Как быть, если автомобиль затопило
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Как быть, если автомобиль затопило

Что делать если затопило машину?

Южные регионы нашей страны регулярно заливает проливными дождями. То и дело слышно, что там подтапливает населенные пункты. Вместе с ними, естественно, затапливает и автомобили. Как же быть, если автомобиль оказался в такой ситуации и каким образом себя повести? Конечно, со временем вода отступит, но что можно будет сделать с автотранспортом, как запустить двигатель, что будет с трансмиссией, электропроводкой и салоном авто.

В том, что автомобиль затопило, приятного мало, ибо он автоматически причисляется к «утопленникам». Но надо понимать, машина вещь не из дешевых и совершенно ясно, что ее, как картонную коробку, не утилизируешь.

Следовательно, ее надо будет попробовать восстановить, что бы на ней можно было ездить и дальше. Однако, ее «реанимация» вариант не из дешевых. Надо заметить, что так как машина сама не заведется, то ее на СТО придется вести на эвакуаторе.

Ниже будет детально описано, что нужно предпринять для «оживления» «утопленника».

Осмотр кузова

Хотя он, как правило, страдает менее всего, но его надо осмотреть в первую очередь, ибо у кузова очень много оцинкованных деталей. Так как при затоплении автомобиль может плавать, то он подхваченный водным потоком может о что-нибудь помяться или поцарапаться. Если что-то подобное случилось, то его, конечно же, придется восстанавливать.

Но если повреждений не обнаружится, кузов все равно надо будет отмыть от ила и других прелестей «купания».

Если что-то пропустить, то со временем эти места начнут ржаветь и гнить.

Проверка двигателя

С мотором все намного серьезней. Если авто «искупалось» конкретно, то, конечно же, в двигатель обязательно попала вода через воздухофильтр или масленую пробку. Практически с уверенностью можно сказать, что вода попала в цилиндры. Так что, если попробовать завести мотор, то гидроудар 100% обеспечен.

Что же делать?

Двигатель надо разобрать, снять головку блока, высушить поршневую и очистить распредвал с клапанами.

Далее надо снять поддон и вылить масло, ибо в нем по любому будет вода.

Затем надо поменять масленый фильтр, снять и очистить дроссель. Обязательно нужно поменять воздушный фильтр.

Не следует забывать про свечи и катушки зажигания. Так что, для того, чтобы мотор не загубить, придется проделать очень большую работу.

Трансмиссия, мосты, раздатка

Если автомобиль «пережил» потоп, участь трансмиссии очевидна. Вода в нее проникнуть может через щуп или через заливную пробку. Ее можно не промывать, а только поменять масло, ибо маловероятно, что в трансмиссию может попасть песок. Аналогичные действия надо провести с задним мостом и раздаткой, там тоже можно только сменить масло.

Топливная система

В топливный бак и в топливную систему вода попадет 100%. Так что, бензобак обязательно надо снять и слить из него горючее. Затем нужно осмотреть топливный насос, так как он тоже может оказаться забитым. Далее надо почистить топливный канал, снять и хорошо прочистить топливную рейку.

Электропроводка

При затоплении автомобиля очень сильно страдает электрика. Бортовая сеть, конечно, может не погореть, но ЭБУ, АКБ и блок предохранителей, пострадают точно. Современные автомобили обесточивают сеть, и это может, хоть как-то, спасти бортовой компьютер или магнитолу. Но ЭБУ и блок предохранителей, вероятнее всего придется заменить, что, надо сказать, стоить будет не очень дешево. Аккумулятор, если он «закрытый», еще можно попытаться подзарядить, так он еще может «ожить», а вода его только разрядит. Но если батарея обслуживаемая и жидкость проникла внутрь, то придется менять электролит.

Салон

Потоп на салоне скажется не очень хорошо. Кресла еще можно высушить, но вся внутрення обивка может очень сильно пострадать и ее придется менять. Если авто слишком долго плавало воде, то и сидушки придется, скорее всего, менять, ибо от их наполнителей очень долго будет исходить затхлый запах.

Что касается тормозной и охлаждающей систем, то они, обычно, не страдают, поскольку эти системы герметично закрыты.

Из вышеописанного видно, что работы с «утопленником» очень много. Так что, если машина застрахована, то ее лучше «реанимировать» по страховке. Случалось такое, что автомобиль признавался невосстанавливаемым, но если страховкой предусмотрен такой случай, то это автомобилисту может оказаться на руку.

Можно, в крайнем случае, продать «бедолагу-утопленника» в авторазбор на запчасти.

Чем опасен утопленник: проблемы с электрикой

После каждого потопа вторичный рынок автомобилей начинает подозрительно присматриваться к выставленным на продажу экземплярам: не утопленник ли? Больше всего пугают проблемами с электрикой – а что с ней, собственно, может случиться?

Давайте с самого начала усвоим, что проблемы в когда-то подтопленной машине создает не абстрактное электрооборудование, а его конкретные компоненты. Которые очень отличаются между собой – по уязвимости перед влагой, по ремонтопригодности и по стоимости.

Чем выше уровень затопления автомобиля, тем больших проблем по части электрики можно ожидать

Но для начала давайте разберемся, как вода вредит электрооборудованию. Первое – и самое страшное – в том, что влага вызывает коррозию, которая нарушает контакт проводников между собой. Происходит нарушение контакта не сразу, а по прошествии времени, по мере развития коррозии, и случается это не везде, где побывала вода.

Вторая неприятность, которую причиняет вода электротехническому оборудованию – пробой изоляции по «мостикам» из влаги и грязи, принесенной водой. «Мостики» эти могут быть микроскопическими и невидимыми для глаза, но для электронных схем этого бывает достаточно. Это тоже мина замедленного действия – разрушающий схему разряд между двумя проводниками может проскочить как сразу, так и через месяц, когда вода уже давно высохнет.

Итак, если перед вами автомобиль, попавший в потоп, и вы хотите его купить, или это ваша машина и вы хотите в первом приближении понять уровень ущерба – порядок действия такой.

1. Определите уровень затопления.

Если воды в салоне и под капотом уже нет, нужно выяснить, как высоко она стояла. Ищите следы верхнего уровня жидкости – оставленные на обивке дверей и боковинах сидений горизонтальные грязные линии.

Даже если вода в салоне и багажнике уже сошла, нужно искать следы ее присутствия на обивке и в укромных местах

На горизонтальных поверхностях торпедо, сидений, подкапотного пространства, багажника могут оставаться наносы грязи, ила, мелкого мусора, фрагменты листьев, травы. Хорошо бы выяснить, какой была вода – пресная или морская, ведь соленая намного быстрее провоцирует коррозию, да и просто высушить ее будет мало, поскольку соль все равно останется на смоченных поверхностях.

2. Выясните, какие компоненты были затоплены.

В помощь вам будут форумы электриков и фанатов данной марки, а также специализированная литература – распечатки монтажных схем той или иной модели. Под ковром пола современного автомобиля обычно проложены жгуты проводки, но вода страшна не проводам, а их соединительным разъемам – и они там тоже часто бывают расположены. Т.е. этим компонентам вода грозит даже при минимальном уровне затопления. Некоторые блоки предохранителей и электронные блоки тоже могут быть расположены на полу, под сиденьями, иногда чуть выше – около кикпанелей, в ногах передних седоков.

Под бардачком или над педалями часто бывает спрятан диагностический разъем бортовой электроники, который тоже нежелательно мочить. Педаль газа у большинства современных машин электронная, то есть около акселератора у них расположен электрический модуль, которому также не рекомендованы купания. Выше расположены фары и задняя светотехника с их разъемами, еще выше на уровне крышки капота – второй-третий блоки предохранителей и блок управления двигателем.

Читать еще:  Женщина обнаружила необычное послание на своем лобовом стекле

Под ковром пола почти всегда есть жгуты, нередко там располагают и электронные блоки. Которые, как и разъемы, боятся воды

В дверях кроме жгутов проводки с разъемами расположены (на разной высоте) сервоприводы замков и стекол, а также кнопки управления ими. Многие из этих узлов неразборные, и это значит, что в случае купания от них можно ждать отказа в любой момент. Динамики аудиосистемы в наше время не имеют диффузоров из целлюлозы и других раскисающих частей, но вот коррозия в их катушках со временем может развиться – и заклинить этот высокоточный узел.

3. Разберитесь, насколько эти компоненты пострадали.

Чем опасен каждый подтопленный прибор? Например, недавно (день-два назад) намоченные разъемы большинства типов можно спасти, продув их сжатым воздухом и просушив контакты горячим феном. Если коррозионные процессы уже развиваются, о чем говорят зеленые и белые отложения, дело хуже: разъемы нужно разбирать и чистить, а еще лучше – менять на новые, или вовсе исключать, спаивая провода напрямую. Сложнее, но тоже реально высушить блоки предохранителей.

Вода может попасть и в плотно закрытый корпус электронного блока. “Сгореть” подмоченный блок может не сразу, а через несколько месяцев

Электронные блоки управления часто бывают залиты внутри особым защитным компаундом, предохраняющим реле и полупроводниковые детали от влаги и вибраций. Но встречаются и открытые печатные платы с набором микросхем и полупроводников, помещенные в плотно закрытый корпус. Но если вода в нем все же была, то плату нужно не просто сушить, а еще и отчищать спиртом грязные следы на дорожках платы. Но во многих случаях электронные блоки имеют настолько плотный монтаж микросхем, радиодеталей и разъемов, что привести их в порядок уже невозможно.

Рекомендация Авто24

Автомобиль-утопленник – это, конечно, не лучший вариант. Но и приговором это назвать нельзя: часто такую машину можно привести в порядок и вполне успешно эксплуатировать. Правда, для этого потребуется время и деньги. Главное, оценить ситуацию, возможно, компонент электросхемы еще не поздно высушить – при помощи ветоши, спиртового раствора или универсальной аэрозольной смазки. Если время упущено и коррозия уже развивается, то «вылечить» утопленника будет намного сложнее и дороже.

Спасение утопающих: кто возместит ущерб, если автомобиль затопило?

Летние дожди в 2018 году запомнятся украинцам своими последствиями. Затопленные улицы, торговые центры, заведения общепита и автомобильные парковки впечатляюще выглядят на фотографиях, однако обходятся дорого. Повреждение имущества подразумевает ремонт, но кто должен за него платить?

Мэр Киева Виталий Кличко утверждает, что недавние потопы в столице – последствие беспрецедентных осадков, а не скверного состояния коммуникаций. Он считает, что автовладельцам, чьи машины утонули не столичных улицах, нет смысла требовать у городской власти компенсации. У юристов на этот счет иное мнение. Они говорят, что судебные тяжбы сложные, долгие и не всем под силу их выдержать, но право на возмещение у автовладельцев есть и шансы высоки. Как же быть, если из-за потопа на улице пострадал ваш автомобиль?

Страховка

Стихийное бедствие, к которому относится потоп, в идеале покрывает полное КАСКО. Информация о том, какие риски покрыты вашим полисом, есть в договоре и список согласовывается на этапе подписания документа. Если КАСКО подразумевает покрытие ущерба в результате стихийного бедствия и ваш автомобиль “поплыл” из-за ливня, вы вправе обращаться в страховую компанию.

Первое, что необходимо делать – вызвать полицию и зафиксировать тот факт, что ваш автомобиль пострадал именно в результате разгула стихии. Вы не только обращаетесь в полицию, но фиксируете на фото и видео обстоятельства, при которых пострадал автомобиль, обстановку, повреждения. Нелишним будет найти свидетелей случившегося – незаинтересованных лиц, и попросить у них контактные данные. То есть собрать информацию по-максимуму. Параллельно вы звоните в страховую компанию и составляете заявление с указанием всех обстоятельств, условий договора, которые позволяют рассчитывать на компенсацию. Сроки вариативны – некоторые СК говорят, что обращаться можно в течение пяти дней, но чем раньше поступит обращение, тем лучше. Страховая проводит экспертизу, оценивает ущерб, формирует прайс компенсации или дает мотивированный отказ.

Сложности будут, если произошел гидроудар двигателя, что подразумевает либо дорогостоящий ремонт, либо замену. Не во всех, но во многих полисах КАСКО гидроудар не покрывается. То есть вы должны либо изначально, на этапе покупки полиса оговаривать возможность страхового покрытия за доплату, либо не заводить подтопленный автомобиль и не лезть в лужи, даже если они кажутся мелкими.

В суд за возмещением

Полное КАСКО есть далеко не у всех автовладельцев, но это не значит, что они не могут добиться компенсации. Тут уже правосудие будут разбираться, виновны ли в последствиях городские власти.

“Гидрометцентр уже указал, что данные дожди не являются стихийным бедствием, то есть количество выпавших осадков выше среднего. Значит ответственность в данном случае должна нести непосредственно КГГА, – считает адвокат, старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец”. – Затопления, на мой взгляд, связаны с хаотичной застройкой, отсутствием Генплана и контроля над тем, к каким сетям подключаются новые здания. Яркий пример – Подол. Обратите внимание, что после строительства в этом районе новых домов и комплексов там стало отчетливо пахнуть канализацией. Но на это столичная власть не обращает внимания”.

В частности, грозу в ночь с 15 на 16 августа, после которой столичный Крещатик превратился в реку, в Укргидрометцентре назвали “феерической”, но уточнили, что количество выпавших осадков не соответствует критерию “стихийное бедствие”.

Есть минимум, который необходимо сделать, если автомобиль пострадал из-за локального потопа и владелец подозревает что последствия – результат бездеятельности местных властей. Это вызов копов, фото- и видеосъемка.

“Автовладельцам однозначно нужно все фиксировать вне зависимости от того, хотят они или не хотят подавать иск, – объясняет Дмитрий Погребняк, адвокат, старший партнер Адвокатского объединения “Слесарев и Погребняк”. – На месте автовладельца я бы для начала вызвал полицию, чтобы она зафиксировала тот факт, что машина была затоплена. После этого нужно отогнать автомобиль на СТО, чтобы понять масштаб повреждений. Желательно, чтобы было указано, что они получены в результате затопления. Можно провести автотехническую экспертизу. Это нужно потому, что в случае затопления автомобиля у нас нет какого-то утвержденного акта, как это есть в случае с квартирой. С иском о возмещении ущерба можно обратиться в течение трех лет – это общий срок исковой давности“.

Адвокат напоминает, что по закону “Об автомобильных дорогах”, надлежащий ремонт и содержание улиц обеспечивают органы местного самоуправления.

“Дороги и улицы находятся в коммунальной собственности, – объясняет Дмитрий Погребняк. – Естественно сама администрация их не обслуживает – есть профильное предприятие. КГГА несет ответственность как собственник, а обслуживающее предприятие – солидарную ответственность, если были нарушения. Конечно, сразу нельзя однозначно сказать, произошло ли затопление из-за большого количества осадков или нарушений в обслуживании. К суду нужно подготовиться. Но на первом этапе важно зафиксировать сам факт повреждений и установить причинно-следственную связь между фактом затопления и повреждениями. Дальше уже идет бумажная работа: подаем запросы, узнаем у кого на балансе, кто и как обслуживал, находилось ли в данный момент что-то на ремонте. Собираем доказательства и тогда можно обращаться в суд”.

Дмитрий Погребняк говорит, что в Украине не слишком распространена практика исков к местным властям. Но решения судов по аналогичным делам есть. Они не всегда выносятся в пользу пострадавших, поскольку может быть неверно определен ответчик или собраны не все доказательства.

Читать еще:  4 поломки, которые обязательно будут в подержанном авто (часть 2)

Ростислав Кравец подтверждает, что обращение в полицию и автотовароведческая экспертиза необходимы:

“Также нужно пригласить для проведения экспертизы представителя КГГА, а если речь идет об арендованном помещении, то представителя арендодателя. Зафиксировать размер ущерба. Получить справку от Укргидрометцентра. Собрав документы, обратиться в суд”.

Адвокат считает, что у судебного иска есть перспективы. И речь идет не только об автомобилях, но и о поврежденных из-за потопа помещениях. Однако есть две проблемы: заниматься тяжбами будут единицы, а решение суда в пользу пострадавшего еще нужно исполнить.

“Таким образом, лица, массово нарушающие права граждан, избегают ответственности, – говорит адвокат. – В других странах такого не допускают. Любое подобное разбирательство не доводят до суда, а потерпевшим изначально предлагают усредненную компенсацию. Только тот, кто не согласен с суммой, уже идет в суд. У нас шансы на положительное решение суда есть и они достаточно высоки. Если взять аналог, например, ущерб из-за ненадлежащего дорожного покрытия, то суды такие иски удовлетворяют. Тут все аналогично. Вопрос только в сборе документов и подготовке к заседанию. Но процесс может занять несколько лет. Кроме того, сложности могут возникнуть с исполнением решения суда. Очень сомнительно, что власти добровольно будут что-то исполнять”.

Как распознать “автомобиль-утопленник”. Реальный опыт

Советы владельцам авто | Опубликовано – 2018-08-20 13:59:56 (18961 раз прочитано)
За последний месяц в Украине случилось несколько ЧП, в которых автомобили оказались либо частично, либо полностью затопленными. Чем это грозит автомобилю, нужно ли его продавать и как отличить “утопленника” – рассказывает AUTO-Consulting. Само по себе затопление автомобиля грязной водой – уже не очень приятный факт. Но салон еще можно вычистить. Гораздо больше последствий затопление несет для электрооборудования автомобиля. Большинство электрических разъемов внутри авто не являются герметичными и попадание влаги чревато короткими замыканиями и т.п. Хуже, если влага окажется на электронных платах. В случае “КЗ” она может выйти из строя. Таким образом, при затоплении авто больше всего страдает именно электрооборудование.

Если на автомобиле, в момент попадания в воду, работал двигатель, то высока вероятность получить гидроудар двигателя. Последствия гидроудара могут быть фатальны. Кроме того, влага могла попасть и в двигатель, КПП, смешавшись с маслом и изменив его характеристики. По этим причинам, авто, побывавшие в воде, стараются побыстрее продать. С вероятностью 90%, они скоро “всплывут” в продаже.

Существует целый ряд рекомендаций по определению “утопленников”. Если внимательно проверить по критериям из этого списка, то можно легко определить авто с “подмоченным” прошлым. Самый простой – это вода в световых приборах: фарах, указателях поворотов, противотуманных фарах. Грязная вода оставляет след на рефлекторах, так что его видно, даже если воду высушили. Но опытные “перекупы” в первую очередь либо заменят, либо тщательно высушат эти элементы. Они слишком явно говорят о “водных процедурах”

Признаки, по которым можно отличить тонувший автомобиль от полностью «сухого».

1. Плохо законсперированный «утопленник», как правило, имеет «разводы» на оббивке дверей, покоробленные карты дверей, характерную «ватерлинию» в багажнике, на оббивке сидений. Однако, перегонщики легко выводят эти следы химчисткой.

2. Тонувший автомобиль можно определить по состоянию шумоизоляции в салоне. Так, на многих моделях шумоизоляция (войлок) теряет однородность, сбивается в комки. Признаком тонувшего автомобиля может быть специфический запах, исходящий от шумоизоляции. Он напоминает запах портянок. При покупке автомобиля, обязательно отверните ковер в салоне и исследуйте состояние шумоизоляции и пола. Малейшие ржавчины, либо следы пребывания воды на полу -–также верный признак.

3. Самые главные проблемы, полученные в следствии затопления, таятся в электрооборудовании. При покупке, обязательно проверьте работу всех приборов электросистемы автомобиля. Должны работать абсолютно все лампочки и датчики. В случае, если что-то не работает, а продавец объясняет это как сгоревший предохранитель или лампочку – заставьте его заменить и продемонстрировать работоспособность приборов. Признаками затопления могут быть неработающий обогрев заднего стекла, отсутствие «колокольчика» при открывании дверей, ненормальная работа центрального замка и любые другие мелочи. Не думайте, что этим все и ограничится. Такие признаки могут свидетельствовать, что из строя вышла какая-то дорожка в компьютере или контролерах, а эти приборы меняются лишь целиком. При выборе автомобиля, обязательно проверьте несколько автомобилей одной модели на предмет работоспособности электрооборудования, чтобы вы могли четко знать, какая лампочка когда включается и требовать от продавца демонстрации работоспособности системы.

4. Обязательно проверьте работоспособность вентилятора охлаждения двигателя. Заведите автомобиль, и дождитесь пока не сработает вентилятор. Если он не включился, то не спешите успокаиваться, что накрылся датчик. Выйти из строя может и компьютер – он управляет включением вентилятора. Также проверьте устойчивость работы двигателя. «Троение» также может быть признаком «утопленника».

5. Еще есть два признака, по которым практически 100% можно определить, был автомобиль в воде или нет. Обратите внимание на состояние проволочного каркаса под сиденьями. В большинстве автомобилей этот каркас выполнен из «голого» металла. Если воды в салоне не было, то каркас практически не покрыт ржавчиной. Если же вода в салоне была, то каркас покрыт густым слоем ржавчины. Кроме того, пребывание воды в салоне четко видно по покрытию порогов.

Большие проблемы могут нести и последствия гидроудара двигателя – такие авто лучше обходить стороной.

Это далеко не все признаки, по которым можно определить «утопленника», но они позволят не попасть в просак. Если вы не нашли нарушений в электросистеме, автомобиль выглядит чистым и шумоизоляция не воняет, но по каким-то признакам ощущается, что это «утопленник», то можно прогнать его на диагностике. Если существенных отклонений не выявлено, такой автомобиль вполне можно брать. «Грамотно» восстановленный автомобиль по хорошей цене прослужит не меньше чем «сухой».

Подпишись на новости по почте
Новости по теме – Украина Все новости по теме Советы владельцам авто
Интересное по теме.
• Как выбирать подержанный автомобиль и отличить мошенников. Советы профессионалов
• Как обезопасить ваш авто во время карантина
• Где в Украине можно провести антисептическую обработку автомобиля
• Как лучше платить кредит за автомобиль во время карантина
• В Украине заправить авто теперь можно в рассрочку
Главные новости
• Кто и как дезинфицирует автомобили от коронавируса
• В Украине стартуют продажи Renault Logan и Renault Sandero с ГБО
• Самый дешевый автомобиль ушел с украинского рынка
• Как в 2020 г. в Украине подешевеет топливо. Прогноз Нацбанка
• В Украине началось серийное производство отечественных контрбатарейных радаров «Зоопарк-3»
• На электромобиль Hyundai IONIQ Electric действует выгода в размере 129 800 грн.
• Как упадет мировой авторынок. Прогноз экспертов
• Одесская область получила еще одну партию автомобилей скорой помощи
• У Skoda появится еще один кроссовер В-класса
• Хевел-Тревел. Эпизод 2. Как HAVAL H9 проходит экзамен на бездорожье
• Будет ли топливо в Украине стоить 15 грн./л из-за рекордного падения стоимости нефти? Мнения экспертов
• Scania продолжает поставки самосвалов для строительной отрасли
• У Mitsubishi появился коммерческий фургон
• Toyota провела онлайн премьеру компактного кроссовера Yaris Cross
• Сервисные центры МВД останутся на карантине до 12 мая
• Регламентное техобслуживание автомобилей Hyundai можно пройти после окончания карантина
• Ford Mustang стал самым продаваемым спортивным автомобилем в мире
• Что ждет авторынок. Прогноз европейских аналитиков
• Стала понятна глубина падения украинского авторынка. Статистика апреля
• Volkswagen анонсировал отказ от дизельных двигателей на компактных моделях
Все новости.
Читать еще:  Тест-драйв митсубиси лансер 10

Заводы, где делают
Ваши машины
Украинский авторынок за 100 лет
ЗАЗ 2009 г., Как делают ZAZ Forza 2011 г., ЗАЗ 2017 г.
Богдан (Черкассы), 2009, 2013, 2019 год
Богдан JAC, Богдан-МАЗ
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкасский Автобус 2003, 2016 год
КрАСЗ
ЛАЗ 2015
Еврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
Киевский мотозавод 2015
Завод им. Малышева
Киевский БТЗ
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 год
FORD Otosan
MAN & Neoplan Турция
IVECO
MAN
Scania Сёдертелье
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Спасение утопающих: кто возместит ущерб, если автомобиль затопило?

Летние дожди в 2018 году запомнятся украинцам своими последствиями. Затопленные улицы, торговые центры, заведения общепита и автомобильные парковки впечатляюще выглядят на фотографиях, однако обходятся дорого. Повреждение имущества подразумевает ремонт, но кто должен за него платить?

Мэр Киева Виталий Кличко утверждает, что недавние потопы в столице – последствие беспрецедентных осадков, а не скверного состояния коммуникаций. Он считает, что автовладельцам, чьи машины утонули не столичных улицах, нет смысла требовать у городской власти компенсации. У юристов на этот счет иное мнение. Они говорят, что судебные тяжбы сложные, долгие и не всем под силу их выдержать, но право на возмещение у автовладельцев есть и шансы высоки. Как же быть, если из-за потопа на улице пострадал ваш автомобиль?

Страховка

Стихийное бедствие, к которому относится потоп, в идеале покрывает полное КАСКО. Информация о том, какие риски покрыты вашим полисом, есть в договоре и список согласовывается на этапе подписания документа. Если КАСКО подразумевает покрытие ущерба в результате стихийного бедствия и ваш автомобиль “поплыл” из-за ливня, вы вправе обращаться в страховую компанию.

Первое, что необходимо делать – вызвать полицию и зафиксировать тот факт, что ваш автомобиль пострадал именно в результате разгула стихии. Вы не только обращаетесь в полицию, но фиксируете на фото и видео обстоятельства, при которых пострадал автомобиль, обстановку, повреждения. Нелишним будет найти свидетелей случившегося – незаинтересованных лиц, и попросить у них контактные данные. То есть собрать информацию по-максимуму. Параллельно вы звоните в страховую компанию и составляете заявление с указанием всех обстоятельств, условий договора, которые позволяют рассчитывать на компенсацию. Сроки вариативны – некоторые СК говорят, что обращаться можно в течение пяти дней, но чем раньше поступит обращение, тем лучше. Страховая проводит экспертизу, оценивает ущерб, формирует прайс компенсации или дает мотивированный отказ.

Сложности будут, если произошел гидроудар двигателя, что подразумевает либо дорогостоящий ремонт, либо замену. Не во всех, но во многих полисах КАСКО гидроудар не покрывается. То есть вы должны либо изначально, на этапе покупки полиса оговаривать возможность страхового покрытия за доплату, либо не заводить подтопленный автомобиль и не лезть в лужи, даже если они кажутся мелкими.

В суд за возмещением

Полное КАСКО есть далеко не у всех автовладельцев, но это не значит, что они не могут добиться компенсации. Тут уже правосудие будут разбираться, виновны ли в последствиях городские власти.

“Гидрометцентр уже указал, что данные дожди не являются стихийным бедствием, то есть количество выпавших осадков выше среднего. Значит ответственность в данном случае должна нести непосредственно КГГА, – считает адвокат, старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец”. – Затопления, на мой взгляд, связаны с хаотичной застройкой, отсутствием Генплана и контроля над тем, к каким сетям подключаются новые здания. Яркий пример – Подол. Обратите внимание, что после строительства в этом районе новых домов и комплексов там стало отчетливо пахнуть канализацией. Но на это столичная власть не обращает внимания”.

В частности, грозу в ночь с 15 на 16 августа, после которой столичный Крещатик превратился в реку, в Укргидрометцентре назвали “феерической”, но уточнили, что количество выпавших осадков не соответствует критерию “стихийное бедствие”.

Есть минимум, который необходимо сделать, если автомобиль пострадал из-за локального потопа и владелец подозревает что последствия – результат бездеятельности местных властей. Это вызов копов, фото- и видеосъемка.

“Автовладельцам однозначно нужно все фиксировать вне зависимости от того, хотят они или не хотят подавать иск, – объясняет Дмитрий Погребняк, адвокат, старший партнер Адвокатского объединения “Слесарев и Погребняк”. – На месте автовладельца я бы для начала вызвал полицию, чтобы она зафиксировала тот факт, что машина была затоплена. После этого нужно отогнать автомобиль на СТО, чтобы понять масштаб повреждений. Желательно, чтобы было указано, что они получены в результате затопления. Можно провести автотехническую экспертизу. Это нужно потому, что в случае затопления автомобиля у нас нет какого-то утвержденного акта, как это есть в случае с квартирой. С иском о возмещении ущерба можно обратиться в течение трех лет – это общий срок исковой давности“.

Адвокат напоминает, что по закону “Об автомобильных дорогах”, надлежащий ремонт и содержание улиц обеспечивают органы местного самоуправления.

“Дороги и улицы находятся в коммунальной собственности, – объясняет Дмитрий Погребняк. – Естественно сама администрация их не обслуживает – есть профильное предприятие. КГГА несет ответственность как собственник, а обслуживающее предприятие – солидарную ответственность, если были нарушения. Конечно, сразу нельзя однозначно сказать, произошло ли затопление из-за большого количества осадков или нарушений в обслуживании. К суду нужно подготовиться. Но на первом этапе важно зафиксировать сам факт повреждений и установить причинно-следственную связь между фактом затопления и повреждениями. Дальше уже идет бумажная работа: подаем запросы, узнаем у кого на балансе, кто и как обслуживал, находилось ли в данный момент что-то на ремонте. Собираем доказательства и тогда можно обращаться в суд”.

Дмитрий Погребняк говорит, что в Украине не слишком распространена практика исков к местным властям. Но решения судов по аналогичным делам есть. Они не всегда выносятся в пользу пострадавших, поскольку может быть неверно определен ответчик или собраны не все доказательства.

Ростислав Кравец подтверждает, что обращение в полицию и автотовароведческая экспертиза необходимы:

“Также нужно пригласить для проведения экспертизы представителя КГГА, а если речь идет об арендованном помещении, то представителя арендодателя. Зафиксировать размер ущерба. Получить справку от Укргидрометцентра. Собрав документы, обратиться в суд”.

Адвокат считает, что у судебного иска есть перспективы. И речь идет не только об автомобилях, но и о поврежденных из-за потопа помещениях. Однако есть две проблемы: заниматься тяжбами будут единицы, а решение суда в пользу пострадавшего еще нужно исполнить.

“Таким образом, лица, массово нарушающие права граждан, избегают ответственности, – говорит адвокат. – В других странах такого не допускают. Любое подобное разбирательство не доводят до суда, а потерпевшим изначально предлагают усредненную компенсацию. Только тот, кто не согласен с суммой, уже идет в суд. У нас шансы на положительное решение суда есть и они достаточно высоки. Если взять аналог, например, ущерб из-за ненадлежащего дорожного покрытия, то суды такие иски удовлетворяют. Тут все аналогично. Вопрос только в сборе документов и подготовке к заседанию. Но процесс может занять несколько лет. Кроме того, сложности могут возникнуть с исполнением решения суда. Очень сомнительно, что власти добровольно будут что-то исполнять”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Счетчики