Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП
Avtobest72.ru

Автомобильный портал

Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Сколько будет действовать повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП в 2020 году

На всей территории РФ действует единый закон для автолюбителей. Суть закона заключается в том, чтобы водитель, прежде чем сесть за руль, застраховал свою ответственность. Страховая программа получила название – ОСАГО. В рамках программы обязательного страхования предусмотрены не только скидки, но и повышающие показатели. В результате этого возникает вполне закономерная проблема: сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП. Рассмотрим в статье, что такое КБМ и как он меняется от наличия или отсутствия страховых выплат.

Что такое КБМ

Кбм — это коэффициент бонус-малус, который применяется при расчете страховой премии. Согласно тарифному руководству по страхованию ОСАГО предусмотрено 14 классов аварийности. При этом автолюбителю с 13 классом полагается максимальная скидка при расчете страховой премии.

Принцип работы бонус-малус очень простой:

  • за каждый год без аварийного управления дается скидка 5%, которая ежегодно суммируются;
  • при наличии убытков по вине водителя предусмотрен по ОСАГО повышающий коэффициент, который напрямую зависит от количества заявленных убытков.

Это единственный показатель, который участник движения может сам изменить. Аккуратные автолюбители, благодаря безаварийному вождению, могут сэкономить на приобретении полиса.

Также следует принимать во внимание, что с 2003 года со стороны государства вносились правки в тарифы и менялись все показатели, кроме таблицы с бонусами. Это единственный коэффициент, который остался неизменным с момента появления обязательного продукта на территории РФ.

Как зависит стоимость полиса от КБМ

Важно учитывать, что стоимость обязательного полиса ОСАГО напрямую зависит от КМБ. Чем ниже его значение, тем меньше стоимость защиты.

Рассмотрим простой пример, как меняется стоимость ОСАГО для автолюбителей, при изменении КБМ.

БТ

КБМ Кт КВС КО КМ КС КП

Итого, рублей

Благодаря таблице вы можете сами посмотреть, как зависит стоимость бланка ОСАГО от размера КБМ.

Расчет стоимости полиса ОСАГО производится в соответствии с методическими рекомендациями утвержденными РСА по следующей формуле:

СП = Тб × Кт × Кбм × Квс × Ко × Км × Кс × Кп × Кн, где:

Таблица КБМ и как его рассчитать

Как только был принят единый 40 ФЗ закон по обязательному страхованию, все представители страховых компаний пользовались единой таблицы КБМ. На первый взгляд таблица кажется сложной и непонятной. Однако все очень просто и легко можно определить.

  1. Страховой класс на начало оформления договора страхования. Для получения информации достаточно взять страховой полис и посмотреть сведения в разделе «особые отметки». Однако стоит учитывать, что в последнее время многие страховые компании не делают отметку в классе страхование. В каком случае получить сведения по бонусу можно только через единую базу РСА которая работает круглосуточно и бесплатно.
  2. Коэффициент, который используется при расчете ОСАГО. Максимальный равен 2,45, в то время как минимальный 0,5.
  3. Класс на новый срок, который зависит от количества или отсутствия страховых выплат. Указанный раздел разделен на 5 столбцов: 0,1,2,3,4 и более страховых случаев.

Для формирования расчета вам потребуется:

  • уточнить класс на момент оформления ранее заключенного бланка;
  • оставаясь на данной строке посмотреть новый класс, в зависимости от страховых случаев.

К примеру, по полису был 5 класс. Если у водителя:

  • нет аварий, то по новому ОСАГО страховщик применит 6 класс, а именно скидку 15%;
  • была 1 авария, то новый класс — 3 (начальный);
  • было 2 аварии — 1 класс, а именно повышающий 1,55;
  • было 3 аварии и более — максимальный класс, которому соответствует показатель 2,45.

Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Как правило, все водители, которые попали в аварию, не знают, на какой срок будет зафиксирован повышающий показатель. Такая проблема возникает, поскольку никто не хочет переплачивать.

Если ранее страхователи могли обмануть страховщика и при оформлении бланка сказать, что аварий не было, то теперь все иначе. Несколько лет назад была создана специальная база РСА, в которою предоставляют сведения все страховщики о классе аварийности.

На сколько фиксируется повышающий, зависит от того, будет спустя год аварии у водителя или нет. К примеру, если у участника движения максимальный повышающий и в течение страхового года случилась авария, то класс сохраняется.

Пример действия повышающего коэффициента:

Повышающий

Количество аварий

Новый КБМ

2,3 1 и более 1,55 1 и более 1,4 1 и более 1 (начальный класс)

При этом важно принимать к сведению, что показатель может фиксироваться:

  • по водителю, при условии, что по договору предусмотрено ограниченное количество лиц, которые управляют машиной;
  • за собственником, на чье имя оформлено ТС.

Поскольку полис страхования всегда приобретается на 1 год, то и повышающий коэффициент будет действовать в течение года. Узнать показатель на новый срок можно не ранее чем за 60 дней, до окончания прежде купленного договора.

Как меняется после ДТП при безаварийной езде

Важно знать: как меняется стоимость защиты, если после ДТП водитель аккуратно управляет автомобилем и не является виновником. На самом деле в таком случае все просто. Сначала страховщик повысит страховку, а после начнет снижать стоимость договора.

Если внимательно изучить таблицу, то станет ясно, что при наличии максимального коэффициента, водителю необходимо 4 года аккуратно управлять машиной, чтобы вернуться на начальный класс страхования. Именно спустя указанное время можно продолжать безаварийно ездить и зарабатывать 5% скидку за каждый год.

Можно ли избежать повышения цены на ОСАГО после ДТП

Безусловно, никто не желает платить больше, даже если он виноват. В таком случае возникает вопрос: можно ли как избежать ответственности и купить бланк договора по меньшей цене? Если вернуться в 2003 год, то можно сказать – можно. Именно при введении нового продукта у владельцев ТС было несколько лазеек:

Смена страховой организации

Достаточно было поменять страховщика и сообщить, что по ранее оформленному договору страховых случаев не было.

Смена водительских прав

При страховании участник движения мог сказать, что только получил права и ранее никогда не пользовался услугами обязательного страхования.

Не предъявлять полис

Достаточно просто сказать, что страхуетесь первый год и не показывать ранее оформленный ОСАГО.

Поскольку единой базы РСА небыло, страховщики не могли быстро проверить информацию по данным транспортного средства. Поэтому все было на доверии. Времена меняются, и сегодня вся процедура страхования проходит через единую базу РСА.

  • проверяются данные по правам, в том числе и ранее полученным, которые всегда прописываются на документе;
  • страховщик смотрит по идентификационному номеру ТС, где ранее был застрахован авто и на какой срок;
  • сотрудники страховой компании проверяют сведения по каждому участнику движения и собственнику.

Получается – избежать ответственности не получится. Однако есть одна лазейка, благодаря которой водители могут снизить стоимость договора. Для этого необходимо:

  • оформить бланк договора с условием «неограниченное количество лиц допущенных к управлению»;
  • спустя год купить договор, с ограниченным количеством водителем.

Согласно закону, если в течение года автолюбитель не был застрахован, то класс из единой базы РСА исчезает. При этом совершенно неважно, повышающий он, или понижающий. Такая хитрость подходит тем участникам движения, у которых максимальный повышающий коэффициент, по таблице КБМ.

Что касается водителей женского пола, то они могут избежать ответственности при смене фамилии. Не секрет, что на правах не прописывается прежняя фамилия. В результате этого страховая организация, запрашивая сведения, получит информацию, что клиент ранее не страховался и применит 3 (начальный) класс аварийности.

Зачастую страховые агенты предлагают оформить бланк договора по начальному классу, или со скидкой (в страховых компаниях есть возможность поменять КБМ вручную) при условии приобретения дополнительной услуги. Вы должны понимать, что в результате наступления страхового события факт мошенничества может быть раскрыт. В таком случае в выплате вам, конечно, не откажут, но и применят дополнительный повышающий показатель при оформлении нового договора (за грубые нарушения).

Смена страховой

Многие автолюбители уверены, что после ДТП могут обратиться в офис другой страховой компании и купить ОСАГО без повышения ставки за ДТП. Как уже было сказано, теперь все страховые компании тщательно проверяют информацию по каждому клиенту.

Что касается процедуры оформления через интернет, то она аналогичная. Получается, даже если вы решите воспользоваться услугами другой организации, то стоимость будет сформирована с учетом повышающего показателя.

Смена страховой актуальна в том случае, если компания готова предложить приобрести договор по минимальной базовой ставке. В этом случае у водителя появляется возможность сэкономить до 1000 рублей.

Получить информацию можно о размере базовой ставки:

  • по телефону горячей линии страховщика;
  • на портале РСА, путем обращения через обратную связь;
  • в офисе брокера, который сразу предлагает ОСАГО от нескольких компаний;
  • на нашем портале, путем формирования запроса через специальный калькулятор.

Что касается последнего варианта, то предлагаем сэкономить личное время и сформировать запрос за считанные минуты. Вся информация предоставляется совершенно бесплатно. По итогам расчета вы узнаете стоимость ОСАГО во всех крупных компаниях и сможете оформить покупку в режиме реального времени, на официальном сайте страховщика или лично в офисе.

Согласно закону каждая страховая компания, при страховании ОСАГО, может выбрать размер базовой ставки, которую будет использовать при расчете страховой премии. В рамках закона, для легковых транспортных средств, ставка находится в диапазоне от 3 432 до 4118 рублей.

В завершение можно отметить, что примененный при автострахование повышающий по ОСАГО при ДТП будет действовать год, при условии, что водитель будет аккуратным водителем. В противном случае коэффициент увеличится или останется неизменным, при условии, что по договору максимальный показатель. При этом размер КБМ будет единым во всех компаниях, поскольку вся информация проверяется на едином портале РСА.

Предлагаем вам, читатель, поделиться своим опытом и рассказать, как долго у вас был повышающий коэффициент после ДТП, по обязательному страхованию, в результате чего получили и как смогли сэкономить на покупке нового договора.

При необходимости вы также всегда можете получить помощь опытного эксперта на нашем портале, который работает 24 часа в сутки и подскажет ответ на любой вопрос.

Ну и, конечно, не забывайте ставить лайк и делиться материалом со своими родными и близкими.

Более подробно про КБМ в страховке вы узнаете далее.

10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО

С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.

1. Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?

Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона). Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут. Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.

Читать еще:  Авария на парковке это ДТП или нет

2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?

При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.

3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?

С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину. Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.

Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года. А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2020 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода. Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.

4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?

Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.

5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?

За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.

6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?

Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис. При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе. Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.

7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?

Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.

8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?

Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.

Три месяца ОСАГО живет по новым правилам: с расширенным тарифом и новым коэффициентом «возраст-стаж». А с 1 апреля по-новому начисляется «бонус-малус». Что стало с ценами и куда они двинутся дальше?

9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?

При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.

10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?

Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице. Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц. Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.

Как изменится КБМ после ДТП?

Размер взноса по ОСАГО зависит от коэффициентов страхового тарифа, некоторые из них базируются на актуарных расчетах. Коэффициент аварийности ОСАГО является частью рейтинговой системы, основанной на количестве выплат компенсации по случаям ДТП в отношении конкретного водителя, на его безаварийной езде. Как изменяется значение КБМ при ДТП? Каков период действия коэффициента? Какое именно влияние он оказывает на стоимость страховки? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Повышающий коэффициент за аварийность ОСАГО

При расчете стоимости «автогражданки» используется ряд коэффициентов, установленных указаниями Центробанка РФ. Среди них территориальный коэффициент, коэффициент мощности двигателя, коэффициент водительского стажа и возраста и др. Коэффициент БМ используется страховщиками в качестве мотивации к безаварийному управлению автомобилем. В случае соблюдения ПДД и отсутствия ДТП водитель авто повышает класс мастерства своего вождения и может получить скидку от компании вплоть до 50% на покупку ОСАГО на следующие 12 месяцев. Водители, которые стали участниками аварий в качестве виновников, снижают свой класс и, соответственно, увеличивают стоимость обязательной страховки на следующий год.

В Швейцарии виновник аварии может возместить убытки страховщику, чтобы не потерять свою скидку на страховку. В Германии скидка на полис за первый год без аварий составляет 75%. Во Франции скидки на страховку доступны только семейным парам.

Система «бонус-малус» в РФ начала свою работу с момента вступления в силу закона «Об ОСАГО», но в том виде, в котором она существует сейчас, стала работать только с 2013 года. Это система является частью страхового тарифа и основывается на актуарных расчетах. Получить скидку, то есть «бонус», благодаря этой системе можно только после окончания действующего договора или при его досрочном прекращении, но при условии, что после этого не прошел год. Если покупать следующую страховку спустя более одного года, все скидки сгорают, автовладельцу присваивается 3 класс и КБМ 1. А вот удорожание, то есть «малус», будет применяться вне зависимости от наличия перерывов в страховании.

Если водитель виновник аварии

Полис для человека, по вине которого случилась авария и была осуществлена выплата возмещения, обязательно подорожает. На сколько увеличится цена будет зависеть от количества аварий, от класса вождения, который будет установлен на момент окончания действия договора ОСАГО и от КБМ после ДТП. Если при покупке страховки автовладелец имел 5 класс и в течение года попал в одно ДТП, то показатель снизится до 3 класса. Такое снижение не повлечет за собой удорожание полиса, поскольку значение КБМ будет равняться 1. Но если аварий за год было больше, то стоимость страхового полиса возрастет более чем на 50%, а КБМ будет иметь значение 1,55, 2,3 или 2,45.

Если не виновен в ДТП

Для водителя автомобиля, который стал участником аварии в качестве пострадавшего, никаких санкций не последует. Это связано с тем, что в базу РСА включают только данные человека, по вине которого случилось происшествие. Пострадавший водитель не будет отвечать за нарушения ПДД, если он их не совершал, следовательно, и стоимость ОСАГО после ДТП для него в худшую сторону не изменится. Если будет установлена обоюдная вина водителей в дорожном происшествии, то компания снизит класс, а значение КБМ повысит для обоих виновников.

Сколько действует повышающий коэффициент после ДТП?

Договор обязательной «автогражданки» заключается со страховой компанией сроком на 1 год кроме случаев, когда страховку покупает владелец авто, зарегистрированного в другой стране или владелец транспортного средства, следующий к месту постановки машины на учет или на СТО для техосмотра. В первом случае можно купить полис на 5 и более дней, во втором — максимум на 20 дней. Но ни в одном из этих случаев КБМ для расчета стоимости страховыми компаниями не применяется. Следовательно, повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП будет действовать только 12 месяцев, и если водитель будет соблюдать ПДД в течение следующего периода страхования и не будет провоцировать аварийные происшествия на дорогах, значение его КБМ снизится, а класс вождения повысится ровно на один пункт.

На сколько подорожает страховка после ДТП?

Значение КБМ после аварии может увеличить стоимость ОСАГО от незначительных 5% до 195%. Последний вариант развития событий маловероятен, но может коснуться водителей с 13 классом, ставших виновниками 4 или большего количества аварий за страховой год. В этом случае такой водитель получит класс М с самым большим КБМ, равным 2,45. Ниже представлена таблица повышающих коэффициентов ОСАГО после ДТП, которые применяются страховщиками при расчете цены на полис.

Класс водителя КБМ Количество аварий и иных страховых случаев за год
0 1 2 3 4
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Если водитель на начало периода страхования имел 8 класс с КБМ 0,75, то его скидка на полис составила 25%. Если этот же водитель в течение периода страхования станет участником одной аварии, его класс понизится до 5-го, с КБМ — 0,9, а цена полиса ОСАГО на следующий период страхования возрастет на 15% по сравнению с ценой, уплаченной за действующий страховой полис. Если водитель с 10 классом попадет в течение года в два ДТП, то он получит 3 класс с КБМ — 1, а цена вырастет на 35%. Используя данные из таблицы, разработанной Центробанком, каждый водитель может самостоятельно рассчитать на сколько подорожает его обязательная страховка или какую скидку он получит при безаварийной езде в течение одного года. Рассчитать стоимость также можно на сайте РСА или на онлайн-калькуляторе на сайте своей страховой компании.

Можно ли избежать увеличения цены?

Способ избежать удорожания страховки может подойти не каждому водителю автомобиля, ставшему виновниками ДТП. Если человека с высоким значением КБМ после ДТП не вписывать в страховку, это поможет снизить стоимость полиса, но не позволит данному водителю на законных основаниях эксплуатировать транспортное средство. Если же включать его в полис, страховщик учтет его коэффициент БМ при следующем расчете стоимости. Еще одним способом может стать оформление обязательной страховки с неограниченным количеством водителей. Ее стоимость будет рассчитываться по показателям и коэффициентам собственника автомобиля. Но поскольку такой страховой полис гораздо дороже страховки с ограниченным кругом лиц, то выгоду можно будет извлечь только при слишком высоком КБМ у водителя, которого необходимо включить в полис.

Цена на страховой полис будет снижаться, а не увеличиваться за счет скидки, которую предоставляет страховая компания за безаварийную езду. Ежегодно за вождение без аварийных ситуаций автовладельцы смогут получать скидку на полис в размере 5%. Если в течение 10 лет в отношении такого человека не наступил страховой случай и страховая компания не осуществляла выплату возмещения, его скидка может достичь 50%.

До 2013 года многие автовладельцы решали проблемы с подорожанием ОСАГО из-за ДТП путем перехода к другому страховщику, тем самым пытаясь скрыть свой КБМ и предыдущую страховую историю. После 2013 года такой способ уже не работает, поскольку с помощью базы РСА каждый страховщик может в короткие сроки получить необходимую информацию и узнать коэффициент бонус-малус конкретного водителя. Автовладелец также сам может узнать свой КБМ, воспользовавшись специальным сервисом на сайте РСА. Если обнаружится, что показатель не совпадает с тем, который рассчитал владелец авто, он может обратиться к страховщику с письменным заявлением о пересмотре КБМ. Если страховая компания не удовлетворила просьбу клиента, последний может подать жалобу в РСА или ЦБ.

Заключение

Бонус-малус при ограниченной страховке рассчитывается для каждого водителя и цена устанавливается по худшему результату, при неограниченной учитывается только результат собственника автомобиля. Коэффициент может влиять как в сторону уменьшения, так и увеличения стоимости страховки для транспортного средства. ОСАГО после ДТП будет стоить дороже, поскольку класс водителя снижается, а коэффициент увеличивается. Улучшить свою страховую историю человек сможет только путем соблюдения ПДД и отсутствием аварийной езды в последующие периоды страхования.

Как меняется КБМ по ОСАГО после ДТП? Расчёт. Можно ли и как восстановить?

  1. КБМ не всегда повышается, если вы попали в аварию. Его значение зависит вовсе не от ДТП, а конкретно от страхового случая – то есть если вы признаны виновным, а потерпевший обратился и получил выплату по ОСАГО.
  2. Расчёт коэффициента производится по утверждённой Центробанком таблице.
  3. Если даже у вас максимальная безаварийная скидка, то, попав за год в аварии 3 раза, вы уже достигнете самого высокого значения коэффициента.
  4. Изменившийся КБМ можно и восстановить к прежнему значению, но не во всех случаях.

При попадании в ДТП изменяется стоимость полиса ОСАГО на следующий период страхования. Но далеко не во всех случаях. В статье мы выясним, для кого, и, главное, насколько уменьшается КБМ и, соответственно, повышается коэффициент, на который умножается при расчёте базовый тариф в 2020 году. Мы также приведём примеры расчётов.

Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?

Нет. Но сначала давайте выясним, что же это такое – КБМ!

Это коэффициент бонус-малус, который применяется при расчёте полиса ОСАГО при покупке его на автомобиль. То есть при определении стоимости страховки сначала берётся базовый тариф, который страховая компания устанавливает самостоятельно, но в пределах установленного законом коридора от 2 746 до
4 942 рублей для легковых автомобилей физических лиц в России.

Далее при расчёте эта фиксированная сумма умножается поочерёдно на определённые коэффициенты. По состоянию на 2020 год из всего 7:

  1. коэффициент региона регистрации в России,
  2. КБМ – в зависимости от наличия страхового случая,
  3. ограниченного или неограниченного по водителям ОСАГО,
  4. возраста и стажа,
  5. мощности машины,
  6. сезонности эксплуатации авто,
  7. срока страхования.

Все они применяются поочерёдно в таком же порядке, как представлено в списке выше. То есть берём, к примеру, базовый тариф 4 000 рублей, и, если владелец машины проживает в Москве, то получаем коэффициент 2 – то есть стоимость в расчёте увеличивается в 2 раза – до 8 тысяч. Далее, например, человек ни разу не попадал в ДТП в течение последних 8 лет, то далее применяется КБМ 0,6 – то есть 8 000 умножаем на 0,6 и получаем 4 800 рублей. И так до последнего коэффициента.

Но в любом случае итоговая цена страховки ОСАГО не должна превышать в 3 раза базовый тариф.

Таким образом, – это зависимость стоимости полиса от количества страховых случаев. Его текущее значение хранится в базе данных РСА (Российского союза автостраховщиков), и запрашивается сотрудниками страховых каждый раз, когда они рассчитывают стоимость вашего полиса.

Многие автолюбители в обиходе называют этот коэффициент “безаварийной скидкой”, что в целом не совсем верно, потому что:

    КБМ не зависит напрямую от ДТП,

здесь может быть не только скидка, но и повышение стоимости, если вы часто попадаете в аварии и оказываетесь в них виновником.

Итак, КБМ после дорожного происшествия изменяется не всегда, а только при следующих условиях:

  • вы признаны виновником в аварии,
  • по результату ДТП потерпевшая сторона обратилась за страховым возмещением – то есть КБМ не меняется от простого наличия аварии, должен быть именно страховой случай – то есть выплата или направление на ремонт; проще говоря, страховая организация должна потерпеть убыток.

Если я не виноват(а)?

Тогда КБМ для вас не вырастет и никак не изменится. Дело в том, что этот коэффициент призван мотивировать автовладельцев соблюдать ПДД, меньше попадая в аварии. То есть если вы часто оказываетесь виновником в ДТП, то страховка для вас дорожает.

Если же вы ни в чём не виновны, то и ОСАГО для вас не должно поменять. Логично? Вполне!

Если вина обоюдная?

В этом случа вне зависимости от степени виновности в ДТП бонус-малус повысится для всех его участников. Увы, но даже возрастания КБМ на меньшие значения в зависимости от степени обоюдной вины каждого участника не предусматривается. Даже если вы виновны всего на 1%, КБМ изменится одинаково, как и для виновника на 99%.

Как меняется КБМ? Таблица

Итак, теперь мы знаем, что безаварийная скидка вырастет только в том случае, если вы виновник ДТП, а потерпевший обращался в страховую и получил возмещение по ОСАГО.

Страховщики же (если быть точнее, то Центробанк) уже давно всё рассчитали и придумали фиксированную таблицу изменения КБМ в зависимости от страховых случаев. Она менялась в последний раз в апреле 2019 года и на сегодняшний день выглядит нижеследующим образом.

  • цветом выделен непосредственно сам КБМ – то есть его значение при покупке полиса ОСАГО,
  • красным выделены значения коэффициента, когда они увеличивают стоимость страховки,
  • синим – изначальный КБМ, если вы ранее не страховались, или у вас был перерыв более года (когда он обнуляется),
  • а зелёным – значения коэффициента, когда они снижают стоимость страховки,
  • все столбцы правее первого – это количество ДТП в страховом периоде и как они увеличивают значение на следующий год.
Таблица КБМ после ДТП

Коэффициент КБМ на период Коэффициент КБМ
0 ДТП 1 ДТП 2 ДТП 3 ДТП Более 3 ДТП
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Таким образом, чем больше ДТП, в которые вы попадали и оказывались виновником и где потерпевший обращался за возмещением, тем выше будет значение КБМ.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Примеры расчёта

Теперь давайте рассмотрим несколько примеров, на сколько изменится: вырастет или снизится КБМ при определённых количествах происшествий либо их полном отсутствии в течение определённого периода.

2 ДТП за год

Вы впервые застраховались и попали в 2 ДТП за этот год. В этом случае ваш КБМ вырастет в 2,45 раза для следующей покупки ОСАГО. Вот так это будет выглядеть по таблице:

То есть если вы впервые застраховались, то начальный КБМ у вас равен единице. Затем, так как вы попали в 2 ДТП, мы смотрим вправо от текущей колонки в этой же строке таблицы и получаем коэффициент 2,45.

Если рассчитать по реальной стоимости полиса в качестве примера, то, если у вас в первый год ОСАГО стоило, к примеру, 5 000 рублей, то после 2 аварий цена вырастет приблизительно до 9 тысяч при прочих равных условиях.

Ни одной аварии за 15 лет

Теперь пример немного иной – вы ни разу не попали в ДТП по своей вине в течение последнего полутора десятка лет. В этом случае расчёт и то, как меняется КБМ, будет выглядеть следующим образом:

Данный пример немного сложнее. Здесь каждый год фактически КБМ снижается на 0,05:

  • в самый первый год страхования он составляет единицу,
  • далее через год, так как вы не попадали в ДТП, КБМ становится 0,95 (то есть спускаемся на одну строку ниже по таблице),
  • затем каждый следующий год также спускаемся ниже на строку и доходим до конца таблицы на 11-й год страхования по ОСАГО – здесь мы достигли максимальной скидки 50% коэффициента (только не путайте с конечной стоимостью полиса, так как после КБМ применяются ещё и другие коэффициенты),
  • и каждый следующий год после 11-го КБМ уже снижаться перестанет и будет всегда 0,5, если вы не попадаете в аварии.

Но обратите внимание по таблице – даже в случае максимально низкого бонус-малуса вы попадёте за год в 2 ДТП, то он вернётся снова к единице, а если более чем в 3 аварии, то вообще составит максимальную планку – 2,45.

Можно ли избежать повышения?

Практически и по закону, кроме как не попадать в ДТП, нет. Но постойте. Выше мы говорили влияние вовсе не самой аварии, а именно страхового случая на изменение КБМ. Получается, что избежать повышения бонуса-малуса, не должно быть именно возмещения. А его не будет только в том случае, если потерпевший не обратится за выплатой по ОСАГО.

Таким образом, при попадании в ДТП вам следует оценить, насколько вырастет стоимость вашего полиса от этого происшествия и насколько велики повреждения автомобиля. Быть может, проще дешевле будет возместить ущерб самостоятельно, если речь идёт о паре тысяч рублей. Только не забудьте взять в этом случае расписку о таком возмещении, чтобы в случае, если потерпевший решит получить двойную выгоду, обратившись ещё и по ОСАГО, вы смогли доказать прямое возмещение и аннулировать такое обращение.

Почему у меня изменился КБМ, если не было ДТП?

Такое, к сожалению, иногда происходит, нередко по вине страховщиков или (реже) базы РСА.

Самый распространённый случай – это когда страховщик не вносит действующий КБМ в базу данных, и тот обнуляется, то есть сбрасывается до единицы (см. таблицу выше).

В этом случае нужно писать заявление этому страховщику, а в случае отрицательного ответа – в РСА и подать жалобу в Центробанк.

Но есть и ещё одна причина – вы поменяли водительское удостоверение и не сообщили в страховую его новые серию и номер. Подробнее о том, что делать, если вы не попадали в ДТП в последние года, а коэффициент изменился – повысился, мы писали в специальной статье об этом.

Можно ли сбросить?

Нет. Имеется в виду, что в 2020 году нельзя ни по закону, ни практически обнулить КБМ за деньги, если вы попадали в происшествия и стали виновником. В любом случае это является уголовным преступлением в сфере страховых услуг, и даже при попытке залезть и взломать базу РСА, поменяв свой КБМ, такого хитрого автовладельца и/или его дельцов ждёт уголовное преследование.

Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП: сколько действует и как рассчитывается?

Несмотря на то, что цена ОСАГО регулируется со стороны государственных органов, тем не менее она может существенно отличаться для той или иной категории водителей.

Одним из важных факторов, оказывающих влияние на размер стоимости страховки, является наличие либо отсутствие в истории вождения ДТП. В настоящее статье попытаемся более подробно освятить данный вопрос.

Что это такое?

Что это такое? Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа, а также системы коэффициентов. При этом значение базового тарифа страховщик определяет самостоятельно в пределах ценового коридора, установленного Центральным Банком РФ.

Организации не имеют право делать какие-либо дополнительные наценки или скидки на страховку ОСАГО. Однако зачастую конечная стоимость такой страховки может существенно отличаться в каждом отдельном случае, ввиду того, что коэффициенты могут принимать различные значения.

Итак рассмотрим подробно основные составляющие стоимости полиса:

  • Коэффициент территории – его размер зависит от территории, на которой эксплуатируется транспортное средство. Для крупных городов обычно устанавливается высокий коэффициент территории (Например, для Москвы он равен 2,0). Объясняется это наличием высокого риска наступления страхового случая. При этом для Московской области данный показатель составляет 1,7.
  • Коэффициент мощности транспортного средства – чем мощнее машина, тем выше значение коэффициента. Разработана специальная таблица, на основании которой можно точно определить размер коэффициент мощности, исходя из количества лошадиных сил.
  • Коэффициент безаварийной езды – при покупке страховки автовладелец имеет право на получение скидки за длительную езду без участия в ДТП. При этом если страховой случай наступил и автовладелец является виновником, соответственно цена страховки для него увеличится.
  • Коэффициент возраста и стажа водителя – чем старше и опытнее водитель, тем ниже размер данного коэффициента. В то же время для молодого автовладельца, недавно получившего права, данный коэффициент приобретёт максимальное значение (1,8).
  • Коэффициент количества водителей, управляющих машиной – если их количество ограничено, то коэффициент составит 1, если же к управлению машиной допущено неограниченное количество лиц, то коэффициент возрастет до 1,8.
  • Коэффициент сезонности – зависит от длительности срока эксплуатации авто. Автовладелец в зависимости от частоты использования машины имеет право оформить полис на 3, 4, 5 и более месяцев. Соответственно, чем больше срок, тем выше значение данного показателя (максимальный период равен 12 месяцам).
  • Коэффициент нарушений – применяется в отношении лиц, допустивших грубые нарушения (п. 3 ст. 9 ФЗ РФ «Об ОСАГО»). Сюда относятся следующие ситуации:
    1. вождение в пьяном виде;
    2. предоставление ложной информации;
    3. покидание места аварии и др.

Значение данного коэффициента составляет 1,5.

  • Коэффициент срока страховки ОСАГО – применяется только для иностранцев или машин, передвигающихся по территории РФ, транзитом. Чем больше срок страхования, тем выше данный показатель (максимальное значение равно 1,0).
  • К примеру, стоимость полиса ОСАГО для водителя, имеющего за плечами большой стаж, а также безаварийную езду в течение последних 10 лет, будет гораздо меньше, чем для «новоиспеченного» автовладельца, рассекающего на дорогой и мощной машине по мегаполису.

    От чего зависит его изменение?

    Как уже было подмечено ранее, показатель, повышающийся либо понижающийся от участия/неучастия водителя в аварии, носит сокращенное название коэффициент бонус-малус (Кбм). Кбм служит своего рода стимулом для более внимательной и осторожной эксплуатации автомобиля, так как за каждый год безаварийной езды стоимость полиса снижается на 5%, а размер коэффициента уменьшается (бонус).

    Однако если водитель стал виновником ДТП, то коэффициент наоборот возрастает и приводит к уменьшению скидки либо ее полной отмене (малус). Посмотреть, как увеличится Кбм после наступления аварии, можно при помощи специально разработанной таблицы (более детально данный вопрос будет освещен ниже).

    Как рассчитывается?

    Чтобы понимать, на сколько повышается коэффициент после ДТП, необходимо произвести расчет. Однако самостоятельный расчет является довольно сложной процедурой, ввиду того, что необходимо полностью знать свою страховую историю, а также обладать информацией о наличии/отсутствии ДТП, допущенных иными лицами, управляющими данной машиной (если количество водителей ограничено).

    Водителю, впервые купившему полис ОСАГО, сразу присваивается 3 класс, что соответствует коэффициенту безаварийной езды равному 1,0. В данном случае уплачивается стандартная цена за полис, ввиду того, что у автовладельца пока еще нет страховой истории.

    Далее, за каждый год езды без аварий класс водителя будет увеличиваться, а коэффициент уменьшаться, что соответственно снизит стоимость страховки. (Например, через 2 года безаварийной езды Кбм будет равен 0,9, что соответствует 5 классу. Для данного класса предусмотрена скидка в размере 10%).

    Сегодня существует несколько доступных способов узнать свой Кбм:

    1. Обратиться к своему страховщику – в случае, если на протяжении всего времени страховка приобреталась у одного и того же страховщика, то соответственно в его внутренней базе должна содержаться вся страховая история, на основании которой он определит точное значение Кбм.
    2. В случае, если водитель решил сменить страховщика, сохранив при этом скидку на покупку полиса ОСАГО, то тогда необходимо представить справку из предыдущей страховой компании, содержащую информацию о страховой истории.
    3. Можно определить свой коэффициент безаварийной езды при помощи базы данных АИС РСА. В настоящее время такая опция размещена на сайтах многих крупных страховых компаний (Например, «Альфа Страхование»).

    Например, в полис вписаны 2 водителя, у одного скидка равна 40%, а у другого – 5%. Общая скидка по данному полису будет равна 5%. В случае если количество водителей не ограничено, то соответственно размер Кбм определяется по страховой истории автовладельца.

    Как определить значение показателя?

    Для того чтобы понять насколько данный коэффициент повысится, приведем конкретный пример. Итак, допустим, что автовладелец в 2013 году впервые приобрёл полис и ему сразу был присвоен 3 класс с Кбм=1. На протяжении следующих 5 лет водитель осуществлял безаварийную езду и заработал 8 класс, что соответствует скидке в размере 25% (КБМ=0,75).

    Однако в 2018 году данное лицо стало виновником сразу двух ДТП, в результате которых страховой компании пришлось сделать две выплаты в пользу пострадавших. Таким образом, обратившись к таблице КБМ, не сложно определить, что класс данного водителя автоматически снизится до 2, а цена полиса ОСАГО на следующий год возрастет на 40% (КБМ=1,4).

    Определение значение показателя безаварийной езды осуществляется на основании специально разработанной таблицы, которая находится в свободном доступе на сайтах многих страховых компаний.

    Итак, данная таблица разбита на 3 колонки:

    • 1 колонка – класс водителя. Всего насчитывается 14 классов.
    • 2 колонка – размер Кбм. Данный показатель варьируется в диапазоне от 2,45 до 0,5.
    • 3 колонка – количество страховых выплат.

    Сколько он действует?

    Сколько действует повышенный коэффициент при ДТП? В силу того, что полис ОСАГО действует в течение года, то соответственно и Кбм также распространяет свое действие на 1 год. При этом после уплаты повышающего коэффициента, водитель не сможет сразу вернуться к тому классу, который у него был до участия в аварии.

    Для большего понимания приведем конкретный пример. Водитель на протяжении 4 лет ездил без аварий и соответственно имел 6 класс со скидкой 15%. Однако, на 5 год езды стал виновником ДТП и его класс снизился до 4, а скидка стала равняться 5%. Таким образом, для того, чтобы вновь вернуться к 6 классу, ему необходимо еще 2 года проездить без аварий.

    Как избежать увеличения стоимости страховки?

    Нам удалось собрать несколько полезных советов, помогающих предотвратить повышение стоимости страховки:

    1. Ездить следует внимательно и аккуратно – конечно же порой далеко не все зависит от нас, однако езда по правилам значительно снижает риск стать виновником ДТП, и как следствие потерять скидку по ОСАГО( о том, как изменится стоимость полиса после ДТП, подробнее рассказано здесь).
    2. Пересмотреть лиц, допущенных к управлению машиной – как было отмечено выше, при ограниченном количестве водителей, КБМ рассчитывается, исходя из страховой истории каждого лица, вписанного в полис. В связи с этим людей, имеющих низкий класс по ОСАГО, рекомендуется выписать из полиса.

    Таким образом, коэффициент безаварийной езды оказывает существенное влияние на конечную стоимость полиса ОСАГО. В связи с этим водителям рекомендуется весьма аккуратно вести себя на дороге, а также регулярно отслеживать значение своего КБМ, дабы избежать жульничества со стороны страховщика.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector