная отдача себя в руки Божьи. Святые учат: Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Богородицы, как оно невозможно без творческой воли Бога.

4 Христиане всего мира каждый день не раз повторяют слова этой благой вести. Православные в молитве “Богородица, Дево радуйся. “, католики – в Ave Maria (“Радуйся, Мария”). Чувство радости – ключевое в Благовещении. Думаю, именно эта радость, это чувство свершившейся надежды и побуждает часть верующих считать, что молитвы бездетных семей на Благовещение подарят им долгожданного ребенка. Не буду умничать: мол, смысл праздника глубже, архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении у Нее Богомладенца, принес весть не просто о зачатии Спасителя, но весть о Воплощении Бога в человеческом естестве. И в день Благовещения мы празднуем чудо и тайну этого надмирного события! Все так! Но ведь рождение даже просто человека – тоже тайна, чудо, на это тоже нужно Божье произволение, поэтому есть глубинная связь между праздником Благовещения и молитвами тех, кто жаждет материнства, а в молитвах дня так часто звучит “радуйся”, что все чувствуют себя окрыленными. Так что крылаты не только птицы. Не только быстролетные ангелы. Крылата радость, крылата надежда. Крылата благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель, дарующий людям свободу, самую высшую из всех свобод – свободу от смерти и греха.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector