Как сами водители влияют на надежность машины?
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Как сами водители влияют на надежность машины?

Как сами водители влияют на надежность машины?

Работу водителя относят к сложным видам человеческой
деятельности. Это связано с тем, что человек управляет источником повышенной
опасности и несет ответственность за свою жизнь и жизни окружающих. Не каждый
водитель в состоянии обеспечить должную безопасность дорожного движения, это
объясняется квалификацией и индивидуальными особенностями каждого человека. На
безопасное управление автомобилем оказывает влияние стаж и возраст водителя.
Установлено, что с увеличением стажа водителя происходит снижение количества
ДТП, но этот процесс происходит не равномерно. Чаще всего в ДТП попадают
неопытные водители со стажем до 2 лет и водители со стажем 5±1 год.

Увеличение водительского стажа может и не привести к
повышению надежности водителя, в том случае если у водителя на стадии обучения
сформировались неправильные навыки и ошибочные знания. Так систематические
ошибки в сочетании с завышенной самооценкой своего мастерства могут привести к
негативным последствиям. Поэтому необходимо периодически проводить курсы
повышения квалификации с привлечением опытных преподавателей. Исследования
показали, что рост аварийности у водителей со стажем до 2 лет связан с недостатком
профессиональных знаний и навыков, а при стаже 5±1 год – с переоценкой
водителями своих возможностей и снижением осторожности. Практика показывает,
что самые тяжелые ДТП часто возникают именно у опытных водителей. Здесь, в
какой-то мере, действует закон психофизики Вебера – чем больше водитель
адаптирован к опасности, тем требуется большее ее приращение, чтобы водитель
среагировал на нее, об этой психологической закономерности не должны забывать
опытные водители.

Наряду со стажем
работы на вероятность попадания в ДТП влияет также возраст водителя. Взаимосвязь
между возрастом и аварийностью проявляется, прежде всего, у водителей моложе 25
лет и у водителей старше 60 лет. Считается, что от 25 до 60 лет индивидуальная
безопасность водителя сохраняется примерно на одном и том же уровне. В группе
старше 60 лет необратимо превалирует возрастное снижение операторских
способностей. За счет накопленных знаний и опыта водитель способен частично
компенсировать это снижение, однако сохранять свою защищенность при вождении на
безопасном уровне становится сложнее. Установлено, что одинаковые навыки, накопленные
в разных возрастных группах, могут оказывать различное влияние на поведение в
дорожной обстановке. Как показали исследования, при недостатке опыта начинающие
водители в возрасте от 45 до 60 лет имеют низкий уровень аварийности по
сравнению с младшими возрастными группами. Это объясняется повышенным чувством
ответственности, адекватным прогнозированием опасных ситуаций и менее
рискованным управлением автомобиля

. Данные по статистике ДТП для различных возрастных групп
водителей, приведенные на рисунке показывают, что к наиболее часто совершаемым
видам нарушений ПДД относятся: несоблюдение очередности проезда, которые
характерны для всех возрастных групп, и несоответствие скорости конкретным условиям
(за исключением водителей старше 60 лет). Причем, абсолютные показатели
несоблюдения очередности проезда с возрастом увеличиваются, а несоответствия
скорости конкретным условиям, снижаются. Гистограммы нарушений ПДД, повлекшие
наступление ДТП по возрастным группам: 1 – несоблюдение очередности проезда; 2
– несоответствие скорости конкретным условиям; 3 – нарушение требований
сигналов светофора; 4 – неправильный выбор дистанции; 5 – выезд на полосу
встречного движения; 6 – нарушение требований проезда пешеходного перехода; 7 –
управление ТС в состоянии опьянения; 8 – нарушение правил перестроения; 9 –
нарушение правил обгона; 10 – Превышение установленной скорости.

Для возрастной группы
18–30 лет, помимо указанных выше нарушений, часто совершаемыми являются выезд
на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения, превышение
установленной скорости, а также такие действия, как срезание кривых, движение в
левом ряду при наличие свободного правого ряда, движение по встречной полосе и
как следствие – заносы, съезд с проезжей части, опрокидывания. Это объясняется
тенденцией к повышению ситуационной скорости или к темпу движения, причем
опасности не столько не замечаются или неизвестны, сколько недооцениваются.
Основным факторами, сопутствующими ДТП, по мнению водителей 18–30 лет, явились
недостаточное владение навыками управления ТС, недооценка опасности, отвлечение
внимания, неверные интерпретации состояния дорожного движения. Молодой водитель
действует по методу проб и ошибок, пытаясь освободить себя от условностей и
общепринятых норм, исходя из собственного опыта и своих критериев правильного
поведения на дороге, этим объясняется склонность молодых водителей к превышению
скорости, выезду на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии
опьянения.

Склонность к риску у
молодых водителей обусловлена повышением показного бесстрашия и одновременно
недооценкой объективно существующих и осознаваемых (с чувством страха) опасностей.
При этом молодой водитель ассоциирует себя с управляемым автомобилем, в результате
чего мощность ТС принимается им как собственная. Для возрастной группы 31–45
лет наиболее часто совершаемыми нарушениями является нарушение правил обгона и
нарушение правил перестроения. Факторы, способствующие ДТП, по мнению водителей
данной возрастной группы, недооценка собственного ошибочного поведения, помехи
действиям, неверные интерпретации ПДД и состояния дорожного движения, ошибочный
прогноз поведения других участников дорожного движения. Для возрастной группы
46–60 лет – нарушение требований сигналов светофора и нарушение правил
перестроения. Факторы, способствующие ДТП, по мнению водителей данной
возрастной группы, помехи действиям, неверные интерпретации ПДД и состояния
дорожного движения, недооценка опасности и ошибочный прогноз поведения других
участников дорожного движения.

Для возрастной группы
старше 60 – нарушение правил проезда пешеходного перехода и неправильный выбор
дистанции, что объясняется ухудшением функций восприятия и ориентации.
Письменное анкетирование 50 водителей ТС (с выбором одного из предложенных вариантов
ответа) о преимуществе молодых водителей (18–25 лет) перед водителями старшего
возраста (55–60 лет) и наоборот, показало, что мнение первых о вторых связано с
представлениями о более слабом зрении, меньшем уровне знаний, не обязательном
соблюдении ПДД и о большой частоте опасных обгонов. Водители старшего возраста
считают себя более спокойными, уравновешенными, вежливыми, предпочитающими более
сдержанную и концентрированную манеру вождения, создающими меньшее количество
конфликтов.

В группе молодых водителей проблематичным является
именно бесспорное в их среде представление о своей оптимальной работоспособности,
более высоком интеллекте в отношении технических знаний об автотранспорте.
Исследования показали, что среднее количество аварий с увеличением возраста
водителей снижается, это объясняется заменой юношеской опрометчивости и
импульсивности чувством ответственности, рассудительности и сдержанности в
старшем возрасте, несмотря на снижение функциональных способностей. Следовательно,
в безопасном вождении главным определяющим фактором является не только
операторские способности, а поведение водителей в дорожной обстановке, что
зависит от психологических установок и личностных качеств, которые имеют свои
специфические особенности в каждой возрастной группе. Поэтому в процессе подготовки
и переподготовки водителей необходимо обращать внимание на эти особенности.
Стоит перенять положительный опыт Канады, где для водителей старше 60 лет
проводят курсы с целью повышения безопасного управления автомобилем, на которых
водителям разъясняют об их возрастных изменениях, о том какие ситуации на
дорогах лучше избегать (управление автомобилем в темное время суток), прием
каких медицинских препаратов оказывает влияние на операторские способности.
Дифференциация водителей на категории в зависимости от уровня водительского
опыта и возраста создает предпосылки для довольно широкой классификации условий
риска и последствий ненадежного поведения в сложных ДТС. Особенности каждой
возрастной группы и периода профессионального стажа позволяет обучать на этапе
подготовки или переподготовки водителей умению правильно и своевременно
анализировать, и понимать информацию о дороге. Нужно перенять положительный
опыт стран с низким уровнем аварийности: Канады, Австралии, Новой Зеландии и
других и ввести систему так называемых ступенчатых водительских прав, которые
учитывают стаж и возраст. Водители новички должны иметь определенные ограничения
на управления транспортным средством, в частности запрет на езду в темное время
суток и в сложных погодных условиях, ограничение езды на скоростных магистралях.
Для контроля за соблюдением этих ограничений автомобили можно оборудовать
системами слежения через спутниковую систему ГЛОНАС. Водителей самых первых
ступеней обучения не следует допускать к управлению общественным транспортом.
Система должна предусматривать переход с одной ступени на следующую, по мере
приобретения необходимого водительского опыта, прохождения дополнительного
обучения с периодичной переэкзаменовкой. После этого некоторые ограничения на управление
транспортным средством могут сниматься. Система должна работать также и в
обратном направлении – при грубом нарушении ПДД водитель должен переходить на
низшие ступени или более жесткое наказание – лишение водительских прав.

Е. В. Казьмина, Е. И. Железнов

3.3. Факторы влияющие на надежность водителя

Надежность деятельности водителя зависит от многочислен­ных факторов. Однако ряд проведенных исследований позволяет выделить три главных фактора: возраст, алкогольное или нарко­тическое опьянение и отношение к своей профессии.

Возраст. Изменение возраста водителя определяет две тенденции, влия­ющие на качество вождения. Будем их оценивать по относитель­ному числу ДТП (пот), представляющему собой число ДТП отне­сенное к суммарному пробегу автомобилей за определенный срок. Одна из тенденций – неопытность и азарт молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП, по мере накопления опы­та, т.е. увеличения параметра возраст водителя (кривая 1 рис. 3.2,а). Другая тенденция – это возможность молодых водителей принимать решения (латентный период) и реализовывать их (мо­торный период) в более короткие сроки. Это объясняется возмож­ностью быстро принимать и перерабатывать информацию о ДТС, умением «читать» ДТС, т.е. предвидеть ее развитие и от способ­ности к быстрым действиям. С увеличением возраста водителя с некоторого момента моторный период начинает расти, и накоп­ленный за годы опыт вождения перестает компенсировать этот (рост кривая 2). Возрастная характеристика водителей – суммар­ная кривая 3 – имеет четко выраженные минимум и максимум при малом и значительном возрасте водителя.

На возрастной характеристике водителей можно выделить сле­дующие характерные точки: A, D – максимум ДТП и О – минимум ДТП; кроме того, точки В и С определяют границы приемлемого повышения уровня ДТП по сравнению с минимальным. Возраст­ная характеристика водителя позволяет определить не только воз­растные интервалы «безопасного водителя», но коэффициенты опасности, показывающие, во сколько раз увеличивается число ДТП при том или ином возрасте водителя (например, пд или nD) по сравнению с лучшими для них показателями (nmin).

Выделим по возрастной характеристике водителей три интер­вала: младший опасный возраст LбI – Lmin, характеризуемый коэф­фициентом опасности для точки А: k1=nA : nmin; «безопасный возраст», т.е.Lб2 – Lб1, характеризуемый минимумом числа ДТП nmm и возрастом z6; старший опасный возраст Lmax – L62, характеризуе­мый коэффициентом опасности для точки D: k2 = nD : nmin

Рис. 3.2. Возрастные характеристики водителей: а – общая; б – средняя; МОВ и СОВ – соответственно младший и старший опасный возраст; БВ – безопасный возраст.

Установлено, что нижняя гра­ница безопасного возраста водителей мужчин 26 – 34 года (тяже­лые ДТП), для женщин – водителей безопасный возраст наступает уже с 23 – 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигнет минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45 – 53 года у мужчин и 36 – 43 года у женщин. Это совпадает с наблюдаемым па практи­ке возрастом наиболее надежных и безопасных водителей.

Утомление водителей и их надежность. Работоспособность водителя зависит от состояния центральной нервной системы.

При утомлении снижается слуховая, зрительная и тактильная чувствительность. Наблюдается также увеличение скрытых пери­одов двигательных реакций на различные раздражители, – время реакции увеличивается.

Причиной ошибок водителей при продолжительном управле­нии автомобилем является утомление, которое снижает надеж­ность и может быть непосредственной причиной ДТП или небла­гоприятным условием, затрудняющим действие водителей в ава­рийных ситуациях.

Утомление – это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем орга­низма. Развитию утомления водителей способствуют многие фак­торы, к которым относятся: неудовлетворительное состояние до­роги и плохая организация движения, высокая интенсивность транспортного потока, управление автомобилем на высоких ско­ростях, плохая видимость и частые изменения освещенности, не­удобное сиденье и плохая обзорность, высокая и низкая темпера­тура воздуха, частые перепады температуры воздуха и баромет­рического давления в кабине водителя, шум, вибрация и т.д.

Утомлению также способствуют некоторые психофизиологи­ческие и личностные особенности водителя (повышенная эмоци­ональность, впечатлительность, холерический темперамент), а также большие нервные и физические перегрузки накануне рабо­чего дня и на работе.

Читать еще:  Вправе ли гаишник останавливать где угодно?

Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость – это субъективное переживание человеком утомления. Физиоло­гическая сущность усталости заключается в сигнализации организ­ма о необходимости прекратить или снизить интенсивность рабо­ты для того, чтобы избежать расстройства функций нервных кле­ток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чув­ствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, чувства долга, ответ­ственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в мень­шей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное уп­равление автомобилем, естественно, приводит к большему утомле­нию водителя, чем бездействующего пассажира.

Утомление, развившееся но время работы, нормальное состоя­ние организма, которое проходит после однократного отдыха. Если же чувство усталости после однократного отдыха (ночного сна) не проходит, то это свидетельствует о начинающемся пере­утомлении. Переутомление возникает как хроническое послед­ствие нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не прохо­дит, а накапливается, или человек после напряженной работы днем периодически не досыпает, то чувство усталости у него на­чинает проявляться еще до начала работы.

Надежность водителя в процессе его деятельности имеет фазность в течение дня. Кривая работоспособности имеет три фазы – врабатывания (втягивания), устойчивой работоспособности и падения работоспособности в результате утомления.

При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяются пульс и артериальное давление, снижается интенсив­ность и устойчивость внимания, замедляется его переключение и т.д. В результате увеличивается время принятия решений.

Характерным симптомом утомления и переутомления являет­ся расстройство сна: сонливость днем и бессоница ночью. Сонли­вость и засыпание водителя за рулем – наиболее опасные прояв­ления утомления, которые приводят к ДТП.

Утомление быстрее развивается у молодых, неопытных води­телей, что связано с их большим нервно – психическим напряже­нием при управлении автомобилем. У опытных водителей, обла­дающих хорошо автоматизированными навыками вождения, эмо­циональное напряжение менее выражено и утомление у них воз­никает позднее. Исследования показали, что выраженные призна­ки утомления у водителей в возрасте 18 – 24 лет появляются после 5,5 часов непрерывного вождения, в возрасте 24 – 40 лет через 6,5 часов, старше 40 лет через 7 часов.

Слово «монотонность» в переводе с греческого означает одно­образие. Иногда под влиянием монотонного движения у водите­лей возникает состояние, характеризующееся апатией, вялостью, появлением посторонних мыслей и представлений, не имеющих отношения к управлению автомобилем. Оно называется затормо­женным состоянием, ступором или дорожным гипнозом.

Если у водителя появилась сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжить путь.

Пригодность водителей определяется состоянием здоровья (при медицинском освидетельствовании) и психофизиологическими качествами. Психофизиологическая пригодность – это соответствие психофизиологических и личностных качеств, требованиям води­тельской деятельности. Нередко такие качества водителей, как ноля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообра­зительность, скорость восприятия и реакций решают исход ава­рийной ситуации. В основе этих и других важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профес­сиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процес­се обучения и последующей профессиональной деятельности. Хо­рошая подготовка водителей выражается в наличии широкого диапазона навыков, обеспечивающих правильные и своевремен­ные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет: максимально использовать технические возможности автомоби­ля и безошибочно, с минимальной затратой сил управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные из­менения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; управлять автомобилем на больших скоро­стях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях.

Подготовленность характеризуется также уровнем психологи­ческой подготовленности водителя, т.е. формированием у него психологических свойств, которые обеспечивают надежность ра­боты в любых условиях.

Алкоголь и надежность водителя. Работа водителя автомоби­ля предъявляет весьма высокие требования к его психофизиоло­гическим функциям и состоянию. При управлении автомобилем в сложных дорожных условиях, в большом городе, особенно при возникновении критических дорожных ситуаций водитель неред­ко работает на пределе своих возможностей. Поэтому прием не­больших доз алкоголя, вызывающих даже незначительное сниже­ние психофизиологических возможностей водителя, нередко при­водит к ошибкам и ДТП.

После приема даже небольших доз алкоголя снижаются устой­чивость и интенсивность внимания, замедляется его переключе­ние, нарушаются процессы мышления и памяти. В результате во­дителю требуется больше времени для оценки дорожной обста­новки и приема решения, что снижает его готовность к действи­ям. Одновременно снижается острота зрения, нарушается глазо­мер и способность различать цвета (особенно восприятие красно­го цвета), сужается поле зрения, увеличивается время восстанов­ления зрения после ослепления, нарушается координация движе­ний, их точность, резко увеличивается время реакций, маскирует­ся чувство усталости при наличии утомления и снижения рабо­тоспособности.

Отношение к своей профессии. Любовь к своей профессии, ак­тивная направленность на овладение ею является одной из основ­ных причин самого низкого уровня ДТП и высокой надежности водителя.

Профессиональное мастерство – это умение водителя быстро и точно оценить дорожную обстановку, спрогнозировать ее раз­витие, своевременно и правильно использовать технические воз­можности автомобиля в самых сложных и неожиданных дорож­ных ситуациях. Высокая значимость профессионального мастер­ства для безопасности дорожного движения подтверждается боль­шим количеством ДТП, возникающих из–за ошибок молодых нео­пытных водителей.

Таковы основные составляющие надежности водителя.

alex427754 › Блог › Мастерство и БДД. Профессиональное мастерство водителя и безопасность движения. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях.

Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.

Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения. Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Какими же основными принципами должен руководствоваться водитель, чтобы обеспечить безопасность движения в любой, самой сложной дорожно-транспортной обстановке?

Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип мастерства управления автомобилем. По статистическим данным около 27% ДТП происходит из-за невнимательного наблюдения водителем за дорожной обстановкой.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их возможности. Для этого он должен управлять автомобилем, используя свое зрение наиболее рационально. Ведь многие водители даже не задумываются над тем, правильно или неправильно они пользуются своим зрением, можно или нельзя совершенствовать свои навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того, чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, водитель должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных элементах с точки зрения безопасности управления автомобилем. Можно выделить три основные группы таких элементов:

— поведение и состояние других участников движения;
— дорожные знаки, сигналы светофоров или регулировщика и дорожная разметка;
— дорожные условия.

Кроме того, водитель должен правильно оценивать положение своего автомобиля относительно выделенных элементов.

Водителям можно рекомендовать общие правила систематического наблюдения за дорожной обстановкой. Так, опытные водители выдерживают нужное направление своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Этот центр представляет собой условную точку, расположенную впереди по пути движения автомобиля. Обычно эта точка находится посередине полосы движения.

Как далеко следует смотреть водителю?

При нормальных условиях движения (хорошая погода, сухое покрытие) можно рекомендовать расстояние, которое пройдет автомобиль за 12 секунд. При скорости, например, 60 км/ч это расстояние равно, примерно, 200 метрам. Чем больше скорость, тем дальше вперед следует смотреть водителю.

Как показали наблюдения, водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко к центру дороги или к ее обочине.

Важным элементом наблюдения является также рациональное чередование быстрых осмотров дорожной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов.

Наиболее распространенная ошибка водителей – длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих собой особой важности с точки зрения безопасности движения (номерные знаки, внешность пешеходов, пассажиров и т.д.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часть ее только «пробегает» глазами. Ведь движение глаз водителя требует времени. Так, для перевода взгляда с одного объекта на другой нужно около 1,5 с., для фиксации взгляда на объекте и получения отчетливой видимости требуется еще 1 с., в ночное время и при искусственном освещении это время увеличивается. Водитель, рассматривающий второстепенные объекты, рискует наехать на другого участника движения, которого просто не заметил.

Для того, чтобы избежать таких ошибок необходимо использовать центральное зрение только для рассмотрения важных с точки зрения безопасности объектов. Но и на них не следует слишком долго концентрировать свое внимание. Всю информацию о предшествующей дорожно-транспортной обстановке нужно держать в памяти и не отвлекаться на объекты, не относящиеся к дорожному движению.

Много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущегося сзади транспортного средства. Причина заключается в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что водитель видит впереди своего автомобиля с тем, что он увидел в зеркало заднего вида. Опытный водитель тщательно отрегулирует зеркало заднего вида перед началом движения. Ведь тогда для наблюдения ему потребуется лишь незначительный поворот головы.

Наблюдение следует вести, когда впереди нет опасности, быстро взглянув в зеркало заднего вида. Особого внимания требует оценка расположения и относительной скорости следующих сзади транспортных средств. На основании таких оценок водитель может сделать вывод о величине дистанции между своим и следующим за ним автомобилем.

Надо помнить, что существует не просматриваемая в зеркало зона сзади автомобиля, которую водитель не может контролировать. Для ее осмотра необходим поворот головы назад.

Раскрывая данную тему, необходимо отметить, что молодые водители при восприятии обстановки ориентируются в основном по ее отдельным деталям и не могут создать целостной картины, что ведет к постоянным проблемам в ее восприятии. Они часто забывают о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля, концентрируют внимание непосредственно перед своим автомобилем и чрезмерно контролируют его движение.

Следующий принцип заключается в умении предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой движется водитель.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил и не успел переработать.

В противном случае при возникновении сложной дорожной ситуации, о возможном развитии которой у водителя нет необходимой информации, головной мозг запаздывает послать или вовсе не посылает исполнительные импульсы возбуждения мышцам рук и ног, а те в свою очередь, не воздействуют на органы управления автомобилем. Водитель с запаздыванием реагирует на возникшую опасность не потому, что он растерялся или невнимательно вел автомобиль (как обычно констатируется при разборе многих ДТП), а потому, что в его мозговых центрах не содержалась нужная информация для принятия правильного решения в данной критической ситуации.

Читать еще:  Как самому помыть двигатель автомобиля

Анализируя информацию, водитель только выявляет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Процесс прогнозирования можно представить, как ответы на следующие вопросы:

— что может произойти в ближайшее время?
— что произойдет с большей вероятностью?
— представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность?
— опасна ли ситуация в целом?

Можно выделить три основные причины ошибок водителя, связанные с прогнозированием:

— неправильная оценка опасности дорожно-транспортной ситуации;
— переоценка своих возможностей и мастерства управления автомобилем;
— сознательно повышенный риск.

Знание Правил дорожного движения и их соблюдение, конечно, повышает вероятность прогноза. Однако в большей степени на правильность прогноза влияет оценка наиболее важных пространственно-временных параметров, таких как скорость и ускорение, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которым он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают исследования, водители делают такие оценки с недостаточной точностью.

Так, например, водители особенно плохо определяют расстояние до встречного автомобиля, а вследствие этого неправильно определяется место встречного разъезда, а это уже опасно. Чаще всего водитель, движущийся с более высокой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель медленно движущегося автомобиля переоценивает его.

Статистика аварийности показывает,
что наибольшее число ДТП происходит в ситуациях, когда потенциальная опасность (появление которой водитель считал маловероятной) вдруг становится непосредственной опасностью.

Примерами таких ДТП может быть наезд на пешехода, выбежавшего из-за стоящего автомобиля на дороге с малоинтенсивным движением или столкновение со встречным автомобилем, выехавшим из-за крутого поворота пустынной дороги.

Основная причина таких ДТП – это пренебрежение опасностью, появление которой водитель оценивал как маловероятное событие.

Вторая причина ошибок прогноза заключается в неправильной оценке водителями своих способностей и мастерства управления автомобилем. Как показали исследования, сильно переоценивают свои возможности водители со стажем работы от 2 до 5 лет.

Третья причина ошибок – сознательно повышенный риск со стороны водителя. Надо отметить, что сознательное рискованное поведение чаще всего является следствием индивидуальных качеств водителя.

Есть люди, которым нравиться рисковать просто так, из спортивного интереса. Про них можно сказать, что это черта их характера. Склонность к риску у водителей – очень опасная черта, так как она значительно повышает вероятность попадания в ДТП.

Следует сказать, что не все совершаемые водителями ошибки заканчиваются ДТП. Водитель, совершивший ошибку, может успеть сам ее исправить. Ошибку могут исправить другие участники движения. Кроме того, ошибка может не закончиться ДТП благодаря благополучным дорожно-транспортным обстоятельствам. В этом случае, водитель чаще всего не замечает своей ошибки. Это наиболее опасный вариант, так как водитель перестает правильно оценивать опасность своих действий.

Согласно Правилам дорожного движения водители должны принимать предупредительные меры в момент возникновения опасности.

Однако в силу различных обстоятельств (лимит времени, неправильные действия и т.д.) действия водителей часто приводят к ДТП. Как же поступать водителям в таких ситуациях? Необходимо, не дожидаясь наступления опасной обстановки, уже после обнаружения только признаков потенциальной опасности со стороны других участников движения, поступать по принципу ограниченного доверия. «Я не доверяю Вашим дальнейшим действиям и, поэтому предпринимаю предупредительные действия (снижаю скорость, готовлюсь к торможению и т.д.)». В этом заключается третий принцип мастерства управления автомобилем.

Более чем в четверти ДТП водители могли их избежать или снизить тяжесть последствий, если бы заблаговременно приняли меры безопасности до наступления кульминации опасной ситуации. Поэтому в процессе движения водители должны постоянно давать ответ на вопрос – имеются ли признаки потенциальной опасности.

Конечно, проще определить признаки, связанные с явным нарушением Правил (например, переход дороги в не установленном месте, нарушение правил обгона, остановки и стоянки и т.д.).

Для этого в большинстве случаев достаточно глубокого знания Правил дорожного движения.

Сложнее обстоит дело с так называемыми неординарными признаками, связанными, например, с усложненными погодными и дорожными условиями, поведением пешеходов, особенно детей. Для их обнаружения и оценки нужен определенный водительский опыт.

Зарубежные и отечественные исследования позволяют сделать вывод, что недостаток опыта поведения в условиях дорожного движения восполняется водителями за счет личного участия в конфликтных ситуациях на дороге, то есть путем самообучения. Процесс накопления такого опыта является случайным, длительным и далеко не всегда безопасным. Поэтому изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности позволит существенно сократить время приобретения водительского опыта.

Как стиль вождения автомобиля влияет на его состояние. Мнение автоэкпертов.

От какого вождения лучше воздержаться чтобы меньше ремонтировать свое авто?

Безответственные водители и неаккуратная езда являются основными факторами преждевременного износа автомобиля, особенно таких его деталей, как шины, подвеска, тормозные колодки, кузов, электрические и рулевые системы. В следствии агрессивной или неправильной езды, автомобиль требует больше ухода, диагностики и последующего ремонта.

Автомобиль по праву считается вторым, после приобретения недвижимости, самым важным финансовым вложением, которое требует особого подхода. И не важно, ездите ли вы на старенькой развалюхе или новейшей модели, только что пригнанной из салона, стремление как можно дольше пользоваться благами автомобиля есть у всех. Однако, существует целый список дурных привычек, которыми постоянно грешат водители, тем самым наносят непоправимый ущерб своему авто. Конечно, невозможно гарантировать полную работоспособность транспортного средства на все века, но все же о некоторых моментах следует помнить, чтобы не тратить время и деньги на диагностику и ремонт автомобиля.

Тормозные колодки

Иногда приходится прибегать к движению с частыми остановками и троганию с места. Это очень распространенное явление в плотном потоке, когда водители трогаются и тут же тормозят. К сожалению, это приводит к преждевременному износу передних тормозных колодок. Для решения этой проблемы необходимо освоить более плавную технику торможения. Это позволит сэкономить на частой замене расходников тормозной системы и дополнительном обслуживании автомобиля.

Если вам нужно часто тормозить, то, скорее всего, вы нажимаете на педаль газа больше, чем это необходимо. Если вы научитесь делать это правильно, сможете сократить еще и расход топлива. Кроме того, иногда лучше тормозить двигателем, а не частыми нажатиями педали тормоза, например во время гололеда.

Одновременное нажатие педали тормоза и газа (так называемая «езда на тормозах») — это самый простой способ «убить» тормозную систему. Так не только изнашиваются тормозные колодки, но и существенно увеличивается расход топлива. Это обычно происходит, когда нервные водители пытаются регулировать скорость при движении вниз с горки. В данном случае, более надежным способом контролирования скорости является нажатие только педали тормоза. При парковке лучше использовать стояночный тормоз, даже если ваш автомобиль стоит на ровной поверхности.

Привычка ставить автомобиль на стояночный тормоз должна дойти до автоматизма. Это поможет избежать ситуации, когда автомобиль стоял на горке и при этом только на передаче, потом пассажир нечаянно зацепил рычаг КПП и автомобиль покатился на проезжую часть. Также бывали случаи, когда рычаг КПП произвольно выключил передачу, и автомобиль начинал двигаться с места парковки.

Рулевое управление и подвеска

Подвеска, как правило, предназначена для того, чтобы при необходимости транспортное средство могло справляться с чрезмерно большой нагрузкой и обеспечивать комфорт пассажиров. Однако, не стоит этим пренебрегать, и без надобности перегружать машину. Может, сразу вы и не ощутите последствия излишней нагрузки, но в долгосрочной перспективе они могут быть весьма печальными. Рулевое управление очень чувствительно к торможению на дорожных ямах и выбоинах. Если водитель прибегает к торможению во время движения автомобиля на скорости по крупным дорожным неровностям, система рулевого управления и подвески испытывает очень большие перегрузки. Как следствие таких перегрузок может возникнуть необходимость в диагностике ходовой части и ремонте.

Трансмиссия

Если вы хотите уменьшить износ вашего автомобиля, правильное использование коробки передач имеет первостепенное значение. При запуске автомобиля с АКПП, резкое переключение между первой и задней передачами без остановки может привести к повреждению коробки передач. Если вы не пользуетесь рычагом переключения передач, уберите с него свою руку. Если вы используете механическую коробку передач, то без надобности не держите ногу на педали сцепления. Даже небольшое нажатие может негативно отразиться на состоянии диска сцепления. Этот элемент очень чувствителен, не забывайте об этом при использовании сцепления.

Более того, избегайте неаккуратного вождения. Тогда машина скажет вам не только «спасибо», но еще долго будет служить верой и правдой. Даже, когда за рулем Toyota Corolla хочется почувствовать себя, как на гонках Формулы-1, не поддавайтесь соблазну, система рулевого управления и тормоза этого автомобиля попросту не рассчитаны на слишком агрессивную езду. Любая машина должна использоваться по назначению, и если ваше авто это недорогой седан, не стоит водить как в фильме “Такси”.

На дороге особого внимания заслуживают лежачие полицейские и рельсы. Если вы проедете по ним слишком быстро, есть вероятность серьезно повредить подвеску автомобиля. Поэтому следите за дорогой и при переезде через них сбавляйте скорость до 8-10 км/час.

Регулярно проверяйте шины своего автомобиля. Если постоянно накачивать шины и при необходимости проводить их замену, можно избежать многих неприятностей на дороге. Из-за спущенных шин расход топлива увеличивается на 15%. Отлично было бы выработать привычку примерно раз в месяц измерять давление в шинах. Кроме того, необходимо удостовериться, что ваши шины подходят к типу местности, по которой вы ездите. Если вы живете в сельской местности, где дороги преимущественно покрыты гравием, износ городских покрышек будет выше, чем тех, которые подходят для этих условий. Также следует учитывать и погодные условия, к примеру, снег.

Зимняя резина не предназначена для езды в теплое время года и буквально “сгорает на глазах” если не менять ее на летнюю. Правильный выбор покрышек является залогом вашей безопасности. Например лысая резина склонна к аквапланированию в условиях повышенной влажности, и как следствие, водитель может потерять контроль над автомобилем.

Рама и кузов автомобиля

Если вмятина на вашем автомобиле начала ржаветь, устраните проблему как можно быстрее. Не стоит игнорировать эту проблему, иначе коррозия распространится по близлежащей поверхности кузова. Процесс можно значительно замедлить при помощи краски или герметика. Конечно, можно и дома подкрашивать то тут, то там, временно устраняя проблему, но все же лучше обратиться в ремонтную мастерскую — обновить лакокрасочное покрытие местно. Срок службы автомобиля можно увеличить за счет его регулярной мойки. К примеру, птичий помет — это не только некрасиво, но еще и опасно, так как кислота, которая в нем содержится, может разъесть краску вашего авто. Поэтому не стоит затягивать с его устранением, ремонт или полировка ЛКП обойдется дороже мойки в десятки раз.

Электроника

Если при выключенном двигателе оставлять электронику (стереосистему или фары) включенной, это может посадить аккумулятор. Тогда автомобиль придется реанимировать при помощи аккумулятора другой машины. Но, если вы жить без музыки не можете и вам постоянно хочется ее слушать, запускайте двигатель каждые 15 минут. Если вы не планируете пользоваться вашим авто в течение длительного времени (например, зимой), не забывайте время от времени наведываться к нему и регулярно запускать двигатель, хотя бы пару раз в месяц. В таком случае аккумулятор будет постепенно подзаряжаться. Поскольку аккумуляторы — удовольствие совсем недешевое, глупо изнашивать его небрежным отношением. При возникновении какой-либо проблемы следует обратить внимание на код неисправности бортовой диагностики, который высветился на приборной панели. Или произвести компьютерную диагностику авто чтобы узнать код неисправности. И это касается любого элемента транспортного средства, не только электроники. Не только аккуратная езда, но и незамедлительное решение проблем помогут продлить срок службы вашего автомобиля и его деталей.

Читать еще:  Почему вам просто необходим видеорегистратор

Разница между водителем и наездником

Водитель следит за своим транспортным средством, понимает, что прочность всех механизмов в автомобиле имеет свой предел и не испытывает запас прочности своего автомобиля без надобности. Также водитель проявляет уважение к остальным участникам движения, соблюдает ПДД и старается быть максимально предсказуемым на дороге.

Наездник относится к транспортному средству, как к сменной паре носков для занятий спортом. Использует автомобиль без диагностики и обслуживания до тех пор, пока тот не станет на обочине. Постоянно использует все агрегаты автомобиля на максимум испытывая их на прочность, ведет себя агрессивно на дороге, не включает сигналы поворотов и не следит за зеркалами заднего вида.

Именно для того, чтобы застраховать покупателей от автовладельцев-наездников, создан сервис Test Driver. Автоэксперты ведут себя независимо во время осмотра автомобиля, и считают своей главной задачей обнаружить и зафиксировать фактическое состояние автомобиля в отчете Test Driver, на момент проведения осмотра. Автомобили за которыми не ухаживают, обычно имеют ряд недостатков, которые фиксируются экспертами Test Driver во время фотоотчета. Фотоотчет состоит из 20-50 фотографий в зависимости от состояния автомобиля.

Ухаживайте за своим автомобилем, и сможете не только дольше ездить на нем без проблем, а и дороже и быстрее продать. Ни гвоздя, ни жезла на дороге!

Надежность водителя

Александр АНТОНОВ, ведущий специалист по безопасности автотранспортного подразделения кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК.

Александр ИЛЮХИН, старший преподаватель кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК, мастер спорта по автомотоспорту

Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествие погибает более 30 ООО человек. Страшная цифра. A ecли учесть, что по прогнозам аналитиков в ближайшие годы число жертв ДТП может возрасти еще на одну треть, то становит просто не по себе. В чем же причина столь удручающей статистики и пессимистических взглядов на будущее, отчего в мирное время наша страна ежегодно теряет по сути три полнокровных армейских дивизии, кто в этом виноват и как сделать, чтобы если не избежать, то хотя бы сократить количество транспортных аварий и катастроф на российских дорогах? По мнению авторов этой статьи, экстремальных ситуаций на автомагистралях было бы гораздо меньше, если бы помимо навыков вождения наши автолюбители обладали высокой общей культурой и интеллектом, в чем, собственно, и заключается надежность водителя.

Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное уп-равление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону на-дежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так предполагается считать мастером того водителя, который « умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении — умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке. Точный расчет — это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета — и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно га-рантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.

В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дорог без снижения скорости и многое другое.

Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подоб-ная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этому нужно учиться прежде всего.

Из чего же складывается надежность водителя?

Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В нашу задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях — внесение в конструкцию специальных изменений и дополни-тельного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях, в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транс-портным средством недостаточно только одного факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, совершению необдуманных действий и т. д.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широко-го применения практически ни в одной стране.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано. Жизнь, дорожно-транспортные происшествия — подтверждают этот вывод. Такие лица выявляются уже на стадии обучения, но необходимо обеспечить методику, чтобы они сами могли убедиться в том, что водительское ремесло не для них.

Однако «приземленность» автомобильного транспорта, в отличие, скажем, от авиации, где необходимость профессионального отбора не вызывает сомнения, мешает этим людям согласиться с подобным выводом. Он воспринимается как заключение о какой-то неполноценности, почти как оскорбление.

Не секрет, что довольно распространено суждение о том, что главное — получить водительское удостоверение. Не знания и навыки, не объективную оценку фактической готовности к самостоятельному управлению транспортным средством, а документ, предоставляющий юридическое право на вождение автомобиля. Поэтому изыскиваются разные пути для достижения поставленной цели, вплоть до покупки заветных «корочек» у некоторых нечистоплотных на руку «благодетелей» от ГИБДД. Это, как говорится, не от большого ума и не от глубокого понимания ответственности будущего водителя за безопасность дорожного движения. Подобные «медвежьи услуги», связанные с тем, чтобы облегчить получение водительских прав (не квалификации, а удостоверения), впоследствии нередко заканчиваются тем, что новоиспеченный водитель оказывается виновником дорожно-транспортного происшествия, а подчас и жертвой его. Существенное значение для решения вопроса о водительской квалификации имеет возраст. В нашей стране, как и в большинстве других стран, определен минимальный возрастной ценз на получение права управления мотоциклом — 16, а автомобилем — 18 лет. Установление возрастных лимитов объясняется необходимостью как физической, так и психологической, гражданской зрелости лиц, которым разрешается управление источником повышенной опасности, к числу которых отнесен и автомототранспорт.

Социологические и криминологические исследования выявляют в целом прямое влияние на уровень аварийности возраста и стажа работы водителей. Наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают водители в возрасте от 18 до 22 лет. Причем чем моложе водитель, тем он потенциально опасней. Лица же в возрасте за 30 становятся участниками происшествий в два раза реже.

В последние годы довольно настойчиво высказывается предложение пересмотреть требования к возрасту водителей транспортных средств категорий «А» (мотоциклы) и «В» (легковые автомобили) в сторону их снижения. Аргументируется это возросшим техническим совершенством транспортных средств, дорожных условий, организации движения в целом и рядом других положений.

Вопрос этот представляется весьма важным и принципиальным в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Чем моложе водитель, особенно до 20 лет, тем он относительно чаще оказывается участником ДТП. В этой истине нас убеждают результаты исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом.

Так, исследования, проведенные в США, свидетельствуют о том, что молодые водители наиболее часто вовлекаются в ДТП, в том числе и в происшествия с тяжкими последствиями. По потенциальной опасности их сравнивают с пьяными водителями. Они часто идут на риск, особенно в присутствии своих сверстников.

До сих пор радикальных средств, которые могли бы поставить молодых водителей по степени их надежности в один ряд с водителями, которым за 20 лет, не найдено. Возможно, в дальнейшем социальная зрелость будет приходить к людям раньше и позволит нейтрализовать некоторые возрастные психофизические проявления (задор, риск, дух первенства и т. п.), которые при управлении транспортными средствами приводят к отрицательным последствиям.

Непосредственная подготовка водителей производится в автомобильных школах и на курсах, сетъ которых значительно расширилась.

Хуже всего дело обстоит в сельской местности и с подготовкой мотоциклистов. В лучшем случае часть из тех, кто не смог поступить в школу или на курсы, проходят обучение самостоятельно и в установленном порядке сдают экзамен и получают удостоверение, в худшем — ездят без водительских прав, научившись переключать передачи, держаться в седле, производить повороты и тормозить. Главным образом речь идет о молодых людях, порой еще не достигших и 16-летнего возраста.

О какой надежности этой категории водителей может идти речь? Они не обладают правильными навыками управления транспортным средством, не имеют необходимой психологической подготовки. Они не понимают ни своей ответственности за безопасность дорожного движения, ни возможных последствий своих не только легкомысленных, но и противоправных действий. Статистика убедительно подтверждает сделанный вывод.

Помимо количественного охвата всех лиц, желающих получить водительские права, нуждаются в решении и вопросы, связанные с качеством обучения и подготовки будущих владельцев транспортных средств. Не секрет что многие автошколы России обучают лишь необходимым азам вождения автомобиля, что само по себе не гарантирует надежности управления транспортным средством. Доучиваться приходится методом проб и ошибок, создавая опасность не только для своей жизни, но и окружающих. Отсюда возникает резонный вопрос, где же все-таки можно получить квалифицированную помощь в приобретении надежных психофизиологических навыков вождения? В нашей стране стали появляться и неплохо зарекомендовали себя курсы дополнительного образования и подготовки всех категорий.

На таких курсах обучаются слушатели разных возрастов, как с водительским стажем, так и без него. Занятия проводятся под руководством опытных педагогов, специалистов высшей категории. Особое внимание уделяется обучению тактическому управлению транспортным средством. В дальнейшем, в процессе самостоятельного управления, человек будет повышать и совершенствовать свое мастерство, шлифовать манеру вождения, постигать тонкости психологии водительского ремесла. Но ни в коем случае не доучиваться в потоке транспорта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector