Что такое гидроудар двигателя автомобиля
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Что такое гидроудар двигателя автомобиля

Гидроудар двигателя

Если на дороге перед автомобилем лужа, многие неопытные водители стремятся проехать ее на большой скорости, чтобы не застрять и не набрать воды в салон. И это – очень серьезная ошибка! Очень часто, влетая на скорости в воду, машина «загребает» в двигатель большое количество воды и мгновенно глохнет, содрогнувшись всем корпусом.

Это первый симптом гидроудара – опасной поломки, при которой вода попадает в движущиеся механические узлы мотора, что вызывает заклинивание и полный выход из строя силового агрегата. Что делать в этой ситуации?

Что такое гидроудар, и как он возникает?

Гидравлический удар двигателя – это резкое попадание большого количества воды в цилиндры движка, в результате которого в камерах сгорания стремительно вырастает давление, резко прерывается рабочий цикл и происходит обрушение механически подвижных деталей.

Если машина резко влетает в глубокую лужу, вода, которая имеет невысокий порог сжатия, под большим давлением заливается в двигатель, захлестывает камеру сгорания и бьет по поршню, выполняющему внутри цилиндра ДВС стремительное сжатие горючей смеси со скоростью до 6000 оборотов. Врезаясь в воду, как в каменную стену, поршень ломается, гнутся шатуны и штоки, обрываются шпильки головки цилиндров, рвутся прокладки ГБЦ и ремень ГРМ, деформируется коленвал. Мотор полностью разрушен, и восстановлению не подлежит.

Иногда гидроудар может возникнуть из-за пробоев в системе охлаждения, прогорания прокладок ГБЦ, неисправностей карбюратора или инжекторов: тогда в камеру сгорания начинает заливаться охлаждающая жидкость, либо слишком много топлива, что обязательно приведет к гидроудару.

Как определить, что произошел гидроудар?

При гидроударе машина содрогается всем корпусом так, что вы почувствуете ее телом, сидя в салоне, после чего ДВС немедленно глохнет. Но надежда остается: возможно, водой просто залило датчик положения коленвала. Дайте ему просохнуть и осторожно попробуйте завести машину. Если двигатель запустится – все нормально, можно ехать дальше.

  • Влажный воздушный фильтр – нехороший симптом, но не критичный.
  • Капли воды на свечах зажигания – тоже еще не трагедия: двигатель «хлебнул» воды, но основные его узлы могут остаться целыми.
  • Если двигатель заглох на холостых оборотах (машина влетела в лужу по инерции) – значит, в двигатель попало немного жидкости, но, скорее всего, критических повреждений не будет.

Важно! Даже при этих спорных признаках следует как можно быстрее доставить машину на диагностику и проверить состояние мотора.

Первый же и достаточно опасный симптом гидроудара – вода, стоящая в корпусе. Как минимум его надо разбирать и сливать воду, иначе она смешается с моторным маслом в эмульсию и обеспечит опасные масляные отложения.

Если же вы влетели в лужу на большой скорости, а мотор работал на высоких оборотах, и вода накрыла движок, после чего машина сильно завибрировала и заглохла – вероятность гидроудара почти 100%-ная. Это значит, что вода попала в камеру сгорания и вывела из строя блок цилиндров.

Дополнительные признаки гидроудара:

  • воздушный фильтр залит водой и деформирован;
  • в цилиндрах – ступенчатый слой нагара (сверху почти стерт, снизу – блестящие следы);
  • поршень в цилиндре опускается ниже стандартного уровня и имеет сильный слой нагара;
  • на вкладышах видны блестящие полосы износа;
  • коленвал нельзя прокрутить вручную, а из гнезд свечей зажигания вытекает вода.

В этой ситуации нельзя заводить мотор – могут начать разрушаться другие механические узлы автомобиля. Необходима эвакуация на СТО.

Что делать при гидроударе?

Конечно, степень разрушения мотора будет зависеть от многих факторов – качества воды, количества залитых цилиндров, количества воды в цилиндрах, скорости машины и оборотов движка. Однако лучше сразу признать, что авто получило максимальный гидроудар, и оперативно действовать по определенному алгоритму:

  • остановить машину и выставить знаки аварийной остановки;
  • выкрутить свечу зажигания и проверить, есть ли на ней вода;
  • разобрать кожух и проверить воздушный фильтр на влажность;
  • попробовать прокрутить коленвал двигателя со снятой свечой – если он проворачивается, а из свечных гнезд не вытекает вода, значит, критических разрушений нет;
  • попробовать прокрутить мотор стартером – если не будет стуков, то нужно продуть цилиндры, вкрутить свечи и попытаться завести машину.

Если коленвал вручную не проворачивается, или при попытке прокрутить его стартером, вы слышите посторонние звуки – экспериментировать дальше смысла нет Надо вызывать эвакуатор и везти машину на СТО, чтобы просушить мотор. Если после нее и замены воздушного фильтра авто заведется и поедет – вам повезло.

Если гидроудар оказался небольшой силы, вы можете надеяться на то, что повреждены не все цилиндры, стержни поршневых шатунов получили незначительную деформацию и просто заклинили один-два поршня в гильзах. В этой ситуации потребуется заменить сами поршни и шатуны с пальцами.

Но, чаще всего, в залитых цилиндрах рвет поршни, ломает шатуны, пробивает стенки цилиндров, рвет прокладки и разрушает ГБЦ, разбивает коленвал и обрывает ГРМ, создает трещины в блоке цилиндров. В этом случае – двигатель придется менять.

Ситуация с дизельными авто – еще хуже. У «дизелей» камера сгорания меньше, и для гидроудара нужно меньше воды. Поэтому, если владельцы бензиновых авто еще имеют шансы отделаться легким испугом, то инжекторные машины в 95% случаев гарантированно становятся на капитальный ремонт.

Как предотвратить гидроудар?

Лучший способ уберечь двигатель своего автомобиля от гидроудара – не ездить по лужам и беречь воздухозаборник машины от попадания воды. Но если выбора нет, и сквозь лужу придется проехать, делайте это так, чтобы вода стояла не выше половины высоты колеса.

При проезде луж старайтесь двигаться плавно и на небольшой скорости, чтобы вода не загребала в воздухозаборники. Добавлять газ следует только после того, как преодолено самое глубокое место.

Если вода в луже оказалась выше, чем нужно, лучше остановиться и выключить двигатель, после чего попытаться вытянуть машину из воды тросом. И в обязательном порядке провести двигателю диагностику сразу, на первой же СТО.

В заключении следует отметить, что даже малозначительные для автомобиля водные препятствия следует преодолевать аккуратно, если вы хотите избежать гидроудара, который способен за считанные секунды разрушить ваш двигатель, а вас загнать в длительный и дорогостоящий ремонт.

Если же у вас есть подозрения, что гидроудар произошел, немедленно прекратите попытки завести мотор, проверьте исправность индикатора положения коленвала, состояние воздушного фильтра и свечей зажигания, а также уровень воды в блоке цилиндров. Если не удастся отделаться продувкой цилиндров и просушкой мотора, то движок, скорее всего, придется заменить.

Что значит гидроудар двигателя

Гидроудар двигателя – проникновение воды в надпоршневое пространство камеры сгорания поршневого силового агрегата, в результате чего происходит деформация или разрушение отдельных конструктивных элементов ДВС.

Вода, в отличие от воздуха, бензина и дизтоплива, является несжимаемым объектом. Таким образом, попадание воды в двигатель (проникновение внутрь камеры сгорания) приводит к тому, что поршень на подходе к верхней мертвой точке начинает осуществлять сжатие жидкости. Результатом становится удар поршня о несжимаемый объект (в данном случае воду), что приводит к различным повреждениям силового агрегата или полному выходу мотора из строя. Отметим, что для гидроудара двигателя достаточно попадания воды только в один из цилиндров мотора.

Как происходит гидроудар

Вода чаще всего проникает в камеру сгорания двигателя снаружи, то есть через воздуховод. Попадание воды в цилиндры исправного ДВС происходит по двум причинам:

  1. В первом случае автомобиль на высокой скорости проезжает через глубокую лужу. В таких условиях вода продавливается в корпус воздушного фильтра, после чего оказывается в одной или нескольких камерах сгорания.
  2. Во втором случае автомобиль преодолевает водную преграду с таким высоким уровнем воды, который доходит до уровня расположения воздухозаборника в подкапотном пространстве. Такого уровня воды также оказывается достаточно для затекания в воздушный фильтр.

Добавим, что в отдельных случаях гидроудар может также возникнуть в результате неисправности двигателя. Под такой неисправностью следует понимать разрушение прокладки ГБЦ, а также трещины ГБЦ или БЦ, через которые в цилиндры активно попадает рабочая жидкость системы охлаждения двигателя. Чаще всего гидроудар в этом случае происходит в момент запуска ДВС после простоя, так как жидкость накапливается в надпоршневом пространстве.

На начальном этапе диагностируется проблема путем анализа цвета выхлопных газов и контролем уровня ОЖ. Если двигатель дымит густым белым дымом, а жидкость в расширительный бачок приходится доливать без других видимых причин, тогда высока вероятность проблем с прокладкой или наличия трещин.

Последствия гидроудара для мотора

На такте сжатия впускной и выпускной клапаны ГРМ закрыты. После попадания воды поршень поднимается в ВМТ и происходит его упор в несжимаемое тело. Давление в цилиндре сильно и резко возрастает, от поршня на шатун в этот момент передается огромное усилие.

Более того, инерция от колес и трансмиссии продолжающего движение транспортного средства дальше вращает коленчатый вал и буквально продавливает поршень в ВМТ. Вследствие преодоления усилия сопротивления поршня происходит деформация шатуна, разрушение юбки поршня, раскол блока цилиндров и другие серьезные повреждения.

Читать еще:  Можно ли пить безалкогольное пиво за рулём?

После гидроудара бензинового двигателя может быть два возможных пути развития событий, что будет зависеть от количества попавшей в камеру сгорания воды, скорости движения транспортного средства и ряда других факторов:

  • двигатель сразу заглохнет;
  • автомобиль продолжит движение;

В первом случае деформация шатуна или поршня окажется критической, так как двигатель сразу заклинит. Во втором случае мотор после гидроудара работает, так как шатун погнуло незначительно. Появление стука в двигателе прямо укажет на то, что ось между верхним и нижним отверстием головок шатуна нарушена, двигателю все равно необходим ремонт.

Дело в том, что во время работы деформированной детали на нее неизбежно начинают действовать дополнительные нагрузки. Указанные нагрузки постепенно гнут шатун дальше, что все равно приводит к его полному разрушению. Последствия гидроудара в этом случае могут проявиться в виде оборванного шатуна, деформированного или застрявшего в камере сгорания поршня, серьезных дефектов стенок цилиндров или пробитого блока.

Что касается гидроудара дизельного двигателя, попадание воды в мотор данного типа сразу приводит к поломке или загибу шатунов. Это обусловлено отличительными конструктивными особенностями дизельных ДВС сравнительно с бензиновыми аналогами (отсутствие дроссельной заслонки, меньший объем камеры сгорания, более высокая степень сжатия дизеля).

Что делать, если машина заглохла после проезда по луже

Если двигатель неожиданно заглох после езды по глубокой луже или пересечения другого водного препятствия, тогда:

  • возможен гидроудар двигателя;
  • вероятно попадание воды на электрические контакты;

Полагая, что после езды по луже залило электрику или просто по привычке водитель начинает крутить двигатель стартером. Если мотор не заклинил, тогда коленвал может даже проворачиваться.

Для самостоятельного выяснения причины остановки необходимо:

  • осмотреть снаружи двигатель (БЦ, ГБЦ) на предмет явных повреждений, трещин, расколов и других дефектов;
  • произвести снятие корпуса воздушного фильтра. После этого необходимо убедиться в наличии или отсутствии воды;
  • выполнить оценку состояния воздушного фильтра. Увлажненный или полностью мокрый воздушный фильтр прямо укажет на то, что произошел гидроудар;
  • выкрутить свечи зажигания. Свечи выкручиваются из всех без исключения цилиндров, так как заранее неизвестно, в какой из них могла попасть вода;

Следующим шагом становится попытка прокрутить двигатель с выкрученными свечами при помощи стартера. Если коленвал проворачивается, тогда часть воды начнет выходить из залитых цилиндров через свечные колодцы. Рекомендуется не закручивать обратно свечи зажигания для попытки завести двигатель. Оптимальным решением будет доставить автомобиль на станцию технического обслуживания для проведения профессиональной диагностики. Если в двигатель попала вода, тогда возникает необходимость удаления остатков жидкости из воздуховода и самого силового агрегата. Далее потребуется произвести дефектовку двигателя.

Гидроудар и ремонт двигателя

Степень сложности и цена ремонта двигателя после гидроудара определяются повреждениями, которые получил силовой агрегат. Заклинивший двигатель обычно требует замены поршней и шатунов.

Также высока вероятность расточки цилиндров. Часто на ГБЦ или в блоке цилиндров после гидроудара появляются трещины, которые необходимо устранять или полностью менять поврежденный элемент.

Советы и рекомендации

Чтобы избежать гидроудара двигателя необходимо придерживаться нескольких правил эксплуатации автомобиля. Наиболее частой причиной попадания воды в цилиндры становятся:

  • проезд луж на высокой скорости;
  • пересечение на автомобиле водных преград с высоким уровнем воды;
  • проникновение воды в воздуховоды другим путем или вследствие неисправности ДВС;

Гидроудар обычно происходит в том случае, если в момент проезда глубоких луж на скорости вода поднимается до уровня расположения воздухозаборника в подкапотном пространстве. По этой причине проезжать такие препятствия необходимо очень медленно, поддерживая двигатель в режиме средних оборотов на пониженной передаче.

Напоследок хотелось бы добавить, что гидроудар является грубым нарушением правил эксплуатации автомобиля. Результатом становится то, что владельцы автомобилей на гарантийном обслуживании не могут рассчитывать на бесплатную ликвидацию последствий гидроудара. Зачастую это касается и транспорта, который застрахован по КАСКО. Всегда помните, гидроудар двигателя не является гарантийной поломкой, а также обычно не признается отдельным страховым случаем.

Как правильно помыть двигатель и подкапотное пространство авто керхером. Плюсы и минусы способа, профессиональная и самостоятельная мойка. Возможные неисправности после мойки двигателя.

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Что дает впрыск воды в двигатель, принцип работы, основные преимущества и недостатки. Как самостоятельно сделать впрыск воды в мотор, доступные способы.

Причины появления нагара в камере сгорания, что такое нагар. Как почистить поршни двигателя и камеру сгорания от нагара, очистка без разборки двигателя.

Почему происходит попадание топлива в моторное масло, какими могут быть последствия неисправности для ДВС. Бензин попадает в масло: диагностика и ремонт.

Основные причины, по кторым двигатель начинает глохнуть после прогрева. Частые проблемы карбюраторных и инжекторных моторов, диагностика неисправностей.

Гидроудар двигателя: причины возникновения, последствия, ремонт

Далеко не каждый водитель слышал о гидроударе двигателя. Данная поломка может полностью вывести мотор из работы. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, стоит знать что это такое, какие имеет признаки и возможные решения.

Гидроудар двигателя: понятие, причины, последствия

При возникновении повышенного давления в цилиндре происходит, так называемый, гидроудар двигателя. Переизбыток давления случается, когда помимо рабочей смеси в цилиндр попадает вода. Находясь на поршне, она мешает завершить цикл сгорания.

Не обладая способностью сжатия, вода при перемещении поршня к верхней мертвой точке остается в своем количестве и создает для поршневого хода непреодолимую преграду. Последствиями этого становятся поломки шпилек ГБЦ (головок блока цилиндров), разрыв их прокладок, погнутость шатуна поршня, нарушение работы механизма газораспределения, пробитый цилиндр и прочие малоприятные моменты.

Для самостоятельной диагностики гидроудара двигателя (ГД) достаточно проверить наличие следующих моментов:

  1. Для начала нужно осмотреть силовой агрегат на предмет воды. Медлить нельзя, поскольку, находясь в повышенном температурном режиме, вода очень быстро испарится. Чаще всего ее можно увидеть в коллекторе. При невозможности проверки коллектора, можно обследовать воздушный фильтр. Если на нем присутствуют вода и физические дефекты, можно с точностью ставить ГД.
  2. При возможности необходимо снять ГБЦ: пострадавший поршень будет оставлять большую полосу нагара, чем остальные. Также нагар будет более ярким с одной стороны.
  3. Ввиду погнутости поршня его перемещение происходит почти вплотную к одной из стенок цилиндра.
  4. Поврежденный цилиндр отличается от остальных наибольшим количеством нагара.
  5. На одной стороне стенок поршня и цилиндра можно найти весьма много царапин и потертостей.
  6. Гидроудар сопутствуется выбросом колоссальной силы. Оттого шатун может либо сломаться, либо погнуться. Следы изгиба стоит искать возле поршня.
  7. Если придется разбирать мотор, сразу станет видно, что нагрузка не была распределена по коленвалу. Края вкладышей шатунов коленвала будут растрепаны и в специфичных потертостях.

Стоит учитывать, что при гидроударе, эти симптомы не существуют отдельно друг от друга, а носят комплексный характер. При выявлении подобных признаков, нужно будет как можно быстрее обратиться в сервис за диагностикой мотора, при этом лучше не направляться туда своим ходом, а воспользоваться услугами эвакуатора.

Причины возникновения

  • Преодоление глубоких луж — фееричный фонтан брызг из-под колес может обернуться в серьезную поломку;
  • Езда по водным преградам — вне зависимости от автомобиля большинство водителей решает испытать силы своих машин и пускаются бороздить водоемы и реки по мелководью;
  • Некорректное функционирование двигателя может стать причиной проникновения воды в силовой агрегат даже в сухой солнечный день. При наличии трещин и деформаций прокладок, хладагент в любой момент может оказаться на двигателе.

Все эти причины имеют один общий момент — создание избыточного давления из-за беспрепятственного проникновения воды в цилиндры.

Что делать при гидроударе?

Как проявляется гидроудар? По ощущениям он соответствует резкому удару с последующим обездвиживанием авто. Если машина заглохла во время движения через лужу или другую водную преграду, нужно сперва исключить вероятность попадания воды на контакты и их естественного замыкания. Для этого достаточно подождать минут 10, а затем попробовать завести машину. При замыкании вода испарится от повышенных температур, а значит исчезнет причина заглохшего мотора.

Многие водители совершают серьезный промах, пытаясь сразу же завести движок. Это становится причиной окончательной смерти мотора. Не успевшая испариться вода станет причиной разрыва ГБЦ и только усугубит имеющиеся последствия случившегося гидроудара.

Чтобы определить, что именно случилось нужно сделать несколько обязательных шагов:

  1. Визуально оценить состояние мотора (проверить на наличие сколов, трещин, вздутий);
  2. Снять корпус воздушного фильтра, чтобы наверняка знать наличие или отсутствие воды;
  3. Обратить внимание на состояние фильтра (если он мокрый или влажный, то однозначно имел место гидроудар);
  4. Снять свечи зажигания со всех цилиндров, поскольку вода может быть в любом из них.

После этих действий нужно попытаться прокрутить мотор посредством стартера. При прокручиваемом коленвале, через свечные отверстия будет выходить часть воды. Если коленвал не прокручивается, не нужно пытаться вернуть свечи на место и завести машину. Лучше сразу направиться в автосервис для профессиональной диагностики и нейтрализации возникших последствий. В противном случае, есть риск сделать дополнительную дырку в цилиндре.

Читать еще:  Почему вам просто необходим видеорегистратор

Поскольку в моторе присутствовала вода, нужно будет прочистить систему и обновить смазку. При неисправности замене подвергается и фильтр воздухозабора. Цилиндры, в свою очередь, тщательно высушиваются методом продувки через пустующие свечные колодцы.

При отсутствии посторонних шумов во время работы двигателя допустимо дальнейшее движение авто. Однако, при сигнализации датчиков температуры и масла, движок нужно немедленно заглушить и остановиться.

Ремонт после гидроудара

Последствия данной поломки могут стоить владельцу капитального ремонта силового агрегата. Особенно, уязвимы пальцы, шатуны и поршни. Самой частой поломкой при гидроударе является разрыв моторного блока. К сожалению, помимо сложности, ремонт будет еще и недешевым.

Самостоятельно произвести подобный ремонт невозможно. Помимо возможной замены некоторых частей двигателя, есть вероятность доплаты за сложность работ. Порой гидроудар происходит на полном ходу, когда обороты высоки. Как следствие, поршень не справляется в возросшим давлением и пробивает стенку цилиндра. Еще вариант — заклинивание поршня. В таких ситуациях замене подлежит сам двигатель.

Если же поломка произошла во время запуска мотора или на первой передаче, есть шанс обойтись малой кровью. Как вариант, может произойти изгиб шатуна, что приведет к постоянному задеванию поршнем узлов коленвала. Такая нагрузка закончится их выходом из строя. Также одним из часто встречающихся последствий является раскол цилиндра. В таком случае потребуется расточка цилиндра или его замена.

Владельцам дизельных движков нужно быть особенно аккуратными при езде в дождливую погоду: дизельные моторы наиболее подвержены разрушительной силе удара. Дело в том, что их камера сгорания меньше других, потому степень сжатия имеет более высокий показатель.

Сложно сказать сколько придется потратить на ремонт после гидроудара даже на вскидку. В зависимости от марки авто, причины поломки, характера повреждений, состояния мотора на момент диагностики цена ремонтных работ для решения вопроса может очень сильно колебаться.

Стоит ли уточнять, что гидроудар — не является гарантийным случаем или случаем по страховке. Подобная поломка считается нарушением правил эксплуатации транспортного средства. Потому бесплатно устранить последствия не получится.

Как избежать?

Для того, чтобы не оказаться в неприятной ситуации, достаточно следовать простым рекомендациям:

  • проезжать лужи на небольшой скорости, поддерживая работу мотора на средних оборотах;
  • не пересекать на автомобиле водные преграды с высоким водным уровнем;
  • регулярно проверять двигатель и прокладки ГБЦ.

Нужно трезво оценивать возможности своего авто и понимать, что там, где с лёгкостью проезжает внедорожник, легковой автомобиль рискует заглохнуть. Даже представители одного класса могут с абсолютно разным успехом преодолеть такое препятствие из-за особенностей конструкции своих воздухозаборников. При отсутствии возможности избежать водное препятствие, нужно помнить о максимальном уровне погружения в воды — до середины колес.

Владельцы легковых автомобилей в некоторых случаях устанавливают на мотор шноркели. Это устройство, оснащенное двумя каналами для подвода воздуха к мотору и выводу отработанных газов. Устанавливается на двигатель вертикально, под крылья на высоту порядка 700-100 см. шноркели можно встретить на внедорожниках, кроссоверах и машинах-амфибиях.

Гидроудар, чаще всего, становится первым и последним для двигателя. Не стоит крутить руль в сторону луж, если в планах нет покупки нового мотора или капитального ремонта старого.

Знакомимся с понятием гидроудар двигателя. Что это такое и как ликвидировать его последствия с минимальным ущербом для автомобиля

Известный факт заключается в том, что нормальная работа силового агрегата любого автомобиля обеспечивается исключительно топливно-воздушной смесью, свободно циркулирующей в цилиндрах мотора. Если в надпоршневое пространство камеры сгорания из внешней среды через воздушный фильтр попадает вода, происходит поломка, называемая гидроударом двигателя.

Эта чрезвычайно неприятная ситуация может в конечном итоге привести к выходу из строя силового агрегата. Какая причина может вызвать необходимость капитального ремонта, существует ли возможность выхода из ситуации с наименьшими материальными потерями? Предоставленная далее информация ответит на интересующие вопросы.

Причины происхождения гидроудара

Вода, в отличие от воздуха, абсолютно не подлежит сжатию. Поэтому попадание жидкости в рабочее пространство цилиндров негативно отражается на работе силового агрегата. Соприкосновение поршня с несжимаемым объектом (в рассматриваемом случае представленным водой) приводит к разнообразным неисправностям двигателя автомобиля, вплоть до полной поломки.

Следует отметить, что подобная неприятность случается даже при появлении жидкости в топливно-воздушной смеси одного из цилиндров.

Поскольку приближающийся к верхней мертвой точке поршень не способен сжать неподдающуюся воду, его движение сопровождается ударом металлического рычага о несжимаемую влагу. Плачевным результатом является недопустимая деформация важных функциональных деталей ДВС. Последствиями подобной ситуации могут стать два варианта:

  1. Согнутый непомерной нагрузкой шатун моментально ломается, пробивая отверстие в блоке цилиндров. Бывалые автомеханики называют подобную неисправность «рукой дружбы», показываемой двигателем;
  2. Такой же печальный исход, предполагающий замену цилиндров, ожидает автомобиль, прошедший некоторое, порой весьма значительное расстояние после гидравлического удара. Разумеется, уберечь двигатель от непредвиденного капитального ремонта способна неусыпная бдительность владельца, своевременно заменившего деформированные детали.

Итак, установленной причиной гидроудара в автомобильном моторе является появление жидкости в рабочем пространстве камеры сгорания. Вода проникает в цилиндры из внешней среды, беспрепятственно минуя воздуховод.

По каким признакам определяется гидроудар

Пробитая шатуном дыра в блоке цилиндров может являться результатом недостаточно плотного прилегания крышки, защищающей металлический рычаг снизу. Это происходит благодаря раскручиванию крепежных деталей.

Исходя из понятия, что такое гидроудар двигателя, определяются симптомы этого довольно неприятного явления. Наличие следов воды хотя бы в одном из цилиндров свидетельствует о свершившемся факте. Опытные водители способны распознать признаки гидроудара по следующим симптомам:

  • влага, обнаруженная во впускном коллекторе, обычно сопровождается заметной деформацией фильтрующего элемента воздуховода;
  • значительное увеличение полосы нагара в цилиндре;
  • неравномерность нагара, некоторая его «затертость» с одной стороны;
  • на поршне появляется косая потертость;
  • чрезмерное искривление и недопустимый изгиб шатуна;
  • на головке цилиндра, пострадавшего от гидроудара, наблюдается более плотный слой нагара, чем на остальных деталях;
  • на краях шатунных вкладышей коленчатого вала появляются специфические затертости.

Следует отметить, что перечисленные выше признаки могут сочетаться. Выявление сразу нескольких симптомов является неоспоримым доказательством того, что автомобиль пострадал от гидроудара двигателя, а что такое неприятное событие влечет за собой, об этом поведает следующий раздел предлагаемой публикации.

Последствия проникновения жидкости в рабочее пространство цилиндров автомобильного мотора

Гидравлический удар двигателя считается достаточно серьезной неисправностью. Однако, существенных неприятностей мотору, работающему на холостом ходу, он не доставляет. Единственной проблемой является то, что автомобиль может неожиданно заглохнуть. Обычно в подобной ситуации обходятся без серьезных повреждений.

В двигателе едущей машины в результате гидравлического удара образуются существенные неисправности. Это обусловлено тем, что инерция движения создает невероятно большие нагрузки на поршень со стороны поврежденного от контакта с жидкостью шатуна. Такая ситуация грозит автомобилю деформацией и разрушением вкладышей, неисправностями шатунов и колец, поломкой коленчатого вала.

Самое тяжелое последствие гидроудара двигателя подстерегает машину при обратном ходе поршня. Частицы поврежденных деталей вполне способны привести к разрушению поршня или образованию дыры в стенке цилиндра. Такой мотор не подлежит реконструкции, требуя полной замены.

Медленное движение автомобиля снижает резкость импульса, создаваемого гидравлическим ударом. Это сохраняет функциональные узлы от повреждения, отражаясь лишь на целостности шатуна. Он может подвергаться деформации или просто изгибаться.

Незначительный изгиб уменьшает рабочую длину шатуна, вызывая удар поршня в нижней точке о противовесы коленвала, и через некоторое время он разрушается. Сильно изогнутый шатун, касаясь стенки цилиндра, в конечном итоге заклинивает внутри камеры.

Порядок действий после гидроудара двигателя

Если не удалось уберечь мотор от попадания жидкости, и машина неожиданно заглохла, не следует пытаться вновь завести ее стартером. При выключенном зажигании рекомендуется проверить состояние воздушного фильтра. Присутствие в нем воды свидетельствует о свершившемся гидравлическом ударе двигателя.

Для удаления жидкости из цилиндров следует убрать свечи зажигания и принудительно провернуть коленвал ручкой. При попадании воды в картер мотора необходимо срочно заменить смазку. Если не удается высушить воздушный фильтр, следует поставить новый.

Свободное проворачивание коленчатого вала свидетельствует о недостаточно серьезной деформации шатуна. Это позволяет избежать неприятных последствий гидроудара, удаляя жидкость через места фиксации свечей зажигания. Из этих отверстий вода под действием поршней покидает камеру сгорания.

Далее следует просушить цилиндры, продувая их насосом через те же свечные отверстия. После этого можно осторожно попробовать завести двигатель. Если работающий мотор не издает посторонних звуков, наподобие стука, допускается дальнейшее движение автомобиля.

Однако, не помешает внимательно контролировать температуру, одновременно наблюдая за давлением масла. При обнаружении малейших отклонений от нормы следует незамедлительно остановить машину, заглушив пострадавший от гидроудара мотор.

Если же ручное вращение коленвала вызывает затруднения или при его прокручивании раздается отчетливо слышимый стук, заводить двигатель категорически запрещено. Нарушение этой рекомендации может обернуться дырой в блоке цилиндров. Автомобиль следует доставить на буксире или эвакуатором в ближайшую мастерскую, где профессиональные механики проведут тщательную диагностику и окажут необходимую помощь пострадавшему мотору.

Читать еще:  Практичные подарки автомобилистам к новому году

Рекомендуемые меры по предупреждению гидравлического удара

Для обеспечения безопасности воздухозаборника от попадания жидкости, прежде всего не следует допускать погружения автомобиля в воду глубже допустимого уровня, то есть максимум до середины колес. Если возникает частая необходимость преодоления серьезных водных препятствий, рекомендуется оборудовать машину специальным приспособлением, называемым шноркелем.

При отсутствии данного устройства в случае поднятия воды до капота следует незамедлительно остановить автомобиль, заглушив двигатель. Помимо того, особого внимания требует исправное состояние резиновых воздуховодов.

Основными функциями шноркеля, представленного особой двухканальной трубой, являются подача воздуха в камеру сгорания параллельно отводу отработанных газов. Это вертикально расположенное приспособление предназначается для защиты входа воздухозаборника от случайного проникновения жидкости в двигатель. Также оно оберегает от воды и выход глушителя.

Способность шноркеля выполнять свои защитные функции обеспечивается благодаря увеличению высоты расположения вышеуказанных деталей. Следует отметить, что воздухозаборник автомобиля стандартной комплектации обычно размещен под передними крыльями на расстоянии 0.8-1.0 м от поверхности земли.

Кстати, вода способна заглушить бензиновый двигатель не только из-за гидроудара, но также благодаря отсутствию искрообразования в свечах зажигания, вызываемому намоканием трамблера. Обычный компрессор поможет справиться с нежелательной влагой в электрической системе и в моторном отсеке автомобиля.

Предусмотрительный водитель, намеревающийся форсировать водные преграды, заблаговременно оборачивает катушку с трамблером влагонепроницаемой пленкой.

Гидроудар двигателя: что это такое, какие признаки, последствия

Опытным автомобилистам хорошо известны негативные последствия, связанные с ездой после обильного дождя по мокрому покрытию. Особую опасность представляют выбоины и ямы, в которых собирается вода. Такие дефекты на покрытии по возможности следует избегать и не только из-за возможности механического повреждения кузова автомобиля, но и ввиду большой вероятности получить гидроудар двигателя.

Как происходит гидроудар двигателя

Несмотря на серьезные последствия от гидроудара для его возникновения должны быть созданы определенные условия. Гидроудар относится к достаточно редким явлениям и, как правило, происходит случайно, но каждый автовладелец должен понимать, что такое гидроудар в автомобиле и как он происходит.

Чаще всего вода проникает в камеру сгорания через воздушный фильтр. Попадание воды хотя бы в один из цилиндров агрегата исправного ДВС неизбежно приведет к гидроудару, в результате чего ломаются механизмы двигателя, которые участвуют в работе цилиндров. В таком случае может быть несколько вариантов поломок, как с минимальными повреждениями, так и более серьезными, которые требуют замены одного или сразу нескольких элементов системы.

Существует две причины, по которым это может произойти:

  1. В первом случае автомобиль пытается преодолеть водную преграду с настолько высоким уровнем воды, когда она превышает уровень расположения воздухозаборника под капотом. Такого уровня воды оказывается вполне достаточно для попадания в воздушный фильтр.
  2. Во втором случае автомобиль на достаточно высокой скорости проезжает через впадину или глубокую лужу. При таких условиях вода быстро продавливается в доступный корпус воздушного фильтра и оказывается в одной либо нескольких камерах сгорания.

Стоит отметить, что в некоторых случаях гидроудар может возникнуть не только из-за попадания жидкости в цилиндры мотора, но и в результате неисправности. К таким неисправностям относится трещины ГБЦ или БЦ, а также разрушение прокладки ГБЦ, через которые в рабочие цилиндры попадает жидкость системы охлаждения двигателя. В данном случае гидроудар чаще всего возникает в момент запуска двигателя после длительного простоя, поскольку за этот период жидкость успевает накопиться в надпоршневом пространстве.

Эта проблема диагностируется на начальном этапе путем контроля уровня ОЖ и анализа цвета выхлопных газов. Если жидкость в расширительный бочок доливается без других причин или двигатель дымит белым густым дымом, тогда высока вероятность наличия трещин или проблем с прокладкой.

Важно! Помимо воды, также причиной гидроудара может стать моторное масло, которое после поломки турбины попадает в цилиндр.

Какие признаки при возникновении гидроудара

На признаки гидроудара двигателя указывает характерный звук, который возникает при прохождении водных препятствий или после них. Автомобиль в таких случаях часто глохнет, однако иногда бывают случаи, когда авто при гидроударе не глохнет и вполне нормально перемещается довольно продолжительное время (даже до 10 тыс. км). Но обнадеживаться в такой ситуации не стоит, поскольку все это время идет износ силового агрегата ускоренными темпами, что приведет к печальным последствиям.

Определить перенесенный гидроудар можно по следующим признакам:

  • Явный признак гидроудара – вода во впускном коллекторе.
  • С высокой долей вероятности можно говорит о гидроударе при деформация воздушного фильтра или искривленной гофре.
  • Деформация коленчатого вала.
  • Деформированный шатун.
  • Заклинивание двигателя.
  • Затёртый по диагонали поршень.
  • Поломка кулака.
  • Неравномерный износ вкладышей, который сможет увидеть даже не профессионал.
  • Повреждение блока цилиндров.
  • На дне поршня образовалось два слоя отложений. Первый слой – это нагар, который отложился еще до удара, а второй соответственно, после.
  • Образование на поршневой юбке нагара, потертостей и задиров в несвойственных местах.

Если присутствует хоть один из вышеперечисленных симптомов – мотор вашего автомобиля подвергся воздействию гидроудара.

Последствия и их сила напрямую зависят от трех факторов, а именно:

  1. Мощность двигателя автомобиля.
  2. Количество попавшей в цилиндр воды.
  3. Количество оборотов двигателя на момент гидроудара.

Если после возникновения гидроудара не принимать оперативных действий, а именно заменить поврежденные детали и произвести ремонтно-восстановительные работы последствия могут стать значительно хуже.

Какие последствия гидроудара

Последствия удара поршня об прокладку в цилиндре бывают разные, так если машина стояла, и мотор работал исключительно на холостом ходе, он просто может заглохнуть. Если автомобиль во время гидроударя двигался, последствия будут более серьёзными, поскольку давление на поршень со стороны КШМ будет продолжаться, создавая большие усилия. В данном случае может произойти деформация и разрушение вкладышей, шатунов, колец и коленчатого вала.

Когда происходит обратный ход поршня мелкие обломки деталей, попадая в имеющийся зазор между стенкой цилиндра и поршня, могут пробить стенку или заклинить поршень, после чего двигатель уже восстановлению не подлежит. Это самое тяжёлое последствие от гидроудара двигателя, которое наиболее опасно для дизельных агрегатов, поскольку у них объём камеры сгорания значительно меньше, а степень сжатия гораздо выше.

Когда машина едет с невысокой скоростью и силы инерции на детали КШМ не столь велики, то импульс гидравлического удара не будет резким, что поможет сохранить узлы от разрушения.

Кроме этого последствия гидроудара двигателя сказываются и на других деталях мотора. Существуют случаи, когда сильное давление влияло на деформацию головки цилиндра. Внезапная остановка коленвала при работе силового агрегата приводит к высокому механическому напряжению, которое действует на приводные ремни и цепи, а также на регуляторы их натяжения. По этой причине они могут растянуться или порваться, что потребует их замены.

В таких случаях в последнюю очередь страдает коленчатый вал. Он может деформироваться или сломаться уже вследствие разрушения поршня или шатунной передачи. Разрушение головки шатуна после гидроудара, как правило, не носит следов побежалости и перегрева. Её вид остаётся обычным.

Что делать в случае гидроудара

Гидроудар двигателя является достаточно серьёзной причиной для его частичной разборки в мастерской, диагностики и тщательного осмотра приводных ремней и деталей КШМ. Обычно без шлифовки и замены отдельных деталей не обходится, но в зависимости от ситуации может потребоваться и более серьезный ремонт.

Если при запуске мотора слышен непривычный звук не стоит надеяться, на «авось как-нибудь и дотяну до СТО», поскольку наличие постореннего звука указывает на наличие механического дефекта в узлах, который в процессе эксплуатации двигателя будет только прогрессировать и приведет к невосстанавливаемым последствиям.

У автомобилей с дизельными моторами свечей зажигания нет и быстро продуть цилиндры невозможно, в следствии чего, для них последствия гидравлического удара более тяжёлые, чем у бензиновых агрегатов. Поэтому выход здесь один – буксировка авто в мастерскую.

Объём работ по восстановлению мотора после гидроудара, аналогичен как при капитальном ремонте. Очень важно не допускать длительного простоя машины с залитыми водой цилиндрами, иначе коррозия металла обязательно приведёт к довольно серьезным последствиям и необходимости делать расточку и шлифовку цилиндров.

Не всегда имеется возможность вызвать эвакуатор, в этом же случае необходимо:

  • Прежде всего, если машина находится в воде, ее следует оттуда вытащить.
  • Выключить зажигание.
  • Вывернуть свечи зажигания.
  • Разобрать воздушный фильтр, если в нем имеются следы воды – перейти к следующему этапу, а если нет – все собираем на место, пробуем завести автомобиль.
  • Провернуть коленчатый вал, в случае если через свечные отверстия будет вытекать вода – заводить автомобиль нельзя.
  • Если же вода отсутствует, свечи зажигания вкручиваем и все собираем на свои места.
  • Пробуем завести двигатель.

Важно! В случае если передняя часть машины пробыла более 10 секунд под водой, можно сказать с вероятностью 99,9% , что вода попала в двигатель. Вовремя принятые защитные меры максимально снизить эффекта гидроудара и его последствий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector