Юридически грамотно реагируем на требование автоинспектора выйти из автомобиля
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Юридически грамотно реагируем на требование автоинспектора выйти из автомобиля

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Зачастую, при остановке автомобиля якобы с целью проверки документов, инспекторы ГИБДД не ограничиваются изучением водительского удостоверения. Многие автолюбители сталкивались с просьбой, а иногда и требованием, открыть багажник или выйти из автомобиля. Имеет ли право автоинспектор потребовать от водителя выполнения вышеназванных указаний?

Правовые основы просьбы или требования

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.

Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.

Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.

В каких случаях требования покинуть машину законны

Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.

Первый вариант связан с составлением сотрудником ГИБДД протокола в отношении водителя о временном задержании согласно статье 27.4.1 КоАП. Когда автоинспектор составляет такой документ, гражданин должен быть доставлен в ближайшее отделение полиции. Если водитель отказывается покинуть салон автомобиля, тогда полицейские имеют законные основания применить физическую силу. Но только в случае оказания сопротивления. Такие действия законны и прописаны в статьях 18-20 закона «О полиции».

Второй вариант связан с оформлением сотрудником ГИБДД протокола досмотра автотранспорта на основании статьи 27.9 КоАП. У многих автолюбителей может возникнуть вопрос, зачем человеку покидать автомобиль для досмотра, ведь можно просто с помощью брелока открыть крышку багажника и пускай инспектор ДПС самостоятельно проводит это мероприятие. Загвоздка заключается в том, что самовольные действия полицейского без присутствия водителя или владельца автотранспорта классифицируются не как досмотр, а как обыск. На такую процедуру необходимо иметь официальное разрешение судебной инстанции.

Получается, что открывать багажник и двигать в нём вещи должен непосредственно гражданин. В противном случае действия ГИБДДшника могут быть признаны самоуправством.

Третий вариант связан с составлением протокола об отстранении гражданина от управления транспортным средством на основании статьи 27.12 КоАП. В данной ситуации всё понятно и просто. Когда инспектор ГИБДД отстраняет водителя от управления автомобилем, гражданин обязан покинуть салон транспортного средства.

Вышеназванные ситуации необходимо запомнить и только лишь при их возникновении беспрекословно выполнить требование полицейского.

А что будет если водитель откажется выполнять законные требования инспектора ДПС?

Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток. Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово. Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.

В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с такой просьбой. Вот этот перечень:

  • С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
  • С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
  • С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
  • С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
  • Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
  • Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
  • Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.

Выходить или не выходить?

Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.

А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя. Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями. На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.

В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.

Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя. И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить. Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.

Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.

Что может быть, если отказаться покидать салон автомобиля?

Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:

  1. В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает вину – это идеальный вариант;
  2. Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
  3. Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.
Читать еще:  Семь популярных моделей автомобилей, которые не стоит покупать

Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола. Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств. Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?

Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин. Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования. Подпишите протокол и можете ехать дальше».

Вот таким образом просто превысивший скорость человек превращается в злостного нарушителя. А дальше будет судебное разбирательство, где доказать невиновность будет практически невозможно. На основании решения суда, скорее всего, человек заплатит не маленький штраф, размер которого составляет тридцать тысяч рублей. Кроме того, гражданин не сможет сесть за руль на протяжении полутора или двух лет.

Есть ли у сотрудника ГИБДД законные основания для препровождения гражданина в патрульную машину?

При любом раскладе автоинспектор не имеет права требовать от гражданина проследовать в патрульный автомобиль для оформления любого типа административной документации. У водителя нет обязанностей покидать автомобиль, а тем более, пересаживаться в машину полицейских, чтобы подписать протокол или ответить на вопросы сотрудников ГИБДД. Согласно закону, если на гражданина составляется административный протокол, он может не присутствовать при его оформлении. Автоинспектор должен написать бумагу и принести её для подписи.

Все манипуляции, которые направлены на заманивание гражданина в полицейскую машину, могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

  • В процессе общения с глазу на глаз сотруднику дорожной полиции гораздо легче оказывать на человека психологическое давление;
  • Приватное общение в салоне служебной машины подталкивает гражданина к даче взятки и урегулированию проблемы подобным способом;
  • Отсутствие в служебном автомобиле посторонних лиц;
  • В случае использования водителем ненормативной лексики или оскорбительных выражений в адрес сотрудников ГИБДД у последних будет возможность доказать такой факт при помощи аудиозаписи и видеофиксации, которые ведутся в салоне служебного автомобиля.

Идеальным местом для беседы с инспекторами можно назвать улицу и обязательно недалеко от патрульной машины.

Может ли инспектор ДПС требовать у водителя выйти из автомобиля?

Любая проверка документов инспектором ДПС – это всегда нервы и переживания для водителя. А если инспектор требует от нас выйти из автомобиля, это лишь накаляет ситуацию. Видимо, мы серьезно нарушили правила или по какой-либо другой причине гаишник хочет, чтобы мы вышли из машины. Поговорим поподробнее о том, вправе ли инспектор ДПС просить у водителя выйти из машины.

Большинство проверок документов со стороны инспектора ДПС проходит следующим образом. Гаишник подходит к автомобилю, мы из открытого окна протягиваем ему документы, а после проверки бумаг нас отпускают на все четыре стороны. Но, что делать в том случае, если гаишник приглашает нас в патрульную машину или просит выйти из машины.

В данном случае возникает конфликт действий. За неподчинение законным требованиям инспектора водитель может быть задержан, а ему в лучшем случае предъявят протокол об административном правонарушении. И всё же существуют определенные правила и нормы, согласно которым ведется работа каждого инспектора ГИБДД. Попросить покинуть водители салон автомобилей выйти из машины он может лишь в определенных случаях.

Просьба инспектора

По действующему законодательству сегодня нет каких-либо пунктов и правил дорожного движения, которые бы обязали водитель по просьбе инспектора покинуть салон автомобиля. Мы обязаны лишь передать документы для проверки, но никак не выходить из машины. Однако в определенных ситуациях инспектор всё же имеет право попросить водителя выйти из машины. Например, для устранения технической неисправности в автомобиле. Также законным будет требование инспектора покинуть салон автомобиля при наличии признаков опьянения у водителя, нарушения перевозки грузов, а также для проверки номеров автомобиля.

Также имеется соответствующий пункт, по которому водители должны покинуть салон автомобиля, если их поведение представляет определенную угрозу для безопасности сотрудника ГИБДД. Однако подобное обстоятельство возникает крайне редко, и в большинстве случаев не касается автовладельцев.

При этом в соответствии с 185 приказом МВД, по которому и определяются те ситуации, когда водитель должен покинуть салон автомобиля, оговаривается, что инспектор имеет право лишь предложить выйти из машины, но никак не потребовать подобного. Этот пункт правил ПДД рассматривался даже в Верховном суде, где подтвердили, что любую просьбу гаишника покинуть салон автомобиля можно всё же игнорировать. При этом угроза полицейского привлечь водителя за неповиновение их законным требованиям не будут иметь каких-либо серьезных законных оснований.

После составления протокола

И всё же не стоит думать, что у инспектора ГИБДД отсутствуют какие-либо возможности, и он никак не может заставить выйти из машины водителя. В первую очередь ему нужны соответствующие веские аргументы, для чего протокол составляется в письменной форме, и лишь после этого придется повиноваться требованиям водителя и выходить из машины. Водитель обязан покинуть салон автомобиля также при составлении протокола об его задержании, досмотре автомобиля или отстранении от управления машиной.

А вот если составлен протокол об административном правонарушении, покидать автомобиль не требуется. У водителя в данном случае будет иметься право пригласить инспектора ГИБДД в свой автомобиль для оформления документов. Причем вытолкать водителя из машины инспектор не имеет права, так как подобное будет являться нарушением законодательства, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности уже сотрудника ДПС.

Избегаем конфликтов

И всё же, как лучше всего поступить в данной ситуации. Любой водитель понимает, что своим категоричным отказом покинуть салон автомобиля он вызовет лишь гнев у инспектора ДПС, а такой разъяренный сотрудник ГИБДД неизменно найдет повод, чтобы оштрафовать водителя. Поэтому мы можем лишь порекомендовать вам не стараться конфликтовать с инспекторами, а при наличии такой просьбы с его стороны попытаться узнать причину, для чего вам нужно выйти из машины. Если это формальный повод, то почему бы не пойти навстречу инспектору и не выйти из авто, что позволит разрешить ситуацию мирно, а вы отправитесь по своим делам.

При наличии у вас каких-либо сомнений в законности требования инспекторов ГИБДД вы можете осуществлять фото и видеозапись проверки документов и всех действий инспектора. В соответствии с действующим законодательством такая фото и видеосъемка полностью разрешается, причём не требуется спрашивать позволения на видеозапись у инспектора.

Читать еще:  Избегаем штрафов с камер шестью способами

Подведем итоги

По нынешнему законодательству обязать водителям выйти из салона автомобиля инспектор ГИБДД может лишь в редких случаях. Например, при проведении досмотра авто, для устранения имеющихся технических неполадок и при отстранении от управления транспортным средством. Во всех этих случаях составляется соответствующий протокол, и лишь после этого водителю предлагают выйти из машины. А вот если гаишник просто при проверке документов требует покинуть салон, то вы должны знать, что его требования незаконны, и вы можете не подчиняться им, не рискуя при этом быть задержанным или получить серьезный штраф.

7 правил юридически грамотного общения с инспектором ДПС

Приветствую Вас, друзья!

Количество штрафов, выписанных сотрудниками ДПС на дорогах России, ежегодно растет. И связано это не с возрастанием количества автомобилей у Россиян, а с незнанием водителями своих прав и обязанностей. В этой статье собраны 7 самых основных правил общения с инспектором ДПС, которые помогут защитить водителю свои права и избежать необоснованных штрафов на дороге.

Основным документом, на который мы будем опираться, является Приказ МВД от 23.08.2017 №664 “Об утверждении административного регламента”. Это небольшой документ, который лучше распечатать и возить с собой в бардачке. Переходим к основной части.

Установить личность инспектора

Самое простое правило, но очень важное – водитель должен с первых секунд встречи точно знать, кто его остановил – фамилию, звание и нагрудный номер. Это право предусмотрено ст. 45 Приказа :

“При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение”

Так что лучше сразу записать ФИО инспектора, который Вас остановил, так он уже будет вести себя осторожнее и избегать нарушения прав.

Узнать причину остановки

Основания, по которым водителя могут останавливать на дороге четко прописаны в Приказе №664, в статье 64. Их достаточно много, в то же время остановить автомобиль просто для проверки документов инспектор не в праве.

Причины для остановки предусмотрены следующие: нарушение ПДД, подозрение в причастности к преступлению, подозрение в угоне ТС, необходимость пригласить водителя или пассажира в качестве понятых. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили, а значит пусть инспектор потрудится её назвать.

Причина проверки документов

В 99% случаев, после остановки транспортного средства инспектор просит показать документы. На это, опять же, должны быть причины, и перечислены они в статье 106 Приказа.

К числу таковых причин относится: выявление нарушения ПДД, подозрение на розыск ТС, проведение плановых мероприятий (каких?), приглашение гражданина в качестве понятого – в общем, стандартный перечень. Чтобы соблюдались права водителя, причину проверки документов инспектор также должен назвать, и она должна быть предусмотрена статьей 106 Приказа.

Требование выйти из машины

В 50% случаев остановки ТС инспектор требует, чтобы водитель вышел из машины. Но регламент вообще на этот счет позволяет инспектору лишь “предложить” водителю выйти из машины, что предусмотрено ст. 93 Приказа:

“Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях: есть подозрения на состояние опьянения; для проведения досмотра/осмотра; для проведения сверки номеров агрегатов с номерами в регистрационных документах; для устранения технических нарушений; для оказания помощи другим участникам дорожного движения”.

Все перечисленные случаи позволяют инспектору предложить выйти из машины, а водитель вправе отказаться.

Что касается требования выйти из автомобиля, от которого водитель не вправе отказаться, то оно возможно в 2-х случаях:

  • для проведения досмотра ТС (ст. 207 регламента);
  • для осуществления административного задержания (ст. 180 регламента);

Юридически грамотный водитель не выходит из автомобиля, если инспектор не может четко сформулировать основание своего требования.

Открыть багажник

Примерно в 30% случаев остановки, инспектор просит водителя открыть багажник. Но истории известны случаи (хотя это большая редкость) когда водителю в его багажник могут подбросить что-то нехорошее. Поэтому на такую просьбу следует уточнить у инспектора: “это осмотр или досмотр?”.

Если он скажет “осмотр”, то напомните ему, что осмотр представляет собой “визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза, без нарушения конструктивной целостности автомобиля”. А значит багажник Вы имеете право не открывать.

Если он скажет “досмотр”, то напомните ему, что согласно ст. 27.9 КоАП РФ, досмотр возможет только при составлении протокола и присутствии 2-х понятых.

Юридический грамотный водитель не открывает багажник без четких оснований.

“Выпивали?”

Переходим к классике – в 50% случаев остановки ТС, инспектор попытается проверить водителя на состояние алкогольного опьянения. Чаще всего это прямой вопрос: “выпивали?, “а когда последний раз?”. На все подобные ответы следует говорить “нет” и только “нет”.

Если же настойчивый инспектор предлагает “дыхнуть в трубочку”, то водитель имеет полное право отказаться проходить такое освидетельствование (это не надежно) и настаивать пройти мед. освидетельствование в медицинском учреждении. Отказаться от поездки в мед.учреждение водитель права не имеет (штраф 30 тыс и лишение прав на 1,5 года), однако ехать в мед.учреждение инспекторы не соглашаются практически никогда, если от водителя не исходит явный запаха алкоголя.

Служба поддержки

И последнее. Если права водителя нарушаются, то он в любой момент может позвонить на горячую линию поддержки водителей, общий номер которой:

8 – 800 – 222 – 74 -47

По данному телефону следует сообщать о любых нарушения инспектора ДПС, при этом он не имеет права ограничивать водителя в совершении подобного звонка.

Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте “палец вверх” и подписывайтесь на канал – впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.

Когда надо выйти из машины по требованию инспектора

Когда инспектор ГИБДД просит выйти из машины, водитель обычно медлит это сделать. С собой не разрешают брать ничего, кроме документов личных и на авто. Шофер рискует стать жертвой произвола незадачливого инспектора, который может ещё и запугивать штрафом за неповиновение полицейскому. Но такие требования не всегда обусловлены необходимостью и часто нарушают законодательство. Когда стоит подчиняться, ответим по ходу статьи.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД просить водителя выйти из машины.

Кто на дороге закон

Часто от автоинспекторов водитель слышит аргумент “Я – закон здесь”. Данное утверждение неверно. Сотрудник Госинспекции уполномочен пресекать нарушения и выявлять потенциальных правонарушителей. Деятельность полиции регламентируется исключительно федеральным законодательством и подзаконными актами министерств и ведомств. Наиболее важные из них:

  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Федеральный Закон “О полиции”;
  • Административный регламент – дублер КоАП.

Причина необходимости покинуть машину должна быть прописана в одном из этих документов. Сотрудник ГИБДД не имеет права мотивировать её интересами службы, экономической составляющей или незаконными приказами начальства. Контроль за законностью и соблюдением нормативных документов возложен на федеральные и региональные управления Службы исполнения наказаний.

А настоящий ли это инспектор

Прежде чем выйти из машины по требованию сотрудника ГИБДД, необходимо убедиться в его подлинности. В период летних отпусков, зимних каникул или крупных мероприятий на загородных дорогах можно встретить фальшивых работников дорожной полиции. Поэтому бдительность никогда не помешает. Настоящий инспектор ГИБДД одет в форменную одежду от иссиня-чёрного до тёмно-чёрного оттенков и светоотражающий жилет зелёного цвета с аббревиатурой ДПС на спине. Куртка и брюки обязательно совпадают по цвету. На груди расположен жетон, который не должен создавать бликов и хорошо читаться даже на камере. Инспектор обязан сразу или по требованию водителя предъявить служебное удостоверение. Водитель не может брать его в руки, но у него должно быть достаточно времени, чтобы определить его подлинность по следующим признакам:

  • Левая часть. Содержит цветную фотографию инспектора в форме с печатью МВД в правом нижнем углу. Справа от фото в верхней части располагается государственный герб Российской Федерации. В нижней части опубликован трёхбуквенный код региона прохождения службы и номер удостоверения. Между гербом и этими данными расположено обозначение МВД РОССИИ большими красными буквами. В нижней строчке левого поля находятся личный номер сотрудника и срок действия документа.
  • Правая часть. На ней размещено название управления МВД с полной расшифровкой региона. Далее идёт надпись “Служебное удостоверение” с его номером. Комбинации на обеих половинах корочки обязательно совпадают. Под ним значатся личные данные инспектора – звание, ФИО, подробное название должности. Под ними находится виза начальника отдела или командира отряда. Нижняя строчка содержит сведения о праве сотрудника на личное оружие. Ближе к левому нижнему краю располагают дату выдачи документа.
Читать еще:  Штрафы гибдд за езду без страховки в 2018

Если хотя бы один из этих пунктов не выполняется, водитель имеет право игнорировать команды такого инспектора. Стоит автомобилисту покинуть автомобиль, как им завладеет подельник.

Законно ли само требование выхода из машины для составления протокола

В большинстве случаев нет. Многие автоинспекторы просят выйти из машины и пройти в служебный автомобиль для проведения следственных действий. Несговорчивых запугивают колоссальными штрафами или заключением на 15 суток за неповиновение инспектору. Но в большинстве случаев сотрудник дорожной службы просит совершить телодвижения незаконно. Согласно законодательству, просьба или требование покинуть личное авто обоснованы такими причинами:

  • задержание автомобиля по оперативным сводкам;
  • визуальное выявление дефектов автомобиля, которые угрожают безопасности движения; сверка номеров агрегатов;
  • наличие постановления о досмотре транспортного средства;
  • отстранение водителя от управления транспортным средством.

Инспектор должен чётко и понятно объяснить причину необходимости покинуть автомобиля, продемонстрировав документы. Исключение – плановые мероприятия, направленные на конкретный вид транспорта. Есть и загадочный пункт в перечне причин подобной просьбы. Речь идёт о создании опасности для жизни или здоровья полицейского. К ним относятся попытки шофёров задавить инспектора своим автомобилем. После подобной просьбы нарушитель станет послушным.

Выводы

Водитель имеет полное право игнорировать требование полицейского выйти из машины. Но важно правильно подобрать формулировку. Инспектору не составит труда принести алкотестер или составить протокол в автомобиле пострадавшего. Главное правило – взаимопонимание и вежливость.

Когда надо выйти из машины по требованию инспектора

Когда инспектор ГИБДД просит выйти из машины, водитель обычно медлит это сделать. С собой не разрешают брать ничего, кроме документов личных и на авто. Шофер рискует стать жертвой произвола незадачливого инспектора, который может ещё и запугивать штрафом за неповиновение полицейскому. Но такие требования не всегда обусловлены необходимостью и часто нарушают законодательство. Когда стоит подчиняться, ответим по ходу статьи.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД просить водителя выйти из машины.

Кто на дороге закон

Часто от автоинспекторов водитель слышит аргумент “Я – закон здесь”. Данное утверждение неверно. Сотрудник Госинспекции уполномочен пресекать нарушения и выявлять потенциальных правонарушителей. Деятельность полиции регламентируется исключительно федеральным законодательством и подзаконными актами министерств и ведомств. Наиболее важные из них:

  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Федеральный Закон “О полиции”;
  • Административный регламент – дублер КоАП.

Причина необходимости покинуть машину должна быть прописана в одном из этих документов. Сотрудник ГИБДД не имеет права мотивировать её интересами службы, экономической составляющей или незаконными приказами начальства. Контроль за законностью и соблюдением нормативных документов возложен на федеральные и региональные управления Службы исполнения наказаний.

А настоящий ли это инспектор

Прежде чем выйти из машины по требованию сотрудника ГИБДД, необходимо убедиться в его подлинности. В период летних отпусков, зимних каникул или крупных мероприятий на загородных дорогах можно встретить фальшивых работников дорожной полиции. Поэтому бдительность никогда не помешает. Настоящий инспектор ГИБДД одет в форменную одежду от иссиня-чёрного до тёмно-чёрного оттенков и светоотражающий жилет зелёного цвета с аббревиатурой ДПС на спине. Куртка и брюки обязательно совпадают по цвету. На груди расположен жетон, который не должен создавать бликов и хорошо читаться даже на камере. Инспектор обязан сразу или по требованию водителя предъявить служебное удостоверение. Водитель не может брать его в руки, но у него должно быть достаточно времени, чтобы определить его подлинность по следующим признакам:

  • Левая часть. Содержит цветную фотографию инспектора в форме с печатью МВД в правом нижнем углу. Справа от фото в верхней части располагается государственный герб Российской Федерации. В нижней части опубликован трёхбуквенный код региона прохождения службы и номер удостоверения. Между гербом и этими данными расположено обозначение МВД РОССИИ большими красными буквами. В нижней строчке левого поля находятся личный номер сотрудника и срок действия документа.
  • Правая часть. На ней размещено название управления МВД с полной расшифровкой региона. Далее идёт надпись “Служебное удостоверение” с его номером. Комбинации на обеих половинах корочки обязательно совпадают. Под ним значатся личные данные инспектора – звание, ФИО, подробное название должности. Под ними находится виза начальника отдела или командира отряда. Нижняя строчка содержит сведения о праве сотрудника на личное оружие. Ближе к левому нижнему краю располагают дату выдачи документа.

Если хотя бы один из этих пунктов не выполняется, водитель имеет право игнорировать команды такого инспектора. Стоит автомобилисту покинуть автомобиль, как им завладеет подельник.

Законно ли само требование выхода из машины для составления протокола

В большинстве случаев нет. Многие автоинспекторы просят выйти из машины и пройти в служебный автомобиль для проведения следственных действий. Несговорчивых запугивают колоссальными штрафами или заключением на 15 суток за неповиновение инспектору. Но в большинстве случаев сотрудник дорожной службы просит совершить телодвижения незаконно. Согласно законодательству, просьба или требование покинуть личное авто обоснованы такими причинами:

  • задержание автомобиля по оперативным сводкам;
  • визуальное выявление дефектов автомобиля, которые угрожают безопасности движения; сверка номеров агрегатов;
  • наличие постановления о досмотре транспортного средства;
  • отстранение водителя от управления транспортным средством.

Инспектор должен чётко и понятно объяснить причину необходимости покинуть автомобиля, продемонстрировав документы. Исключение – плановые мероприятия, направленные на конкретный вид транспорта. Есть и загадочный пункт в перечне причин подобной просьбы. Речь идёт о создании опасности для жизни или здоровья полицейского. К ним относятся попытки шофёров задавить инспектора своим автомобилем. После подобной просьбы нарушитель станет послушным.

Выводы

Водитель имеет полное право игнорировать требование полицейского выйти из машины. Но важно правильно подобрать формулировку. Инспектору не составит труда принести алкотестер или составить протокол в автомобиле пострадавшего. Главное правило – взаимопонимание и вежливость.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector